Заседание Клуба замещающих родителей на тему: «Семейный причал»
план-конспект на тему

Понасийская Ольга Владимировна

Развитие навыков общения; сплочение коллектива; оптимизация детско-родительских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon клуб замещающих семей940.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание

Клуба замещающих родителей

на тему: «Семейный причал»

 Цель: развитие навыков общения; сплочение коллектива; оптимизация детско-родительских отношений.

Ход занятия:

1. Знакомство

Ведущий: Добрый день, уважаемые родители и дети. Мы рады приветствовать вас на нашем занятии. Наше занятие сегодня будет необычным – мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, но для начала давайте познакомимся друг с другом.

Упражнение «Таня – талантливая»

Все участники игры садятся  (или стоят) в круг (у)

- Собрались  все  семьи  в  круг. Я - твой  друг  и  ты – мой  друг.                        

Крепко  за  руки  возьмёмся,  и  друг  другу  улыбнёмся.                                                

- Здравствуйте,  милые  родители и дети,  вы  всех  прекрасней  на  свете.                      

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?                                

Ответь мне,  как  вас ласково зовут и какие положительные качества у вас есть?

(ведущий передает мячик по кругу, участник получивший мяч называет свое имя и на первую букву имени придумывает свое положительное качество. Например, Александр - аккуратный, Татьяна - теплая и т.д.)

 

2. Знакомство семей друг с другом.  Упражнение: «Герб семьи». 

Ведущий: Каждая семья уникальна среди других семейных союзов, это объединение личностей с разными характерами, ценностями, интересами и запросами. С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи.

Участникам предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.

В гербе можно увидеть силу и мощь рода, дерзание и вдохновение его отдельных членов, исследовать традиции и преемственность поколений. Герб олицетворяет верность дому и роду, ведет по выверенному веками пути созидания и укрепления государственности, дарует паять о великих свершениях, предостерегает от ошибок и опасностей. В гербе большая сила и держать должны его сильные руки.

Пришло время нам придумать герб и разместить их на свой щит. Ведущий раздает участникам белую и цветную бумагу, карандаши, краски, клей, ножницы, иллюстрированные журналы и т.д.

Составление герба должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

Мы держим в руках могучие средство защиты, источники силы и вдохновения – ваши гербы. В них – мудрость и прозорливость, личный опыт и опыт предыдущих поколений. В этих гербах отражены высота устремлений и жизненно важные ценности.

Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.

Вопросы для обсуждения:

что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.

При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).

  • каковы ваши впечатления от этого упражнения?
  • о чем побудило задуматься создание герба?

Семья – это дом,

Это двое и третий,

И, быть может, четвёртый,

И пятый потом.

Это тёплые строки

В желанном конверте,

Если машет разлука

Печальным крылом.

3. Упражнение «Броуновское движение»

Ведущий: «Сейчас каждый сжимается в комок. Вы – одинокие атомы. Начинается хаотическое броуновское движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в молекулы, число атомов в которой я назову».

Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из молекул, выбывают из игры. Затем, другое количество атомов в молекулах и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.

Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?

Эта игра поднимает настроение, устанавливает доброжелательную атмосферу.

Ведущий: Отправляемся в путешествие

4. Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящего впереди. Все «вагончики», кроме паровоза, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки, например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз в течение занятия, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

5. Первая станция: «Два племени» («Тренинг семейных отношений» с. 82-84)

Создать две подгруппы – детскую и взрослую. Каждая подгруппа садится в тесный круг как можно дальше от другой подгруппы, чтобы не мешать.

Ведущий:    Однажды на какой-то из планет жило племя Чунга-Чанга, и было это племя детей – рыжих, блондинов, брюнетов, разных цветов кожи, разного вида, характера, привычек… (тренер определяет, какая из двух групп будет племенем Чунга-Чанга. Иногда интересно, чтобы эту роль сыграла именно группа взрослых, родителей).

        На той же планете, совсем не зная о существовании детского племени, жило племя Родаки. Это были взрослые, ответственные люди, откликавшиеся на имя родители, у них было еще несколько кличек: предки, динозавры, серьезные… (называется группа, которая будет этим племенем).

        Итак, вы знаете, к какому племени принадлежите. О существовании другого племени вам ничего не известно. Задача: в течение 5-7 минут продумать и написать 10 качеств, которое характеризует ВАШЕ племя! Это могут быть внешние черты, образ мыслей, ценности, особенности характера, все то, что вас объединяет.

