Общение с неговорящим ребенком
консультация по теме

В настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста с задержками речевого  развития. Среди детей ,начинающих посещать кратковременную группу детского сада , крайне мало малышей с "нормативным " речевым развитием.А зачастую и к 3 годам у многих современных детей нет полноценной фразовой речи.  Для родителей представляется крайне важным не упустить момент в речевом развитии  малыша.Советы по организации взаимодействия с неговорящим  или плохо говорящим ребенком раннего возраста  могут помочь в решении столь важной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация общения с  неговорящим ребенком .

  1.      Стимуляция любых голосовых реакций. Помогать выражать себя в форме любых звуковых проявлений,  поощрять похвалой.    Использовать  проблемную ситуацию , например ,ситуацию выбора:  «Ты хочешь сок или компот?». Пусть ребенок покажет пальчиком и постарается сказать «Дай это». Взрослый:  «Бери,   (имя ребенка),сок !».  Стимулировать диалог взрослого с ребенком.

     В  возникающих проблемных  ситуациях, когда  взрослый отказывается выполнять  бессловесную просьбу ребенка, стимулируя его к произнесению слов, поведение ребенка может стать крайне негативным. Взрослому нужно быть в этих случаях крайне доброжелательным, терпеливым, нельзя допускать , чтобы негативизм ребенка перерос в бурный протест.

  1.       Речь взрослого должна быть четкой, с выделением УДАРНОГО СЛОГА ,  понятной, эмоциональной,  хорошо интонированной, инструкции –немногословными , содержать повторы слов. Использовать жесты, мимику, интонации. Например, говоря о большом предмете, можно развести руки в стороны широко открыть глаза, поднять брови  и произнести : «О-О, какой большой!»  Чаще использовать указательный жест, чтобы привлечь внимание ребенка к предмету.    Желательно комментировать все, что делает ребенок.

       ПРИМЕР  бытовой  ситуации  УМЫВАНИЕ.   Во время умывания взрослый  оречевляет производимые ребенком самостоятельно или совместно с ним действия:  «Моем  руки,  моем. Что мы делаем  ?   Моем. Моем руки (глазки, носик и т. д.) Что мы моем?» Сначала взрослый сам отвечает на  вопрос , а потом  делает паузу,ждет ответа ребенка. Обязательно использовать  детские потешки :

 «Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки, блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок».

      После неоднократного повторения взрослым потешки привлекать ребенка к совместному проговариванию отдельных слов или всей потешки. Важно не торопиться, делать паузы, чтобы ребенок мог завершить фразу.  

ПРИМЕР : «Идем умываться . Давай вспомним потешку о водичке (вспоминаем). Молодец! Скажем вместе еще раз!».

  1.      Обсуждать разные этапы проективной деятельности (рисования,  лепки, аппликации, конструирования )  ВАЖНО при этом сопоставлять с образцом полученный результат.

ПРИМЕР :  « Будем клеить. Намазывай клеем круг. Что ты делаешь ? Мажешь клеем. Повтори –мажу,мажу    , затем  клею .клею и т.д.»

  1.     Оречевлять действия в игровой ситуации.

«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ». «Что это? (Машина , би-би). Будешь играть с машиной? (Буду).Что это у машины? (Кууу-зов). А это что? (  Куу-бики). Давай грузить в кузов кубики. (Давай). Потом будем строить. Клади кубики . Что ты делаешь? (Кладу ). Вези машину на стройку. Что ты делаешь? (Везу). Выгружай кубики. Что ты делаешь ?  ( Выгружаю). Что построим из кубиков? (Башню( дом). Что  у нас получилось? (Башня(дом). Мы все построили .Давай поставим машину в гараж. Что будем ставить в гараж? ( Машину). У нас есть гараж? ( нет). Давай построим гараж.(Давай) и т.д.    

         Из этого примера видно, что материал проговаривается многократно, действия комментируются.

 5 .     Предлагать  ребенку   выполнять поручения,  используя речь («Позови папу обедать! Скажи папе «Обед готов!  Иди,  папа!»). Хорошо использовать глаголы повелительного наклонения – иди-бери-сиди- вези- возьми –смотри –лови –кати – лети  -плыви  и т. д.

   6.   Поддерживать возрастающий интерес к объектам окружающего мира. Показывать и рассматривать предметы,картинки,выполнять действия с предметами. Ведущая деятельность ребенка раннего возраста предметно-манипулятивная игра (сортеры,   пирамидки, матрешки, вкладыши, классификация по цвету, по форме, счет  один –много,один-два).

7.     Использовать ритмы: песенок (  например .Е.Железновой), различных пальчиковых гимнастик, тактильных игр, ритмы качелей –раскачивать ребенка под декламирование стихотворения, просить закочить некоторые строчки.

                    «Поехали,  поехали, за спелыми орехами.
                    По кочкам, по кочкам ,в ямку     - бух!»

               

 8.     Развивать слуховое  внимание.  Для  этого учиться различать неречевые  шумы  ( «На чем я сейчас играла?    Где звенит колокольчик?  Сколько раз постучали?      Найди пары , одинаковые по звучанию.»)

