Родительское собрание "Группы смерти": как уберечь подростка от суицида.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Всплеск суицидов по стране будоражит и настораживает общество, особенно остро эти вопросы обсуждаются в образовательной среде: срочно проводятся родительские собрания по информированию родителей, классные часы с подростками, психологи также не стоят в стороне. Предлагается материал, в котором учтены рекомендации психологов по работе с родителями и детьми по профилактике суицидов в подростковой среде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Следственный комитет России 350 детей
Псковкие школьники встречались около года
Куратор «группы смерти» Филипп Будейкин
Оружие с дачи Обстрелянная машина
Почему надо говорить о страшном
Книга «Дети в сети» Журналист Галина Мурсалиева
И до меня дошло, как они это делают. Дети. У них другая психика, проблемы в семье и так далее. В конце они (админы групп смерти) предложат то, что предложили мне (умереть). Я уверен, многие отказывались. Но, перейдя по ссылке, люди узнают, где живёт ребёнок. Далее пишут: " Если ты не покончишь с собой, мы тебе поможем. Ты вступил в игру, выхода нет. Ты живешь на такой-то улице, в такой-то квартире. Мы за тобой следим. Или ты, или всю твою семью. Если любишь, действуй ". Естественно, у ребёнка происходит срыв, и он решается на это. И никто даже не подозревает, что тот больной человек живет совсем в другом городе.
Интернет – та же улица
Станьте другом своему ребенку
Если ребенок подавлен- это тревожный сигнал
Доверительные отношения с подростком можно восстановить
В доме должна царить любовь Я тебя люблю Мне плохо от того, что ты делаешь, я не могу это принять, но я все равно с тобой Ваша поддержка и принятие могут уберечь ребенка от зла и непоправимых ошибок
В дома должно царить любовь
Предварительный просмотр:
Группы смерти». Как уберечь подростков от суицида.
По данным Следственного комитета, в России с января по август 2016 года 350 детей совершили самоубийство. Пока нет официальной статистики осени, но об отдельных случаях уже известно.
14 ноября произошла трагедия в Псковской области – погибли 15-летние юноша и девушка. Спустя два дня задержали Филиппа Будейкина – одного из администраторов «групп смерти», который является фигурантом дела о доведении подростков до суицида. По данным следствия, 15 несовершеннолетних участников сообществ в социальных сетях совершили самоубийство, ещё пятерых удалось вовремя остановить.
«Газета Кемерова» вместе с экспертами попыталась разобраться, какие выводы мы можем сделать из трагедии в Пскове, почему подростки интересуются темой ухода из жизни и нужно ли с ними об этом говорить. И что делать, чтобы сохранить с ребёнком доверительные отношения, которые защитят его от непоправимого поступка в будущем.
Что случилось в Стругах Красных
В Псковской области двое подростков, Денис и Катя, сбежали на дачу в Стругах Красных и пробыли там три дня. Когда за ними приехала полицейская машина, они обстреляли её и забаррикадировались в доме. Оружие – охотничье ружьё и пистолет – девятиклассники взяли в сейфе вместе с алкоголем и сигаретами. Все происходящее школьники транслировали в Periscope. Зрителям они рассказали, что ушли из дома из-за конфликта с родителями. Затем подростки самостоятельно прервали запись. Позднее правоохранители сообщили, что юношу и девушку нашли мёртвыми.
«Проведённый комплекс первоначальных следственных действий позволяет следствию сделать вывод о том, что после того, как подростки перестали выходить на связь, 15-летний молодой человек выстрелил в свою сверстницу, а затем совершил суицид», – сообщила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.
Оружие с дачи и обстрелянная машина. Фото: Instagram
Псковский политик Лев Шлосберг убеждён, что трагедия в Стругах Красных произошла прежде всего из-за проблем в семьях подростков. Он полагает, что даже в случае разногласий с детьми нужно сохранять с ними доверительные отношения и оказывать им моральную поддержку.
