Буклет. Адаптация пятиклассников
консультация на тему
успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet._adaptatsiya_pyatiklassnikov.docx | 78.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Буклет для родителей
Адаптация пятиклассников
Педагог-психолог
Бицура В.В
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно:
им хочется быть:
- активными, умными и независимыми,
- нужными и успешными,
- хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.
Важно, чтобы у пятиклассников были сформированы умения и навыки, определяющие, успешность адаптации:
- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
- умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
- навыки уверенного поведения;
- навыки совместной (коллективной) деятельности;
- навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
- навыки самоподдержки;
- навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько:
- хорошо пятиклассник умеет налаживать отношения
- общаться с одноклассниками и педагогами,
- соблюдать школьные правила,
- ориентироваться в новых ситуациях.
Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.
Каждый переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.
Возрастные психологические особенности пятиклассников.
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.
- Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я.
2) Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание «Другого», похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы.
Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит:
3) Постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.
4) Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Рекомендации родителям:
- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности адаптации пятиклассников к школе.(буклет)
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЯТИКЛАССНИКОВ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СОВЕТЫ БУДУЩЕМУ ПЯТИКЛАССНИКУ:...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Буклет «Психологическая адаптация пятиклассников»
Буклет «Психологическая адаптация пятиклассников» предназначен для родителей младших подростков. В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям...
Буклет. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе:
Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе...
Буклет "Адаптация пятиклассников"
В данном буклете собраны как основные качества и проявления, так и рекомендации, в том числе отсылки к видео-материалам через куаркоды....
Буклет Адаптация пятиклассника к школе. Что необходимо знать родителям
Буклет Адаптация пятиклассника к школе. Что необходимо знать родителям...
Буклет на тему: "Адаптация пятиклассников: советы родителям".
Буклет предназначен для родителей. Предоставляетс информация по адаптации ребенка к обучению в среднем звене, рассматриваются трудности адаптации, особености возрастного периода пятикласникам. Родител...