Родительское собрание "Проблемы компьютерной зависимости"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Проблемы компьютерной зависимости.
Задачи:
- способствовать формированию понимания родителями опасности «заболевания» детей компьютером;
- предложить родителям методы борьбы с компьютерной зависимостью учащихся.
Ход собрания
Уважаемые родители!
Стремительное развитие общества и технического прогресса позволило нам не на словах, а на деле познакомиться с таким магнетически воздействующим на человека устройством как компьютер. Он прочно вошел в нашу жизнь не только как техническое средство, но и как собеседник, друг, помогающий преодолевать многие человеческие личностные слабости: одиночество, неумение общаться, неуверенность, боязливость и т.д.
Видимо, наши дети рвутся занять место у компьютера не только потому,, что это интересно, ново, необычно, но и потому, что компьютер помогает заменить отсутствие общения с близкими людьми общением с техническим устройством.
Безусловно, компьютер играет огромную роль в жизни человечества. Не меньшую роль он играет в учении школьников.
Учеба с помощью компьютера — это:
- Написание текстов и упражнений.
- Составление таблиц и диаграмм.
- Сканирование текстов, рисунков для подготовки уроков.
- Использование учебных дисков по различным предметам для
расширения своих знаний и кругозора. - Использование компьютерного лексикона и словарей для выполнения домашних заданий.
- Возможность эстетичного оформления сочинений, научных работ, докладов, рефератов.
7. Возможность поиска информации по определенной учебной теме.
8. Возможность участия в олимпиадах различного уровня.
Компьютер дает школьнику возможность:
- находить себе друзей, единомышленников в различных странах, городах и поселках; (
- бесплатно заказывать необходимые материалы для удовлетворения собственных знаний и интересов;
- посылать и получать электронные письма, развивать в себе умения писать письма.
Обсуждение сочинений «Роль компьютера в моей жизни»
Обсуждение памятки для родителей «Компьютер в жизни школьника»
Профилактика «компьютерной зависимости» у детей (информация для родителей)
В общем, термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо (Аддикция). Существует несколько сотен различных аддикций, названия которых обычно включают предмет пристрастия: еде, сексу, видеоиграм, компьютерная аддикция, аддикция к рыбалке, азартным играм, играм на бирже, аукционам и т.п. Зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм,. Такое многообразие связано вовсе не с тем, что существует масса явлений или субстанций, способных вызывать патологическое влечение. Источник или причина пристрастия к чему-либо находится не в окружающем мире, а внутри человека, в его голове. В условиях психотравмирующей ситуации или хронического стресса многие люди, естественно, не обремененные знаниями по психологии и психотерапии, склонны решать проблему путем ее полного отрицания или же ухода от нее.
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в 80-х американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания. Здесь же, кстати сказать, и о сотовых телефонах, которые так же становятся причиной возникновения аддикции?
Возможно, в широком смысле, следует говорить о "кибераддикции" - зависимости от виртуальной среды, созданной благодаря компьютерным технологиям.
В России долгое время бытовало ошибочное представление о том, что Интернет непосредственно вызывает пристрастие. Хочу подчеркнуть, что Интернет - это средство коммуникации, наравне с телевидением, радио, телеграфом, телефоном, газетами и журналами. И пристрастие возникает в голове человека и связано с его отношением к вещам или явлениям. Сами же явления здесь не причем. Интернет, как и сам компьютер - это средство коммуникации, так же как и автомобиль - средство передвижения. Несмотря на тысячи жертв транспортных аварий, еще никому не приходила в голову идея обвинять в этом транспорт и тем более запрещать этот способ передвижения. Не стоит это делать и в отношении компьютера и Интернета.
Так что же делать с нашими опасениями за физическое и психическое здоровье наших детей?
К сожалению, инструкции к компьютерным играм, как и рецензии на их содержание, не всегда соответствуют реальной начинке. Поэтому родителям самим нужно просматривать те игровые диски, которыми пользуется их ребенок. Но запреты здесь не помогут. Не секрет, что игромания – следствие психологических проблем. Иногда вся беда в том, что у «подсевшего» на компьютер виртуальный дом лучше реального. Чаще всего игровая зависимость рождается на почве каких-то неудовлетворенных потребностей.
Сложность заключается в том, чтобы провести границу между "нормальной" увлеченностью и "ненормальным" влечением.
Говоря упрощенно, склонность может быть здоровой, патологической или совмещать в себе оба эти понятия. Увлеченность, желание приобретения новых знаний, реализации творческого потенциала и самовыражения. Даже некоторые нездоровые пристрастия могут включать в себя эти положительные характеристики. Но в, по-настоящему, патологических склонностях равновесие нарушено - негативные факторы перевешивают позитивные. В результате теряется способность нормально функционировать в реальном мире.
Если ваш ребенок чрезмерно увлекся игрой, попытайтесь выяснить, что он получает за монитором: чувство собственной полноценности? Компенсацию отсутствия близости в семье? Возможность самостоятельно принимать решения? Или просто забытье? Во всем это лучше разобраться, а потом уже думать об избавлении от зависимости.