«Это сугубо семейная ситуация, когда драма агрессивного непонимания родителей и детей одновременно развивалась в двух семьях... Дальше случилось роковое стечение фатальных обстоятельств: пустующий дом с доступным оружием, удаление от места жительства и учёбы, отсутствие координации действий силовых и гражданских сил. События выстроились в такой смертельной логике именно потому, что дети полностью утратили чувство семьи как дома, защиты, тёплого крова, где тебя понимают и любят», – рассказал «Газете Кемерова» правозащитник и депутат Псковского законодательного собрания Лев Шлосберг.
Андрей Зыков, психолог благотворительного фонда «Твоя территория», анонимно и бесплатно консультирующего подростков, уверен: нельзя винить в случившемся родителей, несмотря на их конфликт с детьми. Инцидент требует тщательного расследования.
Псковские школьники встречались около года. Фото: vk.com
«Мы очень мало знаем об этой ситуации – неизвестно, каким образом велись переговоры. Почему в окружении продолжалась интернет-трансляция и её не остановили? Насколько я знаю, во время переговоров очень важно обрубать постороннее общение и устанавливать один прямой контакт. При этом среди зрителей не нашлось взрослого, который бы объяснил, что всё может закончиться по-другому. Как оружие оказалось таким доступным? С этими вопросами нужно разобраться», – пояснил Андрей Зыков.
Сейчас в Псковской области работают следователи Центрального аппарата СК России. Они изучают записи погибших подростков в социальных сетях, чтобы определить, с кем они переписывались во время инцидента. Также правоохранители устанавливают круг общения школьников, беседуют с их родственниками, педагогами, одноклассниками и друзьями.
Почему надо говорить о страшном
По данным следователей Пскова, резонансное событие едва не спровоцировало новую трагедию. В ночь на 20 ноября задержан подросток, который с 15 ноября вёл отсчёт до своего самоубийства. Его удалось остановить. Во время беседы юноша заявил, что его «вдохновила» история подростков из посёлка Струги Красные. В связи с этим следственное управление рекомендовало «категорически прекратить разговоры на тему произошедшего», а также оградить детей от просмотра материалов, в которых происходит «героизация» погибших псковских школьников.
Но психологи убеждены, что подростку полезна доверительная беседа с родителями на взбудоражившую его тему. Она поможет снять напряжение. А близкие поймут, требуется ли ребёнку помощь специалиста.
«Сообщения о суициде влияют на подростков, – говорит психолог Андрей Зыков. – Но ограждать их от подобной информации абсолютно бессмысленно. Это будет пробуждать интерес. В подростковом возрасте запретные темы подталкивают к тому, чтобы с ними разобраться. Если ребёнок столкнулся с информацией о самоубийстве сверстника, хорошо бы с ним про это поговорить. Что он чувствует: расстраивается, переживает, злится? Как оценивает случившееся? Если считает, что человек поступил неправильно, критикует его действия – я бы эту тему и не муссировал. Не надо подкреплять интерес, поговорили один раз – достаточно. Если публичный суицид произвёл на подростка серьёзное впечатление и он оценивает его положительно – это симптом неблагополучия. Повод сходить к психологу и разобраться, что происходит с ребёнком».
С этой точкой зрения согласна и кризисный психолог Евгения Задруцкая. Она считает, что тему ухода из жизни нельзя замалчивать – опасно оставлять ребёнка с ней один на один.
«Если подростка это волнует, не бойтесь с ним прямо поговорить. Расскажите о том, что сами переживали в его возрасте. Объясните, что интересоваться такими вопросами нормально. Есть миф, что разговор о самоубийстве его провоцирует. По мнению многих специалистов, это не так. Важно дать ребёнку возможность высказаться о том, что его беспокоит. К суициду приводят боль и отсутствие контакта, а доверительный разговор даёт контакт и снижает уровень боли, поэтому о смерти говорить можно и нужно».
