Родительское собрание "Без друзей меня чуть- чуть"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Гришина Ольга Юрьевна

Родительское собрание "Без друзей меня чуть- чуть" для родителей учащихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_bez_druzey_menya_chut_-_chut.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «БЕЗ ДРУЗЕЙ МЕНЯ ЧУТЬ-ЧУТЬ».

 Цели:

- выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

- способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха;

- содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей.

Подготовительная работа:

1. Анкетирование учащихся.

1) Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?

2) Какие черты характера, качества ты больше всего ценишь?

3) Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?

4) Какие поступки ты мог бы простить другу?

5) Чего не смог бы простить ему?

6) Всегда ли ты говоришь правду?

7) Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично выступить против друга, если тот не прав?

8) Помогает ли тебе дружба в жизни? учебе?

9) На чем строится дружба твоих родителей и их друзей?

10) Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

2. Анкетирование родителей.(проводится заранее)

1) Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причинами этого? Кто виноват в том, что друзей у ребенка нет?

2) Знаете ли вы друзей вашего ребенка?

3) Как вы встречаете друзей вашего ребенка:

а) всегда доброжелательно;

б) в зависимости от настроения;

в) с недовольным видом, сухо?

4) Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?

5) Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка:

а) только отличника;

б) хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем вашему ребенку;

в) вам все равно, как он учится, какая у него семья; вас больше интересует, дорог ли он вашему ребенку.

6) Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?

7) Дружите ли вы семьями?

8) Замечали ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?

9) Как вы считаете, ваш ребенок – хороший друг? Почему?

10) Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?

3. Анализ классным руководителем результатов анкетирования учащихся и их родителей.

4. Подбор заданий для коллективно-творческой работы «Без друзей меня чуть-чуть…».

5. Репетиционные занятия с детьми по подготовке мини-концерта для родителей.

Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага.

Аристотель

Ход собрания

I. Организационная часть.

В классной комнате оборудуются рабочие места для трех команд. В каждую команду

входят: один из членов родительского комитета, шесть-восемь родителей, шесть-восемь учащихся класса. Они образуют три команды.

II. Вступительное слово классного руководителя.

Дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправляемся на волшебную планету

под названием Дружба. Девизом нашего путешествия будут такие строки:

Лишь тот не на год –

Счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет

Через года.

Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом

словаре» В. И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На

первое место ученый ставил бескорыстие. Именно оно делает отношения между друзьями

благородными и чистыми.

Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем

кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения,

проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.

Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие

угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Люди еще в далекие времена задавали себе вопрос: «Что делает одного человека

привлекательным для другого, и в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или

дополнение?». С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны.

Понимание друга как другого Я обязательно предполагает принцип сходства; люди,

расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно

близки.Большинство предпочитает дружить с людьми примерно одного с ними  возраста,

социального положения, образования. Почти столь же желательно совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных ориентаций, интересов и черт характера.

Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство,

честность и т. д. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к

людям.

III. Коллективно-творческая работа «Без друзей меня чуть-чуть…».

1. Выбор командами названия.

Классный руководитель. Путешествовать, как вы уже поняли, мы будем тремя командами. Предлагаю каждой команде обсудить и выбрать себе название.

Члены каждой команды, посовещавшись, представляют свое название.

2. Конкурс «Пословицы о дружбе».

Классный руководитель. Во все времена дружба была мерилом ценности человека.

Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки.

Чтобы попасть на планету Дружбы, вы должны назвать пословицы об этом замечательном

явлении в жизни человека.

Команды называют пословицы, за каждую названную пословицу зарабатывая один балл.

Ответы-пословицы

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Друга ищи, а найдешь – береги.

• Старый друг лучше новых двух.

• Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь.

• С другом веселее при удаче, легче в беде.

• В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне.

• Друзья познаются в беде.

• Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

• Недруг поддакивает, а друг спорит.

3. Блиц-опрос.

Классный руководитель. Вот мы с вами и прибыли на планету Дружбы (вывешивает

плакат се изображением планеты).

Нас ждут вопросы. Приготовьтесь к работе!

1) Что же такое дружба?

2) Зачем человеку друг и как его найти?

3) Кто такой друг и какими качествами он должен обладать?

Представители каждой команды после обсуждения дают ответы на вопросы.

4. Работа в командах по обсуждению проблемы.

Классный руководитель. Академик Д. С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим. Честным. Прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь.

Друзья создаются в юности. Помните это!».

А каковы же «законы дружбы»?

Каждая команда  получает по одному тексту для коллективного чтения и обсуждения.

Сейчас вам предстоит сформулировать и записать на бумаге правила дружбы, о которых

говорится в данных вам рассказах.

