Пути эффективного сотрудничества школы и семьи.
статья на тему
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Педагоги единодушно утверждают - воспитывать детей становится все труднее и труднее. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и в нашей стране, меняются взгляды на воспитание и развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_shkoly_i_semi.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути эффективного сотрудничества школы и семьи.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Педагоги единодушно утверждают - воспитывать детей становится все труднее и труднее. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и в нашей стране, меняются взгляды на воспитание и развитие детей.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, выдвигают единые требования к воспитанию ребенка. Воспитатель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Наше доброе общение с родителями должно позволять им выразить все их желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей.
Установление контактов с родителями учащихся - начало всех начал. «Вхождение» в семью позволит родителям увидеть в наставнике своего ребенка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое.
Нельзя успешно осуществлять работу по воспитанию детей, если не сотрудничать с семьей. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом (а в этом направлении основная роль принадлежит именно классному руководителю) без предварительной постоянной работы с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.
Структура работы классного руководителя в этом направлении: Изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни;
Организация на основе диагностики психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, собеседований.
Установление контактов с людьми, которые для ребенка являются наиболее значимыми и имеют на него положительное влияние;
Привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя; Организация взаимного творчества детей и родителей;
Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы и класса;
Сотрудничество с социально-психологическими службами, обучающими семьи умению преодолевать и предупреждать семейные конфликты и развивающей рефлексивные умения родителей и детей;
В начальной школе у родителей интерес к школе достаточно высок. Родители посещают родительские собрания, участвуют во всех школьных и классных мероприятиях, принимают самое активное участие в процессе воспитания. В старшем звене (9-11 классы) родители тоже достаточно активны, они как будто просыпаются от спячки, в которую впадают в период с 5 по 8 классы. Получается, что в начальной школе родители, опекая своих, как они считают маленьких детей, невольно являются активными участниками воспитательного процесса, в старшем звене родители проявляют не менее живой интерес. Они жизненно заинтересованы в хороших знаниях, в хорошем воспитании и опять, как в начальной школе, родители посещают родительские собрания, проявляют живой интерес ко всему, что касается их детей. Но почему-то возраст 11-15 лет менее интересен для родителей, и перед нами стоит задача: «Заинтересовать родителей наших учеников на весь период обучения в школе с 1-го по 11 классы».
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта образования придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством.
В связи с этим особое внимание необходимо уделить нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни школы. Во-первых, это заключение договора о предоставлении общего образования между общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся. Во-вторых, это локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие государственно-общественный характер управления школой. И, в-третьих, иные договоры, соглашения и т.д., необходимые для жизнедеятельности учреждения, например, соглашение с родителями (законными представителями) обучающихся об использовании персональных данных обучающихся.
Ещё одним важным аспектом работы с родительской общественностью в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение.
С введением новых стандартов школа предлагает каждому ребенку внеурочную деятельность, представленную в форме различных кружков, студий, экскурсий, соревнований. Организуется внеурочная деятельность с учетом индивидуальных особенностей ребенка и пожеланий родителей. На этом этапе важно установить партнерские отношения родителей с педагогом, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Мы должны помнить, что семья является первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной средой. Именно в семье он приобретает доверительные отношения и любовь к окружающим, у него целенаправленно формируется познавательная творческая активность в предметных, сюжетных и ролевых играх. Хорошая семья создает атмосферу для свободного творческого развития ребенка. Именно здесь впервые формируется отношение человека к себе: его самооценка на основе оценки взрослых, которая становится впоследствии основой его личностного становления. Новые стандарты призывают учителя воспитывать у ребенка любовь к своей семье. Но думается, что эта любовь воспитывается, прежде всего, самой семьей, всей системой семейных отношений.
Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским: "Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание".
Для правильной организации работы с родителями необходимо взаимодействие всех школьных специалистов:
заместителя директора по воспитательной работе, который составляет план воспитательной работы, помогает классным руководителям в составлении планов, осуществляет контроль за их выполнением;
педагога-психолога, который помогают в исследовании социального фона
семьи, в определении типа семьи, дает рекомендации в составлении плана
работы с каждой семьей индивидуально;
социального педагога, который берет на себя контроль и осуществление
коррекционной работы с неблагополучными семьями, взаимодействие с отделом полиции, отделом опеки, инспекцией по делам несовершеннолетних;
школьного библиотекаря, который подбирает имеющуюся в наличии
методическую литературу по данному направлению;
классных руководителей, которые регулярно проводят родительские
собрания и применяют другие формы работы с родителями как традиционные (конференции, консультации, посещения на дому), так и нетрадиционные (тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, вечера, родительские чтения).
К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:
информационная;
воспитательно-оздоровительная;
формирующая;
охранно-оздоровительная;
контролирующая,
бытовая.
Задачи взаимодействия:
формирование активной педагогической позиции;
вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
активное участие родителей в воспитании детей.
Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и родителей является изучение воспитательного потенциала семьи (семейной атмосферы, окружающей ученика). Классными руководителями составляются социальные паспорта классов, на основе которых социальный педагог готовит паспорт школы. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия школы и родителей.
Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников. Социально-психологическая служба и учителя начальных классов проводят психолого- педагогическую диагностику уровня готовности ребенка к школе, с последующими консультациями и оказанием необходимой помощи в адаптации ребенка к обучению в школе I ступени.
Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции: общешкольные и классные ключевые дела (традиционная новогодняя сказка, подготовленная учителями, концерты, праздники, Дни здоровья, и т.д.); соуправление школой (работа общешкольного родительского комитета); информационная среда школы (стенды, уголки для родителей). В основу взаимодействия положены ценности творчества, здоровья, мира, толерантности, взаимной открытости, диалога и сотрудничества, направленные на совместную помощь ребенку в становлении личности. Родители организуют экскурсии, помогают в оборудовании кабинетов, в ремонте. Огромную помощь родители оказывают в подготовке костюмов, декораций, записи фонограмм и т.д. Дополнительное образование особенно нуждается в сотрудничестве родителей и педагогов: здесь возможности для успеха и реализации каждого ребенка.
Работа с родителями должна быть целенаправленной, систематической.
Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Семья в решении этих вопросов является нашим главным партнером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество школы и семьи
Для родительского собрания...
Сотрудничество школы и семьи - главное условие в формировании и воспитании личности ребенка.
В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Сегодняшние дети, к сожалению или к счасть...
Сотрудничество школы и семьи - главное условие в формировании и воспитании личности ребенка.
Семья и школа – это берег и море.На берегу, ребенок делает свои первые шаги,получает первые уроки жизни,а потом перед ним открывается необозримое море знаний,и курс в этом море прокладывает школа.Это ...
Семейный клуб как форма сотрудничества школы с семьями обучающихся
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй....
Лекция для родителей на тему: "Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка"
Лекция для родителей на тему: "Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка"...
Родительское собрание: « Сотрудничество школы и семьи в вопросах профилактики правонарушений и безднадзорности учащихся»
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи...
Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной ж...