Интерес к смерти естественен. Как отметила Евгения Задруцкая, подросток находится на границе возрастных групп, переживая символическую смерть ребёнка и рождение взрослого. По словам Андрея Зыкова, детей тема смерти привлекала и прежде, но раньше не было интернета и социальных сетей.
«Я живу в Петербурге и помню регулярные паломничества на могилу Виктора Цоя в день его смерти, – вспоминает он. – Интерес к подобным вещам связан с особенностями подросткового возраста. Особую актуальность приобретает поиск смысла жизни, остро встают вопросы: кто я, зачем живу, боюсь ли умереть… Характерно для подростка думать про собственную смерть в том числе».
На страницы Дениса и Кати в социальных сетях подписались тысячи человек. У них появилось несколько групп памяти – с фотографиями, нарезками из той самой трансляции, стихами и песнями.
«К сообществам памяти погибших детей я бы относился достаточно спокойно, – говорит психолог фонда «Твоя территория». – Их минус – они фиксируют на теме суицида. Плюс – общение в подобных группах помогает отреагировать на информацию, снять стресс и переживания, связанные со смертью. Сформировать для себя отношение к суициду и в каком-то смысле защититься от него. Но те группы, которые идеализируют суицид, объективно вредны».
Интернет и «группы смерти»
Петербургские следователи добились ареста Филиппа Будейкина из подмосковного Солнечногорска – администратора одного из сообществ, которые открыто пропагандировали суицид.
По версии следствия, «группы смерти» действовали в социальных сетях с декабря 2015 по май 2016 года. Участникам предлагалось пройти различные тесты в закрытых сообществах. Испытания позволяли получить доступ к новому контенту и заданиям, связанным с тематикой смерти, суицида, причинением себе физических увечий и инсценировкой этих событий.
Филипп Будейкин. Фото: СК РФ
Расследование началось после публикации очерка Галины Мурсалиевой «Группы смерти» в «Новой газете» в мае 2016 года. На днях у журналиста вышла книга «Дети в сети», в которой автор подробно рассказывает о своём расследовании и даёт советы родителям, как уберечь ребёнка от беды.
«В суицидальных пабликах детям говорят, что всё это игра: «Ты умрёшь, но тебя мы сохраним на сервере», – рассказала Галина Мурсалиева «Газете Кемерова». – Дети, которые выросли в период виртуальной реальности, привыкли к играм, где жизнь сохраняется. Детский психиатр-суицидолог Елена Вроно говорила, что не раз слышала от подростков: «Я хотел умереть на время». Они не осознают до конца, что смерть – навсегда. Это характерно для протестного возраста, подростки всегда на грани... Конечно, во все времена были суициды, и до эпохи интернета. Но такие группы сильно повышают их вероятность. Понимаете, подростки – это всегда группа риска. Очень тонкий мир, хрупкий».
Галина Мурсалиева. Кадр: YouTube
Журналист вспоминает, что после публикации очерка со всей страны стали приходить письма от родителей погибших подростков. К ней обратилось более 70 человек, семьи нашли общие черты в поведении своих детей и героев текста «Группы смерти». Например, многие из них упоминали имя «Рина», принадлежащее девушке, которая бросилась под поезд в ноябре 2015 года. Родители не восприняли это как тревожный сигнал.
По словам Галины Мурсалиевой, интернет – это не способ связи, а пространство, в котором мы живём: здесь детей подстерегает не меньше опасностей, чем вечером на городских улицах.
Интернет – та же улица. Фото: Pixabay.com
«Мы волнуемся за ребёнка, если его нет дома после 23:00 и телефон не отвечает. Мы начинаем паниковать и сходить с ума. Как только он вернулся, успокаиваемся – сидит в своей комнате, под нашим присмотром, в гаджете. А ведь телефон или планшет – это та же улица. В интернете может встретиться и хороший человек, и преступник. Нам стоит понимать, в каких социальных сетях зарегистрированы наши дети, и самим там бывать. И спрашивать у ребёнка не только что у него в школе происходит, а с кем он дружит «Вконтакте», о чём общается. А ещё – подучиться компьютерной грамотности, чтобы жить теми же интересами, что и дети», – говорит журналист.