Предлагаем следующие варианты текстов:

1-я команда – В. Осеева «До первого дождя»;

2-я команда – О. Буцень «Так или не так?»;

3-я команда – Е. Пермяк «Бумажный змей».

Карточки для команд.

В. Осеева

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье.

Девочки побежали.

– Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

– Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

– У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.

– Так вы могли бы укрыться одним плащом, – сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

О. Буцень

Так или не так?

Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со старой школой, особенно с подружкой Валей. В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.

Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

– Ты ещё ни с кем не дружишь?

– Нет, – отвечала Нюра.

– И я ни с кем не дружу, – вздохнула Галя. – Плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавала, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ирка – задира.

Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

– Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!

– Не волнуйся, – ответила Нюра. – С кем я подружусь, я ещё не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

Так или не так?

Е. Пермяк

Бумажный змей

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер только змей пускать. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает.

Задумал Боря свой змей сделать. Бумага у него была. И дранки он выстрогал. Недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают.

Нитки были у Сёмы. Целый моток. Ему бы лист бумаги да мочала на хвост достать – тоже бы свой змей запустил.

Мочало у Пети было. Он его давно для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

У всех всё есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает. Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижал. Сёма свои нитки в кулак зажал. Петя своё мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Другие ребята змей в небо запустили. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает.

Боря, Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только чему-то они ещё не научились, вот в чём беда.

5. Защита разработанных правил.

Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, зачитывает правило дружбы, прикрепляет лист с его записью на доску.

6. Подведение итогов коллективно-творческой работы.

На планете Дружбы не может быть побежденных. Мы все победители, потому что сегодня мы стали настоящими друзьями.

И для того чтобы дом Дружбы на нашей планете не был пуст, пусть каждый из вас нарисует своего друга в нем. Ваши рисунки с друзьями мы затем «поселим» в этот дом.

Звучит  запись  песни  «Когда мои друзья со мной…»  (музыка В. Шаинского, слова М. Танича); дети и родители рисуют портреты своих друзей.

IV. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме свода правил: ежедневно жить по правилам дружбы.

В качестве возможного варианта таких правил могут быть «Законы дружбы», предложенные В. А. Сухомлинским.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ»

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит, делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит, нравственно готовить себя к предательству.

2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

4. Дружба и эгоизм – несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.

5. Дружба испытывается в беде и опасности.

Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.

6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

7. Быть требовательным к дружбе – значит, иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

V. Информация председателя родительского комитета о результатах анкетирования учащихся и родителей.

После принятия решения дети уходят из класса готовиться к мини-концерту для родителей. Родители в это время продолжают работу еще в течение 10–15 минут.

Председатель родительского комитета информирует родителей о результатах анкетирования родителей и учащихся.

Председатель родительского комитета. Наиболее интересными оказались те анкеты, в которых родители очень подробно отвечали на вопросы, высказывали полезные для жизни класса предложения. Позвольте мне их зачитать.

Зачитываются некоторые анкеты, при этом фамилии их авторов не называются.

VI. Мини-концерт, подготовленный учащимися для родителей.

Литература

1. Богданова, О. С., Петрова, В. И. Воспитание культуры поведения учащихся 1–3 классов. – М.: Педагогика, 1978.

2. Богданова, О. С., Калинина, О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Педагогика, 1982.

3. Настольная  книга  учителя  начальных классов / авт.-сост. Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. – Ростов: Феникс, 2004.

4. Сухомлинский, В. А. Потребность человека в человеке. – М.: Советская Россия, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Без друзей меня чуть-чуть"

сценарий заседания клуба для подростков "Включите душевное зрение"...

Сценарий мероприятия, анализ воспитательного мероприятия" Без друзей меня чуть - чуть"

Мероприятие направлено на то, чтобы научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях....

Нас не нужно жалеть, нас нужно только чуть-чуть поддержать

Классный час о силе воли и выдержки людей с ограниченными возможностями....

Нас не нужно жалеть, нас нужно только чуть-чуть поддержать

Классный час о силе воли и выдержки людей с ограниченными возможностями....

КВН «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями — много»

развитие коммуникативных качеств подростков;развитие общеразвивающих компетенций обучающихся, смекалки, чувства юмора и сообразительности; воспитание чувства ответственности и сплочение классного колл...

Сценарий летнего праздника День дружбы «Без друзей меня чуть - чуть»

Сценарий летнего праздника День дружбы «Без друзей меня чуть - чуть» Цель: Создать радостную праздничную атмосферу. Вызвать желание принимать активное участие в празднике. Вызывать эм...