Общение с неговорящим ребенком
консультация по теме
В настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста с задержками речевого развития. Среди детей ,начинающих посещать кратковременную группу детского сада , крайне мало малышей с "нормативным " речевым развитием.А зачастую и к 3 годам у многих современных детей нет полноценной фразовой речи. Для родителей представляется крайне важным не упустить момент в речевом развитии малыша.Советы по организации взаимодействия с неговорящим или плохо говорящим ребенком раннего возраста могут помочь в решении столь важной проблемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация общения с неговорящим ребенком .
- Стимуляция любых голосовых реакций. Помогать выражать себя в форме любых звуковых проявлений, поощрять похвалой. Использовать проблемную ситуацию , например ,ситуацию выбора: «Ты хочешь сок или компот?». Пусть ребенок покажет пальчиком и постарается сказать «Дай это». Взрослый: «Бери, (имя ребенка),сок !». Стимулировать диалог взрослого с ребенком.
В возникающих проблемных ситуациях, когда взрослый отказывается выполнять бессловесную просьбу ребенка, стимулируя его к произнесению слов, поведение ребенка может стать крайне негативным. Взрослому нужно быть в этих случаях крайне доброжелательным, терпеливым, нельзя допускать , чтобы негативизм ребенка перерос в бурный протест.
- Речь взрослого должна быть четкой, с выделением УДАРНОГО СЛОГА , понятной, эмоциональной, хорошо интонированной, инструкции –немногословными , содержать повторы слов. Использовать жесты, мимику, интонации. Например, говоря о большом предмете, можно развести руки в стороны широко открыть глаза, поднять брови и произнести : «О-О, какой большой!» Чаще использовать указательный жест, чтобы привлечь внимание ребенка к предмету. Желательно комментировать все, что делает ребенок.
ПРИМЕР бытовой ситуации УМЫВАНИЕ. Во время умывания взрослый оречевляет производимые ребенком самостоятельно или совместно с ним действия: «Моем руки, моем. Что мы делаем ? Моем. Моем руки (глазки, носик и т. д.) Что мы моем?» Сначала взрослый сам отвечает на вопрос , а потом делает паузу,ждет ответа ребенка. Обязательно использовать детские потешки :
«Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки, блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок».
После неоднократного повторения взрослым потешки привлекать ребенка к совместному проговариванию отдельных слов или всей потешки. Важно не торопиться, делать паузы, чтобы ребенок мог завершить фразу.
ПРИМЕР : «Идем умываться . Давай вспомним потешку о водичке (вспоминаем). Молодец! Скажем вместе еще раз!».
- Обсуждать разные этапы проективной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования ) ВАЖНО при этом сопоставлять с образцом полученный результат.
ПРИМЕР : « Будем клеить. Намазывай клеем круг. Что ты делаешь ? Мажешь клеем. Повтори –мажу,мажу , затем клею .клею и т.д.»
- Оречевлять действия в игровой ситуации.
«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ». «Что это? (Машина , би-би). Будешь играть с машиной? (Буду).Что это у машины? (Кууу-зов). А это что? ( Куу-бики). Давай грузить в кузов кубики. (Давай). Потом будем строить. Клади кубики . Что ты делаешь? (Кладу ). Вези машину на стройку. Что ты делаешь? (Везу). Выгружай кубики. Что ты делаешь ? ( Выгружаю). Что построим из кубиков? (Башню( дом). Что у нас получилось? (Башня(дом). Мы все построили .Давай поставим машину в гараж. Что будем ставить в гараж? ( Машину). У нас есть гараж? ( нет). Давай построим гараж.(Давай) и т.д.
Из этого примера видно, что материал проговаривается многократно, действия комментируются.
5 . Предлагать ребенку выполнять поручения, используя речь («Позови папу обедать! Скажи папе «Обед готов! Иди, папа!»). Хорошо использовать глаголы повелительного наклонения – иди-бери-сиди- вези- возьми –смотри –лови –кати – лети -плыви и т. д.
6. Поддерживать возрастающий интерес к объектам окружающего мира. Показывать и рассматривать предметы,картинки,выполнять действия с предметами. Ведущая деятельность ребенка раннего возраста – предметно-манипулятивная игра (сортеры, пирамидки, матрешки, вкладыши, классификация по цвету, по форме, счет один –много,один-два).
7. Использовать ритмы: песенок ( например .Е.Железновой), различных пальчиковых гимнастик, тактильных игр, ритмы качелей –раскачивать ребенка под декламирование стихотворения, просить закочить некоторые строчки.
«Поехали, поехали, за спелыми орехами.
По кочкам, по кочкам ,в ямку - бух!»
8. Развивать слуховое внимание. Для этого учиться различать неречевые шумы ( «На чем я сейчас играла? Где звенит колокольчик? Сколько раз постучали? Найди пары , одинаковые по звучанию.»)
