Артикуляционная гимнастика.
презентация к уроку на тему
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба.
Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_gimnastika.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба.
Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); укрепить мышечную систему языка, губ, щёк ; улучшить подвижность артикуляционных органов ; научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов; подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься 2 раза в день. Упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя и взрослого. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем кукле, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Можно подобрать к каждому упражнению картинку – образ. Картинка служит образцом для подражания какому-либо предмету.
Упражнение «Заборчик» Цель : Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ. Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Методические указания: зубы сомкнуты; мышцы щёк, губ сильно напряжены; необходимо следить, чтобы ребёнок не морщил нос; удерживать положение на счёт до 5.
Упражнение «Окошко» Цель: Развивать круговые мышцы губ. Описание: исходное положение «Заборчик», далее - медленно открыть рот. Методические указания: верхние и нижние зубы хорошо видны; мышцы щёк, губ сильно напряжены; удерживать положение на счёт до 5.
Упражнение «Трубочка», «Хоботок» Цель : Развивать подвижность губ. Описание: из положения «Заборчик» губы с напряжением вытянуть трубочкой («Хоботок» - то же, но губы слегка приоткрыть). Методические указания: губы плотно сомкнуты так, чтобы в центре не было дырочки; зубы сомкнуты; круговая мышца собирается в морщинки.
Упражнение «Лопаточка» Цель : Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время. Методические указания: язык должен быть спокойным (если не получается расслабить язык, можно его пошлёпать губами: « пя-пя-пя ») и широким (его края касаются рта); нижняя губа не должна подворачиваться; верхняя губа должна обнажать зубы; удерживать на счёт до 5.
Упражнение «Иголочка» Цель : Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении. Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение «Окошко» высунуть язык наружу, сделать его напряжённым, острым, как иголка. Методические указания: необходимо следить, чтобы кончик языка не загибался вверх; удерживать на счёт до 5.
Упражнение «Часики» Цель : Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа - налево). Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение «Окошко», а затем в положение «Иголочка» кончик языка переводить под счёт «раз – два» (тик-так), от одного уголка рта к другому. Методические указания: нижняя челюсть остаётся неподвижной.
Упражнение «Качели» Цель : Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх— вниз). Описание: из положения «Лопаточка» широкий кончик языка поочерёдно упирать то за верхние, то за нижние зубы. Методические указания: движения чередовать 5 - 6 раз в темпе заданном взрослым; нижняя челюсть остаётся неподвижной.
Упражнение «Лошадка» Цель : Учить растягивать подъязычную связку языка. Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение «Окошко», а затем щёлкать языком. Методические указания: выполнить 5-6 раз; нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.
Упражнение «Чашечка» Цель : Активизировать мышцы языка. Описание: из положения « Лопаточка» широкие края языка слегка загнуть вверх; удерживать на счёт до 5. Методические указания: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; губы остаются в положении «Забор».
Упражнение «Маляр» Цель : Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении. Описание: из положения « Лопаточка» широкий кончик языка продвигать по нёбу вперёд-назад; выполнить 4-5 раз. Методические указания: язык не выходит из полости рта; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.
Упражнение «Грибок» Цель : Учить растягивать подъязычную связку языка. Описание: из положения «Окошко» «приклеить» (присосать) язык к нёбу; удерживать на счёт до 5. Методические указания: если не получается, можно медленно пощёлкать языком («Лошадка»); почувствовав, как язык «присасывается» к нёбу, оставить его там; губы остаются в положении «Улыбка»; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.
Упражнение «Гармошка» Цель : Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Учить растягивать подъязычную связку языка. Описание: из положения «Грибок» не отпуская язык, с усилием опускать и поднимать нижнюю челюсть; повторить 5-6 раз. Методические указания: необходимо следить, чтобы язык не «отклеивался»; губы остаются в положении «Заборчик»; верхние и нижние зубы хорошо видны.
Таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствуют коррекции неверного звучания.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для артикуляционной гимнастики
Для повышения мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать следующую презентацию. Использованы картинки - символы для выполнения упржнений для верхнего подЪема языка...
Артикуляционная гимнастика с опорными картинками
Классические комплексы артикуляционной гимнастики с картинками, которые являются опорным планом для детей, ориентиром в последовательности упражнений....
Презентация "Артикуляционная гимнастика"
Презентация предназначена для подготовки артикуляционного аппарата ребенка. Может быть использована для улучшения звукопроизношения. Презентация является наглядным пособием к открытому занятию "Бурати...
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционая гимнастика для дошкольников и младших школьников с элементами глобальногочтения...
Как проводить артикуляционную гимнастику.
Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнени...
Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...
Презентация. Артикуляционная гимнастика. Консультация для воспитателей.
В презентации представлены основные отличия в работе логопеда и воспитателя. Описана работа логопеда ДОУ по формированию правильного звукопроизношения. Предлагаются комплексы артикуляционной гимнастик...