Тренинг родительской эффективности "Как помочь ребенку хорошо учиться"
методическая разработка по психологии на тему

Мухина Светлана Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тренинг для родителей28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг родительской эффективности "Как помочь ребёнку хорошо учиться?"

(начальные классы)

разработала: педагог-психолог МОУ Кесовогорская СОШ Мухина С.Н.

Цель:

  • создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия и сотрудничества;
  • повышение родительской компетентности в вопросе эффективной подготовки  ребёнком д.з.;
  • профилактика нарушений детско-родительских взаимоотношений.

Материалы: компьютер, лирическая музыка, бумага, ручки, анкета, фломастеры.

Плакаты с цитатами:

" Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей. "

Жорж Сименон

  "Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд".  Кант

Организация пространства

Столы и стулья лучше расставить по кругу.

Подготовительная работа.

К подготовке родительского собрания стоит привлечь родительский комитет класса или отдельных активных родителей.

 Ход встречи

   1. Знакомство и разминка (5 мин.)

    (Звучит музыка. Родители рассаживаются по кругу). Оформление бейджиков (форма имени: как вам хотелось бы, чтобы к вам обращались на тренинге, чтобы было лучше видно другим - пишем фломастером).

    Добрый вечер, уважаемые родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на родительское собрание, которое сегодня состоится в необычной форме. Оно пройдет в виде тренинга. Понятие тренинг происходит от слова тренировать, это и есть - тренировка души, разума и тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает. И вот поэтому участники тренинга все делают сами. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости.

      Сейчас я предлагаю вам пообщаться и лучше познакомиться друг с другом (как правило родители не всегда хорошо знакомы друг с другом, т.к. встречаются лишь на родительских собраниях, где в основном слушают сообщение классного руководителя) .

    Упражнение "Я беру с собой" (каждый участник проговаривая фразу "Я беру с собой" продолжает её перечислением имён родителей, высказавшихся до него).

  2. Сообщение темы и целей встречи (2 мин.)

   Уважаемые  папы  и  мамы!  Сегодняшняя   наша встреча  посвящена  домашнему  заданию.  Развитие  ума,  способность  самостоятельно  мыслить  формируется  и  совершенствуется  в  ходе  индивидуального  освоения  умственной  культуры.  Один  из  способов  её  освоения  - добросовестное  выполнение  домашних  заданий. (Вспомнить слова Канта).

    Изучение должно проходить не только в классе. Дом играет важную роль в развитии взглядов и привычек ребенка. Польза от домашних заданий была отмечена многими учеными. Домашнее задание поможет вашему ребенку закрепить пройденную информацию в школе. Это будет способствовать развитию положительных качеств, таких, как уместная независимость и ответственность. В то же время, дети не должны быть настолько заняты уроками, что у них совсем не останется времени и для других занятий.

Назначение  домашнего  задания:

  -овладение  навыками  учебного  труда; закрепление учебного материала;

-формирование  умения  работать  с  дополнительной  литературой;

 -воспитание  ответственности,  самостоятельности.

  3.          Анкета для родителей.

" Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей, " говорил Жорж Сименон.  Сейчас я предлагаю вам анкету, которая поможет нам проанализировать степень участия родителей класса в подготовке  домашних заданий детьми.

 1. Сколько  времени  тратит  ваш  ребенок  на  выполнение  домашних  заданий?

 2. На  какие  предметы  больше  всего  затрачивает  времени?

 3. Помогаете  ли  вы  ему?  Как? По  каким  предметам?

4. Объективно  ли  выставляются  оценки  за  домашнюю  работу?

5. Всегда  ли  записано  домашнее  задание?  Если  не  записано,  чем  ребёнок  

это  аргументирует?

Поручить 2-м родителям в течение собрания проанализировать и подготовить результаты анкетирования .

 

4. Работа в группах:  

   Все вы, безусловно, имеете своё мнение и опыт по поднятой проблематике. Сейчас я предлагаю вам поделиться им друг с другом. А для этого мы разделимся на группы, у каждой из которых будет своё задание.

1- я группа: Организация режима дня.

(нужно ли соблюдать? - сон, питание, прогулки, телевизор, досуг, чтение книг, время выполнения д.з,  важно ли всегда делать его в одно и то же время, последовательность предметов).        

 2- я группа:  Направление помощи - контроль над выполнением домашних заданий (нужно ли контролировать, что именно, как часто, как правильно помочь в выполнении д.з.)  

3-я группа:  Место для выполнения д.з. Темп работы. 

4-я группа: Направление помощи - приучение к самостоятельности

(когда оставлять ребенка наедине с уроками, нужно ли хвалить ребенка за успехи, ругать за промахи, в каком тоне общаться, какие высказывания недопустимы).

       5-я группа: Как показать ребёнку, что вы его любите?

5. Выступление групп.  Дополнения других родителей и психолога. Анализ анкет.