9. Делать артикуляционные упражнения «Хоботок», «Лягушка», « Хомячок» и др. Обязательно дуть на ватку,кораблики, одуванчики, свечки, мыльные пузыри .При выполнении этих дыхательных упражнений у ребенка формируется длительный выдох, он начинает лучше управлять своим артикуляционным аппаратом.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по развитию для детей раннего возраста.
1. Развивать ощущения от тела и обязательно двигательную активность:
- раскачивать ребенка на качелях, в гамаке , проговаривая при этом в ритм движения качелей стихотворения, пропевая песенки;
- давать ходить по различным поверхностям – камешки, песок, массажные коврики и т.д.;
- сенсорные ощущения – рисовать на ладошке, спине, угадывать, что нарисовано, делать массаж по типу «Рельсы, рельсы, шпалы ,шпалы ….»;
- катание на самокате, велосипеде, лазание по шведской лестнице;
- игры с мячом - бросаем друг другу, ударяем об пол, отбиваем от стены, бросаем в цель;
- чувствовать силу, тонус мышц – ударяем как слон и как маленькая мышка;
- ползанье под стульями , как червячок в норке;
- для рук – массаж пальчиков массажным шариком с шипами, растирание пальчиков , смазанных детским кремом, можно использовать для массажа зубную щетку, играть в пальчиковые игры, рисовать на вертикальной поверхности , использовать технику « дорисовывания» - например,рисуем лицо, что я забыла нарисовать (глаза,рот .волосы и т.д.);
- для артикуляционного аппарата обязательны артикуляционные гимнастики - дуем на ватку, дуем на вертушку, свечку, мыльные пузыри, кораблик в водичке, при этом стараться вытягивать губы трубочкой , учим двигаться язычок вправо и влево ,из уголка в уголок рта, слизывать капельку варенья с верхней губы,облизывать нижнюю губу, растягивать губы в улыбке («Лягушечка»), делать губами бублик ( «О»), цокать язычком как лошадка и т.д. ,упражнения лучше делать перед зеркалом, жевать твердую пищу (сушки, куски мяса, морковку).
2. Говорить с ребенком простыми понятными фразами с четко артикуляцией , сопровождать бытовые действия речью.
3. Стимулировать речевую активность ,предлагая ребенку ограниченный выбор : « Ты будешь кушать йогурт или кашу?». Поощрять полные ответы, т.к. это развивает фразовую речь. При затруднениях при произнесении слов стараться произносить их четко , отхлопывая или оттопывая слово. Желательно, чтобы при этом ребенок мог видеть губы взрослого, лучше находиться на одном уровне с ребенком. Обязательно говорить с ребенком о том, что вы видите сейчас, что будете делать вместе, что ощущаете от увиденного. Не оставляйте без внимания его чувства, озвучивайте их : « Ты радуешься?» или «Тебе больно? Давай поглажу». Читать ребенку хорошо иллюстрированные книги.
4. Слуховое восприятие:
- слушать бытовые, неречевые шумы - ветра, дождя, скрип двери,шум капающей воды, шуршание полиэтиленового и бумажного пакета и т.д.(аудиокассеты «Звуки окружающего мира»);
- слушать музыку,стараться подпевать;
- учить различать силу , высоту звуков (громкий – тихий, высокий –низкий);
- издавать различные звуки, постукивая по различным предметам, узнавать их из-за ширмы.
5. Стимулировать «двуручную дятельность» - одновременные действия двумя руками – постирать носочки, подмести пол, пылесосить,мыть посуду,играть на пианино, барабанить и т. д.
6. Подключаться к играм ребенка. Играем в магазин, лечим куклу, кормим , укладываем спать и т.д. Сопровождать действия речью.
7. Использовать ритм. Ритм приводит в состояние большей активности наш мозг. Можно танцевать под песенки Е.Железновой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
55 способов общения с неговорящим ребёнком
55 способов общения с неговорящим ребёнкомАвтор: Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В....
Как помочь неговорящему ребенку?
Консультация для родителей...
Общение с неговорящим ребенком в семье.
Развитие и коррекция речевой деятельности у ребенка. Активизация речевой деятельности....
Как научить общению неговорящего ребенка с аутизмом?
Довольно часто дети с аутизмом не говорят совсем, либо речь развивается у них с большой задержкой. Иногда это связано с медицинскими проблемами, такими как нарушение работы языка или апраксия. Однако ...
Вопросы диагностики неговорящего ребенка
Этот материал дает основные направления и инструментарий для воспитателя, у которого в группе есть ребенок , который не пользуется общеупотребительной речью - "неговорящий"....
Консультация для родителей "Как помочь неговорящему ребенку?"
Консультация для родителей "Как помочь неговорящему ребенку?"Как работать и общаться с таким ребенком. В консультации даны рекомендации, какие игры проводить дома,на что обратить...