Как преодолеть кризис семейных ценностей
консультация (10 класс) на тему

Лариса Леонидовна Телегина

Огромную роль в воспитании личности играет семья. В настоящее время современная семья находится в глубоком кризисе. Но кризис семьи тесно взаимосвязан с кризисом современного российского общества. Общество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души.Для преодоления кризиса необходимо знание иерархического устроения семьи и строгое его выполнение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как преодолеть кризис семейных ценностей

                                                                                                                   

Известно, что огромную роль в воспитании личности играет семья. В настоящее время современная семья находится в глубоком кризисе. Но кризис семьи тесно взаимосвязан с кризисом современного российского общества. Общество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души. Ещё великий русский философ И.А.Ильин писал о том, что «человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни, и если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад».[1] 

Для преодоления кризиса необходимо знание иерархического устроения семьи и строгое его выполнение. А если наше общество на протяжении многих десятилетий было оторвано от своих корней, от православия, от веры, то не приходится удивляться тому, что иерархия семьи нарушена, наблюдается много разводов, непослушание детей своим родителям, неуважение детьми людей старшего поколения.

 Священное Писание свидетельствует о строгом иерархическом устроении семьи: «Всякому мужу глава Христос; жене глава – муж» (1 Кор. 11,3), «учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1 Тим.2, 12 – 13), «мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3,19), «мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет.3,7), «жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5,22, 24), «дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость» (Еф.6,1), «дети, будьте послушны родителям во всем; ибо сие благоугодно Господу» (Кол.3, 20). Решимость занять в семье Богом уготованное тебе место есть трудный, мученический, но и блаженный путь.[2] 

         Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев, ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Об этом нам постоянно напоминают рассказы из Библии о ветхозаветных патриархах.[3] Поэтому очень важно с ранних лет ребенка знакомить с рассказами из Библии и в доступной форме пояснять их. И сделать это должна, прежде всего, семья.

«Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно – нравственную, национальную и отечественную традицию, - писал И. Ильин. -  Из семейной традиции благодаря ей на основе особого почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Семья есть первое родное место на земле - источник не только тепла и питания, но ещё и осознанной   любви и духовного понимания. Сама идея «родины» - лона моего рождения, и «отечества», земного гнезда моих отцов и предков, возникла из недр семьи».[4]

 Как педагог считаю, что все это необходимо донести до родителей и учеников. Ёще, будучи участницей VII Рождественских образовательных чтений в г. Тюмени, я слушала выступление Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерея Димитрия Смирнова, который говорил, что «путь человека к счастью земному – семья. А ведь распад семьи – это уничтожение человечества. Семья – это бытие человека». Следовательно, чтобы сохранить здоровое общество, необходимо духовное просвещение.  

Учитывая важность этой задачи, в каждой школе нужно проводить систематическую работу в этом направлении: лектории для родителей, внеклассные мероприятия с учащимися, концерты и совместные праздники, которые объединяют и детей, и родителей.

В нашей школе проводится определенная работа по духовному просвещению семьи.  Провели научно – практическую конференцию со старшеклассниками на тему: «Дом и семья в русской литературе». На занятиях элективного курса рассматривали тему «Благочестие детей последней Царской Семьи», «Воспитание детей на примере Святых Царственных мучеников». Учащиеся нашей школы вместе с педагогами приняли участие в работе Круглого стола «Проблемы современной российской семьи» в рамках проведения Международной православнойвыставки - форума «Россия православная», которая проходила в нашем городе в сентябре 2008 года. Ребята писали рефераты, исследовательские работы, посвященные теме семьи.

Так, на научно – практической конференции: «Дом и семья в русской литературе», которую мы провели в своей школе в рамках декады русского языка и литературы. Старшеклассники выступали с докладами, с собственными исследованиями. Интерес вызвал реферат учащейся 9 класса Бардаковой Дарьи на тему: «Воспитание и образование в комедии Д.И. Фонвизина», в котором она не только раскрыла нравственный смысл комедии, но и отразила проблему воспитания и образования на примере литературного героя Митрофана.  Важным выводом ученицы прозвучало то, что «Митрофан -  недоросль не только потому, что он полный невежда, не знающий арифметики и географии, но он недоросль в моральном плане, так как не умеет уважать достоинства других людей».   Учащаяся 9 класса Веснина Марина написала реферат: «Тема матери в рассказе К.Паустовского «Телеграмма», в котором проанализировала проблему «отцов» и «детей». С чувством глубокого уважения к образу Катерины Петровны -  главной героини рассказа К.Паустовского – она смогла отметить главную роль женщины: быть матерью, переживать за судьбу своих детей. «Самой природой в матери заложено стремление брать на себя заботы своих детей, ограждать их от жизненных невзгод, бед…» Всегда ли это хорошо? Об этом рассуждала ученица в своем исследовании.