    Родители ведут обсуждение в группах 7-10 минут, совместные рекомендации записывают на листах. По истечении времени предоставляется слово представителям от каждой группы. Остальные родители дополняют, обсуждают. Психолог подводит итог после выступления каждой из групп. Если важная часть информации не была озвучена в ходе дискуссии, психолог дополняет своим рассказом.

Дополнительная информация по вопросам, обсуждаемым в группах

 1.Организация режима дня.

      Организация режима дня позволяет ребенку: легче справиться с учебной нагрузкой; защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости. Лишь 20-25% первоклассников, поступающих в школу, остаются здоровыми после первого года обучения. Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса. Точный распорядок занятий - это основа любого труда, в него входят :

ежедневное выполнение домашних обязанностей;

ежедневное чтение книг;

организация досуга;

правильно организованный сон;

 рациональное питание ;

утренняя гимнастика;

занятия спортом;

пребывания на свежем воздухе не менее 2 часов.

       Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, то есть вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, и таким образом; сводится до нуля мучительный период втягивания в работу.

2. Направление помощи - контроль над выполнением домашних заданий.

  Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки? выполнил ли уроки? Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т. е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.  

     Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках, и даже, может быть, посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, возможно, вся его школьная жизнь. Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его. Это поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась, к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.

Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс, т. е. важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе!

Хорошо, если бы вы интересовались: что изучал ребенок сегодня в школе; как он понял материал; как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.

Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей.

Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.

Контроль за записью д.з. в дневнике.

3.  Место для выполнения д.з. Темп работы.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно также заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела. У детей бывают два повода для отвлечения. Первый повод - игра. Ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка. Второй повод - деловой. Ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник тетради дневник- справа.

У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

4.  Направление помощи - приучение к самостоятельности. 

Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

Учите детей выделять учебную задачу, то есть ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении, и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

5. Как показать ребёнку, что вы его любите?

   Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п. Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь. Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность. Не ругайте, а учите!

   Родители чаще должны говорить ребенку: Как хорошо, что ты у нас родился. Я рада тебя видеть. Ты мне нравишься. Я люблю, когда ты дома. Мне хорошо, когда мы вместе.

Объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! Не только ребенку, но и взрослому.

6.  Подведение итогов.

Домашнее задание является причиной стресса для большинства родителей. Как говорят родители, это ежедневное испытание. Пусть это не случиться в вашем доме! Возьмите на себя инициативу, чтобы помочь вашему ребенку.
 А поможет вам в этом наша сегодняшняя совместная работа. Давайте обобщим все, что мы сегодня услышали друг от друга.

На заметку родителям

  • Установите время и место для подготовки домашнего задания. Не откладывайте на потом, когда пришло время спать!
  • Создайте для ребенка место с хорошим освещением, где будет тихо. Карандаши, ручки, книги, клей, словарь и другие книги пусть будут под рукой .
  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.
  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
  • Любите своего ребенка и показывайте ему это.

      Я благодарю вас за активное участие в тренинге. Вы прекрасно справились с поставленной задачей. Совместными усилиями мы ответили на главный интересующий нас сегодня вопрос: "Как помочь ребёнку учиться?"  В завершение нашей встречи я предлагаю вам поделиться добрыми пожеланиями друг с другом. Надеюсь, они помогут вам в нелегком родительском труде.

Упражнение: "Добрые пожелания" (участники передают по кругу бумажное сердечко, сопровождая передачу добрыми пожеланиями).

До свидания! До новых встреч!

Литература

1. Джайнот Х. Поведение родителей при выполнении детьми домашних заданий.

 2. Затраты времени на выполнение домашних заданий - Образование в современной школе. 2003.

 3. Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями. Образование в современной школе. 2002.

4. Смыслова Е.К. Ох уж эти домашние задания. Консилиум. 2003.

5. Материалы журнала "Школьный психолог".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему:«Как помочь ребенку хорошо учиться».

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе...

Как помочь ребенку хорошо учиться

Многие родители считают, что учителя порой слишком торопятся объяснить все школьные проблемы ребенка невнимательностью, трудностями в семье или чрезмерной внешкольной занятостью....

как помочь ребенку хорошо учиться

Советы для родителей: Как помочь ребенку хорошо учиться...

Родительское собрание "Как помочь ребенку хорошо учиться?"

Цель: расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми....

Как помочь ребенку хорошо учиться

Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и...

родительское собрание "Как помочь ребенку хорошо учиться"

Снижение интереса к учебе -  одна из самых острых проблес многих семей. Главная цель и родителей,  и педагогов - выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практичес...

Как помочь ребенку хорошо учиться

Как помочь ребенку в начале школьного пути, оценить состояние речи своих детей. Речь является самостоятельной деятельностью ребенка, поэтому только собственный опыт поможет исправить нарушения .Речь и...