Выступление на родительском собрании "Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья школьника"
презентация к уроку на тему

Ливенцева Светлана Николаевна

Выступление на родительском собрании "Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc61.5 КБ
Файл prezentatsiya_u_dokladu.rar2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

В настоящее время вредные привычки приобретаются в подростковом возрасте. Курение и алкоголь вызывают тяжелые заболевания у взрослых, а молодому растущему организму вообще наносят непоправимый ущерб. Курение, злоупотребление алкоголем среди подростков вредит не только им самим, но и их будущему потомству, в подростковом возрасте, как правило, начинают курить, выпивать, принимать наркотические вещества поддавшись уговорам друзей, желая доказать и другим свою «взрослость» или подражая кому-то, начав, не могут расстаться с пагубной привычкой.

Диагностика информированности подростков о вредных привычках.

        

Профилактику курения, употребления алкоголя и наркотиков среди школьников следует начинать с диагностики их информированности в данном вопросе и с оценки понимания школьниками социально-психологических последствий пагубных привычек.

Диагностика в нашей школе проводилась с помощью диагностической анкеты, которая состоит из трех блоков: вопросов о курении, наркотиках и алкоголе

Для получения более достоверной информации анкетирование проводилось анонимно.

Результаты диагностической анкеты следующие:

20,8% подростков не считают тревожным фактором употребление сигарет.

12,8% подростков считают, что есть легкие наркотики.

2% подростков считают, что употребление «травки» не ведет к формированию наркотической зависимости, 8% не знают, приведет ли это к наркотической зависимости.

30,4% подростков считают, что единичные пробы наркотика являются безобидными (это очень большой процент из числа учащихся 6 – 7 классов которые допускают возможность их пробы, а это тревожный факт).

3% подростков считают, что алкоголь не вреден для здоровья. 32,7% считают, что это зависит от количества выпитого.

 28,5% подростков считают, что употребление пива не ведет  к алкогольной зависимости.

 Не употребляют алкогольные напитки в семьях у 8,9% подростков. Учащиеся 6 – 7 классов отмечают что, алкоголь в их семье  употребляют только по праздникам 85,1%, по выходным  дням, в дни получки, почти ежедневно по 1 % подростков, несколько раз в неделю у 3% подростков.

Подростки думают, что поводом для первой пробы сигареты, алкогольных напитков, наркотиков может послужить следующее:

Чтобы не отстать от друзей – 10,9%

Чтобы чувствовать себя взрослей – 21,5%

Чтобы понравиться девочке (мальчику) – 5,8%

Из любопытства – 61,8%

2% подростков пробовали сигареты, и 2% - пробовали шампанское из них 1%, что бы понравится девочке или мальчику и 3% из любопытства.

В основном подростки называют источниками получения информации о вредных привычках родителей, учителе  и СМИ.

Считают, что смогут обходиться, когда вырастут, без употребления вредных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) – 80,4% подростков. 5% - отмечают, что не смогут обходиться, без употребления вредных веществ, и 14,6% еще не знают, смогут ли они обходиться без употребления вредных веществ.        

Подростки считают, что для профилактики вредных привычек необходимо:

Запретить рекламу табачных изделий и алкоголя – 58,2%

Проводить воспитательную работу – 52,3%

Не производить алкоголь, табачные изделия, наркотики – 4%                      

Никаких мер не надо считают – 8,6% подростков.

Профилактика вредных привычек 

Раскрывая вопросы по профилактике вредных привычек, необходимо прежде всего еще раз подчеркнуть, что такие привычки, как курение, употребление спиртных напитков и пива, — разновидность наркомании, а наркомания — заболевание, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотики. Заболевание это, по мнению специалистов, практически неизлечимо, а пробный «один раз» чаще всего оказывается роковым.

Поэтому разговор пойдет о профилактике не вредных привычек и наркомании, а первого употребления сигареты, спиртного и наркотика.

Для того чтобы противостоять курению, употреблению спиртных напитков, и наркотических веществ, подростки, очень глубоко и однозначно должны уяснить ряд истин, без осознания которых большинство мер по профилактике становится малоэффективным.

Первая истина: курение, употребление спиртных напитков, пива и наркотических веществ — это не вредная привычка, а заболевание, зачастую неизлечимое, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять сигареты, спиртные напитки и наркотические вещества.

Вторая истина: алкоголизм и наркомания как заболевание начинает развиваться, как правило, после первого употребления спиртных напитков и наркотического вещества, развивается оно у всех по-разному, но с постоянным нарастанием потребности увеличения дозы приема.

Третья истина: человек, предлагающий тебе сигарету, спиртное и  наркотик, — враг твоего здоровья (исключение может составлять только случай — назначение врача), так как он ради своей наживы за твои же деньги отбирает у тебя здоровье.

