«Значение учебной домашней работы школьника»
консультация (5 класс) на тему

Двухименная Наталья Николаевна

Основные задачи данного мероприятия - показать родителям значение учебной домашней работы школьника; обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Значение учебной домашней работы школьника»

Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.

И. Кант

Задачи: показать родителям значение учебной домашней работы школьника; обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

Форма проведения: встреча с учителями-предметниками. Вопросы для обсуждения: домашнее задание и его значение в умственном труде школьника; назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника; особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся, родителей и учителей-предметников (см. приложение); полезная информация для родителей (см. приложение); памятки «Как готовить домашнее задание» (см. приложение); диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания; подготовка с учащимися плаката-коллажа «Я учу уроки»; выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий; подготовка газетных статей по теме собрания.

Ход  собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшняя наша встреча посвящена его величеству домашнему заданию. Еще не начав наш разговор, вы прочитали результаты исследований психологов, касающиеся домашнего задания, обратили внимание на выставку тетрадей учащихся-пятиклассников, возможно, уже полистали и сравнили тетради с домашним заданием своего ребенка и других учеников.

Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. В каждом предмете есть двои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнется с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя.

Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает, результаты учебной деятельности становятся гораздо хуже.

В-третьих, само содержание домашнего задания меняется по сравнению с начальной школой. В начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (умение писать, читать, считать). На среднем этапе обучения домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке — неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления — этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и

совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

П. Статистика собрания. Данные психологических исследований

Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1—3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3—5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

III.        Изучение назначения домашнего задания

Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.

Самое элементарное в домашнем задании — это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

овладение навыками учебного труда, выраженное в различных  способах учебной работы;

формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

IV.        Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблеме

собрания

Классный руководитель знакомит всех присутствующих с результатами полученных исследований. Обсуждение полученных результатов.

Консультация учителей-предметников.

Комментарий родителей по требованиям к домашним заданиям.

V.        На заметку учителю (см. приложение)

VI.        На заметку родителям (см. приложение)

VII.        Подведение итогов

Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по данной проблеме.

В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам.

Родительское собрание «Домашние задания. Помощь или контроль?»

Задачи родительского собрания:

1. Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.

2. Предложить памятку для учащихся по выполнению домашних заданий.

3. Предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником.

Форма проведения собрания: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

1. Домашнее задание и его значение в умственном труде школьника.

2. Назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника.

3. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

4. Роль родителей при выполнении домашних заданий.

6. Успеваемость.

7. Поведение.

8. Разное (питание, школьная форма, ведение дневников, организационные вопросы и т.д.)

Подготовительная работа к собранию

1. Диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей.

2. Подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий.

3. Выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий.

Анкетирование учащихся

Уважаемый пятиклассник! Подумай и ответь на вопросы анкеты:

1. Я выполняю домашние задания:  

а. всегда -_____  

б.когда есть время-_____    

в. когда есть желание _______  

г.чаще всего не выполняю______

2. Домашние задания выполняю:

а. всегда самостоятельно  по всем предметам

б.иногда обращаюсь за помощью к маме

папе-_______, сестре-_____, брату-______; обращаюсь за помощью по __

3. Начинаю учить уроки:

а. сразу после школы

б. в16.00

в. в 16.30

г. в 17.00

д. в разное время

4. Сажусь за уроки:

а. после напоминания старших      

б.самостоятельно      

в.когда старшие садятся рядом

5. На уроки затрачиваю в общем:

а.  1 час

б. 1,5 часа

в. 2 часа

г. от 1до 2хчасов

д. 2,5 часа.

Анкетирование родителей

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой?

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

3. Какие предметы требуют больших затрат времени?

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?

8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?

9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?

10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?

Опрос учителей-предметников класса

Ф.И.     ученика

Период

Предмет

Регулярность выполнения д/з ( + ; -)

Результативность выполнения д /з   ( + ; - )

 

 

 

 

 

Ход собрания

  • Вступительное слово (классный руководитель)

Перед школой стоит задача воспитания и развития  творческой личности, способной к социализации в обществе.  Воспитанием личности занимается школа и родители. С определённого момента эта личность начинает заниматься самовоспитанием.

Домашняя работа учащихся – важнейшее средство усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.

Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнется с большими трудностями.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя.

Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятные вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности становятся гораздо хуже.

В – третьих, само содержание домашнего задания меняется по сравнению с начальной школой. В начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (умение писать, читать, считать). На среднем этапе обучения домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Как бы хорошо не был организован учебный процесс на уроке первичное восприятие и закрепление знаний должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.  От того насколько успешно идет приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. В чем же заключается сущность домашней работы?

