мастер-класс "Организация работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию обучающихся"
статья на тему

Кириллова Галина Николаевна

Предлагаемый материал - это попытка раскрыть вечную тему в педагогике «Взаимоотношения семьи и школы» и показать своё видение её в направлении духовно-нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитывает всё:

люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего- люди. Из них на первом месте- родители и педагоги...»

А.С.Макаренко. ( слайд )

Какие ёмкие и точные слова, сказанные в прошлом веке, но абсолютно не потеряли значения сегодня.

А на сегодняшний день мы имеем Федеральный Образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

. Названная Концепция представляет собой важный документ, нормативную основу взаимодействия школы с разными , как мы сейчас называем, (слайд ) субъектами социализации- семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями,учреждениями доп.образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Не вдруг и не сразу был принят этот документ, как не вдруг и не сразу мы заговорили о духовном кризисе. Наверно, боялись выносить сор из избы. И сейчас, когда деваться некуда, мы пытаемся вернуть то самое ценное, без чего жизнь наша не имеет истинного смысла.

На сегодняшний день это, пожалуй, самая сложная проблема школы, семьи да и всего государства. Одним из направлений духовно-нравственного развития личности — это работа с родителями. Тема моего выступления «Организация работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию обучающихся». ( слайд ) Предлагаемый материал - это попытка раскрыть вечную тему в педагогике «Взаимоотношения семьи и школы» и показать своё видение её в направлении духовно-нравственного воспитания.

Для себя я обозначила ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного развития духовно-нравственных качеств обучающихся, сотрудничая при этом с семьёй. Я их условно делю:

  • проблемы,которые связаны с целями и содержанием образовательно- воспитательной работы школы и семьи;
  • проблемы,связанные со стемлением обучающихся работать над своим личностным развитием;
  • проблемы учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в процессе семейного воспитания.

Безусловно, в реализации их обязателен единый подход семьи и школы.

Важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки духовно-нравственного воспитания. На родительском собрании в начале прошлого учебного года было сказано,что мы осущестляем социальный заказ общества на духовно-нравственное воспитание учащихся, на достижение какого идеала ( слайд ) ориентирует нас Концепция :

это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Уточнены базовые национальные ценности : ( слайд )

  • патриотизм;
  • социальная солидарность;
  • гражданственность;
  • -семья;
  • труд и творчество;
  • наука;
  • традиционные российские религии.

Одна школа без участия родителей не справится с поставленными задачами. Это нацелело родителей на то, что необходимо сосредоточивать свои усилия не только на повышении успеваемости, но и с пониманием относиться к увлечениям своих детей, поощрять творческие занятия, поощрять нравственные поступки детей. Особенно большую роль здесь играют матери и порой сетуют,что отцы устраняются от сложных проблем воспитания, а часто решают их слишком просто. Я поддерживаю всячески их, привожу слова английского историка-социолога 19 в. Томас Бокль писал: «Поразительный факт,что у большинства замечательных людей были замечательные матери,что они гораздо больше приобрели от матерей, чем от отцов». Не знаю, успокаивают их эти слова, но говорю.

Большой круг сложных вопросов охватывают проблемы побуждения активности учащихся к работе над своим личностным развитием. Практика показывает,что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют поддержать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат для них примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной активности. Те учащиеся, в семьях которых нет согласия, часто приходят в школу с плохим настроением, с трудом сосредоточиваются на восприятии изучаемого материала. Большое значение имеет та нравственная атмосфера, которая складывается в семье.Если у родителей превалируют только «вещные» интересы, как мы называем «вещизм», это плохо сказывается на воспитании детей. Роль школы, классного руководителя — проводить работу по обогащению духовных потребностей родителей. Это труднейшая работа, но классный руководитель обязан направить и подсказать. Проводили конференцию «Круг семейного чтения», устраивали выставку «Семейное хобби,увлечения, занятия». Конечно, я понимала, что что результат будет невелик. Но цель этих мероприятий — обратить внимание родителей, что помимо материальных должны быть ещё и духовные потребности в семье,которые играют большую роль в воспитании.

Действенным стимулирующим фактором личностного развития обучающихся является создание трудовой атмосферы в семье. Я наблюдаю, как некоторые учащиеся отлынивают от обязанностей в классе,от летней практики, недобросовестно выполняют поручения. А почему? Пробелы в воспитании. Дома не имеют обязанностей, родители формируют иждивенческие настроения. Проблема назрела. Провожу родительское собрание «Трудовые традиции и трудовое воспитание в семье». Предварительно провела анкетирование родителей и учащихся. Организовали выставку семейных поделок, собрание проходило в свободной дискуссии по результатам анкет. Приняты рекомендации. Стремление родителей и детей трудоустроиться летом доказывает,что не всё проходит мимо.

И наконец, много сложных вопросов включает проблема учёта возрастных и индивидуальных особенностей в процессе духовно-нравственного воспитания. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Поэтому большое внимание уделяю подбору диагностических методик, с помощью которых изучаю отношение учащихся, родителей к нравственным понятиям, состяние ребёнка,уклад жизни семьи, её духовные ценности и другое. В моей практике классного руководства имеют место регулярные нравственные классные часы. Это не время назиданий и нотаций, а совместного с учениками поиска истины, извлечения нравственных уроков. Ребята с удовольствием размышляют, спорят, им нравится самим для себя открывать жизненные истины.

