Развитие познавательной активности детей раннего возраста по средствам физкультурных упражнений
консультация на тему
Познавательная активность ребенка 2—3 лет выражается прежде всего в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_s_roditelyami.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности детей раннего возраста по средствам физкультурных упражнений
От родителей зависит, насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве. А от его развития зависит настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Познавательная активность ребенка 2—3 лет выражается прежде всего в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Движущая сила познавательной деятельности — растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее развивается мозг.
В этот период особенно активны органы восприятия — слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения, с помощью которых малыш познает окружающий мир.
Как отмечает профессор Т.С. Комарова, «работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически и последовательно включаться во все этапы жизнедеятельности детей... пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей».
Следует отметить, что именно двигательная активность в первую очередь способствует развитию восприятия. Исследования М.Ю. Кистяковской, Н.М. Щелованова показали: чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Во время ходьбы, бега, лазанья и других движений ребенок сталкивается с целым рядом предметов и познает их свойства (тяжелый, легкий, большой, маленький, длинный, короткий, мягкий, твердый и т.п.), учится ориентироваться в пространстве.
Поэтому, организуя двигательную активность детей, наряду с формированием двигательных умений и навыков, важно акцентировать внимание на развитии зрительного и слухового восприятия.
Развитие зрительного восприятия заключается:
-в закреплении у детей представлений о качествах предметов (форме, цвете, величине);
-умения ориентироваться в пространстве;
-тактильных ощущений.
Важно грамотно выстроить процесс ознакомления со спортивным оборудованием детей, предложив сначала рассмотреть их, обследовать, выделяя свойства и качества: форму, цвет, величину, материал, из которого сделаны. Например, знакомя с мячом или гимнастической палкой, можно предложить обхватить двумя руками мяч, гимнастическую палку, погладить, надавить, при этом назвать качества физкультурного инвентаря (мяч круглый, резиновый, красный, гладкий; палка длинная, синяя, деревянная). Дети, воспринимая предметы, запоминают словесные обозначения их качеств.
Закрепление основных цветов
В раннем возрасте дети знакомятся с основными цветами: красным, синим, желтым, зеленым. Важно обращать внимание ребёнка на цвет физкультурного инвентаря (мячей, лент, обручей, кубиков, флажков, султанчиков), задавая вопрос: «Какого цвета мяч (лента)?».
Знание цвета может закрепляться в подвижных играх.
«Найди свой обруч»
Ребёнку дают цветные ленточки (красные, синие, зеленые). В углах комнаты располагают обручи такого же цвета. По команде «Найди свой обруч!» ребенок должен подбежать к обручу и положить ленту такого же цвета, как обручь.
Закреплению способностей сравнивать и группировать предметы по цвету будет способствовать игровое упражнение.
«Разноцветные мячи»
Выбрасываются мячи разного диаметра (25 см, 15 см) и цвета (красные, синие). Стоят корзины такого же цвета. Дети должны собрать мячи по цвету в корзины.
Закрепление формы предметов
Ребенок третьего года жизни усваивает представления о 4— 5 формах: шар, куб, круг, треугольник, квадрат. Закрепление умения узнавать и называть форму предметов можно в игровом упражнении.
«Поезд»
Ребёнок стоит вместе с родителем и держатся за длинную веревку. По сигналу «Поехали!» начинают движение со словами: «Чу-чу-чу». В центре комнаты рассыпаны кубики и мячи (одинаковые или разные по цвету). После остановки предлагается собрать кубики (или только мячи).
Закрепить умение группировать предметы по форме поможет следующее игровое упражнение.
«Найди домик»
По углам комнаты стоят корзины с наклейками определенных форм: круг, квадрат, треугольник. По комнате разбросаны фигурки. Предлагается собрать их и разместить по своим домикам. Затем родитель и ребёнок вместе проверяют, все ли фигурки на своих местах.
