Презентация к родительскому собранию "Особенности адаптации пятиклассников"
презентация к уроку (5 класс) на тему
Данная презентация использовалась на родительском собрании в 5-ом классе. Раскрывает психологические особенности младшего подростка,признаки положительной адаптации и дезадаптации. Для более интересного восприятия родителями информации были добавлены фотографии моих пятиклашек в первый месяц учебы на уроках и переменах, школьных мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pyatiklassnikov.ppt | 401.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологические особенности младшего подростка: 1. Проявление чувства взрослости. Стремление отмежеваться от всего «детского» 2. Рост самооценки, самосознания, саморегуляции. 3. Проявление самостоятельности в приобретении знаний. 4. Появление познавательной мотивации. 5. Желание быть не хуже других. 6. Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; 7. Стремление обзавестись верным другом; 8. Стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; 9. Повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе
Психологические особенности младшего подростка: 10. Установление доверительных отношений со сверстниками (ведущая деятельность – общение) 11. Повышенное внимание к своей внешности. 12. Ярко выраженная эмоциональность, высокая тревожность, неустойчивая психика, 13. Отсутствие авторитета возраста; намеренная манипуляция взрослыми. 14. Повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым. 15. Отвращение к необоснованным запретам 16. Переоценка своих возможностей; 17.Отсутствие адаптации к неудачам; 18. Внутренний конфликт с самим собой и окружающими. 19. Страх одиночества.
Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.
Признаки дезадаптации: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; нежелания выполнять домашние задания; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; жалобы на те или иные события, связанные со школой; беспокойный сон; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Проблемы школьной адаптации 1. Изменение условий обучения Начальная школа ОДИН основной учитель ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив ОДНИ требования Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя Переход в 5-й класс МНОГО учителей-предметников МНОГО кабинетов МНОГО других ребят МНОГО разных требований Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей
2. Изменение требований Проблемы школьной адаптации Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Чем можно помочь? Во-первых , увидеть плюсы этих «рассогласованностей‘». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей. Во-вторых , это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий
3. Отсутствие контроля Проблемы школьной адаптации Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает з a классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил. Чем можно помочь? Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар. Найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. - Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
4. Пробелы в знаниях Проблемы школьной адаптации За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала. В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. Так появляются двойки... Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.
Чем можно помочь? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.
Создание благоприятной семейной атмосферы (памятка для родителей) Помните: От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Важно, чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители. Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать ней- тральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?» Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям Здоровье Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"
При переходе ребят из начального звена в среднее всегда возникают трудности с адаптацией. И всегда первое родительское собрание посвящено этой проблеме....
Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"
Родительское собрание " Адаптация пятиклассников"...
Презентация к родительскому собранию "Адаптация пятиклассников"
Презентация к родительскому собранию "Адаптация пятиклассников"...
Родительское сбрание "Адаптация пятиклассников"
Тема собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе. Рекомендации родителям....
Презентация родительского собрания "Адаптация пятиклассников"
В презентации представлен материал для проведения родительского собрания об адаптации пятиклассников к новым учебным условиям. На слайдах представлен материал о признаках успешной адаптации, признаках...
Презентация к родительскому собранию "Адаптация пятиклассников"
Данная презентация составлена для родительского собрания "Адаптация пятиклассников"...