Карта одаренности
консультация (5 класс) на тему

Окунева Наталья Фёдоровна

Методика адресована родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_odarennosti.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Карта одаренности»

(для родителей)

Эта методика создана Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введен «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.

Первая и основная функция – диагностическая.

С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребенку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая.

Утверждения, по которым Вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция: Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребенка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1.Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2.Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3.Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4.В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5.Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6.Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7.Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

8.Интересуется механизмами и машинами.

9.Инициативен в общении со сверстниками.

10.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11.Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12.Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13.Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15.Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17.Интересуется актерской игрой.

18.Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19.Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20.Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22.Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24.Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25.Хорошо поет.

26.Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27.Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29.Легко общается с детьми и взрослыми.

30.Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.

31.Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32.Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.

33.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38.Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39.Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40.Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41.Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42.Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43.Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44.Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46.Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47.Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48.Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49.Часто руководит играми и занятиями других детей.

50.Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51.Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

54.Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55.Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57.Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59.Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63.Умеет делать выводы и обобщения.

64.Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65.В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66.Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68.Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69.Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72.Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73.В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем рисунке, игрушке, скульптуре.

75.Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77.Любит игры-драматизации.

78.Быстро и легко осваивает компьютер.

79.Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80.Физически выносливее сверстников.

«Карта одарённости» (для родителей).  Лист ответов

__________________ дата ___________________________ Ф.И..О.____класс.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14          

15

16

17

18

19

20    

 21

22

23

24

25

26

27

28

29      

30      

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов: Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

1.интеллектуальная;

2.творческая;

3.академическая (научная);

4.художественно-изобразительная;

5.музыкальная;

6.литературная;

7.артистическая;

8.техническая;

9.лидерская;

10.спортивная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика "Карта одаренности"

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех де...

Методика "Карта одаренности"

С помощью данной методики вы можете  оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает...

Карта одаренности

статья содержит материал, какие виды одаренности можно определить у ребенка...

Анкета для родителей и учащихся. "Карта одаренности", и "Карта интересов" для учащихся

Анкета для родителей «Карта одаренности»Перед вами 42 вопроса, характеризующие различные областиповедения идеятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку покажд...

Карта одаренного ребенка

Карта одаренного ребенка...

МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ»

МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ»...