Родительское собрание в 5-ом классе: «Роль общения в жизни школьника».
учебно-методический материал (5 класс) на тему
«Одиночество – самое страшное наказание», – говорил известный писатель XIX в. Ф. М. Достоевский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_5_klasse.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 5-ом классе:
«Роль общения в жизни школьника».
«Одиночество – самое страшное наказание», – говорил известный писатель XIX в. Ф. М. Достоевский.
С этим афоризмом согласится каждый, кто когда-либо нуждался в помощи, хотел быть понятым и услышанным.
И речь в настоящее время идёт не столько о взрослых, сколько о детях, страдающих от недостатка родительской любви и внимания. Как добиться того, чтобы дети не чувствовали себя одинокими в семье? Как вести себя с ребёнком, у которого возникли проблемы?
Сегодня у подростков больше проблем, чем 10-15 лет назад. Мудрые родители должны уделять ребенку максимум внимания. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку всего 18 минут. Это ли не парадокс!
Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать! себе: «Мой ребенок не виноват в моих жизненных трудностях!» Какие бы времена ни были, какие бы события ни происходили, ребенок - это самая большая ценность. Общение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.
Пятиклассники сейчас вступают в подростковый, или средний школьный возраст (11-15 лет). Его называют еще переходным, т. к. он связан с переходом от периода детства к юности.
В стремлении уйти от проблем, не находя поддержки со стороны одноклассников и родителей, ребёнок порой пытается компенсировать эту пустоту употреблением психоактивных веществ, начинает проявлять жестокость по отношению к сверстникам, о чём упрямо свидетельствует статистика.
Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Наблюдается усиление независимости детей от взрослых. В этот период для детей характерен негативизм-стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Взрослые зачастую перестают быть авторитетами для подростков.
Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно - дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения, установленные взрослыми, отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Подростки начинают проигрывать роли в школе, дома и пробуют, как на эти роли будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а также педагогами, какое взаимоотношение в семье.
Возраст пятиклассников характеризуется начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические – рывок к повзрослению и переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает с изменением социального окружения и соц. роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки как: упрямство, внутренние переживания, стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженность.
Особенно обостряется чувство собственного достоинства (и если его неосторожно затронуть, ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, что нас ошеломляет, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от нас). Душевный мир ребенка полон противоречий и проблем: стремление быть и казаться взрослым , а близкие люди насмехаются и подшучивают над ними, не зная, что могут ранить, обидеть, оттолкнуть и не вернуть уже никогда); повышенная критичность к себе и окружающим.
Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нельзя сказать, что у всех детей одинаково сложно будет проходить это время. Поэтому нужно задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища.
Так же нужно знать, что возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учебе.
Таким образом, у ребенка в возрасте от 11-15 лет проявляется тревога, которая может перерасти в состояние тревожности. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднение в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания), забывают слова (особенность памяти), допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире.
Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое, не завершив начатое. Все это связано с нервно-психическим состоянием.
Кроме того, у пятиклассников происходит бурный и неравномерный рост и развитие организма, усиливается деятельность желез внутренней секреции. Наблюдается повышение возбудимости или, наоборот, состояние торможения, что объясняется быстрой утомляемостью нервных клеток, а отсюда резкая смена настроения и поведения подростка, раздражительность, равнодушное отношение к различным видам деятельности, в том числе и учебной. Все это влечет за собой конфликтные ситуации не только с родителями и учителями, но и с коллективом сверстников. Немало хлопот вызывает и повышенная возбудимость, которая часто выливается в различного рода проступки, стремление показать свое превосходство.
Задача взрослых заключается не только в том, чтобы помочь подростку направить его бурную энергию в нужное русло, стимулировать учебный труд, включить в различные формы и виды деятельности по интересам.
Тест «Мера заботы о ребенке».
Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку предлагаю выполнить следующий тест.
Инструкция:
Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.
Шкала оценок
1 - категорически не согласен;
2 - мне трудно с этим согласиться;
3 - может быть, это и верно;
4 - совершенно верно. Я с этим согласен.
Утверждения теста
1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.
4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.
6. Воспитание ребенка - труд тяжелый и зачастую неблагодарный.
7.У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.
9. Любовью родителей ребенка не испортить.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.
11. Главное, чем должен заниматься ребенок - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.
12. Мать - главное лицо в доме.
13. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее - детям!»
14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.
15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.
Итоги:
40 баллов и выше - Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.
25-40 баллов - Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Меньше 25 баллов - Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания (5-7 класс) по теме: "Компьютер в жизни школьника"
На данном родительском собрании (5-7 класс) речь пойдет о значении компьютера в развитии интеллекта ребенка, использовании компьютера в домашних условиях для подготовки к урокам, а...
Родительское собрание в 11 «А» классе "Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ"
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи ЕГЭЗадачи:Оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к ЕГЭ со стороны родителей.Отработка с родител...
Сценарий родительского собрания для 5-6 классов "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"
Сценарий родительского собрания для 5-6 классов "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"...
Родительское собрание в 5 классе «Роль общения в жизни школьника» (с применением сингапурской технологии)
Цели:стимулирование полноценного общения родителей с их детьми;развитие умения родителей видеть себя со стороны;повышение уровня знаний родителей о формах, методах воспитания и полноценного общен...
Родительское собрание в 7 кл. "Компьютер и Интернет в жизни школьника."
Цель: ознакомить родителей с компьютерными возможностями и обсудить проблему влияния интернета на развитие личности школьника. Задачи: проанализировать влияние компьютера на развитие личности и здоров...
Родительское собрание №2 «Роль общения в жизни школьника».
Задачи собрания:1. Обратить внимание родителей на формы, стиль общения школьников: достоинства и недостатки.2. Показать влияние окружающей обстановки в семье, коллективе, воздействие телевизионных пер...