А что же вообще привлекает человека в компьютерных играх?
Почему виртуальный мир становиться ближе, чем реальный?
Как формируется компьютерная зависимость и каковы пути освобождения от нее?
Можно выделить два основных фактора, формирующих компьютерную зависимость и делающих виртуальный мир более привлекательным, нежели реальный. Назовем их условно уход от реальности и принятие роли.
Уход от реальности – это уход человека от реальных жизненных проблем и ситуаций. Это уход в несуществующий мир, где не надо не надо ни за что отвечать, где нет проблем во взаимоотношениях с другими людьми, где все дозволено и где самые глубинные скрытые желания, даже если они порицаемы обществом и моралью, например ненависть и убийство, могут быть выпущены наружу и реализованы. В этом мире существуют только «Я» человека и его желания.
Проживая жизнь в виртуальном пространстве, человек настолько погружается в этот вымышленный мир, что неосознанно пытается перенести законы игрового мира на реальный. Вполне закономерно, что он встречает непонимание и отпор, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном. Так, “со временем, реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей. Один компьютерный фанат, который увлекается в основном играми типа action сказал: “Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь побыстрее прийти домой и снова сесть играть.”
Подводя итог, можно сказать, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности. Это полная аналогия с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без виртуального мира.
Второй фактор – принятие роли. Способ познания мира путем принятия на себя какой-то роли особенно ярко выражен в детском возрасте. Ребенок представляет себя в роли кого-то существующего или вымышленного персонажа. Он имитирует в своем поведении образ жизни своего героя, через это, тем самым, пытаясь понять мир, в котором он живет, людей которые его окружают, вырабатывая правила социального общения и нормы поведения в жизни. Кроме того, в игре он пытается воплотить тот образ жизни и поведения, который привлекает его, который раскрывает его натуру, реализует потенции или социальные установки, но не может быть им реализован на данный момент развития в силу его физиологической, психологической и социальной незрелости.
Компьютерного героя уважают, с его мнением считаются, он сильный, он - супермен, и для человека очень приятно входить в роль этого персонажа, чувствовать себя им, т.к. в реальной жизни такие ощущения испытать большинство людей не имеют возможности. Далее, чем больше человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст межу "им реальным" и "им виртуальным", что еще больше притягивает человека к компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни, к тому же, если последняя сера и обыденна. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки”.
Как можно заметить, в основе механизмов возникновения компьютерной зависимости лежат глубоко скрытые комплексы и нереализованные потенции. На типичном примере попытаемся проследить, как психологические проблемы влияют на формирование игрового пристрастия.
Наверное, каждый родитель, положа руку на сердце, признается себе в том, что, кто-то постоянно, а кто-то время от времени, уличает своего ребенка в том, что он что-то сделал неправильно. Обобщенно это можно сформулировать следующим образом: «Ты не на что не способен!» или «Ну что после этого от тебя ожидать?!» Что греха таить! Подобные ситуации происходят ежедневно в большинстве наших семей. При таком подходе к воспитанию, у ребенка постепенно вырабатывается внутренняя установка: «Я не на что не годен». Ему становится не интересно как-то проявляться, т.к. он заранее знает, что, чтобы он не сделал, даже если все сделано правильно с учетом его возрастных способностей и возможностей, то он все равно услышит упрек. Постоянные упреки влекут за собой разочарование и неудовлетворенность. В очередной раз ощущать подобные разрушительные для личности чувства ему не хочется. Он закрывается и занимает позицию – «а мне все равно». Его жизнь становится бездеятельной, лишенной творческого начала, т.к. его внутренняя установка говорит о том, что за каждое проявление себя последует наказание, а для того чтобы этого не было, лучше «не высовываться». В то же время, у каждого человека есть потребность в собственном проявлении. Внутренняя установка – «я не на что не годен» перекрывает нормальную реализацию себя, рождая комплекс собственной неполноценности и ущербности.
Ребенок растет. Наступает время полового созревания и вместе с ним старый комплекс в виде: «А вдруг у меня ничего не получится? А вдруг меня будут ругать или надо мной будут смеяться?» Подобные мысли сразу же “зажимают” человека. Он не дает сам себе совершать поступки, в которых он мог бы проявиться. Но человек не может постоянно находиться в “зажатом” состоянии. Ему нужна “отдушина”. Начинается неосознанный поиск психологической компенсации.