Уяснив эти истины, мы придем к однозначному выводу: профилактика наркомании — это прежде всего исключение первого употребления наркотического вещества, но если первая проба состоялась, то надо думать не о профилактике, а о лечении.

"Рекомендации родителям по профилактике вредных привычек у подростков"

Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку подойдут - и предложат попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого «ловишь кайф», «у нас в компании все употребляют это», «попробуй - и все проблемы снимет как рукой» или «докажи, что ты взрослый». К такой встрече ребёнка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями, которые многократно использовались педагогами и родителями во всём мире и доказали свою эффективность.

Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, курении и алкоголе.

Эксперты утверждают. Что разговор о наркотиках - первая ступень помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.

Учитесь слушать.

 Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе с ним найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.

Давайте советы, но не давите советами.

Подумайте о своём примере.

 Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителям, которые сами злоупотребляет курением, алкогольными напитками или наркотиками. Не забудьте, что даже невинные пороки требуют объяснения ребёнку.

Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.

Пожалуй, это самое важное и трудное.

Подростки, принимающие участие в семейных ужинах, менее склонны к вредным привычкам

Подростки, которые ужинают в кругу семьи менее двух раз в неделю, более склонны к вредным привычкам. Такую взаимосвязь установили ученые из Национального центра по борьбе с зависимостью и злоупотреблением алкоголем и наркотиками при Колумбийском университете.

В ходе исследования, выяснилось, что вероятность употребления наркотиков подростками, не принимающими участия в семейных ужинах, возрастает как минимум в два раза. Кроме того, половина подростков, которые ужинают дома лишь один или два раза в неделю, склонны к употреблению алкогольных напитков.
         "Семейные ужины очень важны для ребят и девушек, они очень полезны для установления контакта и взаимопонимания между родителями и детьми", - считает один из организаторов исследования Элизабет Плэнет. Как выяснилось в ходе исследования, 84 процента  подростков "предпочитают обсуждать свою жизнь с родителями во время семейного ужина".
         В исследовании приняли участие более тысячи подростков в возрасте от 12 до 17 лет, а также их родители.

Спите, вредные привычки

Длительный недосып или постоянные помехи во время сна повышают риск появления у подростков вредных привычек, говорится в докладе, который был презентован на XXI ежегодной конференции ассоциированных обществ, занимающихся проблемами сна, под названием «Сон-2007».

Ночной сон продолжительностью менее восьми часов, частые кошмары, трудности с засыпанием обычно встречаются у подростков, которые пристрастились к алкоголю. Привычка курить также распространена среди подростков, которые спят менее восьми часов в день, ложатся за полночь, страдают от прерывания сна кошмарами. Им сложно заснуть, и перед сном они привыкли принимать лекарство.

Количество сна, которое получает человек, влияет на его физическое здоровье, эмоциональное состояние, умственные способности, продуктивность. Последние исследования показали, что недостаток сна связан с серьезными проблемами, такими как повышенный риск развития депрессии, накопление лишнего веса, сердечно-сосудистые заболевания и диабет.

.

        Свободное время… Как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас было его побольше, считаем,  что нам всем катастрофически его не хватает для отдыха, для развития.

          Принято также считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Однако анализ данных анкетирования  не подтверждает этого утверждения. Посмотрим, на что же наши дети тратят свободное время.

 Анализ анкеты.

1.Свободного времени в бюджете времени у наших детей не так уж и много, так как основное время занимает учёба и исполнение жизненно необходимых потребностей. Но не так уж и мало: от одного до 4-х часов (у разных детей).

2.В бюджете свободного времени основное время тратится на общение со сверстниками, развлечении, игре на компьютере. (Презентация «Плюсы и минусы компьютера»). Обращает на себя внимание тот факт, что выполнение детьми обязанностей по дому занимает очень незначительное место или совершенно отсутствует.

3.Крайне мало наши дети занимаются подвижными играми. Незначительное место в бюджете свободного времени занимают занятие по интересам (спортом, посещение кружков и т. д.).

4.Дети в основном ориентированы на общение с родителями, но общаются с ними крайне редко.         Основные формы досугового общения  и взаимодействия с родителями – ужин, просмотр телевизора, хождение по магазинам и рынкам. Изредка ходят к родственникам, играют в карты, в лото, разговаривают.

5. В анкетах дети высказывают сожаление о том, что редко общаются со своими родителями. В некоторых случаях они отмечают, что «говорить с родителями как-то не о чем». Содержанием общения являются преимущественно  краткие неконкретные разговоры о настроении, об оценках, о школе и об актуальных событиях, которые только что произошли.

  Иногда мы считаем, что свободное время – это несерьёзная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести своё свободное время тоже надо уметь.

