Программа работы с родителями
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский»
Программа педагога-психолога
по работе с родителями
Вельмина Ксения Олеговна, педагог-психолог
г. Советский,
2017-2018 уч.год
Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. Согласно концепции общественного воспитания в настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.
Необходимость системы взаимодействия в работе педагогического коллектива с родителями вызвана тем, что в настоящее время существует ряд проблем:
- Как найти подход каждой семье и оказать необходимую помощь?
- Как скоординировать работу всех служб на благо семьи?
- Как продуктивно сотрудничать с родителями в учебно-воспитательном процессе в классе, школе вместе с учителями?
Решение этих проблем возможно в рамках программно-целевого подхода к работе с различными категориями семей.
Предполагаемая программа предусматривает систему новых подходов в воспитании детей и их родителей. Она должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать самореализации личности, удовлетворению ее творческих интересов и склонностей.
Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания и образования, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями. Воспитывать – это значит организовать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и у других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
Педагог-психолог должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.
Ведущая идея системы работы психологической службы школы с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Педагогами-психологами разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями учащихся, что создает более благоприятные условия для интеллектуального, творческого развития детей, их социализации, решения актуальных проблем воспитания учащихся в союзе родителей и педагогов, повышения психолого-педагогической грамотности. Это позволяет родителям и учителям лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных, школьных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, в школе, в учреждениях социума, в общении со взрослыми и детьми) и, таким образом, помогает взрослым в понимании жизненных приоритетов, профилактике девиантного поведения и правонарушений.
Целью психологического просвещения родителей является создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания, создания ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения и развития ребенка.
Психолог погружает родителей в значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми в данный момент обучения и психологического развития, и предлагает подходящие для этого момента формы детско-родительского общения.
Задачи:
- Организация совместных мероприятий.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
- Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей.
- Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
Формы работы с родителями:
1. Индивидуальные консультации, беседы с родителями на классных и общешкольных собраниях.
2. Родительские собрания (общешкольные, классные, тематические): «Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности», «Особенности подросткового возраста», «Как ликвидировать конфликт с ребенком» и т.д.
3. Психолого – педагогическое просвещение родителей:
родительский лекторий: «Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения», «Психолого - педагогическая подготовка учащихся и родителей к ГИА» и т.д.
4. Тренинги.
Содержание работы | Цель работы | Формы работы | Срок | Форма учета |
Психолого-педагогическое просвещение родителей: а) система родительских собраний для родителей учащихся 1 - 11 классов. | Создание социально-психологических условий для привлечения родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения, что необходимо при решении возникающих проблем. Создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Оказание помощи в организации эффективного детско-родительского общения. Психологическая поддержка родителей в случае серьезных проблем у их ребенка. | Родительские собрания и лекторий для родителей (по запросам классных руководителей, родителей) | В течение учебного года. | Журнал учета групповых форм работы. |
б) Информирование родителей о психологических и личностных особенностях их детей. | Консультирование родителей. | По мере обращения | Журнал учета консультаций. | |
в) Изучение семейной ситуации учащихся и необходимая коррекция (совместно с родителями). | Диагностика, анкетирование, коррекционная работа. | По мере обращения | Протоколы диагностики, результаты анкетирования. | |
г) Активные формы работы с родителями: | Занятие с элементами тренинга. | Май | Журнал учета групповой работы. |
Успех реализации программы зависит от выполнения ряда условий: родители – не просто помощники педагога-психолога, а равноправные участники; дифференцированный и индивидуальный подход к семьям; систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям; установление эффективного контроля, основанного на диагностике и поэтапном анализе процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Ожидаемые результаты:
Реализация основных направлений данной программы позволит
- Укрепить связь с семьёй.
- Повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
- Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей.
- Сформировать позитивные ценностные ориентации обучающихся.
- Обеспечить положительную динамику мотивации достижений обучающихся.
- Достичь высокой степени удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образования.