Какой должна быть помощь родителям решении этих проблем? (слайд )

Педагогическое просвещение и индивидуальная работа. Какие формы я использую? ( слайд )

Как и все, родительские собрания. Но более оперативной формой являются родительские собрания с детьми. Родительское собрание «Трудовые традиции и трудовое воспитание с семье» я проводила с детьми. На такого вида собраниях вырабатывается единая линия воспитания, повышается ответственность как родителей, так и детей. При детях идёт взрослый разговор, они свидетели и участники его. Но я провожу не часто, а то теряется необходимый эффект.

Работа с родительским комитетом-одна из форм работы с семьёй. Работа проходит по утверждённому плану в начале учебного года. Очень важно, чтобы в его состав входили люди неравнодушные, инициативные, а задача классного руководиля - информировать по вопросам школьной жизни, направлять работу. Родительский комитет оказывает мне помощь и поддержку в решении довольно широкого круга вопросов. Ежегодно заслушивается отчёт о проделанной работе.

Педагогическое просвещение родителей.

Дело в том, что, хотя,как говорят,педагогику, как и сельское хозяйство, и медицину знают все, на поверку оказывается, что многие беды семейного воспитания как раз обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Помощь школы, классного руководителя - важная задача.

В 80х годах сложился родительский всеобуч. Родители получали педагогические знания. Время меняется. Я убеждена, что эти знания нужны. В своём блоге я веду рубрику «Для вас,родители», помещаю необходимый материал, познакомила с сайтами, где можно найти полезную информацию, направляю по отдельным вопросам в службу «Доверия».

Существенным фактором влияния классного руководителя на совместную работу по духовно-нравственному воспитанию является индивидальная работа с родителями.

Посылаю электронной почтой рекомендации, вызываю для индивидуальной беседы, но проявляю необходимый такт. И убедилась, что жалобы не дают положительного результата, а иногда приносят вред. Антон Семёнович Макаренко проводил такую мысль, что школа должна воздействовать на улучшение семейного воспитания через учащихся. Дети должны чувствовать ответственность за семью. Идея Макаренко заслуживает внимания , и в ней есть результат. Этот приём я использую. Задачу ставлю перед учащимися,они влияли на родителей и те включаются в работу. Работа над различными проектами предполагает участие родителей. Так в рамках проекта «Моя семья» изучали родословную семьи, узнали о предках, о профессиях, которыми они владели, интересах,делали выставку фотографий «Наши семейные традиции». Много внимания уделяю конкурсным работам на патриотическую тематику, принимали участие в семейной олимпиаде, посвящённой Году российской истории, ( слайд ) сейчас готовим в рамках регионального конкурса «Письмо губернатору,Год российской истории Тамбовской области и истории России» в номинации «Яркий момент в истории Тамбовской области и истории России». Решили рассказать о событиях 1812 года на Тамбовщине. Выдержка из работы «Правительство старалось заботиться о пленных, выплачивало им месячное жалование, провиант. Отношения с мирным населением были дружелюбные».

Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего края. Мы тесно сотрудничаем городским музеем и помогаем в сборе материала о котовчанах, участниках войны. ( слайд ) Благодаря этой работе с привлечением родителей , у детей появляется интерес к истории родного края,культуре. Они становятся более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки своих товарищей.

Благодатную почву для духовно-нравственного развития даёт совместное участие родителей и детей в социально значимых акциях «Спешите делать добро» (сбор для детей интерната ), «Всегда рядом» (для одиноких пенсионеров),празднование Дня победы и воинской славы. ( слайд )

Православные праздники, знания о них — это воспитание духовности.Это очень глубокая проблема,требующая тонкого подхода. Принцип «не навреди» во всех вопросах необходим, а в этом особенно. В учении Толстого духовность рассматривается как высшее начало в человеке. И это , действительно, так. В классе сложилась традиция проводить заочные экскурсии по святым местам с помощью презентаций, планируем вместе с родителями совершить поездку по святым местам нашей области. Готовясь и участвуя в православных праздниках,ребята учатся уважать традиции своего народа, уважать нравственные нормы христианской морали. Во время подготовки таких мероприятий происходит единение детей,учителей и родителей , и это способ формирования единого школьного коллектива. Родители - участники всех событий и мероприятий, проводимых в классе, школе.

Для успешного взаимодействия с родителями я для себя выбрала два руководящих принципа : принцип сотрудничества : ( слайд

  • знать и учитывать личностные качества родителей и на основе этого создавать рабочую атмосферу в классе;
  • ценить в родителях компетентость, инициативу, ответственность;
  • поощрять достижения и личный вклад каждого родителя в дела школы.

Принцип уважения и доверия( слайд ):

  • уважать человека в себе и уважать человека в родителях;
  • создавать атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
  • избегать противоборства и конфликтов,т.к. В итоге страдают дети.

И в заключение хочу сказать, духовно-нравственное воспитание-это не вопрос одного дня, ежедневная работа и долгосрочная работа. Даже систематическая работа в этом направлении быстрого успеха не сулит. Но надо всем нам понять, что в данное время наиважнейшей задачей в работе с родителями является духовно-нравственное воспитание подрастющего поколения, от этого зависит будущее нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Творческая работа практико-теоретического содержания «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на примерах произведений о Великой Отечественной войне»

   Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Если даже наше общество сумеет достигнуть рыночной экономики, стать богатым, но никакое бога...

«Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»

laquo;Главная задача УЧИТЕЛЯ в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доб...