Стили семейного воспитания
методическая разработка по теме

Главной целью методических рекомендаций является показать влияние стиля семейного воспитания на развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема: Стили семейного воспитания

Разработчик:

Ф.И.О. Шаруева Екатерина Викторовна,

учитель иностранного языка,

первой квалификационной категории

                                                  Самара 2017 год

Введение

На становление личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Формирование структуры личности в первую очередь зависит от отношений внутри семьи. Родители детей переходного возраста очень часто сталкиваются с проблемами взаимоотношений и взаимопонимания с подростками.  Дети проявляют свою позицию, которая не всегда устраивает родителей. Во многих проблемах они начинают винить школу, но как показывает практика, причины кроются в самой семье и ее системе воспитания. В связи с этим в процессе обучения нельзя не учитывать этот фактор, т.к. только совместные усилия школы и родителей позволят успешно решать задачи развития и формирования личности учащихся. Поэтому повышение педагогической компетенции родителей в вопросах семейного воспитания позволяет помочь родителям снизить конфликтные ситуации в семье и взглянуть на проблему с другой стороны. Ведь каждый родитель старается воспитать успешную личность.

Главной целью методических рекомендаций является показать влияние стиля семейного воспитания на развитие ребенка.

Данный материал может использоваться как классными руководителями для индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний, круглых столов, конференций, так и самими родителями с целью повышения педагогической компетентности.

Значимость данной работы заключается в повышении педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.

После апробации данного материала на родительских собраниях в форме круглого стола выяснилось, что многие родители стесняются открыто излагать свою позицию. Поэтому для более открытого обсуждения вопросов воспитания и распространения информации среди большего круга педагогов и родителей данная информация была размещена на сайте http://ped.yartel.ru/.

Главным институтом воспитания является семья. Для ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.

В психологии принято выделять 5 основных стилей семейного воспитания.

Авторитарный стиль. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. Родители пытаются воспитать в ребенке все самое лучшее:

  • Будь сильным
  • Будь совершенным
  • Прикладывай максимум сил
  • Нравься всем

Другими словами «Торопись жить». Все эти требования являются удовлетворением не интересов ребенка, а амбиций родителей. Не важно, как ощущает себя ребенок, зато посмотрите, какой я хороший родитель. Родители, сами являясь высокоразвитыми людьми, формируют высокие ожидания от своих детей, чем могут вызвать невротизацию у них.

Подобный стиль семейного воспитания формирует у ребенка высокую самооценку, самопринятие, волю и самоконтроль, помогает социальной адаптации в обществе, прививая готовность к соблюдению социальных правил и стандартов. Тем не менее, дети не способны к принятию своих ошибок и несовершенства окружающего мира. Он отказывает детям в свободе выбора, в свободе воли. Данный стиль воспитания очень хорошо прослеживается во взаимоотношения Фрекен Бок и Малыша из мультфильма «Малыш и Карлсон». И как мы видим, в данном мультфильме Малыш сбегает от требований своей няни, так и в жизни данный стиль воспитания «выталкивает» ребенка из таких отношений. Но если знать, а главное уметь вовремя  признать, что помимо побед, существуют и поражения, и, главное, помочь ребенку спокойно относиться к таким ситуациям, то ребенок вырастает в такой семье уверенным в себе, самостоятельным и достойной сменой своим родителям.

Патерналисткий (покровительственный ) стиль. При данном стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии.  Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье.

  • Я за тебя все решу
  • Я за тебя все сделаю
  • Я тебя избавлю от неприятностей

Другими словами «моя задача обеспечить твое счастье». Поэтому даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. 

Чрезмерная опека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При покровительственном стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия. Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации. Данный стиль воспитания ярко прослеживается во взаимоотношениях матери и Марфуши в сказке «Морозко». Как и в этой сказке Марфушенька стремилась замуж, чтобы вырваться и из – под опеки, так и дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными. 

Чрезмерна опека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них. 

Последствия патерналистского стиля семейного воспитания – формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния других людей. Именно чрезмерная опека виновата, что дети вырастают «маменькиными сынками».

Равнодушный (индифферентный) стиль.  При данном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии, мнение ребенка не учитывают. Дети предоставлены сами себе. 

  • Делай что хочешь
  • Поступай как знаешь

Другими словами «только не мешай жить». Равнодушный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками. Но в последнее время данный стиль воспитания широко распространен и в благополучных семьях, где родители заняты работой и не уделяют время проблемам и интересам  ребенка. Считают своей обязанностью только материальное удовлетворение потребностей ребенка. Данный стиль воспитания ярко выражен во взаимоотношениях Дяди Федора и его родителей в мультфильме «Трое из Простоквашино».

Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе.  Равнодушный стиль воспитания отказывает детям в приобретении собственного жизненного опыта, а также в анализе приобретаемых знаний.  У ребенка пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям. В последствии подростки часто имеют проблемы с законом. 

Высокомерный (директивный) стиль. При данном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской  любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным.

  • Делай только то, что тебе говорят
  • Не задавай лишних вопросов
  • Молчи и отвечай только на мои вопросы

Другими словами «не усложняй мне жизнь». Родители контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят. 
Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям родителей. Данный стиль воспитания ярко показан на взаимоотношениях мачехи и Золушки в сказке «Золушка». Данный стиль отказывает детям в свободе самовыражения и в праве на возражение. Поэтому в подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при директивном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя. 

Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей. 

Все это монологический подход к воспитанию, который направлен не на личностное развитие ребенка, а на навязывание собственных интересов и взглядов. Воспитание через возвышение своего эго. Основными чертами монологической личности являются: вера в собственную непогрешимость, цинизм и самоутверждение через унижение. Все эти качества лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную  неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию. При данных стилях воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений. Хотя каждый родитель хочет видеть своего ребенка состоявшейся личностью с четкой жизненной позицией. От сюда возникает вопрос: «Какой же стиль воспитания выбрать?» Самым развивающим стилем воспитания в психологии считается диалогический подход. Поскольку диалогическая личность отличается непредвзятостью в отношениях, эмоциональной открытостью и безоценочным отношением к ребенку и признанием его самоценности.

Диалогический стиль. При данном стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают  его нужды и потребности.  Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют  твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Также диалогический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы. 

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка. 

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия. Данный стиль воспитания можно проследить на взаимоотношениях Крошки Енота и его матери в мультфильме «Крошка Енот». Где ярко выраженны:

  • Взаимная свобода при взаимных обязательствах
  • Уважение личности друг друга
  • Искренность в общении
  • Взаимная забота

Другими словами, основа данного стиля воспитания - «доминанта на ребенке», то есть все ради ребенка. Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.

Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь. 

Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.

Диалогический  стиль воспитания, как утверждают многие психологи,  является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.


Заключение

Школа становится все более открытой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, совместная деятельность и сотрудничество со школой как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам семейного воспитания позволяет максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

Дистанционное же просвещения родителей в рамках сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями является оптимальными технологиями повышения педагогической компетентности родителей. Открытое изложение своей позиции в «Обсуждениях» на сайте http://ped.yartel.ru/. А также использование наглядного материала в виде фрагментов из мультфильмов, позволяет взглянуть на себя со стороны, что заставляет задуматься о целесообразности выбранного стиля воспитания.

Использование данных материалов для просвещения родителей позволило наблюдать:

  1. отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями, между родителями и школой;
  2. повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
  3. устойчивость в поведении детей.

Также данные методические рекомендации позволили активизировать  роль семьи в воспитательно-образовательном процессе (критерий соц. значимости).

Воспитание детей в современной семье должно строиться на взаимном уважении. Поэтому нужно относиться к своим детям так, как бы вы это делали по отношению к себе.


Литература

  1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
  2. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
  3. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.
  4. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с.
  5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2007
  6. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. - 464 с.
  7. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии / Перевод с англ. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 448 с.
  8. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 400 с.
  9. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - М.: Независимая фирма "Класс", 2001. - 208 с.
  10. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.


Приложение 1

Какое из суждений о воспитании детей Вы находите наиболее удачным? 
А – «Если Вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться» (Эдгар Хоу)
Б – «Цель воспитания научить детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве) 
В – «Детям нужны не поучения, а примеры» (Жозеф Жубер)
Г – «Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному» (Томас Фуллер)


В


АВТОРИТАРНЫЙ


Г


ДИРРЕКТИВНЫЙ


Б


ПАТЕРНАЛИСТСКИЙ 


А


ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили семейного воспитания

Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему четко опреде­лить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы ис­поль...

Стили семейного воспитания

В статье рассказано, какие стили семейного воспитания существуют в российских семьях....

Стили семейного воспитания

слайдовая презентация к родительскому собранию о стилях семейного воспитания, о результатах к которым могут привести перегибы в воспитании детей...

Стили семейного воспитания

материал для родительского собрания...

Личность ребенка как результат стиля семейного воспитания.

Личность ребенка формируется в зависимости от стиля семейного воспитания. В этой статье я рассмотрела наиболее часто встречаемые стили семейного воспитания....

Стили семейного воспитания

Презентация на тему: "Стили семейного воспитания" предназначена для проведения родительского собрания в школе....

Стили семейного воспитания

Презентация к родительскому собранию по теме "Стили семейного воспитания"...