"Речь взрослых-пример для подражания"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Речь взрослых - пример для подра жания
Культура поведения, культура общения, культура речи, -что вкладывается в понятие «культура». Культура - нали чие определенных навыков поведения в обществе, воспи танность, просвещенность, образованность.
В понятии «культура поведения» входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах, культура речи. Культура поведения в обществе рассматри вается как общепринятая форма выражения подлинной че ловечности. Культура поведения человека в известной мере характеризует его духовный и морально - этический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил куль турное достояние человечества, сделал его своим собствен ным достоянием. Культура поведения человека - это весь человек, во всей совокупности не только внешних проявле ний, но и внутренних качеств.
С понятием «культура поведения» связаны и два других -культура общения и культура общения.
Культура общения - это часть культуры поведения, кото рая выражается главным образом в речи, во взаимном об мене репликами, в беседе. Естественно, что существуют оп ределенные правила ведения беседы, которые можно на звать этикетом речи. Правила ведения беседы - это тоже из области культуры поведения. Как часто приходится слу шать собеседника, который взахлеб, брызжа слюной, пере бивая, старается рассказать свое, вставить какие - то репли ки, дополнения, о которых никто не просит, и никто их не ждет.
Существуют 2 правила:
1. Для слушающего: рекомендовано принимать любую речь и отдавать слушанию предпочтение перед любым дейст вием.
2. Для говорящего: запрещено наносить ущерб слушающе му или оскорблять слушающего нежелательным и вред ным ему содержанием речи.
«Культура общения» - это очень широкая область, она за трагивает, и то, что называют культура речи. Культура речи сложное понятие. Культура речи - это умение грамотно, яс но и правильно выражать свои мысли, не прибегая к вуль гарным выражениям. Под культурой речи понимают владе ние нормами устного и письменного литературного языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления.
Сделаю акцент на ошибках, которые очень часто встре чаются в нашей речи.
В русском языке ударение разноместно и подвижно, по этому не всегда ясно, как следует произносить слово. Очень часто ошибки при произношении фамилий, наименований сел, деревень, городов (например, Корожнов, Иванов исп. Если в фамилии есть буква е Беленов, Киселев и т.д). Есть слова, которые надо просто запомнить:позвонить (непр. по звонить), мастерки, мизерный и т.д.. Есть слова и формы слов,совпадающие по звуковому составу и различающие только ударением: стоящий - стоящий, чудные чудные, временные - временные и т.д. ( в этих случаях ударение иг рает смысловую роль).
Иногда при произнесении слов добавляются лишние звуки: интриган - говорят «интригант», млекопитающее - говорят млекопитающееся, сведущий -говорят «сведующий». Ино гда подменяют в словах звуки, например говорят «разги-нать» - вместо разгибать, кардон - вместо картон, кружов-ник - вместо крыжовник. Часто приходится слышать такую речь: «конечно, что, чего, кого» - это неправильно. Считается неправильной речью произношение - написание. Можно назвать очень много речевых ошибок, на которые надо обратить внимание, поработать над собой, почитать словари по этике, о культуре речи и многом другом.
Как я уже говорила в начале выступления, что культура -это наличие определенных навыков поведения в обществе воспитанность. Для каждого общества характерны свои об ращения, терминология, слова, которые не применяются и не присуще в других сферах. Это касается детского сада -нашего рабочего места.
Всем известно, что дошкольный возраст - период интен сивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительность всего в несколько лет ре бенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных нелепых звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грам матическим строем языка. Успешному развитию речи спо собствует целенаправленное воздействие детского сада. Как нестранно, но дети очень мало общаются с родителями до ма, в силу занятости или ненадобности. Поэтому на всех работниках детского сада лежит очень большая ответствен ность за воспитание детей.