Родителям предлагается обсудить слова Н.Заболоцкого, записанные на доске.  

 

 По данным исследований получается, что доля свободного времени, затраченного родителями на общение и воспитание детей и занятия с ними в течение недели (включая субботу и воскресенье), колеблется от 8-9 часов у матерей, до 6 часов у отцов.  У современного ребёнка наблюдается отсутствие желания читать, хотя чтение очень полезно: развивается интеллект, воображение, логическое мышление. Необходимо ребёнка заинтересовать так, чтобы он уделял время чтению книг. Например, воздействовать своим примером.  

   

 «Как помочь ребёнку организовать свободное время?».  (Обмен мнениями).                                                

                                   

                                                 Рекомендации родителям.

1.Поощрять посещение ребёнком дополнительных занятий (кружки, секции и т.д.).     

2.Привлекать к чтению книг.

3.Контролировать ненавязчиво, как проводит свободное время ребёнок.

4. Родителям находить время, чтобы проводить его с ребёнком.

5.Привлекать  ребёнка к домашним делам.     

Анкета «Мой досуг».

1. Я учусь, потому что:

мне интересно;

– этого требуют мои родители;

– нужно для поступления в вуз.

2. Учиться необходимо, потому что:

– пригодится в жизни;

– другое ________________________.

3. Я хожу на занятия потому, что (выберите 2–3 утверждения):

– имею возможность общаться с друзьями;

– там интересно;

– весело;

– люблю свой коллектив;

– нравятся педагоги;

– близко от дома.

4. Сколько времени у Вас занимают домашние задания?

Выберите одно утверждение:

– более 3 часов;

– 2–3 часа;

– 1–2 часа;

– 30 минут–1 час;

– 10–30 минут;

– другое __________________.

5. Сколько времени в день (в среднем) уходит на просмотр телевизионных передач?

6. Сколько времени Вы гуляете?

7. Сколько времени Вы занимаетесь с родителями каким-нибудь совместным делом?

Анкета для учащихся.

1.Курят ли твои родители, родные?

  • Да
  • Нет

2. Куришь ли ты?

  • Да.
  • Нет.
  • Изредка. 
  • В школе.
  • В компании.

3. Почему, по-твоему, чаще всего начинают курить подростки?

  • От нечего делать.
  • За компанию.
  • Хочется быть взрослым.
  • Любопытно, баловство.
  • Модно.
  • Успокаивает, поднимает настроение.
  • По примеру близких.

4. В некоторых семьях курят родители. Как ты к этому относишься?

  • Хорошо.
  • Плохо.
  • Мне все равно.

Анкета для учащихся.

1.Курят ли твои родители, родные?

  • Да
  • Нет

2. Куришь ли ты?

  • Да.
  • Нет.
  • Изредка. 
  • В школе.
  • В компании.

3. Почему, по-твоему, чаще всего начинают курить подростки?

  • От нечего делать.
  • За компанию.
  • Хочется быть взрослым.
  • Любопытно, баловство.
  • Модно.
  • Успокаивает, поднимает настроение.
  • По примеру близких.

4. В некоторых семьях курят родители. Как ты к этому относишься?

  • Хорошо.
  • Плохо.
  • Мне все равно.



Подписи к слайдам:

Слайд 2

».

Слайд 3

мне интересно - 30% этого требуют мои родители - 26% нужно для поступления в вуз или техникум- 74% пригодится в жизни - 65%

Слайд 4

имею возможность общаться с друзьями- 43% весело - 23% люблю свой коллектив - 39% нравятся педагоги - 61%

Слайд 5

более 3 часов - 9% 2–3 часа - 17% 1–2 часа - 52% 30 минут–1 час - 22% 10–30 минут - 0%

Слайд 6

1 час – 17% 2 часа – 26% 3 часа – 39% 4 часа - 13%

Слайд 7

1час – 17% 2 часа – 13% 3часа и более - 63% Сколько смогу – 8%

Слайд 8

Нисколько – 13% 1 час – 22% 2 часа – 39% 3часа – 26%

Слайд 9

Пиво – безобидный, слабоалкогольный напиток ?!

Слайд 12

Учитесь слушать . Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги .

Слайд 13

Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для 5-8 классов "Воспитание «стрессоустойчивости» у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья"

Данный материал можно использовать как на общешкольном родительском собрании, так и в средних классах. Материал сопровождается презентацией.Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стрес...

Методическая разработка "Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребенка"

Семья для ребёнка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятным. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношение к самому себе и к окружающим...

Презентация к уроку ОБЖ по теме "Здоровый образ жизни. Физическое и психическое здоровье".

Презентация к уроку ОБЖ по теме "Здоровый образ жизни. Физическое и психическое здоровье".8-9 класс....