Закрепление величины
Дети закрепляют знания о размерах (высоте, длине, ширине), знакомясь с понятиями: «высоко — низко», «длинный — короткий», «широкий — узкий». Для развития умения различать и называть контрастные размеры предмета важно акцентировать внимание детей на вопросах:
«Какой мяч по величине?» (большой или маленький);
«Какой ручеек?» (широкий или узкий);
«Какие ворота по высоте?» (высокие или низкие);
«Какая дорожка?» (длинная или короткая).
Закреплению умения соотносить предметы по величине будут способствовать игровые задания: большой мяч нужно прокатить через широкие ворота, маленький - через узкие; большой мяч прокатить по длинной дорожке, маленький — по короткой и игровое упражнение.
«Найди и собери»
По углам комнаты расставлены большие и маленькие корзины (коробки). Рассыпаются большие и маленькие мячи и предлагается детям собрать их: большие мячи в большие корзины, маленькие — в маленькие корзины.
Закрепление умения ориентироваться в пространстве
В подвижных играх, игровых упражнениях ребенок учится ориентироваться в пространстве, овладевая такими понятиями, как: «далеко», «близко», «высоко», «низко», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу» и т.д. Например, обращается внимание детей на ленточки, висящие на шнуре на разном расстоянии (высоко и низко). Или предлагается детям подбросить мяч сначала высоко, а затем низко, или бросить мячи в корзины, одна из которых стоит далеко, а другая близко.
Развитие тактильных ощущений
Дошкольники с интересом будут закреплять понятия: «мягкий — твердый», «гладкий — шершавый», для этого им можно предложить походить босиком по разным дорожкам: твердой (деревянной) и мягкой (широкой, узкой, длинной, короткой из дермантина и поролона), гладкой (из дермантина или клеенки) и шершавой («пуговичной», с нашитыми кольцами и др.).
Закреплению понятий «тяжелый — легкий» будет способствовать игровое упражнение.
«Тяжелый — легкий»
Предлагается детям взять сначала тяжелые мячи (набивные), затем легкие (надувные, диаметром 20—25 см), после этого сесть около обозначенной черты и покатать по очереди мячи, характеризуя их: «тяжелый», «легкий».
Знакомя детей с физкультурным инвентарем, важно обращать их внимание на материал, из которого он выполнен, задавая вопросы: «Из чего сделан мяч (кубик, обруч)?». Дети начинают понимать, что мячи бывают резиновыми, пластмассовыми и из ткани, к тому же тяжелыми и легкими, гладкими и с шипами, большими и маленькими. Особое внимание следует уделить безопасности физкультурного инвентаря, чтобы он отвечал общепринятым санитарно-гигиеническим требованиям.
Помимо зрительного, важно развивать слуховое восприятие. Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Способность улавливать и различать звуки не возникает сама собой, ее нужно развивать. Ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов: бубна, колокольчика, погремушки, барабана. Развитию у детей умения переключать слуховое внимание способствуют игры.
«Угадай, что делать»
У ребёнка в руках два флажка. Если бубен звенит громко, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, а если звенит тихо — опускает их.
«Беги на носочках»
Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно его звучанию ребёнок выполняет движения: под тихий звук — идёт на носочках, под громкий — полным шагом, под очень громкий звук — бежит.
Вышеперечисленные игровые упражнения и игровые задания можно использовать как дома, так и на прогулке. Содержание их способствует развитию у детей активного восприятия, хорошей памяти и мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеа...
сообщение "Развитие познавательного интереса детей раннего возраста посредством изобразительной деятельности."
Выступление на педсовет...
Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....
Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"
В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....
«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».
консультация для родителей...
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Данная работа содержит результаты теоретического исследования и практическую работу по развитию познавательной активности старших дошкольников средствами проектной деятельности. Могут использовать пед...
Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей по средствам приобщения их к русской народной кукле»
Методическая разработка«Развитие познавательной активности детей по средствам приобщения их к русской народной кукле»...