разработка родительского собрания для старшеклассников Профориентация
план-конспект занятия (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка родительского собрания для 9 класса «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребёнка»
Цель: обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения школьников.
Задачи: информировать родителей о профориентационной работе, проводимой в школе; познакомить родителей с профессиональной направленностью детей; информировать родителей о высших и средних специальных учебных заведениях города, региона.
Форма проведения: дискуссия.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.
Подготовительный этап
1. Написание мини-сочинений на тему «Я и моя будущая профессия».
2. Анкетирование учащихся.
Анкета интересов. Любите ли вы? Нравится ли вам?
Инструкция. Необходимо ответить на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Если вам очень нравится заниматься тем, о чем говорится в вопросе, то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить, например, два плюса; если просто нравится - один плюс; равнодушны или не знаете - нуль; если не нравится - один минус.
Подсчитав в каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов):
I - физика;
II - математика;
III - электрорадиотехника;
IV-техника;
V - химия;
VI - биология и сельское хозяйство;
VII - медицина;
VIII - география и геология;
IX - история;
X - физиология и журналистика;
XI - искусство;
XII - педагогика;
XIII - труд в сфере обслуживания; XIV-военное дело;
XV - спорт.
Степень устойчивости интересов определите по количеству плюсов в горизонтальных колонках анкеты. Если их количество максимально в одной-двух колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности. Если в трех-четырех - у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов. Если в пяти-шести - вы приступили к активным практическим занятиям в данной области, интересы переросли в склонности. Итак, вам нравится?
1. Читать книги по занимательной физике.
2. Читать книги по занимательной математике.
3. Знакомиться в научно-популярных журналах с достижениями в области компьютерных технологий.
4. Читать технические журналы «Юный техник».
5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.
6. Читать о жизни растений.
7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.
8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.
9. Читать книги об исторических личностях и событиях.
10. Читать произведения классиков мировой литературы.
11. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку.
12. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя).
13. Интересоваться искусством кулинарии, моделированием одежды, конструированием мебели.
14. Читать книги о войнах и сражениях.
15. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.
16. Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.
17. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности великих математиков.
18. Выяснять устройство электро- и радиоприборов, компьютеров.
19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.
20. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
21. Изучать ботанику, зоологию, биологию.
22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма.
23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.
24. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.
25. Читать литературно-критическую литературу.
26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.
27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников исправить свое поведение.
28. Заботиться об уюте в доме, классе, школе, приводить в порядок свое помещение.
29. Знакомиться с военной техникой.
30. Ходить на матчи и спортивные состязания.
31. Проводить опыты по физике.
32. Решать математические задачи.
33. Разбираться в схемах радиоаппаратуры.
34. Читать технические чертежи и схемы.
35. Готовить растворы и взвешивать реактивы.
36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями и животными.
37. Изучать причины возникновения разных болезней.
38. Собирать коллекцию минералов.
39. Изучать историю возникновения народов и государств.
40. Изучать иностранные языки.
41. Декламировать, петь, выступать на сцене.
42. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать им сказки.
43. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель.
44. Принимать участие в военизированных походах.
45. Играть в спортивные игры.
46. Заниматься в физическом кружке.
47. Заниматься в математическом кружке.
48. Исправлять электроприборы и повреждения в электросети.
49. Собирать и ремонтировать различные механизмы.
50. Заниматься в химическом кружке.
51. Заниматься в биологическом кружке.
52. Знакомиться с работой медсестры, врача.
53. Составлять геологические и географические карты.
54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.
55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.
56. Заниматься в театральном коллективе.
57. Объяснять друзьям, одноклассникам, как выполнять учебные задания, если они испытывают в них затруднения.
58. Оказывать людям различные услуги (стрижка и укладка волос, сделать фотографию, отремонтировать обувь).
59. Участвовать в военных играх и походах.
60. Принимать участие в спортивных соревнованиях.
61. Участвовать в физических олимпиадах.
62. Участвовать в математических конкурсах, турнирах, олимпиадах.
63. Собирать и ремонтировать радиоприборы.
64. Делать модели самолетов, планеров, кораблей или какие-либо конструкции.
65. Участвовать в химических олимпиадах.
66. Участвовать в биологических олимпиадах.
