Формы и методы педагогического взаимодействия с родителями
опыты и эксперименты на тему
Формы и методы педагогического взаимодействия с родителями
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
Теоретический подход к педагогическому взаимодействию с семьей учащегося
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. . .
Л. А. Кассиль
-----
-----
-----
В современных условиях семья сталкивается с разными проблемами, которые накладывают отпечаток на процесс развития, воспитания ребенка. Родители не всегда знают как поступать в тех или иных ситуациях взаимодействия с детьми, нуждаются в помощи, которую смогут оказать только профессионалы (педагоги, психологи и др.). Как показывает практика, лишь объединившись, педагоги и родители могут добиться позитивных результатов в общем деле - воспитании детей, во взаимодействии «педагог - дети - родители».
Как именно осуществляется совместная работа семьи и школы? Прежде всего через известные формы: коллективные; групповые и индивидуальные.
К коллективным можно отнести такие формы работы с родителями, как общешкольные и классные родительские собрания, родительские лектории, педагогические конференции, вечер вопросов и ответов, диспуты, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса день открытых дверей, коллективные творческие дела. К групповым можно отнести взаимодействия с родительским комитетом и творческими группами, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, клубы. К индивидуальным формам мы относим, прежде всего, индивидуальные консультации и посещение учителем семей.
Коллективные
- Родительское собрание
Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям.
Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание. Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания -- включение их в совместную исследовательскую деятельность.
- Родительский лекторий
Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, наметить проблемы для изучения, педагог сможет предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.
- Конференция по обмену опытом
Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается родителями с большим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.
- Вечер вопросов и ответов
Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания).
- Диспут-размышление по проблемам воспитания
Диспут -- размышление по проблемам воспитания -- одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись по группам, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение
- Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса
целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.
- «Дни открытых дверей»
является важной формой работы с родителями. Проведение «дней» способствует тому, что родители имеют возможность проникнуть в любой уголок школы, увидеть своего ребенка в школьной среде, которая, безусловно, отличается от семейной.
Групповые
Эти формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам:
— актив родителей (класса, школы);
— родители-организаторы работы объединений по интересам (руководители кружков, секций);
— родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе;
— родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;
— родители, которые воспитывают девочек (мальчиков);
— родители, воспитывающие одного ребенка (много детей);
— родители, дети которых имеют отклонения в развитии и поведении, и т. д.
- Взаимодействие с родительским комитетом
- Взаимодействие с творческими группами
- Групповые консультации
- Практические занятия для родителей с привлечением специалистов
- Клубы
Индивидуальные
В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности.
- Беседа
Во время беседы важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе.
- Задушевный разговор
разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.
- Посещение на дому
Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Инициативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родительском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимодействия и первой встречи в домашних условиях.
- Консультация-размышление
Индивидуальная консультация - распространенная форма взаимодействия с родителями. Она может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей и успешна при доверии педагогу. Родители же доверяют педагогу, если он участвует в решении проблем ребенка, вместе с ними выясняет их причины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию.
5. Переписка
Многие классные руководителя, учителя используют переписку. К сожалению, чаще всего это замечания ребенку. Следует отказаться от записей в дневнике и писем с негативным содержанием. О проблемах, трудностях, неудачах ребенка лучше говорить тактично при встрече с родителями, не упрекая, не назидая, а советуясь и принимая совместные решения, как помочь школьнику.
В то же время педагогам следует чаще использовать дневник для сообщения о достижениях ребенка, о его положительных поступках.
Целесообразно посылать родителям благодарственные письма: благодарить ребенка за участие в делах, за помощь товарищам, другим людям, инициативу и т. д., родителей за содействие и помощь в воспитании ребенка, в делах класса и школы.
Учителя, руководство школы могут также посылать информационные письма, в которых сообщается о делах школы, класса, о возможностях принять в них участие.
Целесообразны письменные сообщения о новых книгах, спектаклях, фильмах, которые полезно посмотреть родителям и детям, рекомендации и просьбы по оказанию помощи ребенку в учебе по предмету, предложения по выполнению совместных творческих заданий всей семьей и др.
Сегодня большие возможности для связи предоставляет электронная почта.
6. Телефонный разговор
Временные возможности классного руководителя весьма ограничены, поэтому общение с родителями может осуществляться по телефону.
Практический подход педагогического взаимодействия с родителями. (на примере работы МБОУ СОШ села Алдан-Маадыр)
Даже используя все формы работы с родителями, у нас могут остаться те родители, которые не хотят содействовать с учителями. Вообще вопрос о взаимодействии с родителями, проблемный, именно в сельских школах. Почему? Потому что, именно в селах большая часть семей неблагополучные, малообеспеченные, крайне бедные. К сожалению, в таких материальных обстоятельствах, большинство родителей тех семей идут в запой. По вопросу о воспитании детей чаще всего конфликтуют с учителями, не хотят посещать школу.