Цели домашнего задания:

  1. Подготовка к восприятию нового материала.
  2. Проверка  прочности знаний по  изученной теме, умения применить их на практике
  3. Расширение знаний по изученной теме, творческое задание
  4. Самостоятельное изучение нового материала
  5. Воспитывается самодисциплина, чувство долга, ответственность,  сила воли.
  6. Происходит развитие памяти, автоматизация навыков.

В 5 – 6  классах учащиеся должны тратить  до 2,5 часов на выполнение домашних заданий.

  • Анализ результатов анкетирования учащихся, учителей-предметников.
  • Роль родителей при выполнении домашних заданий

«Золотые правила» для родителей

1. Начинать выполнение домашних заданий  необходимо в одно и то же время (не позднее 18.00)

2. Место для выполнения домашних заданий должно быть удобным, хорошо освещено.      

3. Между выполнением домашних заданий по разным предметам необходимо делать перерыв (10-15минут)

4. Ничто не должно отвлекать ребенка во время выполнения домашнего задания. Включенные телевизор или компьютер не позволят ребёнку сосредоточиться. Любимые игрушки, телефон  и домашние животные также должны находиться на данный момент не рядом.

5. Ребёнок должен сам прочитать задание, вспомнить комментарий учителя, выполнить домашнее задание.

6. Роль родителя при выполнении домашнего задания пятиклассником - ненавязчивый контроль.

7. Причины затруднений по различным предметам у каждого ребёнка индивидуальны. Проконсультируйтесь у учителя- предметника, что необходимо сделать, чтобы удалить пробелы в знаниях.

Анкетирование учащихся

Уважаемый пятиклассник! Подумай и ответь на вопросы анкеты:

1. Я выполняю домашние задания:  

а. всегда -_____  

б.когда есть время-_____    

в. когда есть желание _______  

г.чаще всего не выполняю______

2. Домашние задания выполняю:

а. всегда самостоятельно  по всем предметам

б.иногда обращаюсь за помощью к маме

папе-_______, сестре-_____, брату-______; обращаюсь за помощью по __________________________________________________________________

3. Начинаю учить уроки:

а. сразу после школы

б. в16.00

в. в 16.30

г. в 17.00

д. в разное время

4. Сажусь за уроки:

а. после напоминания старших      

б.самостоятельно      

в.когда старшие садятся рядом

5. На уроки затрачиваю в общем:

а.  1 час

б. 1,5 часа

в. 2 часа

г. от 1до 2хчасов

д. 2,5 часа.

Анкетирование учащихся

Уважаемый пятиклассник! Подумай и ответь на вопросы анкеты:

1. Я выполняю домашние задания:  

а. всегда -_____  

б.когда есть время-_____    

в. когда есть желание _______  

г.чаще всего не выполняю______

2. Домашние задания выполняю:

а. всегда самостоятельно  по всем предметам

б.иногда обращаюсь за помощью к маме

папе-_______, сестре-_____, брату-______; обращаюсь за помощью по __________________________________________________________________

3. Начинаю учить уроки:

а. сразу после школы

б. в16.00

в. в 16.30

г. в 17.00

д. в разное время

4. Сажусь за уроки:

а. после напоминания старших      

б.самостоятельно      

в.когда старшие садятся рядом

5. На уроки затрачиваю в общем:

а.  1 час

б. 1,5 часа

в. 2 часа

г. от 1до 2хчасов

д. 2,5 часа.

Опрос учителей-предметников класса

Ф.И.     ученика

Период

Предмет

Регулярность выполнения д/з ( + ; -)

Результативность выполнения д /з  

( + ; - )

 

Анг.яз.

 

 

Анкетирование родителей

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой?

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

3. Какие предметы требуют больших затрат времени?

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать  ребенку выполнять домашнее задание?

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7.  Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?

8. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?

Анкетирование родителей

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой?

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

3. Какие предметы требуют больших затрат времени?

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать  ребенку выполнять домашнее задание?

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7.  Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?

8. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?

Анкетирование родителей

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой?

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

3. Какие предметы требуют больших затрат времени?

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать  ребенку выполнять домашнее задание?

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7.  Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?

8. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Родительское собрание: "Значение учебной домашней работы"

Иммануила Канта говорил, что занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятел...

Родительское собрание "Значение учебной домашней работы"

Методическая разработка родительского собрания. Содержит: теоретическую информацию, анкеты для родителей, раздаточный материал, памятки...

Родительское собрание в 5 классе "Значение учебной домашней работы"

Эффективным  обучение может быть  только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Обсудить проблемы организации...

"Значение учебной домашней работы"

Родительское собрание в 5 классе...

Значение учебной домашней работы

В разработке родительского собрания говорится о значении домашней работы, о необходимости её выполнения....

Родительское собрание в 5 классе "Значение учебной домашней работы"

Родительское собрание в 5 классе "Значение учебной домашней работы" ...