Находясь большую часть времени в детском саду, дети счи тают своим эталоном, людей которые их окружают. Нас слушают дети, у нас у взрослых учатся говорить, и наши речевые ошибки становятся их ошибками. Дети должны слышать от всех работников детского сада правильную речь, вежливое отношение и обращение взрослых друг к другу и к детям. Поэтому нам всем надо проанализировать свое поведение, общение, речь, может что - то изменить в себе. Работник детского сада не должен приходить на рабо ту с плохим настроением. Это очень плохо сказывается на детях: он начинает кричать, бросать вещи, сквернословить. Неполадки в семье, нехватка денег, проблемы, которые мы не можем предвидеть - все это негативное надо забыть до ма. Ведь дети смотрят на нас. Все понимают, подражают окружающим, перенимают не только тонкости правильного поведения, произношения, словоупотребления, построения фраз, но и те несовершенства речи. Которые встречаются у взрослых. От культуры речи, окружающих детей взрослых в детском саду зависит культура речи и общение детей.
Речь всех взрослых постоянно находится в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источни ком из которого получают образец родного языка, культу ры речи. Поэтому речь должна быть не только правильной, но и отчетливо произношение всех звуков родного языка и выдержана в определенном темпе громкости. Нельзя в при сутствии детей громко говорить, кричать, тем более бить. Ведь мы не знаем, а только догадываемся, в каких условия ребенок воспитывается в семье. Может для него детский сад - тот самый уголок, где он может просто спокойно по сидеть, поиграть.
Немало важна обстановка в группе. Большую роль играют отношения между воспитателями и помощниками воспита телей. Приятно войти в группу, где взрослые - работающие Обращаются по имени и отчеству тем самым они непреду-жденно учат детей, как правильно обращаться к взрослым. За пределами детского сада как вашей душе угодно. А еще должна существовать субординация, возрастная дистанция. Пример: Я была удивлена, услышав рассказ про Лариску. Прислушалась это Л.Н. простите меня Лариска училась вместе с матерью рассказчицы. Естественно т. Лариса на звать она не может, а вот Л.Н. это как не зря не кстати.
Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собствен ное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговари ваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспи тываете его каждый момент всей жизни. Как вы разговари ваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете - все это для ребенка имеет большое значение.»
Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из обихода бранные тем более не цензурные слова. Если понаблюдать за дошкольниками как они разговарива ют между собой на прогулке, во время игры мы без труда заметим таких кто не говорит, а кричит, командует, разве
шивает подзатыльники, безусловно подражая кому -то из взрослого окружения.
Почаще надо обращаться к детям употребляя так называе мые, а иногда забываемые волшебные слова пожалуйста, спасибо и т.д. Обращение должно быть в форме просьбы а не приказа.
Речевой этикет тесно связан с характером человека. Ос воение ребенком речевого этикета в доступных его возрасту пределах повышает его культуру, а так же языковое чутье.
Воспитание детей проходит через воздействие националь ной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. А это значит, что на каждом из нас лежит от ветственность за собственную культуру поведения, культу ру общения, культуру речи, за окружающих людей и осо бенно за растущих, за тех кто идет на смену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока английского языка в 7 классеТема: “Do you have an example to follow? The first cosmonaut.” “У тебя есть пример для подражания? Первый космонавт.”
Урок посвящен году Космонавтики в России. Дети занкомятся с новыми лексическими единицами, работают в парах, тренируются в использовании грамматического материала в речи, при этом урок тесно свя...
Нравственные проблемы рассказа А.М. Шастина «Пример для подражания».
Цели: познакомить с жизнью и творчеством сибирского писателя Анатолия Шастина; раскрыть основную проблематику рассказа «Пример для подражания»; способствовать пр...
Речь – как образец для подражания - Консультация для родителей
Речь – как образец для подражания - Консультация для родителей...
Речь – как образец для подражания - буклет
Речь – как образец для подражания - буклет...
Речевой тренинг для педагогов "Речь педагога - образец для подражания воспитанников"
Цель речевого тренинга: способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.В теоретической части тренинга педагоги познакомились с понятием "Техника речи" ...
Консультация для родителей "Речь взрослого - пример для подражания"
Материал для родителей о влиянии их речи на развитие речи ребенка....
Выступление на ШМО на тему "Речь педагога - как образец для подражания воспитанников" 25.03.2019
В выступлении рассматривается вопрос о том,как речь педагога влияет на развитие воспитанников....