67. Ухаживать за больными.
68. Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности.
69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом кружке.
70. Заниматься в лингвистическом или литературном кружке.
71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.
72. Организовывать праздники, вечера.
73. Заботиться об экономии семейного бюджета.
74. Быть организатором игр и походов.
75. Заниматься в спортивной секции.
76. Выступать с докладами по физике, организовывать конкурсы КВН по физике.
77. Организовывать математические конкурсы.
78. Заниматься в радиокружке.
79. Принимать участие в организации технических выставок, смотров технического творчества, самим в них участвовать.
80. Принимать участие в вечере по химии.
81. Проводить экспериментальную работу по биологии.
82. Оказывать первую медицинскую помощь.
83. Участвовать в географических или геологических экспедициях.
84. Принимать участие в организации походов по родному краю с целью его изучения, самим в них участвовать.
85. Писать сценарии литературных вечеров, организовывать эти вечера.
86. Принимать участие в конкурсах, олимпиадах художественной самодеятельности.
87. Организовывать игры и праздники для детей, входить в активы.
88. Готовить еду во время походов или оборудовать походную стоянку всем необходимым для участников похода, фотографировать.
89. Изучать военное дело.
90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах.
Лист ответов
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |
76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |
(Материал взят из книги: Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособ. для старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1991. С. 37-42.)
Методика «Дифференциально-диагностического опросника» (ДДО) Е.А. Климова Инструкция. Необходимо ответить на все вопросы. Нравится ли вам занятие, о котором говорится в левой части вопроса (колонка А) или нет? Долго раздумывать не стоит, лучше полагаться на первое непосредственное ощущение. Если скорее нравится, чем не нравится, поставьте в нужной клетке таблицы знак «+». Если больше нравится, чем не нравится, - два плюса, очень нравится - три. Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус. Если больше нравится, чем не нравится - два минуса, совсем не нравится - три.
Так же надо поступить и со второй половиной вопроса (колонка Б). Не забудьте, что одну из половин нужно обязательно предпочесть.
А | Б |
Ухаживать за животными | Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
Лечить больных | Составлять компьютерные программы, таблицы, схемы |
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток | Следить за состоянием, развитием растений |
Обрабатывать материалы (ткань, металл, дерево, пластмассу и т. п.) | Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать товар |
Обсуждать научно-популярные статьи, книги | Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты) |
Выращивать животных какой-либо породы | Тренировать товарищей для выполнения и закрепления каких- либо навыков (трудовых, учебных, спортивных) |
Настраивать музыкальные инструменты (или копировать рисунки, изображения) | Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) - подъемным краном, трактором, тепловозом |
Предоставлять людям информацию, сообщать разные сведения (в справочном бюро, на экскурсии) | Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке концертов, пьес |
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | Искать и исправлять ошибки в текстах, рисунках, таблицах |
Лечить животных | Выполнять вычисления, расчеты |
Выводить новые сорта растений | Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (дома, машины, одежду, продукты питания) |
Разбирать споры, ссоры, между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
Наблюдать за работой художественной самодеятельности | Наблюдать, изучать жизнь микробов |
Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах |
Составлять точные описания - отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах | Художественно описывать, изображать события |
Делать лабораторные анализы в больнице | Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
Красить или расписывать стены, расписывать изделия | Осуществлять монтаж и сборку машин, приборов, зданий |
Организовывать экскурсии в музей, встречи, туристические походы | Участвовать в концертах, спектаклях |
Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | Заниматься черчением, копировать карты, чертежи |
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями сада | Работать на клавишных машинах, набирать печатные тексты |
Результаты. В заполненном листе подсчитываются в каждом столбце таблицы суммы плюсов и минусов. Наибольшая сумма укажет на предпочтительную группу профессий.
(Материал взят из книги: Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1991. С. 52-55.)
Оформление помещения
На доске: «Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, то никакой ветер не будет ему попутным» (Сенека).
Ниже вывешиваются сочинения, написанные на отдельных листках (лучше без подписей авторов).
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Известно, что юность - возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен и где мне будет интересно? Эти и подобные вопросы встают перед старшими школьниками.
Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором и каждый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. И если тебе 15-17, конечно, разобраться, какие из этих личностных качеств, способностей присутствуют у тебя, нелегко.