        Через 5-7 минут второе задание: оказалось, что племена живут на одной планете. Они увидели друг друга, попытались рассмотреть на расстоянии и решили, они отличаются. Задание: 5-7 минут на то, чтобы написать 10 свойств, качеств, признаков отличающих ДРУГУЮ группу.

        Мало того, племена поняли, что живут рядом друг с другом, занимают небольшую и общую территорию. Задумались члены племен над последним открытием: найдите 10 признаков, общих для Родаков и для Чунга-Чанга. В чем они сходны, близки, что может стать фундаментом в построении общего дома двух племен?

Завершение упражнения: возвращаем игроков в общий круг. Просим выделить по одному человеку, который прочтет результаты каждого тура. Параллельно, по каждому этапу упражнения.

Обсуждение:

  • Кто такие «свои» и «чужие»?
  • В чем различие и в чем общность между детьми и взрослыми?
  • Какой из этапов обсуждения давался команде с наибольшей легкостью? какой вызвал затруднения?
  • Какие качества, характеристики противоположной группы вы осознали, задумались над ними всерьез в ходе выполнения роли?
  • Стал ли вам более понятным ход мыслей и чувств другой подгруппы?

6. Вторая станция: «Как себя вести, или Правила поведения» («Тренинг семейных отношений» с. 108-109)

Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Эти правила составляют культуру семьи, являются ее ценностями. Каждая семья интересна по- своему, у каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейные торжества, Как они туда попали? Например, родители «заразились» этими правилами от своих родителей. Но мы сегодня не будем говорить о традициях и правилах ваших семей. В нашем тренинге у вас появляется редкая возможность придумать и поделиться с другими участниками правилами поведения:

  • В берлоге у медведя, куда вы свалились зимой, отправившись на лыжную прогулку без всякого приглашения;
  • В кабинете у зубного врача;
  • На бразильском карнавале;
  • Перед прилавком с 40 сортами мороженого.

7. Третья станция:  «Рисунок» (цель: показать многообразие взглядов, при выполнении одинаковых инструкций)

Вам выдаются листы (по половине листа А 4), ваша задача - выполнять задание по инструкции ведущего молча, так, как вы его поняли, не задавая при этом дополнительных вопросов (стараться не смотреть на работу соседей)

Инструкция: посередине листа рисуем дерево, от дерева вправо дорожку, в верхнем углу -солнце, рядом с деревом дом, около дорожки цветы. На небе тучки.

- А теперь все разверните свои рисунки и посмотрим, что получилось.

- Одинаковые ли получились результаты? (нет)

- Как думаете, почему? Ведь инструкция для всех была одинаковая! (не было обратной связи, нельзя было уточнить задание)

- Какие ощущения испытывали при выполнении? Была ли раздражительность?

- Что хотелось сделать? (выругаться, все бросить, уточнить задание)

- Как думаете, что надо сделать для того, что бы избежать ситуации недопонимания? (Точнее и конкретнее выражать свои мысли, а для этого важно ориентироваться на собеседника, иметь обратную связь)

- Теперь сделаем это упражнение, но с использованием обратной связи. Я буду давать те же самые инструкции, но теперь вы можете задавать уточняющие вопросы.

- Сравниваем результат с образцом ведущего.

- Есть ли разница между выполнениями 1 и 2 - го образца рисунка.

- Ощущения после выполнения 2го рисунка? Сложнее или проще было? (проще, т.к можно было задавать уточняющие вопросы)

- Какие выводы можно сделать по результатам этого упражнения? (важно ориентироваться на собеседника, его уровень, опыт; важно не то, что говоришь, а то что услышали, должна быть чёткая организация речевого сообщения)

8. Четвертая станция: Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

9. Рефлексия: «Чему Я научился»

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

  • Я научился...
  • Я узнал, что...
  • Я нашел подтверждение тому, что...
  • Я обнаружил, что...
  • Я был удивлен тем, что...
  • Мне нравится, что...
  • Я был разочарован тем, что...
  • Самым важным для меня было...

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, доскажите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.