Глубокое и всестороннее исследование на тему: «Изображение семьи в русской литературе» провела Розенберг Анна, учащаяся 11 класса. Она подробно остановилась на анализе семейных ценностей в романе – эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Другая одиннадцатиклассница - Ултанова Анжела -  провела исследование на тему: «Дом и семья в русской литературе XIX века», в котором анализу подвергла произведения русской литературы, начиная с древнерусского памятника «Слово о полку Игореве», завершая пьесами А.П.Чехова. Ученица приходит к выводу, что тема дома и семьи – одна из сквозных тем в русской литературе, отголоски которой слышны уже в древнерусских художественных текстах. Отрадно, что ученица знакома и с таким жанром литературы, как Жития святых. В своем исследовании ученица отмечает: «Через все жизненные испытания проносят любовь и верность Муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония, о которых мы узнаём, читая «Повесть о Петре и Февронии Муромских», а также их житие. У них мы учимся бескорыстной любви, верности и преданности».

Самостоятельное научное исследование провела Русова Саша, учащаяся 11 класса: «В защиту жизни». Она на глубоко научном уровне подала материал о последствиях греха аборта, освятив его духовные и медицинские последствия. «Нравственные устои нашего общества, традиционная врачебная мораль (клятва Гиппократа) и особенно православная церковь считают убийство нерожденного ребенка отвратительным поступком и большим грехом, - говорила ученица. – Но выше всех человеческих законов существует вечный и совершенный Закон Божий: «Не убий». Как это важно – просвещать современных детей о духовных последствиях для будущих поколений греха аборта! Ведь многие из современных подростков, вступая во взрослую жизнь, даже не подозревают об этом! А ведь православное учение говорит о том, что деторождение и христианское воспитание детей являются высшей целью брака. Выступление ученицы на заданную тему  вызвало неподдельный интерес у старшеклассников, а сопровождала она его мультимедийной презентацией «В защиту жизни», которая никого не оставила равнодушным. 

На занятиях элективного курса «Светочи земли Русской» мы с ребятами 8-го касса провели внеклассное  мероприятие на тему: «Благочестие детей последней царской семьи». В 2008 году отмечалось 90-летие убиения Семьи последнего Российского Императора Николая II, поэтому пройти мимо этой даты, мы, конечно же, не могли. Эпиграфом мы взяли слова Императрицы Александры Федоровны, супруги Императора Николая II, матери пятерых детей: «Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть своё «я», посвятив себя другому»; «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни». Ребята с увлечением рассказывали о традициях Царской семьи, о благочестивом воспитании детей в Царской семье, о глубокой и искренней любви всех членов Царской семьи друг к другу. Как откровение,  как открытие прозвучали слова А. Мордвинова, которые передают всю силу любви и влияния Царской Семьи на современников: «Мне трудно говорить с достаточной силой об отношениях великих княжон как к своим родителям, друг к другу, так и к посторонним, имевшим радость с ними близко соприкасаться, -  писал А.Мордвинов.- Скажу только, что их светлые образы даже и всесокрушающему времени не удастся вырвать из моей благодарной памяти, и я всегда буду под впечатлением этой изумительной, до встречи с ними никогда мною не виданной, чудной во всех отношениях семьи. То неизменной впечатление, которое всегда оставлял за собой их отец, даже у людей, враждебно относившихся к нему, было впечатление обаятельной простоты, спокойного достоинства и полного тихого самообладания во всех тягостных случаях жизни. Эти благородные черты характера не дают одним наследственным предрасположениям, а требуют большой работы над самим собой».[5] 

Считаю, что с детьми необходимо проводить  систематическую работу по воспитанию семейных ценностей, ибо как сказал Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий на Образовательных чтениях Уральского федерального округа «Духовно – нравственные ценности в российской школе»: «Кризис семейных ценностей – это не только кризис социально – экономический, но и в большей степени кризис духовный, кризис нравственный, кризис воспитания»[6]. На преодоление кризиса семейных ценностей и должна быть направлена совместная работа школы, семьи, церкви.


[1] И.А.Ильин. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993г., с.201

[2] Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. – Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998 г., с.469.

[3] Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. – Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998 г., с.475..

[4] И.А.Ильин. Собрание сочинений. – М., 1993 г. Т.3, с.152.

[5] М.Кравцова. Воспитание детей на примере Святых Царственных мучеников. – В газ. Русичи, 8.08. – 21.08.2006 г., с.6.

[6] Владыка Димитрий. Нравственность как основа воспитания. – Сибирская православная газета, № 11, ноябрь, 2008 г., с.1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»

Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит  благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообще­ство  кровно близких люд...

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Консультация для родителей "Как преодолеть кризис трех лет?"

Консультация для родителей "Как преодолеть кризис трех лет?"Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоду в жизни, в течение которых...

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...

Классный час в 7 классе «Ценность родства и семейные ценности»

Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.Задачи: ·        подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого челове...

Статья по теме "Семья. Семейные ценности.Семейные реликвии" (для классного часа).

Тема семьи всегда была и будет важной для детей из неблагополучных семей....