9.      Делать артикуляционные упражнения «Хоботок», «Лягушка», « Хомячок» и др. Обязательно дуть на ватку,кораблики, одуванчики, свечки,  мыльные пузыри .При выполнении этих  дыхательных упражнений у ребенка формируется длительный выдох, он начинает лучше управлять своим артикуляционным аппаратом.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию для детей раннего возраста.

1.     Развивать ощущения от тела и обязательно двигательную активность:

  - раскачивать  ребенка  на качелях, в гамаке ,  проговаривая при этом в ритм  движения качелей  стихотворения, пропевая песенки;

-   давать ходить по различным поверхностям – камешки, песок, массажные коврики  и т.д.;

-   сенсорные ощущения – рисовать на ладошке, спине, угадывать, что нарисовано,  делать массаж по типу «Рельсы, рельсы, шпалы ,шпалы ….»;

-   катание на самокате, велосипеде, лазание по шведской лестнице;

-   игры с мячом -  бросаем друг другу,  ударяем об пол, отбиваем от стены, бросаем в цель;

-   чувствовать силу, тонус мышц – ударяем как слон и как маленькая мышка;

-  ползанье под стульями  ,  как червячок в норке;

-  для рук – массаж пальчиков массажным шариком с шипами, растирание пальчиков , смазанных детским кремом, можно использовать для массажа зубную щетку, играть в пальчиковые игры,  рисовать на вертикальной поверхности , использовать технику « дорисовывания» - например,рисуем лицо, что я забыла нарисовать (глаза,рот .волосы и т.д.);

-   для артикуляционного аппарата обязательны артикуляционные гимнастики -  дуем на ватку, дуем на вертушку, свечку, мыльные пузыри, кораблик в водичке,  при этом стараться вытягивать губы трубочкой , учим двигаться язычок вправо и влево ,из уголка в уголок рта, слизывать капельку варенья с верхней губы,облизывать нижнюю губу,  растягивать губы в улыбке («Лягушечка»), делать губами бублик ( «О»), цокать язычком как лошадка и т.д. ,упражнения лучше делать перед зеркалом,   жевать твердую пищу (сушки,  куски мяса, морковку).

2.     Говорить с ребенком простыми понятными фразами с четко артикуляцией ,  сопровождать бытовые действия речью.

3.     Стимулировать речевую активность ,предлагая ребенку ограниченный выбор : « Ты будешь кушать йогурт или кашу?». Поощрять  полные ответы, т.к. это развивает фразовую речь. При затруднениях при произнесении слов стараться произносить их четко ,   отхлопывая или оттопывая  слово. Желательно, чтобы при этом ребенок мог видеть губы взрослого, лучше находиться на одном уровне с ребенком. Обязательно говорить с ребенком  о том, что вы видите сейчас,  что будете делать вместе, что ощущаете от увиденного. Не оставляйте без внимания его чувства, озвучивайте их :  « Ты радуешься?» или «Тебе больно? Давай поглажу».  Читать ребенку хорошо иллюстрированные книги.

4.      Слуховое восприятие:

- слушать бытовые, неречевые шумы  - ветра,  дождя, скрип двери,шум капающей воды, шуршание полиэтиленового и бумажного пакета и т.д.(аудиокассеты «Звуки окружающего мира»);
-   слушать музыку,стараться  подпевать;

-   учить различать силу , высоту звуков (громкий – тихий, высокий –низкий);

-   издавать различные звуки,  постукивая по  различным предметам, узнавать их из-за ширмы.

5.      Стимулировать «двуручную дятельность» - одновременные действия двумя руками – постирать носочки, подмести пол, пылесосить,мыть посуду,играть на пианино, барабанить и т. д.

6.     Подключаться к играм ребенка. Играем в магазин, лечим куклу, кормим , укладываем спать и т.д. Сопровождать действия речью.

7.     Использовать ритм. Ритм приводит в состояние большей активности наш мозг. Можно танцевать под песенки Е.Железновой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

55 способов общения с неговорящим ребёнком

55 способов общения с неговорящим ребёнкомАвтор: Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В....

Как помочь неговорящему ребенку?

Консультация для родителей...

Общение с неговорящим ребенком в семье.

Развитие и коррекция речевой деятельности у ребенка. Активизация речевой деятельности....

Как научить общению неговорящего ребенка с аутизмом?

Довольно часто дети с аутизмом не говорят совсем, либо речь развивается у них с большой задержкой. Иногда это связано с медицинскими проблемами, такими как нарушение работы языка или апраксия. Однако ...

Вопросы диагностики неговорящего ребенка

Этот материал  дает основные направления и инструментарий для воспитателя, у которого в группе есть ребенок , который не пользуется общеупотребительной речью - "неговорящий"....

Консультация для родителей "Как помочь неговорящему ребенку?"

Консультация для родителей  "Как помочь неговорящему ребенку?"Как работать  и общаться с таким ребенком. В консультации даны рекомендации, какие игры проводить дома,на что обратить...