8. Мастер-класс «Дерево счастья»  

Для создания дерева нам потребуется:
- ватные диски
- термоклей
- бусины
- мелкий бисер
- стиплер
- зеленая креповая бумага (или лоскутки ткани)
- горшочек для вазона
- для ствола можно использовать красивую веточку или специальную заготовку
- гипс или алебастр

Дерево наше будет состоять из роз, а розы будут необычные, а из ватных дисков. Да-да, именно из ватных дисков. Их легко сделать с помощью стиплера или обычной нитки.
Для одной розы понадобиться один ватный диск, складываем его и справа и слева ближе к центру, что бы с одной стороны получился острый носик, а с другой стороны широкий край.

Теперь берем, стиплер и по центру пробиваем скобу. Стиплер можно взять большего размера, а то они не все ватный диски хотят пробивать. Если же у вас нет стиплера, то перемотайте ниткой по центру нашу заготовку.

Выворачиваем широкий край наружу, а узкий получается внутри, вот роза и готова. Как вы видите все очень легко. Из узкой части получилась сердцевина цветка, а лепестки получились из широкой.

Для одного дерева надо много таких розочек. У меня ушло примерно пол упаковки ватных дисков.


Теперь подготовим основу для дерева, к которой мы будем крепить наши цветочки, и что в последующем будет кроной нашего дерева. Из листа газеты скручиваем шар и обматываем его нитками, что бы он крепко держался. Можно его также покрасить белыми красками. Или же последний шар нашего шарика взять не лист бумаги, а белый лист.

Устанавливаем ствол дерева на место, закрепляем его с помощью термоклея.

Теперь начинаем приклеивать розочки на крону будущего дерева. Клеить стараемся кучно, прижимая их, друг к другу, заполняем все пространство, что бы не было свободных мест.

Из креповой бумаги вырезаем квадратики 3*3 см и на клей ПВА приклеиваем между розочек. Так дерево стало намного живей и красивей.

И последний штрих для кроны, это украшение в виде бусин имитирующих жемчуг. Его приклеиваем на горячий клей к розочкам в хаотическом порядке.

Теперь приступаем к основе для дерева, горшку. Мы будем использовать баночку из-под йогурта, или же купить красивый небольшой горшочек. В него насыпаем гипс и заливаем водой. Консистенция нужна как густая сметана. Вставляем в него наше дерево и ждем, пока гипс затвердеет.

Тем временем будем декорировать ствол дерева. Для этого надеваем на ниточку бусины, что тоже имитируют жемчуг, но они меньшего диаметра.

Закрепляем нитку с жемчугом под кроной и опускаем ее вниз, обматывая ствол по кругу.

У основания дерева наливаем клей ПВА и засыпаем все ровным слоем бисера, оттенки белого и бежевого цвета.

Декорируем наш горшочек легкой тканью. В данном случае подойдет органза.

Завязываем бант, ленточку лучше брать не просто цветную, а с блестками. Вот наш топиарий и готов. Такую красоту приятно получить в подарок, она станет прекрасным дополнением декора вашей свадьбы, или же подойдет в качестве декора вашей комнаты. Удачного вам творчества.

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в  Семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей  Ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте  Вы  Счастье своё пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Семейные конфликты"

Данный урок предназначен для повторения лексики, связанной с характеристикой людей, их взаимоотношениями в семье, а также развития навыков аудирования и говорения по теме. Ситуации, предлагаемые в зад...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: "СЕМЕЙНОЕ ПРАВО"

Презентация включает информацию о создании семейного права, из истории приведены факты изменений в семейном праве....

Урок по немецкому языку в 5 классе по теме «Семейный альбом» к учебнику О.Ю.Зверлова "С немецким за приключениями"

Цель урока:научить учащихся умению представлять членов своей семьи и умению их характеризовать (монологическое высказывание).Практическая цель:Формирование и совершенствование навыков говорения, аудир...

план-конспект урока на тему " Семейные ценности"

Урок представляет собой урок-повторения и закрепления по теме " Семейные ценности" в 10 классе....

урок обобщения по теме семейное право "Калейдоскоп семейного права"

Обобщить знания учащихся об основах семейного права; Закрепить знания учащихся о правах и обязанностей, которые записаны в «Семейном кодексе»;Способствовать формированию ответственного отн...

Методическая разработка на тему: Конспект открытого занятия для детей 5-12 лет. Тема: «Семейный альбом»

Конспект открытого занятия для пробуждения интереса детей к своей родословной, к традиции хранения семейных фотографий....