Сделать личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из легких. Самостоятельный выбор профессии - это «второе рождение человека», поскольку оттого, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психическое здоровье, радость и счастье.
Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, - один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Огромное преимущество человека заключается именно в его возможности выбора. Однако, с другой стороны, именно это и вызывает трудности - важно не ошибиться и правильно понять свои возможности, таланты и предпочтения.
Хорошо, когда ребенок с детства мечтает об определенной профессии - стать учителем или водителем - и не сомневается, что осуществит эту мечту. Конечно, у него не возникнут проблемы с выбором профессии. Но, как правило, у детей возникают трудности профессионального самоопределения. Одни не нашли в жизни еще пока ничего интересного. У них нет никаких увлечений и из того, что их окружает в мире, их ничего не привлекает. Другие ребята, наоборот, интересуются всем: они одновременно занимаются в спортивных секциях, посещают несколько кружков и факультативов. Им не хватает свободного времени. Они очень активны и в учебе, и в общественной деятельности. И, как ни странно, у них все везде получается! Но, к сожалению, и такие дети не могут определиться с тем, что им нравится больше, с чем им связать свою дальнейшую жизнь. Для того чтобы ребенок сделал выбор, необходимо помочь ему разобраться в себе.
II. Педагогическое просвещение. Выступление психолога
Стихийность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворенности человека своей жизнью. Работа становится неинтересной, что порой даже приводит к нервным заболеваниям. Поэтому проблему выбора будущей профессии необходимо серьезно обсудить с ребенком, помочь ему разобраться в своих способностях, психологических особенностях и характеристиках профессии. Известный психолог Е.А. Климов разделил все профессии на пять групп в соответствии с использованным предметом труда, т. е. с тем, с чем человек непосредственно работает, это техника, природа, люди и т. д.
Человек - техника. Представители профессий этой группы связаны с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой, наладкой, управлением транспортных средств. Сюда же относятся специалисты по производству и обработке металлов, механической сборке, монтажу электрооборудования, монтажу сооружений, конструкций, переработке продуктов сельского хозяйства. Для тех, кто выбирает профессии этой группы, необходимо практическое мышление, дисциплина, аккуратность.
Современные профессии: строительные специальности, архитектор, водитель, инженер, технолог, монтажник информационных сетей, автослесарь.
Человек - природа. Деятельность представителей этой группы связана с растительным и животным миром. Человек, который хочет связать свою судьбу с профессиями этой группы, должен не только любить природу, но и прогнозировать изменения, которые могут произойти, быть всегда готовым к непредвиденным ситуациям, т. к. все живое на земле развивается без выходных и праздничных дней. Необходимо быть уравновешенным, иметь способности к кропотливому труду, уметь самостоятельно принимать решения.
Современные профессии: микробиолог, фармацевт, флорист, ландшафтный дизайнер, ветеринар.
Человек - знаковая система. Это группа, в которой объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики. Для представителей этой группы необходимо умение абстрагироваться - отвлечься от реальных физических, химических свойств, уметь все это оформлять схематически. Очень важно умение видеть реальные объекты, явления в схемах, графиках, т. е. умение читать чертежи. Для людей, выбирающих такие специальности, необходимо устойчивое внимание, умение сосредоточиться, выполнять монотонную работу.
Современные профессии: экономист, корректор, переводчик, системный администратор, программист, топограф.
Человек - человек. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми. Специалистам, работающим в этой сфере, необходимо иметь такие качества: терпение, умение находить общий язык с разными людьми, потребность в общении, отсутствие перепадов настроения, умение ставить себя на место другого человека, хорошая память.
Современные профессии: педагогические работники, официант, менеджер, страховой агент, продавец-консультант, администратор.
Человек - художественный образ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной и актерской деятельностью. Профессии данной группы должны выбирать все-таки люди, у которых есть определенные способности к тому или иному виду искусства. Также необходимо творческое воображение, образное мышление.
Современные профессии: дизайнер-модельер, дизайнер по интерьеру, режиссер, актер, журналист, музыкант, стилист.
(Далее психолог дает подробную характеристику анкетных данных индивидуально по каждому ребенку. Данные на каждого ребенка выдаются только родителям.)