По мнению Галины Мурсалиевой, очень важно поддерживать с подростком тёплые, доверительные отношения. Общаться с ним с уважением, даже если вы не согласны – ребёнку легче будет вам открыться. И ценить, если он хочет поговорить о чём-то сокровенном. Ведь если подросток не обсудит это с вами, то может обратиться за поддержкой к кому-то ещё. Например, в сомнительный паблик.
«Станьте другом своему ребёнку»
Писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак выпустили книгу «Пока я на краю», посвящённую теме детского суицида. Над ней они работали вместе с профессиональными психологами. Авторы, будучи родителями подростков, убеждены: профилактикой беды может стать прежде всего общение с родителями. Но только настоящее общение.
«В современных семьях лишь 10% подростков сохраняют контакт со своими родителями, остальные 90% уходят в себя – так говорят психологи, – поясняет Андрей Жвалевский. –Писатель и психолог Екатерина Мурашова провела исследование: сколько в наше время родители общаются с детьми. 11,76 минут в сутки! О чём в это время говорят? Об уроках, вреде гаджетов и компьютерных игр, здоровье, уборке, деньгах, будущем, о котором «ты совсем не думаешь». Как раз о том, что дети обсуждать не любят! Они ждут от нас другого – искреннего интереса к ним самим и их жизни. Моей дочери 11 лет. Когда она хочет со мной поговорить, мы можем обсуждать что угодно: фильм, книгу, игру с младшим братом в школу Хогвартс… Тема не важна. Главное много общаться, причём постоянно. Станьте для ребёнка другом».
Психолог Андрей Зыков считает доверительное общение в семье своеобразной профилактикой суицида. По его словам, чем больше у ребёнка возможностей поговорить с кем-то о своих проблемах, получить поддержку, тем меньше шансов, что он попадёт в беду. Когда ты не один, легче справляться с трудностями.
«Когда у родителей есть контакт с детьми и между ними сохранено доверие, то ребёнок, столкнувшись с проблемами, в большинстве случаев обратится к родным или услышит их совет. Это не означает, что в такой семье с детьми ничего не произойдёт. Но вероятность, что они смогут получить помощь или что родители вовремя заметят тревожные сигналы в их поведении, гораздо выше», – отмечает эксперт.
Психолог отмечает: если ребёнок внезапно перестал делиться с вами подробностями своей жизни, мало что рассказывает – стоит насторожиться. Также следует обратить внимание на другие черты поведения:
• резко портится настроение, долго подавлен;
• появились нарушения сна и питания;
• перестал общаться с другими детьми;
• постоянно говорит, что всё бессмысленно и жизнь ему надоела;
• негативно оценивает все события, которые происходят с ним;
• становится чрезвычайно послушным и безынициативным.
Если ребёнок подавлен – это тревожный симптом. Фото: Pixabay.com
«Не стоит пугаться, если заметили такие сигналы – это повод задуматься. Даже если их нет, самое важное для родителей подростка – разговаривать с ребёнком, интересоваться его жизнью, потребностями. Узнавать, что у него происходит, что получается, а что – нет, в какой помощи он нуждается. Как он видит ваши отношения и что бы ему хотелось в них изменить. Эти доверительные разговоры важны, находите для них время вне контекста критики ребёнка, обсуждения его успеваемости», – говорит Андрей Зыков.
Если контакт наладить не получается, стоит обратиться к психологу. Сначала самому, а потом уговорить подростка, чтобы он сходил с вами.
«Я всё равно тебя люблю»
Кризисный психолог Евгения Задруцкая рекомендует найти с ребёнком общие интересы или попытаться разделить его увлечения. Не только спрашивать о событиях в жизни подростка, но и чем-то делиться с ним в ответ.