Исходя из таких проблем, мы поставили следующие задачи: Повысить ответственность родителей по воспитанию своих детей, 100% привлечь родителей в школу, в связи с чем, в этом учебном году мы запустили дежурство родителей по школе.
Первым этапом работы была разработка положения о дежурстве по школе. По положению, дежурных родителей назначает классный руководитель дежурного класса по школе (Обязанности дежурного родителя)
Второй этап: Согласование дежурства с родителями (на общешкольном собрании 22 сентября 2015г)
Третий: С согласия родителей с 1 октября 2015 года запустили дежурства родителей по школе. (пилотный этап на первое полугодие)
В декабре, когда дежурство прошло кругу по всем классам, в общешкольном собрании классные руководители выступили с отчетом. Высказывали свои мнения по отношению дежурства родители, которые дежурили. На вопрос о продолжении дежурства все проголосовали «за».
Положительные стороны дежурства родителей по школе:
- Повысится ответственность родителей по воспитанию детей
- Возможность 100% привлечения родителей в школу
- Родители с согласия учителя могут присутствовать на тех или иных уроках, внеклассных мероприятиях.
- Родители могут общаться с классным руководителем, с учителями предметниками, с администрацией школы
- Повысится родительский контроль по отношению ребенка и т.п.
Уважаемые коллеги! Мне бы хотелось, чтобы вы внесли свои предложения по отношению данной работы, а именно дежурства родителей по школе. А также хочется чтобы мы вместе обсудили вопрос о работе с родителями, с проблемными семьями. Поделились с опытом работы своих школ.
Спасибо за внимание!!!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Алдан-Маадыр
III Республиканский форум педагогов-мужчин
«Лучшие практики реализации губернаторского проекта «Формиррование управленческих кадров в образовательных организациях Республики Тыва из числа педагогов-мужчин»
ДОКЛАД
На тему: Формы и методы педагогического взаимодействия с родителями учащихся
Подготовил: Куулар О.В. – ЗД по ВВР, учитель истории и обществознания
2016 г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. . . Л. А. Кассиль
Как показывает практика, лишь объединившись, педагоги и родители могут добиться позитивных результатов в общем деле - воспитании детей, во взаимодействии «педагог - дети - родители».
Совместная работа семьи и школы осуществляется через известные формы: Коллективные, групповые , индивидуальные.
Коллективные: 1. Родительское собрание 2. Родительский лекторий 3. Конференция по обмену опытом 4. Вечер вопросов и ответов 5. Диспут-размышление по проблемам воспитания 6. Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса 7. «Дни открытых дверей»
Групповые: 1. Взаимодействие с родительским комитетом 2. Взаимодействие с творческими группами 3. Групповые консультации 4. Практические занятия для родителей с привлечением специалистов 5. Клубы
Индивидуальные: 1. Беседа 2. Задушевный разговор 3. Посещение на дому 4. Консультация-размышление 5. Выполнение индивидуальных поручений 6. Переписка 7. Телефонный разговор
Практический подход педагогического взаимодействия с родителями МБОУ СОШ села Алдан-Маадыр Коллективные:
Групповые:
Спортивные соревнования с участием родителей
Индивидуальные:
Обязанности родителей (выписка из Положения дежурства по школе) 3. Обязанности дежурного родителя по школе 3.1 . Контролировать посещение всех уроков учащимися. 3.2 . Контролировать выполнение обязанностей дежурных учащихся на постах. 3.3 . При обращении дежурных применять меры по устранению нарушений. 3.4. При появлении подозрительных посторонних лиц или подозрительных предметов на территории школы или в самом здании школы сообщать об этом администрации школы. 3.5. При выявлении грубых нарушений порядка и дисциплины учащимися школы или посторонними лицами применять меры по их устранению, ставить в известность об этом администрацию школы.
Ознакомление родителей с Положением дежурства по школе
Дежурный родитель и дежурный учитель по школе
Дежурный родитель по школе посещает урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности дистанционного обучения: формы и методы интерактивного взаимодействия
Рассматривается понятие дистаннционное обучение...
Доклад "Формы и методы педагогического наблюдения и педагогического фиксирования"
В докладе отмечено, что педагогическое наблюдение и педагогическое фиксирование являютя одной из существенных сторон деятельности классных руководителейв современной общеобразовательной школе. Также у...
формы и методы педагогического мониторинга
выступление на педагогическом совете...
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Вопросы взаимодействия родителей, детей и педагогов актуальны во все времена и их решение требуют от педагога не только практических умений работы с детьми, но и теоретических знаний в организац...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Д.С. ДихтяренкоМБОУ № 16учитель-дефектолог Липецк (Россия) ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИВ КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ...
Современные эффективные формы и методы взаимодействия педагога с родителями
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Но, используя различные способы и методы взаимодействия, можно достичь плодотворных результатов....
Доклад на тему "формы и методы эффективного взаимодействия социального педагога с учениками и их родителями"
Доклад на тему "формы и методы эффективного взаимодействия социального педагога с учениками и их родителями"...