Родительское собрание " Обогащение речи дошкольников при помощи игровых приемов"
консультация на тему
Материал собрания знакомит родителей с играми, в которые можно поиграть в семейном кругу для обогащения речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit_sobran_v_podgot_gruppe.docx | 39.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
в подготовительной к школе группе
« Обогащение речи дошкольников при помощи игровых приемов»
Образная, богатая синонимами , дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык , подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что то объяснить , доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные.
Что помогает развивать речь ребенка? Самым важным, самым главным средством развития речи, конечно же, является общение ребенка со взрослыми и со сверстниками. Ведь дети перенимают опыт речевого общения у нас, взрослых. Говорите с ним неторопливо, спокойно, делитесь своими впечатлениями, спрашивайте о его друзьях, поступках, делах, интересах.
К моменту поступления в школу речь ребенка должна быть четкой, выразительной, грамотной, понятной, с правильным звукопроизношением.
А что же получается на самом деле? Развитие речи детей оставляет желать лучшего. На пороге школы у многих детей есть проблемы:
- неправильное звукопроизношение
- бедный словарный запас
- преобладание простых, коротких предложений
- несвязность, сбивчивость, невыразительность речи
- присутствие слов – паразитов( это, ну, вот, как там и др.)
Речь ребенка – это показатель его интеллектуального развития, средство общения с другими людьми. Что же делать, чтобы речь детей развивалась в норме?
В детском саду развитию речи уделяют много внимания : это и совместная деятельность с детьми по развитию речи, это и игры по развитию речи, логопедическая работа, индивидуальная работа и т. д. А дома? Чаще всего у многих родителей нет достаточного времени пообщаться с ребенком, позаниматься с ним, поиграть.
А у других просто нет опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с дошкольником. Сегодня полки магазинов пестрят специальной литературой для развития речи детей, дидактическими пособиями для развития речи.
И сегодня я хотела бы вам предложить некоторые варианты игр, в которые вы можете поиграть с ребенком дома в свободное время для того, чтобы обогатить его речь.
« Подбери слово»
- Какой бывает дом? ( высокий, низкий, большой, красивый, деревянный)
- Что делает повар? ( варит, солит, готовит, наливает)
- Про что можно сказать? ( Какое слово подходит к этим словам ?_) :
Зеленая, кудрявая, стройная ( береза)
Идут, отстают, спешат ( часы)
Часы, человек, дождь, кошка ( идут)
« Доскажи словечко»
Ребенок добавляет к заданному слогу другие слоги, чтобы получилось слово : СА – МОВАР, СА – МОЛЕТ, СА – МОКАТ , СА – ХАР .
« Скажи наоборот»
Ребенок начинает осваивать антонимы : большой – маленький, широкий – узкий, горячий – холодный. и т. п.
« Словесная цепочка»
Ребенок также учится подбирать слова. Взрослый называет исходное слово, например « кошка» , и спрашивает:
- Какая бывает кошка? ( пушистая, ласковая и т. д.)
« Что из чего сделано? «
Ребенок учится преобразовывать прилагательные от существительных.
- Как назвать одним словом стакан, если он сделан из стекла? ( стеклянный)
- Сок из яблок? ( яблочный? )
Морс из клюквы ? ( клюквенный)
- Ворота из железа ? ( железные)
« Я знаю пять названий…»
Взрослый перечисляет 5 названий чего – либо. Например, « Я знаю пять названий птиц : сорока, галка, воробей, синица, снегирь, скворец». Затем названия птиц перечисляет ребенок. Аналогично с посудой, животными, мебелью и т д.
В такие словесные игры можно играть с ребенком по дороге в д/с, вечером дома , во время прогулки.
Многие дети в группе неправильно произносят звуки. Упражняйте детей в звукопроизношении, учите слышать звуки, различать похожие.
« Цепочка слов»
Взрослый произносит первое слово так, чтобы ребенок услышал последний звук, с этого звука ребенок называет свое слово: ветер – ракета – арбуз и т. д.
Учите детей составлять загадки. Это дает возможность совершенствовать словарный запас.
Игра « Закрой глаза – открой рот»
Загадку можно научить составлять , используя элементарное описание предмета.
Покажите, как это можно сделать: предмет стеклянный, в него наливают жидкость, у него есть ручка, из него наливают жидкость в стакан. Что это? (кувшин)
Далее попросите описать предмет, не называя его.
Многие дети не всегда четко и внятно могут произносить слова, фразы. Вот тут и приходит на помощь скороговорка. Выучите с ребенком несколько скороговорок. Произносите их по очереди, вместе, сначала медленно, потом убыстряя темп.
Удачи !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стимулирование познавательной деятельности учащихся 5 класса при помощи игровых приемов и ситуаций на уроках
Выступление на заседании РМО в марте 2012 года...
Родительское собрание "Хорошая речь - залог успешного школьного обучения"
Основные компоненты устной формы речи, их влияние на школьную успешность....
родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"
Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....
Родительское собрание по теме «Что необходимо: помощь или контроль родителей, при выполнении домашнего задания?»
Задачи: 1.Проконсультировать родителей по вопросам: - цели и задачи домашних заданий по различным предметам...
Родительское собрание по теме "Домашние задания: помощь или контроль".
Цель: актуализировать проблему качественного выполнения домашних заданий для успешной учебной деятельности.Задачи-- проанализировать качество выполнения учащимися домашних заданий; определить роль род...
Тема родительского собрания в 9 классе «Психологическая помощь ребенку для успешной подготовки к ГИА»
Тема родительского собрания в 9 классе«Психологическая помощь ребенку для успешной подготовки к ГИА»...
План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности"
План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности"...