«Вы можете рассказать ребёнку о трудностях, с которыми сталкиваетесь. Но не нужно спрашивать его совета – так вы переложите взрослые проблемы на него, а это тяжёлый груз. Поделитесь не только проблемой, но и тем, как будете её решать. А потом обязательно сообщите о результатах, поддержкой каких людей вы заручились. Так вы покажете, что можно найти выход из сложной ситуации, заручившись перед этим поддержкой близкого человека», – советует психолог.
Можно лучше узнать ребёнка, если регулярно обсуждать с ним разные ситуации, считает Евгения Задруцкая. Помогут фильмы, в которых затронуты темы любви, предательства, нравственного выбора или какие-то социальные проблемы. Можно посмотреть картину вместе, а потом поговорить.
Доверительные отношения с подростком можно восстановить. Фото: pixabay.com
«Обсудите сюжет с подростком. Спросите, что он думает о поступке главного героя, какова его собственная точка зрения на проблему, с которой персонаж столкнулся. Важно не занимать менторскую позицию, не учить жизни. Ребёнок должен чувствовать, что вы его мнение уважаете, даже если оно отличается от вашего. Помогают семейные ритуалы – совместные занятия, которые регулярно повторяются вне зависимости от внешних обстоятельств. Например, воскресные обеды. Это упорядочивает жизнь, даёт всем членам семьи островок спокойствия в ежедневной суете. А также создаёт пространство для дружеского общения, рождения общих интересов», – говорит Евгения Задруцкая.
Писатель Андрей Жвалевский читает своим детям книги перед сном. Это семейный ритуал – что бы ни случилось, он проводит время вместе с дочерью и сыном. Они знают, что во время чтения могут пообщаться с отцом. Есть у него и ещё одно средство, которое поможет оградить детей от потрясений в будущем – с малых лет они знают, что такое ответственность.
«Детей как можно раньше нужно приучать, что от принятого решения зависит их жизнь. Неправильно примешь решение – это на тебе и отразится. То, на чём можно тренироваться – домашние задания. Многие родители сидят с детьми за уроками часами. Жалуются, что много задают. А мы поставили детей в такие условия: «Твоя учёба – твоё дело. Хочешь получать двойки – пожалуйста». Никому не нравятся плохие оценки. Поэтому мой ребёнок учится для себя в первую очередь. И в 11 лет уже осознаёт, что от его решений многое зависит», – делится родительским опытом Андрей Жвалевский.
Все собеседники «Газеты Кемерова» отмечают: универсальной защиты от беды нет. Все семьи разные, к каждой нужен свой подход. Но доверие, нежность, забота и взаимное уважение снижают риск трагедии.
«В доме должна царить любовь, – говорит писательница Евгения Пастернак. – И она не зависит от количества членов семьи – это может быть одна мама или один папа, кровные родители или приёмные. Не играет роли, насколько финансово обеспечены люди. Главное – это доверие, взаимное уважение. И безусловная любовь. Знаете, как говорят психологи? Если вы застали ребёнка за дурным поступком, например, застукали с сигаретой, то надо… обнять и сказать: «Я тебя люблю. Мне плохо от того, что ты делаешь, я не могу это принять, но я всё равно с тобой». Только так и никак иначе. Ваша поддержка и принятие могут уберечь ребёнка от зла и непоправимых ошибок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка подростку о суициде
Памятка о суициде...
Родительское собрание "Как уберечь подростка от насилия"
Родительское собрание...
Родительское собрание «Как уберечь подростка от насилия»
Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы.Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций....
Тема собрания «Как уберечь подростка от насилия»
Родительское собрание...
Общешкольное родительское собрание на тему "Как уберечь детей от суицида"
Уважаемые родители, любите своих детей и чаще говорите им об этом, уделяйте им каждую свободную минуту, интересуйтесь их делами, учите преодолевать трудности, убедите в том, что любая черная полоса об...
Осторожно, интернет! (или как уберечь подростка от опасностей в сети)
Осторожно, интернет! (или как уберечь подростка от опасностей в сети)...