Как помочь ребенку хорошо учиться
статья на тему

Каримова Людмила Анатольевна

Как помочь ребенку в начале школьного пути, оценить состояние речи своих детей. Речь является самостоятельной деятельностью ребенка, поэтому только собственный опыт поможет исправить нарушения .Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой мыслительного процеса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebyonku_horosho_uchitsya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

 Как помочь ребёнку хорошо учиться.

     Каждый родитель, заинтересован в том, чтобы дети добились в жизни значительных успехов, состоялись как личности, чувствовали себя свободно и уверенно. Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить.

      Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. Поэтому, сколько бы ребенок не читал и ни слушал правильную содержательную речь  окружающих его взрослых, он не сможет овладеть ею без собственного речевого опыта.

     Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни. Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:

 - общее недоразвитие речи;

 - нарушение процессов чтения и письма;

 - нарушение памяти; - низкую концентрацию внимания;

 - нарушения словесно-логического мышления.

   Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию.        Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей.

       Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет логопед, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.

Решение логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения. 

 В работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

 * поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;

 * правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;

 * проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;

 * на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;

 * проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям важно знать:

 - ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития;

 - выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;

 - занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Лучше занятия проводить в игровой форме, но если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;

 - занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их требуется не более 4—5 раз. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;

- занятие не следует перегружать заданиями;

- на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;

 - к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

  При подготовке к школе важно обратить внимание детей на звуковой анализ слов. Ведь  работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится — в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше — Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.

 Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления:

 1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи .

Ребенку важно уметь:

 *определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

 * делить слова на слоги;

 * различать твердые и мягкие согласные;

 * различать гласные и согласные звуки;

 * различать слова, похожие по звучанию;

 * различать слова, отличающиеся одним звуком;

 * находить слова, в которых нет заданного звука;

 * осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.

 2. Формирование правильного звукопроизношения .

    Причины нарушения звукопроизношения различны — подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата,      привычка вяло и нечетко произносить звуки. Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме. Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15—20 минут.

3. Развитие моторики и графических навыков .

Необходимо тренировать:

 - пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д.)

 - общую моторику;

 - мелкую моторику — развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки ).

Используя приемы:

 - пальчиковые игры;

 - штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т. д.)

 4. Развитие звуко-буквенного анализа.

 Ребенка надо научить:

 - устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;

 - понимать смыслоразличительную роль буквы.

5. Развитие словаря .

Формировать умения:

 * определять количество и последовательность слов в предложении;

 * составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;

 * пересказать текст;

 * рассказать сказку.

 6. Обучение чтению.

 Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать. Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.  

Зная, что успех зависит во многом от желания учиться, познавать, первая цель - привить интерес к знаниям, опираясь на занимательный, и в то же время содержательный игровой материал. Важно развивать мышление ребенка, то есть те умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе:

  • Память, внимание
  • Образное мышление
  • Логическое мышление(умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать)
  • Воображение, творческие способности, фантазию

Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям, учитывать особенности личности ребенка, его работоспособность, объем и качество внимания, целенаправленность при выполнении заданий.

Общаясь с ребенком, поощряя его успехи и помогая ему при возникающих трудностях, вы дадите ребенку уверенность в его способности справиться с любыми заданиями.

Желаю Вам радости от встречи со школой и успешной учебы вашему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему:«Как помочь ребенку хорошо учиться».

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе...

Как помочь ребенку хорошо учиться

Многие родители считают, что учителя порой слишком торопятся объяснить все школьные проблемы ребенка невнимательностью, трудностями в семье или чрезмерной внешкольной занятостью....

как помочь ребенку хорошо учиться

Советы для родителей: Как помочь ребенку хорошо учиться...

Родительское собрание "Как помочь ребенку хорошо учиться?"

Цель: расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми....

Как помочь ребенку хорошо учиться

Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и...

родительское собрание "Как помочь ребенку хорошо учиться"

Снижение интереса к учебе -  одна из самых острых проблес многих семей. Главная цель и родителей,  и педагогов - выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практичес...