Содержание программы:
Класс | Тема | Срок | Форма работы | Другое |
1 класс | Итоги адаптационного периода. | Февраль | собрания по классам | Мультимедийная презентация. Информирование об особенностях адаптации (индивидуальные письменные результаты и рекомендации). |
2 класс | Типичные ошибки родителей в воспитании детей. | В течение года. По запросу. | собрания по классам | Мультимедийная презентация. Рекомендации. |
2-3 класс | Развитие познавательных процессов (внимания, мышления, памяти) младших школьников | В течение года. По запросу. | собрания по классам | Мультимедийная презентация. Рекомендации. Упражнения. |
3 класс | Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии. | В течение года. По запросу. | В течение года. По запросу. | Мультимедийная презентация. Рекомендации. |
4 класс | Готовность ребёнка к обучению в 5 классе. | Апрель | собрания по классам | Мультимедийная презентация. Рекомендации. |
4 класс | Возрастные особенности младших подростков. | В течение года (по запросу) | собрания по классам, лекторий | Мультимедийная презентация. Индивидуальные особенности младших подростков. Рекомендации. |
5 класс | Адаптация ребёнка в 5 классе. Меры родительской помощи. | Ноябрь -Декабрь | собрания по классам | Мультимедийная презентация. Информирование об особенностях адаптации (индивидуальные письменные результаты и рекомендации). |
6 класс | Стили семейного воспитания. | В течение года. По запросу. | собрания по классам, лекторий | Мультимедийная презентация. Информирование об особенностях семейных взаимоотношений (индивидуальные результаты и рекомендации) |
7 класс | Подростковый возраст и его особенности. | В течение года. По запросу. | собрания по классам, лекторий | Мультимедийная презентация. Индивидуальные результаты. Рекомендации. |
8 класс | Профориентация. | Май | собрания по классам, лекторий | Мультимедийная презентация. Индивидуальные письменные результаты и рекомендации. |
9 класс | Подготовка к экзаменам. Меры родительской помощи. | Апрель | собрания по классам, общешкольное собрание | Мультимедийная презентация. Рекомендации. |
10 класс | Адаптация ребёнка в 10 классе. | Ноябрь -Декабрь | собрания по классам | Мультимедийная презентация. Информирование об особенностях адаптации (индивидуальные письменные результаты и рекомендации). |
11 класс | Подготовка к экзаменам. Меры родительской помощи. | Апрель | собрания по классам, общешкольное собрание, совместное собрание родителей и детей | Мультимедийная презентация. Рекомендации. |
В течение года | Школьная мотивация. | В течение года (по запросу) | собрания по классам, лекторий | Мультимедийная презентация. Рекомендации. |
1 – 11 класс | Профилактика суицида, жестокого обращения с детьми | В течение года (по запросу) | собрания по классам, лекторий | Мультимедийная презентация. Информирование об особенностях суицидального поведения. Рекомендации. |
1 – 11 класс | Консультации | В течение года | ||
1 – 11 класс | Семейный вечер | Май | тренинг |
В результате совместной деятельности педагогов-психологов и родителей, используя всевозможные формы работы, родители:
- учатся думать и говорить о своих детях в терминах конкретных особенностей и фактов их поведения, а не с точки зрения каких-то «перманентных» свойств личности, которые обычно сопровождаются оценочными суждениями;
- осознают важность своего поведения по отношению к поведению своих детей сообразно их чувствам — независимо от того, являются ли эти чувства приемлемыми для них или нет;
- достигают уровня компетентности, который позволяет им использовать коммуникативные навыки, помогающие адекватно отреагировать на те «послания», которые адресуют им дети, когда хотят поделиться своими проблемами: располагать к откровенности и задавать так называемые открытые вопросы, допускающие разные ответы и толкования, активно слушать, использовать «Я-сообщения»;
- позволяют себе адекватно реагировать на неприемлемое с их точки зрения поведение детей с помощью высказываний, ограниченных только выражением их собственных чувств, в противовес обвинениям, нотациям, приказам, предупреждениям и т. п.;
- узнают о родительском авторитете - различии между авторитетом, базирующемся на знаниях и опыте, и авторитетом, появляющимся в результате применения поощрений и наказаний (что, по сути, является авторитарностью). Они узнают о различных защитных реакциях, которые дети используют в ответ на применение родителями силы (открытое неповиновение, мстительность, агрессивность, уход в себя, озлобленность, покорность, подхалимство, ложь, некоммуникабельность, избегание и т.д.);
- узнают о тех издержках, которые подстерегают их на пути попустительства — при таких способах разрешения конфликтных ситуаций, когда ребенок явно выигрывает, а родитель оказывается проигравшим. Они начинают понимать, что ситуация, при которой потребности детей удовлетворяются за счет потребностей родителей, оказывает разрушительное влияние на их взаимоотношения;
- узнают и о тех ловушках, которые подстерегают их на пути авторитарности (применение силы для того, чтобы заставить ребенка подчиниться родительской воле, в результате чего родитель выигрывает, а ребенок проигрывает). Они узнают о цене, которую приходится платить, когда потребности детей разрушаются силой: в этом случае им приходится иметь дело с агрессивными реакциями ребенка, с ухудшающимися взаимоотношениями в семье;
- изучают пути усиления влияния на ценности и убеждения детей, применяя методы успешно работающего консультанта: заинтересованно выслушивать его проблемы, предлагать, а не навязывать свои знания и опыт, оставлять за ребенком право выбора - принимать или отвергать знания и опыт родителя, а также обучать путем моделирования.
К основным успехам внедрения программы взаимодействия педагога-психолога и родителя можно отнести следующие:
- Непосредственное участие родителей в принятии решений, планировании и реализации программ индивидуального сопровождения.
- Занятия родителей с детьми совместно с педагогами.
- Участие родителей в программе закрепляет достигнутые успехи в развитии детей.
- Привлечение родителей к обучению детей разного возраста способствует усилению результативности правильно организованной программы дошкольного и школьного обучения.
- Многие проблемы решаются посредством:
Проблема | Пути решения |
Отсутствие интереса, мотивации к учёбе. | Беседа с родителями о причинах потери интереса к учебе. Рекомендации. Поощрение любых, даже самых незначительных успехов ученика. |
Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами во дворе и т. д. | Беседа с родителями: обучение приёмам бесконфликтного общения. |
Пробелы в ранее усвоенных знаниях. | Использование упражнений, тренажеров, обучающих онлайн-игр. |
Неумение организовать свою домашнюю работу. | Памятка для родителей «Как правильно делать уроки». |
Проблемы с развитием внимания и памяти. | Рекомендации по выполнению упражнений для развития внимания и памяти. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
программа работы с родителями
программа работы с родиелями на 2011-2012 уч.г....
Программа работы с родителями "Мостик"
Первый лист программы работы с родителями. Заинтересовавшихся полной версией, просьба, обращаться лично....
Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...
Программа работы с родителями (законными представителями) «Гимназия для родителей» на 2017 – 2019 гг. (8-9 класс)
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Воспитательная функция семьи должна рассматриваться в трёх аспектах:1....