III. Заключительное слово классного руководителя
И, конечно, делая выбор в профессиональном направлении, необходимо четко представлять потребности рынка труда, интересоваться у специалистов службы занятости о вакантных местах в нашем регионе. Обязательно нужно познакомиться с теми средне- специальными учебными заведениями и вузами, которые есть в нашем городе, регионе.
Вопрос о выборе профессии обязательно должен решаться совместно, на общем семейном совете, возможно с привлечением дедушек, бабушек. Но, уважаемые родители, помните, что вы можете только советами убеждать своего ребенка. Ни в коем случае на подростка нельзя пытаться воздействовать криками, угрозами, запретами даже в том случае, если вас не устраивает его выбор профессии. Ведь речь идет все-таки о его будущем, и пусть он сам примет это решение.
Памятка для родителей. Факторы выбора профессии
(Выдается каждому родителю.)
1. Наличие склонностей (чем нравится заниматься).
2. Наличие способностей.
3. Предпочтения (что имеет первостепенное значение).
4. Мнение семьи, родителей.
5. Мнение сверстников.
6. Личный профессиональный план (цепочка ближайших действий).
7. Знания о профессии.
8. Потребности общества (ситуация на рынке труда).
IV. Подведение итогов собрания
- Что было самым интересным и полезным?
- Какие выводы сделали для себя?
Дополнительный материал
Методика Йовайши
Методика создана на основе методики «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова. Применяется для оценки склонностей
к различным сферам профессиональной деятельности. По данной методике сферами профессиональной деятельности являются:
1) сфера искусства (человек - художественный образ);
2) сфера технических интересов (человек - техника);
3) сфера работы с людьми (человек - человек);
4) сфера умственного труда (склонность к умственной деятельности);
5) сфера физического труда (склонность к подвижной (физической) деятельности);
6) сфера материальных интересов (производство и потребление материальных благ).
Инструкция. Вам будет предложен перечень вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете предпочтение, и отметьте это в бланке для ответов.
Если вы полностью согласны с вариантом «а» и не согласны с вариантом «б», то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса, и буквой «а» поставьте цифру 3, а в клетку «б» - 0. Если вы полностью согласны с вариантом «б» и не согласны с вариантом «а», в клетку «б» надо записать цифру 3, а в клетку «а» - 0.
Если вы согласны и с вариантом «а», и с вариантом «б», то выберите из них наиболее предпочтительный для вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл. Отвечать надо на все вопросы.
Вопросы
1. Представьте, что вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах?
а) цвет, совершенство форм;
б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).
2. Какие черты характера в человеке вам больше нравятся?
а) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти;
б) мужество, смелость, выносливость.
3. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли вы необходимым:
а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;
б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту?
4. Какое награждение вас больше обрадовало бы?
а) за общественную деятельность;
б) за научное изобретение.
5. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание?
а) слаженность ходьбы, грациозность участников парада;
б) внешнее оформление колонн (флаги, одежда).
6. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее всего занялись?
а) чем-то практическим (ручным трудом);
б) общественной работой (на добровольных началах).
7. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели?
а) новинок научной аппаратуры (в области химии, биологии, физики);
б) новых продовольственных товаров.
8. Если бы в школе было два кружка, какой бы вы выбрали?
а) музыкальный;
б) технический.
9. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание?
а) на сплоченность коллектива;
б) на создание необходимых удобств.
10. Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали?
а) литературно-художественные;
б) научно-популярные.
11. Что важнее для человека?
а) создавать себе благополучный, удобный быт;
б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.
12. Для благополучия общества необходимы:
а) техника;
б) правосудие?
13. Какую из двух книг вы бы с большим удовольствием читали?
а) о развитии науки в нашей стране;
б) о достижении спортсменов нашей страны.
14. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность?
а) о машине нового типа;
б) о новой научной теории.
15. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла?
а) работа, связанная с постоянными передвижениями (лесничий);
б) работа с машинами.
16. Что, на ваш взгляд, важно для школы?
а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага;
б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.
17. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников художественной самодеятельности?
а) то, что они несут людям искусство и красоту;
б) то, что они выполняют общественно-полезную работу.
18. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет лидирующей?
а) физика;
б) физическая культура.
19. Что обществу принесет больше пользы?
а) забота о благосостоянии граждан;
б) изучение поведения людей.
