Программа работы с родителями
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
работы с родителями 8-9 класса
Классный руководитель: Мамчур Татьяна Александровна
МБОУ СОШ №36 Северобайкальский район.
Назначение Программы
Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями учащихся 8-9 класса.
Программа работы с родителями предназначена для: - повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- содействия сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Нормативная база для разработки Программы работы с родителями
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Устав МБОУ СОШ №36
3. Конвенция о правах ребенка.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа ориентирована на 2013-2015 годы.
1 этап реализации Программы 2013 уч.год
На данном этапе будет производиться анализ и изучение изменений в семейных отношениях семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
2 этап – основной 20014-2015 уч.год
Работа с проблемными семьями, сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованости жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков области воспитания. Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители - это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача классного руководителя сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы.
1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.
2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
3. Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.
С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Не учет этих обстоятельств, приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние. Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более, что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию. Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.
II. Основные цели и задачи Программы
Цель: Создание единого коллектива учеников, родителей, классного руководителя и педагогов школы, объединенного общими целями и ответственностью, действующего на демократических и гуманистических принципах.
- Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
- Содействия сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность класса.
- Выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
- Пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
III. Система программных мероприятий
Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся:
-изучение семей учащихся;
-работа с родителями;
-работа с проблемными семьями;
-сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе;
-работа с семьей в системе дополнительного образования;
-работа с педагогическими кадрами.
1.Изучение семей учащихся
Цель:
Предусматриваются:
- изучение семей учащихся;
- создание банка данных;
- формирование единых педагогических требований;
- составление социальных паспортов семей;
- посещение семей;
- диагностика «Ребенок глазами родителей», «Анализ и оценка
ситуации в семье», «Наш ребенок» и др.
2. Работа с родителями
Цель: Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
Формы работы:
1. Коллективная:
Задачи:
1. координировать работу родителей, детей и учителей по разрешению различных проблем, возникающих в ходе образовательного процесса;
2. организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
3. организовывать взаимодействие внутри коллектива родителей;
4. инструктировать их по вопросам психологической подготовки и поддержки своих детей в период итоговой аттестации выпускников;
5. стимулировать совместное участие детей и родителей в подготовке различных мероприятий, разработке и реализации проектов.
2. Индивидуальная:
Задачи:
1. организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;
2. оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
Способы реализации:
- классные родительские собрания;
- консультации родителей;
- дни «открытых уроков»;
- тематические собрания с привлечением специалистов;
- индивидуальная работа с родителями;
- внеклассные мероприятия с привлечением родителей;
- заседания клуба выходного дня
3.Работа с проблемными семьями
Цель: Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.
Предусматриваются:
- регулярное посещение проблемных семей;
- проведение малых педсоветов;
- совместная профилактическая работа с Советом профилактики правонарушений;
- индивидуальные беседы и консультации;
- изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях;
- составление банка данных.
4. Сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
Цель: создание единого воспитательного пространства «родители – дети – классный руководитель».
Предусматриваются:
1. поиск родителей – спонсоров классных внеклассных мероприятий;
2. помощь родителей разработке и реализации проектов, исследовательских работ, акций.
Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:
1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка. 2.Взаимное уважение.
3.Справедливость по отношению к детям и родителям.
4.Повышение авторитета родителей.
5.Соблюдение принципов педагогической этики.
5. Работа с семьей в системе дополнительного образования
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Предусматриваются:
- оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции;
- привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам;
- участие родителей совместно с детьми в школьных и муниципальных конкурсах.
6. Работа с педагогическими кадрами
Цель: Вовлечение учителей предметников в воспитательный процесс класса.
Предусматриваются:
- беседы с учителями предметниками, ведущими уроки в классе;
- посещение уроков класса;
- оказание помощи в организации индивидуальной работы педагогов с учащимися класса
Механизм оценки результатов включает следующие критерии:
• уровень педагогической компетентности родителей
• уровень вовлеченности в реализацию Программы учителей, родителей и учащихся школы
• положительные отзывы партнеров и участников Программы
• новые формы сотрудничества семьи и школы
Мероприятия
по реализации Программы работы с родителями на 2013/2015 уч.год
Одной из важных форм установления контактов классного руководителя с семьями учащихся является классное родительское собрание. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий классного руководителя и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной проблеме. При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важных положений:
- Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка.
- Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.
- Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе).
- Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).
- Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Сентябрь
1. Родительское собрание «Наши задачи на новый учебный год». Предложения к плану. Реклама факультативов, кружков, секций. Организация питания школьников.» «Безопасный интернет»
2. Посещение семей учащихся с целью знакомства с изменениями, произошедшими в жилищно-бытовых условиях.
Ноябрь
1. Родительское собрание «Как сохранить здоровье ребенку?»
