Тематический план занятий Родительского клуба
проект на тему

Безденежных Нина Павловна

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_plan_zanyatiy_roditelskogo_kluba.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план занятий "Родительского клуба"

В современном Российском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями.

В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.

Появление в семье ребенка с ОВ всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения, и дети с ОВ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания.

Одним из действенных способов оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является «родительский клуб».

Основание для разработки Программы «Родительского клуба::

Конвенция «О правах ребенка», Семейный Кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Цель программы 

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.        

Задачи

  • формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с  нарушениями развития;
  • расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении  ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • познакомить  родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
  • формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами школы, участию во встречах клуба «Я с тобой»;
  • способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах  других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи детей с ОВЗ), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.

Срок реализации программы – 1 учебный год.

Занятия родительского клуба проводятся примерно 1 раз в месяц (9 встреч).

Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа.

            Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.

Программой предусмотрена диагностика родителей:

Первичная диагностика с целью выявления особенностей конкретной семьи

Итоговая диагностика  позволяет определить степень эффективности проведенной работы

Содержание программы предполагает активное использование следующих видов деятельности:  индивидуальные консультации родителей;

 тематические опросники, анкетирование, тестирование;

  памятки, информационные письма;

  групповая дискуссия;  

наглядная информация

  тренинг;

 арт-терапия;

  релаксация

. Программа рассчитана на 1 учебный год .

Ожидаемые результаты реализации программы:

 Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.

 Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.

  Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.

 Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.

В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагог-психолог, социальный педагог, врачи-специалисты, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.

Тематический план занятий

Сроки

Тема

Вид деятельности

Цель

Ответственные

сентябрь

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Навыки эффективного общения»

Тренинг

-установление партнерских отношений, повышение родительской ответственности;

-ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье. 

-классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию).

-психолог.

октябрь

 «Особый ребенок- жизнь без барьеров»

Круглый стол

обмен опытом по социализации детей с ОВЗ

-классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию);

- психолог;

-медицинский работник;

-учителя-предметники.

ноябрь

«Доступность окружающей среды для людей с инвалидностью»

Дискуссия об особенностях коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ

обмен мнениями по проблеме инклюзивного образования

-классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию).

-психолог.

декабрь

«Ваш ребенок и одноклассники»

Круглый стол

формирование у родителей понимания значения дружбы в жизни ребенка

.

-классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию),

-медицинский работник,

-психолог.

январь

«АРТ-терапия в помощь родителям»

Арт-терпия

ознакомление родителей с арт-терапевтическими методиками и практическим применением в работе с детьми с ОВЗ.  

-классный руководитель (тьютор по -инклюзивному образованию),

-медицинский работник,

-психолог.

февраль

«Традиции семьи и их значение в воспитании. Законы семьи.

Родительский ринг

утверждение родителями правоты своих методов воспитания или ревизия своего педагогического арсенала

классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию),

психолог

март

«Как формировать и развивать волевые усилия ребенка» (по книге У.Джемса «Психология в беседах с учителем»

Круглый стол

психолого-педагогическое просвещение родителей;

знакомство родителей с педагогической литературой по определенной проблеме

классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию),

психолог

библиотекарь

апрель

«О детском одиночестве»

Тренинг

обсуждение проблемы детского одиночества, ее влияние на поведение и характер ребенка

классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию),

май

«Страничка Радости»

Круглый стол

познакомить с достижениями ребенка, связанными с его обучением и воспитанием

классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию)

Источники:

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания:5-9 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 320с.- (Педагогика. Психология. Управление)
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа.1-4 классы+ Новые собрания.– М.: ВАКО, 2005 – 256с.- (Педагогика. Психология. Управление)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно- тематический план занятий кружка "кукольный театр"

Учебно-тематический план занятий в кружке "кукольный театр" составлен из расчёта 6 часов в неделю, 216 часов в год. Учебный год-36 учебных недель. Это второй год обучения. В соответствии с ним заполня...

План работы родительского клуба «Семейный очаг» 8«А» класса

Представлен план работы родительского клуба на учебный год....

План мероприятий родительского клуба «Дружная семья» 2013-2014 учебный год

План мероприятий родительского  клуба «Дружная  семья» 2013-2014 учебный год...

Дистанционное занятие родительского клуба «Трудное поведение приемного ребенка: непослушание, истерики. Причины и способы коррекции»

Целью занятия является дать представление о причинах непослушания приемного ребенка,  развивать  у замещающих родителей  способности к анализу своего и детского поведения. На конкретных...