Семья и школа: партнёры в воспитании.
статья на тему
Партнёрство педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только в том случае, если учителя и родители станут союзниками, партнёрами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семья и школа: партнёры в воспитаниию | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья и школа: партнёры в воспитании.
Абросимова С.В.
Учитель иностранных языков
Классый руководитель 10 класса
Говоря о теме «Семья и школа – партнёры в воспитании», уместно поставить такого рода вопрос: кто воспитывает - семья или школа? И очень соблазнительно ответить коротко: и семья, и школа. Так обычно и отвечают… Единого взгляда на этот вопрос нет. Я не слышала, чтобы родители говорили: «Мы должны воспитывать, зачем школа мешает?» И чтобы педагог сказал: «Школа должна воспитывать, зачем семья мешает?»
Обыкновенно говорят так: «Не мы - школа, а вы, родители, должны воспитывать детей, почему вы не воспитываете?» Родители же говорят обратное: «Мы отдали детей в школу, пускай школа и воспитывает их»
Получается так, что особого желания захватить власть в свои руки в деле воспитания детей нет ни у семьи, ни у школы.
«Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека» говорил А.С. Макаренко.
Но в наше сумашедшее время огромного потока информации и больших возможностей общения трудно определить, кто и что воспитывает наших детей. Как вы считаете, семья, школа или улица (сюда мы отнесём и Интернет)? А вот что показал социальный опрос: кто оказывает влияние на ребёнка в течении дня? Родители считают, что семья и школа – примерно одинаково – 45 и 40%, и 15% улица. У детей другое мнение – больше всего влияет семья – 55%, и примерно одинаково школа и улица – 24 и 21%.
И ведь действительно, семья – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического, физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сёстры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу.
«Школа и семья должны из состояния «сосуществования» перейти к теснейшему сотрудничеству, основанному на единстве конечных интересов общества и каждой семьи». В этом сотрудничестве школа выступает ведущей организацией и руководящей силой. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Но отношение родителей к школе неоднозначно. Так, по-прежнему актуальна проблема, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Сохраняется тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания.
Самый проблемный возраст – это подростковый, и, чтобы понять отношение родителей к школе, необходимо дать небольшую характеристику нынешних родителей. Возраст данной группы людей разнообразен, однако, большинство из них – это люди поколения 90-х годов, тяжелого времени для всех слоев населения. До начала 1990 года труд учителя ценился, его уважали, им восхищались, и даже самый отъявленный «шалопай» боялся сделать на уроках что – то плохое, так как дома мог «получить» за простое неуважение к учителю. В 1990 году в школах отменяют пионерские и комсомольские организации. Уже только в результате этого теряется ниточка связи между учителем и учениками. В школах отменяют обязательную форму – нет дисциплинированности, в стране свобода слова перепутана с вседозволенностью, многие просто выживали. В это неспокойное время начинаются школьные годы наших сегодняшних пап и мам.
В одном из восьмых классов средней школы г. Москвы на родительском собрании всех присутствующих мам и пап попросили написать имена и отчества учителей, преподающих в этом классе. Из восемнадцати присутствующих, только одна мама написала все верно. Вот вам и отношение к школе. Можно у себя в классе попробовать провести этот опрос. Думаю, результат будет неутешительным.
Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только в том случае, если учителя и родители станут союзниками, партнёрами.
Сегодня семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Закон «Об образовании» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережного отношения к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. А мы, педагоги, должны быть первыми помощниками для родителей. (7)Наши задачи:
• обучение родителей приемам, способам и стилю общения взрослых и детей;
• оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций;
В просвещении родителей особую роль играет родительский всеобуч. (8) В его рамках используются разные традиционные формы работы:
Самая распространённая - родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителями с задачами и итогами работы школы;
Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы:
- организационно - деятельностная и психологическая игра;
- собрание- диспут;
- родительский лекторий;
- семейная гостиная;
- встреча «за круглым столом»;
- вечера вопросов и ответов;
- семинар;
- педагогический практикум;
- тренинг для родителей и др.
Например, в нашей школе мы с удовольствием используем родительские лектории, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов и тренинги.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Итак, родительский всеобуч становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, или поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях либо подкорректировать ошибки в воспитании. При правильной организации работы с родителями создаются условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, создание единого социально-воспитательного пространства.
Партнёрство педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания и обучения.
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали,...
СЕМЬЯ И ШКОЛА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Хотим мы этого или нет, но нам не остановить стремительный темп жизни; всевозрастающие требования к глубине и качеству знаний и опыта каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение...
Родительское собрание в 7 классе. Тема. Семья и школа - партнеры в воспитании и развитии ребенка.
Сценарий открытого родительского собрания в форме семейной гостиной. Работа учащихся и родителей в группах (Мастерских) позволяет им выдвигать идею,обдумывать ее, обсуждать и развивать. Это веде...
«Взаимодействие семьи и школы в профориентационном воспитании ученика».
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ....
семья и школа -партнёры в воспитании и обучении детей
презентация к классному родительскому собранию...
Выступление с докладом по теме "Семья и школа — партнёры в духовно-нравственном воспитании детей"
Как сделать родителей надёжными союзниками в воспитании детей.В первую очередь надо организовать работу по повышению педагогической культуры родителей. При этом учитывать, что семьи бывают очень...
Общешкольное родительское собрание: «Семья и школа – партнёры в воспитании»
Общешкольное родительское собрание:«Семья и школа – партнёры в воспитании»...