-Анализ анкет родителей и учащихся.
- Выступление медицинского работника о результатах медицинского осмотра.
- Презентация учащимися исследовательской работы «Курение или жизнь?»
- Анкетирование родителей «Здоровье моего ребенка»
2. Итоги учебы за 1 четверть.
Декабрь
1. День «открытых уроков»
2. Родительское собрание «Личность начинается в семье»
1. Комфортность ребенка в семье. 2. Условия эффективного семейного воспитания.
3.Сила добрых традиций.
4.Предварительные итоги учебы за 1 полугодие.
3.Подготовка к новогоднему празднику.
Февраль
1. Родительская конференция «Нравственное здоровье в семье». Вступительное слово учителя.
Обсуждение вопросов: - Сочетание любви и требовательности к детям.
- Психологическое здоровье ребенка.
- Права ребенка.
Анкетирование родителей «Как помочь ребенку обрести уверенность в
себе?»
2. Посещение семей учащихся, имеющих пропуски без уважительной причины.
3. Изучение вопроса организации питания учащихся в школьной столовой.
4. Поздравление пап.
Март
1.Посещение семей учащихся, имеющих неудовлетворительные оценки
2. Лыжная прогулка родителей с детьми на природу.
Апрель
1. Беседа: "Духовный мир подростка".
1. Необходимость внимания родителей к духовному миру школьника, знание его интересов и устремлений.
2. Потребности подростков. Потребности в общении со сверстниками, старшими.
3. Интересы подростков. Их изменения и психологическая характеристика.
4. Читательские интересы подростков, любимая книга и любимые герои. Кино, театр, телевидение в жизни детей.
Педагогический практикум:
1. Обсуждение с родителями письма матери…
2. Праздник юмора с участием детей и родителей.
Май
1. Индивидуальные беседы с родителями об успеваемости их детей, подготовке к сдаче ГИА
2. Родительское собрание «Подростковый возраст: что должны знать родители». Анкетирование родителей «Кем вы видите своего ребенка в будущем?» Анализ анкетирования учащихся «Мой жизненный выбор» Итоги успеваемости за год, подготовка к сдаче ГИА. Организация летнего отдыха учащихся.
3. Встреча с директором школы по вопросам организации предпрофильной подготовки в 9 классе.
Июнь
1. Подготовка необходимых учебных пособий к началу учебного года
2. участие родителей в ремонте классного кабинета.
В 2014/ 2015 уч. году продолжила работу по реализации Программы работы с родителями. Проанализировав итоги работы, пришла к выводу, что необходимо скорректировать деятельность. Работу построила по направлениям деятельности:
Основные направления деятельности:
· Привлечение родителей, семей к решению проблем школы.
· Оказание различной помощи семье.
· Повышение педагогической культуры родителей.
· Проведение совместных мероприятий детей, родителей, педагогов.
· Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА.
Привлечение родителей, семей к решению проблем школы и класса
Мероприятия | Деятельность | Сроки |
Ролевая игра «Решаем проблемы вместе» | Игре предшествовал подготовительный этап в ходе которого были проведены исследования, выявившие наиболее актуальные проблемы школьной жизни. На заседании были сформированы 2 совместные группы из детей, родителей и классного руководителя. Каждой группе предлагалось решить какую-то проблему. Предложенные варианты выносились на всеобщее обсуждение. | Ноябрь 2011 |
Акция «Самоделкин» | Помощь родителей в ремонте школьной мебели | Май 2012 года |
«Марафон добрых дел» | - посажена березовая аллея около школы. | Сентябрь |
Конференция «Школа: перспективы развития» | Инициативная группа разработала модель развития школы. Учащиеся и родители класса внесли свои предложения по улучшению работы. | Март 2009 года |
Школьные рейды | - контроль организации качества горячего питания в школе. - соблюдение санитарно-гигиенических требований. - обеспеченность учащихся учебниками. |
Проведение совместных мероприятий детей, родителей, классного руководителя
Мероприятия | Деятельность | Сроки |
Благоустройство родника «Спасский ключ» | Социально-значимая деятельность На территории поселения находится родник, водой из которого пользуется жители деревни Подвигалиха и Дудино. Родник был не благоустроен: крутой спуск, захламленная территория. Необходимо оборудовать спуск, установить сруб, навес, скамейки. Родник был благоустроен, на областном конкурсе проект «Благоустройство родника «Спасский ключ» был признан лучшим. | Сентябрь-октябрь 2011 г. |
Деятельность группы «Позитив» | Группа детей и родителей организуют поздравления ветеранов войны и труда с праздниками и памятными датами. Организуют концерты и игровые программы для воспитанников дошкольной группы, медработников и пациентов Спасской участковой больницы. | В течение всего периода |
