Родительский лекторий "Режим дня школьника и его здоровье"
статья на тему

Вишнякова Татьяна Викторовна

Данный материаль можен быть использован на родительских собраниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezhim_dnya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Режим дня ученика и его здоровье»                                            

                                  « Легко тому, кто не заставляет себя делать то, что надо»                        
                                                                       
В. А. Сухомлинский

Цели:

– привлечь внимание родителей к проблеме, связанной с соблюдением режима дня школьника;

– показать важность и необходимость подчинения жизни уч-ся строгому распорядку;

- дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

 Школа, ребёнок, семья…Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека. Воспитанию здорового ребёнка способствует правильно организованный режим его жизни. Режим укрепляет здоровье ребёнка, организует его жизнь, приучает к распределению времени на занятия, игры, отдых, помогает воспитанию умения управлять своими желаниями, ценить время. Человек является частью природы, потому в его жизни, как и в природе, все должно совершаться ритмично.

В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия. В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности

Режим дня является определенным отражением необходимых организму правильных физиологических процессов. При соблюдении режима дня у школьников образуются условные рефлексы на время: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению.

 Основные элементы режима дня школьника

  1. Учебные занятия в школе и дома
  2. Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
  3. Регулярное и достаточное питание
  4. Свободная деятельность по индивидуальному выбору.
  5. Физиологически полноценный сон

1. Самое сложное и трудное для детей время в течение дня – это утро.

Утром дети требуют особенного внимания. Весь ритм деловых утренних часов должен способствовать размеренному вхождению детей в атмосферу дневных забот. Ребенок, на которого накричали утром, не в состоянии высидеть спокойно пять-шесть уроков, кроме того это обязательно скажется на общении с товарищами, учителем.

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке.

Можно то и дело погонять, одёргивать детей, покрикивать на них. А можно постараться сделать утро рабочего дня школой общения. Из дома лучше выходить заранее, без спешки. Небольшая прогулка помогает ребятам взбодриться.

2. После школы

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-17-ти часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку.

Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.

Начинать нужно с дневника: он должен быть заполнен  к понедельнику,  записаны все домашние задания. Проставлены оценки.  

Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Придя с работы уставшими и раздраженными, вы с пренебрежением и с чувством обреченности садитесь с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону ребёнка.  Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребенку произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!»

Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задали?» – и раскрывают учебники и тетради. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику.

3. Домашние дела.

Родители должны прививать ребенку навыки по самообслуживанию. Это касается как девочек, так и мальчиков. Как много впоследствии зависит от простых, казалось бы, вещей: умения готовить, убирать, стирать , мытьё посуды, полы, покупка хлеба и т.д. Список обязанностей каждая семья может продолжить. Это время, когда вся семья дома за любимым делом обсуждает прошедший день. Ответственность ребёнка за семейные дела  правильно поддержит психику ребёнка, как полноправного члена семьи.

 Вечер – всегда раздумья о завтрашнем дне. Сделайте максимально возможное, чтобы завтрашнее утро было свершением счастливых событий:

1.Выученны уроки

2.Собран портфель

3.Приготовлена школьная и спортивная форма

4.Не забыли, к примеру, деньги за питание;

 или сообщение по какому – то предмету.

А значит, завтрящней день у ребёнка пройдет спокойно, без упреков со стороны учителей.

4. Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон.

Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 8-10 час. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном занятия детей должны быть спокойными.

5. Воскресенье

Воскресенье должно быть днем полного отдыха, в этот день – никаких уроков! Домашние учебные задания (их все-таки задают на выходные) лучше приготовить в пятницу или  в  субботу после обеда. Выходной день следует предоставить любимым занятиям и развлечениям. Может попозже завтрак (разрешаете поспать подольше) , чуть позже может- быть  обед (ведь собирается вся семья). Но вот лечь спать он должен вовремя.

6. Несколько советов в заключении.

1. Постарайтесь быть более терпеливее, внимательнее к своему ребенку, не жалея времени на помощь.

2. Нельзя запрещать детям прогулки и игры на улице в наказание, за какие либо проступки.

3. Не стоит увлекаться просмотром передач по телевизору и сидением за компьютером.

4. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

5. Пусть в вашей семье будет   здоровый образ жизни; поддерживайте у детей стремление к здоровому образу жизни.

6. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль - это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность.

                                  Хотите ли ВЫ, не хотите ли,

                                  Но дело, товарищи, в том, что

                                  Прежде  всего  мы -  родители,

                                  А всё остальное -  потом!

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Самооценка школьника"

В работе рассматриваются вопросы, связанные с самооценкой школьников и приемами ее коррекции...

программы воспитания культуры здоровья школьников «Путь к здоровью» в деятельности классного руководителя

1.   Формирование нравственного здоровья школьников.2.   Формирование психического здоровья  школьников.3.   Формирование физического здоровья школьников.4....

Сценарий мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух» для школьников 5-7 классов- формирование у школьников потребность в здоровом образе жизни.

Сценарий мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух» для школьников 5-7 классов- формирование у школьников потребность в здоровом образе жизни....

Родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни

   Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци­ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложи...

Общешкольное родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни

   Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци¬ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ...

Родительское собрание по теме "Как сберечь здоровье школьника"

В материале родительского собрания даются советы родителям, как сберечь здоровье школьника....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....