Статья на тему "Классный руководитель в школе, специфика его работы"
статья на тему
Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности; создающий условия для индивидуального самовыражения ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Специфика работы классного руководителя | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный руководитель в школе, специфика его работы
Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности; создающий условия для индивидуального самовыражения ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Хороший воспитатель - это прежде всего высоконравственный человек. Он честен и справедлив, порядочен во всех своих мыслях и действиях. Такой наставник знает и понимает духовный мир своих воспитанников, живет их радостями и печалями, дорожит их доверием, всегда деликатен и тактичен в обращении с ними, не злопамятен, терпелив и отходчив. Он любит и глубоко уважает каждого своего воспитанника, внимателен, заботлив, доброжелателен.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
К важнейшим функциям классного руководителя относятся:
развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим учащимся, организует работу классного коллектива в общешкольных мероприятиях. Классный руководитель- член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а под руководством директора школы и его заместителей, в тесном контакте с другими учителями. Но по сравнению с другими учителями он чаще и больше общается с учащимися. Его общение с ними не обрывается после звонка. Он и после уроков выступает в роли воспитателя. Воспитательная работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьёй. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого ученика. В любом классе нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных. Классный руководитель информирует родителей об учебной работе и поведении школьников, намечает вместе с ними пути совместной работы по их воспитанию.
Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие, как коммуникативность, общественная активность, нравственная зрелость, увлечённость профессией, гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим учащимся. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает своих учеников не только словом, но и личными примерами, своим поведением. Классному руководителю необходимы и такие качества, как доброта, дружеское расположение, вежливость в общении. Успех работы классного руководителя зависит и от наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе. К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Успех работы классного руководителя во многом и от умения у него ряда прикладных, творческих умений: умение петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, рисовать, выразительно читать. Классный руководитель - ближайший наставник учащихся своего класса. Он призван организовать жизнь школьников, управлять их развитием. Его почётное дело - непосредственное воспитание детей и молодёжи, формирование жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно, здорового поколения.
Эффективность и качество воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению их квалификации. Для того чтобы хорошо воспитать учащихся, им самим надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя является самообразование. Систематическая работа классного руководителя по повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам педагогического мастерства.
Формы работы классного руководителя
Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации, и в том числе аудиовизуальной.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
К выбору форм работы классный руководитель подходит творчески, с учетом условий жизни школы, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать. Планируемые им формы, различного содержания «классные часы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании детей, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к наносному, чуждому, вредному.
В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.
Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные мероприятия, конкурсы, выставки, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
Многообразие форм и практическая необходимость постоянного их обновления ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д.
Из опыта работы
1. Организация и проведение выставок учащихся:
- выставка летних работ учащихся «ПЛЕНЭР»;
- выставка учащихся и преподавателей, посвящённая Дню Музыки;
- выставка по учебным дисциплинам по итогам первого полугодия «Вернисаж»;
- выставка работ учащихся отдела начальной подготовки;
- выставка работ выпускников «Путь к прекрасному»;
- персональные выставки преподавателей «Весенняя капель»;
- проведение тематических выставок.
2. Организация и проведение на базе учреждения ежегодного конкурса детского рисунка учащихся образовательных учреждений города.
3. Организация и проведение традиционных школьных мероприятий:
- праздник для первоклассников «Посвящения в юные художники»;
- «День открытых дверей».
4. Работа класса предпрофильной подготовки.
Учитывая изменяющиеся условия жизни и профориентационную направленность обучения, открыты и успешно работает класс предпрофильной подготовки учащихся, где ребята осваивают навыки работы в области рисунка, живописи, композиции, проектной графики. В этих классах проходят обучение 10 – 12 человек.
5. Сотрудничество с социальными партнёрами.
- Музейно-Выставочным Центром (посещение выставок, мастер-классов, экскурсий);
- Центральной библиотекой (городские мероприятия, встречи с художниками, экскурсии);
- КСЦО «Жемчужина» (благотворительные акции, выставки рисунков, городские мероприятия).
6. Информационная деятельность.
- открыт и работает школьный сайт: www.dshi-kogalym.ru
- публикации о деятельности Школы искусств и творчестве учащихся в СМИ (газета «Когалымский вестник»);
- телерепортажи о деятельности Школы искусств на местном телеканале «Инфосервис».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный руководитель в школе, специфика его работы.
Обобщение педагогического опыта (реферат) по педагогике по теме: "Классный руководитель в школе, специфика его работы"....
Классный руководитель в школе, специфика его работы.
Обобщение педагогического опыта (реферт) по педагогике по теме: "Классный руководитель в школе, специфика его работы"....
Статья "Специфика логопедической работы с учащимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью"
В статье освещены особенности логопедической работы в коррекционной школе, выделенные Р.И.Лалаевой....
Статья "Роль классного руководителя в школе"
В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, уме...
Классный руководитель в школе, специфика его работы
«Учитель, сколько надо любви и добра, чтобы верили, чтобы слушали, чтобы помнили люди тебя...»...
Статья "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" 2018 г.
Давыдова Н.И. "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" // Статья в журнале "Современное дошкольное образование" №3(85)/2018 – с...
Статья "СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ"
Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным эт...