Акция «Забота» | Сбор вещей, книг, игрушек для малообеспеченных и многодетных семей. | Октябрь, Апрель ежегодно |
Благоустройство парка деревни Подвигалиха | На территории поселения в 2003 году был заложен парк. Ученики и родители ухаживают за парком: окашивают территорию, убирают мусор и высохшие деревья. | Весна – осень, ежегодно |
Акция «Птичий домик» | Изготовление скворечников и размещение их на территории поселения. | Весна, ежегодно |
Акция «Кормушка» | Изготовление кормушек. | Зимой, ежегодно |
Трудовые десанты | Уборка территории поселения. | В течение всего периода. |
Постановка спектакля для жителей поселения | Привлечение родителей, обладающих различными талантами. Помощь в организации постановки специалиста районного отдела культуры. | Весна 2012 год |
Участие в заседаниях клуба «Патриот» | Гражданско - правовое и патриотическое направление Темы заседаний «Дорогами 1812 года», «Женщины на войне». Родители входят в поисковые группы по сбору краеведческого материала, помогают в изготовлении костюмов и декораций. | 2 раза в год |
Благоустройство территории памятника погибшему воину | - уборка территории; - посадка и уход за цветами; - окашивание территории; | Весна-осень, ежегодно |
Акция «Ищу героя» | Сбор краеведческого материала. | Январь-апрель 2012 |
Неделя права | Конференция с привлечением родителей. | Апрель 2012 |
Здоровый образ жизни | ||
Акция «За здоровый образ жизни» | Шествие по деревне Подвигалиха и Васильевское. | Лето 2012 |
Спортивное соревнование | «Папа, мама я – спортивная семья» | Ежегодно Участвуют родители и дети класса |
Профилактические беседы. | Родители – медики проводят беседы о вреде курения, алкоголя. | В течение всего периода |
Конкурс плакатов | Семейный конкурс плакатов «Мы здоровая семья» | Январь 2012 |
Творческая мастерская | Семейные традиции Выставка творческих работ родителей, бабушек, дедушек, детей. | Март 2012 |
Участие в заседании клуба «Мы вместе» «Семейные праздники» | Семьи в интересной форме представят традиционные семейные праздники, поделятся рецептами праздничного блюда. | Май 2009 |
Праздник «Милые, любимые, родные», посвященный Дню Мам | Школьники подготовили праздничный концерт, придумали конкурсы, обсуждали ситуации, случающиеся в семейном воспитании. В конце праздника устроили чаепитие, девочки своими руками испекли торт. | |
Участие родителей в традиционных школьных мероприятиях |
Повышение педагогической культуры родителей
Мероприятия | Деятельность | Сроки |
Педагогический лектории | В течение всего года | |
Семинар-практикум для родителей | Представление передового опыта воспитания детей. | Апрель 2009 |
Оказание различной помощи семье
Мероприятия | Деятельность | Сроки |
Психологическая помощь | Организация встреч с психологом, юристом, психологические тренинги. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций в семье. Организация работы «Горячей линии» | В течение всего года |
Материальная помощь | Оказание материальной помощи малообеспеченным семьям. Акции «Забота». Ходатайство перед поселковой администрацией об оказании материальной помощи малоимущей . | В течение всего года |
Профилактика негативного семейного воспитания | - Рейды в неблагополучные семьи. - Встречи с инспектором по делам несовершеннолетних. - Вызов нерадивых родителей на заседание административной комиссии. - Индивидуальные профилактические беседы. | В течение всего года |
Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА
Мероприятия | Деятельность | Сроки |
Родительское собрание «Готовимся к сдаче ГИА» | На собрании рассказала о процедуре сдачи ГИА. Пригласили учителей русского языка, литературы, биологии, они высказали рекомендации по подготовке к сдаче ГИА. | Октябрь 2011 года |
Оформление информационного стенда «Сдаем ЕГЭ» | На стенде размещается вся информации об экзаменах: сроки, бланки. Вывешиваются результаты пробных контрольных работ. Советы и рекомендации по подготовке к успешной сдаче ЕГЭ. | Ноябрь 2011 года |
Проведение Смотра Знаний учащихся | Родители приглашаются на зачеты, где учащиеся показывают готовность к сдаче ЕГЭ. | Март 2011 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
программа работы с родителями
программа работы с родиелями на 2011-2012 уч.г....
Программа работы с родителями "Мостик"
Первый лист программы работы с родителями. Заинтересовавшихся полной версией, просьба, обращаться лично....
Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...
Программа работы с родителями (законными представителями) «Гимназия для родителей» на 2017 – 2019 гг. (8-9 класс)
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Воспитательная функция семьи должна рассматриваться в трёх аспектах:1....