Причины школьной тревожности у детей.
статья
Школьная тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Педагоги и родители обычно говорят про такого ребенка, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т.п.Перед школой стоит важная и ответственная задача – обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребенка. Осуществляя эту сложную задачу, педагогический коллектив школы, иногда сталкивается с наличием у некоторых детей затруднений в обучении, которые обусловлены теми или иными особенностями их развития, приводящими к неуспеваемости этих детей в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Причины школьной тревожности у детей. | 52.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины школьной тревожности у детей.
В последнее время возросло внимание к проблемам семьи. В социологии и социальной психологии она рассматривается как основная на браке и родстве малая группа, отношения в которой существенным образом складывается на психологическом здоровье ее членов.
Детская тревожность может быть следствием ошибочного отношения ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытаясь оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от воображаемых, несуществующих ситуаций. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развивается пассивность и зависимость.
В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может быть вызвана боязнью не справиться, сделать не так как надо.
Отношение к ребенку может включать в себя жестокий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступлением от норм и правил, установленных взрослым.
Тревожность ребенка вызывается и особенностями взрослого и ребенка: превалирование авторитарного стиля общения или непоследовательность требований и оценок может вызвать тревожность у ребенка, так как в том и другом случае ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не угодить им, преступить ограничения устанавливаемые педагогом, родителем .
А.С. Спиваковской выделяются следующие черты патогенного воспитания:
- низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
- высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности;
- выраженная степень опеки и ограничительство в каких-либо сферах жизнедеятельности;
- повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждения.
Многими авторами доказано отрицательное влияние длительной психотравмирующей ситуации в семье на формирование характера и личности детей и подростков. [1]
В связи с этим подчеркивается неблагоприятная роль неполной семьи, а также алкоголизм родителей.
Исследование Е.Ю. Брель, направленное на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности, позволило сделать вывод о том, что такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.
Одной из самых распространенных причин дезадаптации ребенка к школе и появление школьной тревожности является проблемы школьной нагрузки. Как показывают исследования и практика, в настоящее время высокие школьные нагрузки могут привести к переутомлению. В результате, переутомление ведет к неудачам, а опыт неудач рождает страх, неуверенность. Эмоциональную нестабильность и – новые неудачи. Подавляющее большинство педагогических, психологических, медико-физиологических исследований показывает, что многие традиционные, неоднократно пересматривающиеся существующие правила загрузки школьников не только не стимулируют учебу, но и прямо разрушают психику, снижают работоспособность.
Кроме школьной перегрузки, Кочубей Б.И., Новикова Е.В. выделяют причины школьной тревожности, вот некоторые из них:
1. Структура учебного года. Через шесть недель непрерывных занятий уровень функциональных возможностей резко снижается, уровень тревожности возрастает, склонность к заболеваниям обостряется.
2. Длительность учебной недели. Последние дни недели – это дни не только малоэффективной работы, но и наибольшего числа дисциплинарных нарушений. Школьники, которым дают домашнее задание на понедельник, повышенно раздражительны, конфликтны, напряжены.
3. Длительность урока. По данным гигиенистов в первые 30 минут урока частота отвлечений учеников составляет 22%, между 30 и 35 минутами – 28%, а в последние 10 минут – 43%, то есть почти половина учеников не слушает учителя. Результаты других исследований подтверждают тот факт, что работа в последние 10 минут урока над новым материалом, не просто бесполезна, но и приносит вред учащимся.
4. Экзамены. Для подавляющего большинства школьников это не только период интенсивной работы, но и психологический стресс. [2]
Тревожность у школьников может быть связана с ожидаемым отношением к оценке родителей и понимание оценки как отношения к себе учителя. Ученики боятся не самой оценки, а разочаровать родителей, не соответствовать их представлениям.
Многое в эмоциональной устойчивости ребенка зависит и от отношений с педагогом. В общении с учителем тревожные школьники проявляют инфантильную позицию. Они рассматривают оценку, прежде всего, как выражение отношения педагога к ним как к личности. Подобная инфантильная позиция «закрепляется у тревожных школьников надолго и встречается даже в подростковом возрасте.
Есть и другое мнение относительно причин школьной тревожности. Например, тревожность может быть следствием противоречивых требований, предъявляемых окружающими - родителями, либо родителями и школой.
Тревожность у детей может быть связана с неадекватными требованиями взрослых (чаще всего, завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только “пятерки” и не является лучшим учеником класса.
Тревожность может провоцироваться негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, учитель говорят ребенку: “Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”.
Таким образом, основными причинами школьной тревожности у детей являются: неправильное воспитание и дезадаптация к учебному процессу в школе.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.
Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.
Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: ”А вдруг что-нибудь случится?” Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе (“Я же ничего не мог!”). Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).
Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе , стараются точно выполнять требования родителей и учителей - не нарушают дисциплину. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. [3]
Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).
В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что–нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.
Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.
Например, существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.
Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т.е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и так далее.
Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.
Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.
Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.
Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.
Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.
Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.
Для нормальных фантазий (конструктивных фантазий) характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны - сами фантазии влияют на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя жизни. Этот же отрыв от реальности- и в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя.
Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.
Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
Тем не менее, у детей младшего подросткового возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации. [4]
- Изард К. Эмоции человека: [Пер. с англ.] / Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.: Изд-во МГУ, 2000. – С.55-85.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 529с.
- Реан А.А. Психология детства. СПб.: прайм - ЕВРО-ЗНАК, 2003. - 368 с.
- Зимняя И.А Педагогическая психология: Учебник для вузов.- М.: Университетская книга,2007.с350
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по снятию тревожности у детей младшего школьного возраста.
Общие принципы психологической работы с тревожными детьми...
Причины нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Профилактика этих нарушений.
Что можно сделать для сохранения хорошей осанки у школьников....
Авторская коррекционно-развивающая программа. Коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста «Радуга настроений»
Цель программы – коррекция страхов и высокого уровня общей тревожности у детей младшего школьного возраста.Соответственно в процессе арт-терапевтической групповой работе будут решаться след...
Сценическое волнение. Причины детской тревожности.
Успешность публичного выступления ученика на сцене ,зависит не только от качества и надежности выученных им произведений , но и от его психологической подготовки к общению со слушателем....
Совместное родительское собрание в 8-9 классах Тема:«Актуальные проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Проблема школьной тревожности: виды, причины, приёмы снижения»
Цели:Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к ...
Консультация "Тревожный ребенок. Школьная тревожность"
Консультация "Тревожный ребенок. Школьная тревожность"...