20. Какого характера научную работу вы бы выбрали?
а) работу с книгами в библиотеке;
б) работу на свежем воздухе в экспедиции.
21. Представьте, что вы профессор университета. Чему вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время?
а) занятиям по литературе;
б) опытам по физике, химии.
22. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы поехали?
а) как известный спортсмен на международные соревнования;
б) как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.
23. Какие лекции вы бы слушали с большим удовольствием?
а) о выдающихся художниках;
б) о выдающихся ученых.
24. Что вас больше привлекает при чтении книг?
а) яркое изображение смелости и храбрости героев;
б) прекрасный литературный стиль.
25. Вам предоставляется возможность выбора профессии. Какой из них бы отдали бы предпочтение?
а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники;
б) физической культуре или другой работе, связанной с движением.
26. Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь?
а) Поповым и Циолковским;
б) Павловым и Менделеевым.
27. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить внимание?
а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья учащихся;
б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего.
28. Что бы вас больше заинтересовало в печати?
а) сообщение о состоявшейся художественной выставке;
б) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.
29. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали?
а) главного инженера завода;
б) директора универмага.
30. Как вы считаете, что важнее?
а) много знать;
б) создавать материальные блага.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б |
|
1а | 1б | 2а |
| 2б | За |
|
| 3б | 4а | 4б | 5а |
|
|
5б | 6а | 6б | 7а |
| 7б |
|
8а | 8б | 9а |
|
| 9б |
|
10а |
|
| 10б |
| 11а |
|
11б | 12а | 12б | 13а | 13б |
|
|
| 14а |
| 14б | 15а |
| |
| 15б | 16а |
|
| 16б | |
17а |
| 17б | 18а | 18б | 19а | |
|
| 19б | 20а | 20б |
| |
21а |
|
| 21б | 22а | 22б | |
23а |
| 23б |
| 24а |
| |
24б | 25а |
|
| 25б |
| |
| 26а |
| 26б | 27а | 27б | |
28а |
| 28б |
|
| 29а | |
| 29б |
| 30а |
| 30б |
Результаты. В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов:
Первый столбец - сфера искусства:
1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а.
Второй столбец - сфера технических интересов:
1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 29б.
Третий столбец - сфера работы с людьми:
2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б.
Четвертый столбец - сфера умственного труда:
4б, 7а, 10б, 13а, 14б,18а, 20а, 21б, 26б, 30а.
Пятый столбец - сфера физического труда:
2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а.
Шестой столбец - сфера материальных интересов:
3а, 7б, 9б,11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.
Изучение направленности личности (Методика В. Смекала и М. Кучера)
В основе методики Смекала - Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Баса. Методика Смекала - Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет выявить основную жизненную позицию.
Назначение исследования - определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие).
Личностная направленность (направленность на себя - НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих людей. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания. Коллективистская направленность, или направленность на взаимные действия (ВД), имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности. Деловая направленность (направленность на задачу - НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.
Инструкция. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву, соответствующую вашему ответу, напишите в листе ответов против номера вопроса в столбце «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего стоящий от вашей точки зрения, наименее ценный для вас или менее всего соответствующий правде. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим.
Текст опросника
1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
а) оценка работы;
б) сознание того, что работа выполнена хорошо;
в) сознание, что находишься среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) известным игроком;
в) выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а) имеют индивидуальный подход;
б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;
в) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
а) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;
б) вызывают у всех дух соревнования;
в) производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, когда мои друзья:
а) помогают другим, когда предоставляется случай;
б) всегда верны и надежны;
в) интеллигентны и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считают тех:
а) с которыми складываются взаимные отношения;
б) которые могут больше, чем я;
в) на которых можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным, как те:
а) кто добился жизненного успеха;
б) может сильно любить;
в) отличается дружелюбием и доброжелательством.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
а) научным работником;
б) начальником отдела;
в) опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил:
а) игры с друзьями;
б) успехи в делах;
в) когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда:
а) я встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи;
б) в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;
в) меня критикует взрослый (учитель).
11. Основная роль школы должна заключаться:
а) в подготовке учеников к работе по специальности;
б) в развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;
в) в воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
а) недемократическая система;
б) человек теряет индивидуальность в общей массе;
в) невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
а) для общения с друзьями;
б) для любимых дел и самообразования;
в) для беспечного отдыха.
