ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ и УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
статья на тему
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ и УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
Советы психолога.
Здоровье наших детей - вопрос, который волнует каждого родителя. А что такое здоровье? Это не только отсутствие болезней или физических недостатков, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, поэтому вопросы сохранения здоровья очень тесно связаны с вопросами предотвращения жестокого обращения с детьми и злоупотребления ПАВ.
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Часто родители думают, что злоупотребление ПАВ - беда детей из «неблагополучных» семей и что их детей это не коснется. К сожалению, эта проблема относится и к детям из «благополучных» семей.
Часто ли родители интересуются у своего ребенка, как прошел его день, с кем ребенок дружит, с кем ссорится, что его радует, а что огорчает, не нужна ли ему помощь или поддержка? А часто ли родители беседуют «по душам» со своим ребенком?
Очень большое значение имеет нравственная и эмоциональная атмосфера в доме, близость и доверие друг другу, умение сопереживать, понимать чувства другого человека. Ребенок должен чувствовать себя с родителями в безопасности.
Вот несколько факторов, которые способствуют привлечению подростков к употреблению ПАВ:
*гипоопека: дефицит внимания со стороны родителей, дети предоставлены сами себе, постоянные конфликты между родителями, которые в пылу борьбы забывают о своем ребенке и очень часто дети не знают, чем заняться. Как правило, все сводится лишь к бездумным развлечениям, что не только не способствует развитию личности, но и приводит к деструктивным социальным последствиям.
Наоборот:
* гиперопека. В этом случае родители контролируют с самого раннего детства каждый шаг ребенка, не давая ему возможности проявить свою самостоятельность. Такой ребенок не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами. Привыкнув к постоянному контролю со стороны окружающих, он легко подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, такие дети совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, нехорошими, и делают это просто потому, что не умеют отказываться, отстаивать свою позицию.
Ну и конечно же неправильное семейное воспитание (жестокость и насилие в семье, курение, алкоголизм и наркомания близких родственников) это ещё один фактор, который может подтолкнуть ребенка к употреблению ПАВ.
Как же найти золотую середину в воспитании.
Невропатологи утверждают, что у 60% детей дошкольного и младшего школьного возраста присутствуют минимальные мозговые дисфункции. Поэтому, если ребенок плаксив, с трудом засыпает, у него плохой аппетит, он легко отвлекается - стоит обратиться к невропатологу, а не пытаться преодолеть эти «недостатки» воспитательными мерами. Такие дети нуждаются в помощи специалиста, иначе их ожидают школьная неуспеваемость и агрессивное поведение. У таких детей велик риск приобщения к ПАВ.
В младшем школьном возрасте ребенок проходит через «кризис 7 лет», который связан с изменением социальной позиции ребенка. Теперь он школьник: у него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей - учителями, одноклассниками и т.д. Происходит переоценка ценностей. Теперь наибольшую значимость для него представляет все, что так или иначе связано со школой. Теперь для него ситуация в школе - мощный источник положительных или отрицательных эмоций.
К тому же и сам характер эмоций в этом возрасте тоже меняется.
Для школьников одной из характерных поведенческих реакций является подражание, когда копируются черты человека наиболее авторитетного для него. Чаще всего таким образцом служат его родители. И тут особое значение имеет отношение взрослого к ПАВ. Не случайно в семьях курильщиков дети раньше приобщаются к курению, а в семьях алкоголиков - к алкоголю.
Задача родителей - помочь ребенку перенять те черты, которые действительно являются полезными и нужными.
Можно научить ребенка приемам мастерства или рукоделия, заинтересовать своими увлечениями, сделать помощником в хозяйственных делах. Важно, чтобы ребенок понимал: для того, чтобы стать взрослым, не обязательно знакомиться с ПАВ.
Родителям необходимо соблюдать ряд правил:
-не допускать развития у ребенка комплекса неполноценности или, если он возник, избавить ребенка от этого комплекса, дать ему шанс почувствовать себя успешным хоть в каком-то деле.
-замечать любые, даже малейшие успехи (нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, гораздо эффективнее сравнение его вчерашнего с ним сегодняшним; поддерживать стремление ребенка быть лучше, умнее, сильнее. (Если у него в ряду двоек появилась 3 - это уже победа).
-исключить возможность появления «пустого» времени у ребенка. (особое внимание уделить компьютерным играм и общению в интернете);
-не унижать;
-не относиться к проблемам ребенка свысока (ему нисколько не легче, чем вам, а возможно и тяжелее, поскольку у него нет вашего жизненного опыта).
-учить ребенка направлять свою энергию в позитивное русло (спорт).
И, в заключение, хотелось бы дать несколько дополнительных советов:
1. Постарайтесь так организовать жизнь вашей семьи, чтобы ребенок как можно реже видел своих родственников пьющими алкогольные напитки или курящими.
2.Не курите сами и не позволяйте другим членам семьи или знакомым курить в присутствии ребенка.
3.Сформируйте у ребенка твердое убеждение в том, что алкоголь и никотин - яд и их ни в коем случае нельзя пробовать.
4. Сделайте жизнь ребенка интересной и разнообразной. Если в ней не останется места для скуки и безделья, тогда вашему ребенку не будет нужды искать сомнительные источники «острых ощущений».
5.Помогите ребенку найти «свое» увлечение и научите его получать удовольствие от собственных усилий.
6.Учите ребенка искусству общения. Подскажите ему, как вести себя в сложных ситуациях, помогите найти интересных и верных друзей.
7.Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах. Не забывайте отмечать его успехи и достижения. Поддерживайте его в стремлении стать лучше.
8.Умейте разделять самого ребенка и его поступки («Я люблю тебя, но не принимаю того, что ты сделал»)
9.Замечайте и поддерживайте успехи ребенка, в повседневном общении используйте любые формы выражения своих чувств («Я рад тебя видеть...», «Я по тебе соскучился», «Мне нравится, как ты ...»)
И ещё очень важно научить каждого ребенка верить, творить, мечтать.
Берегите своих детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Профилактика жестокого обращения с детьми"
Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека. Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях....
Профилактика жестокого обращения с детьми
В работе перечислены формы насилия над детьми и виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с Российским законодательством....
Профилактика жестокого обращения с детьми
В презентации представлена информация о жестоком обращении с детьми и формах насилия над ними....
Программа "Профилактика жестокого обращения"
Цель:Разработать и апробировать программу эффективной профилактики детской жестокости с эффективным использованием системы «Консультант плюс». Задачи:§ Изучить проблему жестокого пове...
Буклет-родителям "Профилактика жестокого обращения в семье"
ЕСЛИ РЕБЕНОК СООБЩАЕТ ВАМ О НАСИЛИИ: Отнеситесь к нему серьезно и верьте ему.Успокойте и поддержите ребенка словами. Доведите до его сознания, что он правильно сделал, сообщив Вам об этом, ч...
План мероприятий по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними
Этот план профилактических мероприятий разработали в нашей коорекционной школе-интернате VIII вида....
"Детство без жестокости" программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними
Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде. ...