Компьютерные игры дают прекрасную возможность для этого. Однажды сыграв в какую-то игру и достигнув какого-то результата, человек получает удовлетворение, как от “реализации” своих способностей, так и от осознания того, что он – не никчемность, он на что-то годен. Это, во-первых. Во-вторых, даже если бы он и проиграл в игре, то всегда есть возможность переиграть и за поражение тебя никто не упрекнет, т.е. при такой “реализации“ своих желаний и допускании ошибок, комплекс не проявляется. И в третьих, т.к. компьютерные игры очень популярны, то есть возможность пообщаться с такими же игроками, рассказать о своих достижениях и получить, если не восхищение, то признание. Человек находит среду, в которой он чувствует себя значимым. Появляется свой отделенный мир, в котором личность формируется на основе виртуальных побед и достижений. У человека создаются ложные представления о самом себе и своих способностях. С этими представлениями он пытается жить в реальном мире, который тут же разрушает их. Оказывается, в обычном мире ценности компьютерного игрока расходятся с общечеловеческими ценностями, а то и прямо противоречат им. Притязания на противоположный пол, подчас смешны, а проявления неадекватны, т.к. живого опыта общения с девушками практически нет. Такие качества, ценящиеся в обществе, как чуткость и душевность, находятся в “замороженном” состоянии. Наступает разочарование. Вновь всплывают старые комплексы. И что самое страшное для такого человека – разрушается его псевдоличность. А это значит снова ощущать себя ущербным и неполноценным. Чтобы заглушить это чувство, как-то “укрепить” себя, человек снова бросается в виртуальный мир (уход от реальности), где он значим, одобряем (принятие роли) и где он может компенсировать свои неудачи и разочарования в жизни.
Где же выход из этого порочного круга?
Наверное, первое, что должно произойти – принятие и осознание игроком, того факта, что жизнь, которую он ведет, по крайней мере, неестественна и абсурдна. Что он много себя лишает и многое теряет в жизни. Далее еще должно произойти несколько шагов избавления и в каких-то случаях возможно даже не без помощи психолога или психотерапевта.
Нельзя сказать, что освобождение происходит за короткий период. На это требуется время, которое зависит и от самого человека, и от степени его “погруженности” в виртуальный мир, и от глубины проблем, его туда загнавших. Если зависимость уже сформирована, проблему надо решать всеми возможными и доступными средствами. Целенаправленные усилия безусловно принесут желаемые результаты.
Сегодня же мы говорим скорее о профилактике такого рода зависимостей.
Существует ли гармоничная форма сосуществования компьютера и ребенка? Как бороться с «зарождающейся» компьютерной зависимостью?
На эти вопросы коротко не ответишь. Для ребенка Вселенная — его семья, его родители. И если ребенок становится зависимым от компьютера, проводит дни и ночи за электронными играми или в Интернете, перестает нормально учиться, общаться со сверстниками — это не повод для введения паролей, установки защит или выкидывания компьютера на помойку. Это сигнал для того, чтобы задуматься о благополучии в собственной семье. И понятие «благополучие», как вы можете догадаться, в данном случае никак не связано с материальным достатком. Ребенку должно быть место в семье. А оно там будет, если маме с папой друг с другом не тесно. На мой взгляд, компьютерная зависимость ребенка — это следствие дисгармонии в семье.
Искусственные ограничения не дают никакого положительного эффекта. Ребенку расти и жить в том мире, который мы имеем, с тем телевидением, которое у нас есть, с тем компьютерным бумом, который мы наблюдаем. Оградить ребенка от этих явлений означает вызвать его неадекватную реакцию, когда он все-таки столкнется с этими проявлениями современного мира. Другое дело, что нужно отдавать себе отчет: если папа предпочитает общению с мамой сидение перед дисплеем компьютера, если маме легче погрузиться в переживания мыльной оперы, нежели поговорить с сыном или дочерью, то ожидать от ребенка другой реакции на компьютер и телевизор, по крайней мере, наивно. Беда не в том, что в нашей жизни есть электронные средства информации и коммуникации. Беда в том, что нам самим, взрослым, удобнее заменить ими непосредственное общение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Компьютерная и игровая зависимость»
Негативные последствия компьютерных игр:• проблемы в учебе (снижается успеваемость);• проблемы со здоровьем (деформация позвоночника, сколиоз, нагрузка на гла...
Родительское собрание по теме:"Проблемы компьютерной зависимости"
Данное собрание проводится с родителями учащихся 11 класса.Цель собрания: способствовать формированию понимания родителями опасности и "заболеваний" детей компьютером....
Родительское собрание по теме: "Компьютерная зависимость"
Данное родительское собрание рассматривает компьютерную зависимость учащихся...
Тема родительского собрания «Проблемы компьютерной зависимости»
Стремительное развитие общества и технического прогресса позволило нам не на словах, а на деле познакомиться с таким магнетически воздействующим на человека устройством как компьютер. Он прочн...
Родительское собрание "Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости"
Методическая разработка родительского собрания, которая содержит информационный блок, игру "Корзина мнений", полезные интернет - адреса для детей и родителей....
Родительское собрание: «Компьютерная зависимость у подростков».
Методическая разработка предназначена для проведения родительского собрания в 5-8 классах общеобразовательных школ. Основной целью данной разработки является профилактика компьютерной зависимости у по...
Тематическое родительское собрание для родителей 5-7 классов "Компьютерная зависимость. Дети и Интернет"
Тематическое родительское собраниеКомпьютерная зависимость. Дети и Интернет Форма проведения: беседа с элементами активных форм работыЦелевая аудитория: родители учащихся 5-7 классовОборудо...