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
а) работаю с симпатичными людьми;
б) у меня работа, которая меня удовлетворяет;
в) мои усилия достаточно вознаграждены.
15. Я люблю, когда:
а) приятно провожу время с друзьями;
б) другие ценят меня;
в) чувствую удовлетворение от выполненной работы.
16. Если бы обо мне написали в газетах, мне бы хотелось, чтобы: а) отметили дело, которое я выполнил;
б) похвалили меня за мою работу;
в) сообщили о том, что меня выбрали в комитет или совет.
17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:
а) имел ко мне индивидуальный подход;
б) стимулировал меня на более интересный труд;
в) вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства;
б) неуспех при выполнении важной задачи;
в) потеря друзей.
19. Больше всего я ценю:
а) личный успех;
б) общую работу;
в) практические результаты.
20. Очень мало людей:
а) действительно радуются выполненной работе;
б) с удовольствием работают в коллективе;
в) выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу:
а) ссоры и споры;
б) отметание всего нового;
в) людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы:
а) чтобы окружающие считали меня своим другом;
б) помогать другим в общем деле;
в) вызывать восхищение других.
23. Я люблю руководство, когда оно:
а) требовательно;
б) пользуется авторитетом;
в) доступно.
24. На работе я хотел бы:
а) чтобы решения принимались коллективно;
б) самостоятельно работать над решением проблемы;
в) чтобы начальник признал мои достоинства.
25. Я хотел бы прочитать книгу:
а) об искусстве хорошо уживаться с людьми;
б) о жизни известного человека;
в) типа «Сделай сам».
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:
а) дирижером;
б) солистом;
в) композитором.
27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:
а) просматривая детективные фильмы;
б) в развлечениях с друзьями;
в) занимаясь своим увлечением.
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием: а) придумал интересный конкурс;
б) выиграл бы в конкурсе;
в) организовал бы конкурс и руководил бы им.
29. Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;
б) как достичь цели;
в) как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы:
а) другие были довольны им;
б) выполнить прежде всего свою задачу;
в) не нужно было укорять его за работу.
Номер вопроса | Больше всего | Меньше всего | Номер вопроса | Больше всего | Меньше всего |
1 |
|
| 16 |
|
|
2 |
|
| 17 |
|
|
3 |
|
| 18 |
|
|
4 |
|
| 19 |
|
|
5 |
|
| 20 |
|
|
6 |
|
| 21 |
|
|
7 |
|
| 22 |
|
|
8 |
|
| 23 |
|
|
9 |
|
| 24 |
|
|
10 |
|
| 25 |
|
|
11 |
|
| 26 |
|
|
12 |
|
| 27 |
|
|
13 |
|
| 28 |
|
|
14 |
|
| 29 |
|
|
15 |
|
| 30 |
|
|
Результаты. Количество плюсов суммируется с количеством минусов (с учетом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.
Итоговая таблица (пример)
| НС | 8Д | НЗ |
Количество «+» | +8 | +10 | + 12 |
Количество «-» | -11 | -11 | -8 |
Сумма | -3 | -1 | +4 |
+30 | +27 | +29 | +34 |
Проверка: общая сумма - 27+29+34=90
(Материал взят из книги: Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».
Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Разработка родительского собрания для Городского конкурса на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики
Родительское собрание в 6 и 7 классе «Как воспитать толерантного человека?» ...
"О родительском авторитете" разработка родительского собрания
Данный материал раскрывает роль семьи в развитии моральных качеств подростка, показывает необходимость трудового воспитания в семье и школе. Предусмотрено анкетирование детей и родителей по соответств...
Разработка родительского собрания "Родительская любовь и воспитание"
Данная разработка может быть полезна классным руководителям и родителям....
Родительское собрание на тему профориентации обучающихся в школе (5-11 кл.)
Ниже представлен материал для проведения родительского собрания...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Родительского собрания «Родительский дом – начало начал…» (для родителей обучающихся первого курса «Сахалинского политехнического центра №5»)
Разработка представляет собой материалы к проведению родительского собрания, проводимому в форме беседы с элементами лекции, позволяющей непосредственно вовлечь родителей в процесс обсуждения и анализ...