Тематический план занятий Родительского клуба
проект на тему
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan_zanyatiy_roditelskogo_kluba.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план занятий "Родительского клуба"
В современном Российском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями.
В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.
Появление в семье ребенка с ОВ всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения, и дети с ОВ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.
Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания.
Одним из действенных способов оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является «родительский клуб».
Основание для разработки Программы «Родительского клуба::
Конвенция «О правах ребенка», Семейный Кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Цель программы
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
Задачи
- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
- расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
- формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами школы, участию во встречах клуба «Я с тобой»;
- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи детей с ОВЗ), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Занятия родительского клуба проводятся примерно 1 раз в месяц (9 встреч).
Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа.
Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
Программой предусмотрена диагностика родителей:
Первичная диагностика с целью выявления особенностей конкретной семьи
Итоговая диагностика позволяет определить степень эффективности проведенной работы
Содержание программы предполагает активное использование следующих видов деятельности: ∙ индивидуальные консультации родителей;
∙ тематические опросники, анкетирование, тестирование;
∙ памятки, информационные письма;
∙ групповая дискуссия; ∙
наглядная информация
∙ тренинг;
∙ арт-терапия;
∙ релаксация
. Программа рассчитана на 1 учебный год .
Ожидаемые результаты реализации программы:
∙ Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
∙ Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
∙ Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
∙ Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагог-психолог, социальный педагог, врачи-специалисты, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.
Тематический план занятий
Сроки | Тема | Вид деятельности | Цель | Ответственные |
сентябрь | «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Навыки эффективного общения» | Тренинг | -установление партнерских отношений, повышение родительской ответственности; -ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье. | -классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию). -психолог. |
октябрь | «Особый ребенок- жизнь без барьеров» | Круглый стол | обмен опытом по социализации детей с ОВЗ | -классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию); - психолог; -медицинский работник; -учителя-предметники. |
ноябрь | «Доступность окружающей среды для людей с инвалидностью» | Дискуссия об особенностях коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ | обмен мнениями по проблеме инклюзивного образования | -классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию). -психолог. |
декабрь | «Ваш ребенок и одноклассники» | Круглый стол | формирование у родителей понимания значения дружбы в жизни ребенка . | -классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию), -медицинский работник, -психолог. |
январь | «АРТ-терапия в помощь родителям» | Арт-терпия | ознакомление родителей с арт-терапевтическими методиками и практическим применением в работе с детьми с ОВЗ. | -классный руководитель (тьютор по -инклюзивному образованию), -медицинский работник, -психолог. |
февраль | «Традиции семьи и их значение в воспитании. Законы семьи. | Родительский ринг | утверждение родителями правоты своих методов воспитания или ревизия своего педагогического арсенала | классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию), психолог |
март | «Как формировать и развивать волевые усилия ребенка» (по книге У.Джемса «Психология в беседах с учителем» | Круглый стол | психолого-педагогическое просвещение родителей; знакомство родителей с педагогической литературой по определенной проблеме | классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию), психолог библиотекарь |
апрель | «О детском одиночестве» | Тренинг | обсуждение проблемы детского одиночества, ее влияние на поведение и характер ребенка | классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию), |
май | «Страничка Радости» | Круглый стол | познакомить с достижениями ребенка, связанными с его обучением и воспитанием | классный руководитель (тьютор по инклюзивному образованию) |
Источники:
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания:5-9 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 320с.- (Педагогика. Психология. Управление)
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа.1-4 классы+ Новые собрания.– М.: ВАКО, 2005 – 256с.- (Педагогика. Психология. Управление)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно- тематический план занятий кружка "кукольный театр"
Учебно-тематический план занятий в кружке "кукольный театр" составлен из расчёта 6 часов в неделю, 216 часов в год. Учебный год-36 учебных недель. Это второй год обучения. В соответствии с ним заполня...
План работы родительского клуба «Семейный очаг» 8«А» класса
Представлен план работы родительского клуба на учебный год....
План мероприятий родительского клуба «Дружная семья» 2013-2014 учебный год
План мероприятий родительского клуба «Дружная семья» 2013-2014 учебный год...
Дистанционное занятие родительского клуба «Трудное поведение приемного ребенка: непослушание, истерики. Причины и способы коррекции»
Целью занятия является дать представление о причинах непослушания приемного ребенка, развивать у замещающих родителей способности к анализу своего и детского поведения. На конкретных...