Методическая разработка родительского собрания.
методическая разработка (7 класс) на тему

Бобкова Любовь Константиновна

Что такое родительское собрание? Эта одна из важных форм взаимодействия школы и семьи, а также средство для повышения эффективности учебного и воспитательного процессов. Для того, чтобы проводимое мероприятие выполнило свою роль, его необходимо качественно подготовить, и, качественно провести. Зачастую слышим от родителей, что в школах и на собраниях обсуждаются, в большей мере, материально-технические и организационные вопросы. Самой распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx40.03 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Возрастные особенности подростков»

автор:

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №2  Бобкова .Л.К.

2016г.

Актуальность темы: подростковый возраст является самым сложным в развитие человека. В этот период происходит переход от детства к взрослой жизни. Воспитательные методы в каждом случае должны быть индивидуальны. Поэтому главная задача родителей и педагога выяснить причины изменения поведения ребенка и вовремя ему помочь. На основе этой проблемы  сделана данная методическая разработка.

   Цель : оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.

Задачи:

1.Оказать помощь родителям наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.
2.Оказать помощь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период.

3.Дать родителям возможность поделиться своим опытом воспитания детей – подростков;;

Форма проведения собрания: круглый стол.

Методы: анкетирование, мини-лекция.

Содержание

  1. Введение……………………………………………………….стр.4
  2. Структура……………………………………………………...стр. 5
  3. Ход собрания…………………………………………………..стр 6
  4. Мини –лекция……………………………………………….....стр7
  5.  Основные особенности данного возраста…………………..стр 8
  6. Основные задачи  развития в подростковый период……….стр9
  7. Заключение…………………………………………………...стр 12
  8. Используемая литература…………………………………....стр13
  9. Приложение 1…………………………………………………стр 14
  10. Приложение 2…………………………………………………стр 15
  11.  Приложение 3. (презентация)

Введение

Что такое родительское собрание? Эта одна из важных форм взаимодействия школы и семьи, а также средство для повышения эффективности учебного и воспитательного процессов. Для того, чтобы проводимое мероприятие выполнило свою роль, его необходимо качественно подготовить, и, качественно провести. Зачастую слышим от родителей, что в школах и на собраниях обсуждаются, в большей мере, материально-технические и организационные вопросы. Самой распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания.

 Какие, на самом деле, должны решаться вопросы на родительском собрании? Какие его основные функции?

Основные функции родительского собрания:

— ознакомление с содержанием и методикой учебного и воспитательного процесса в школе, а именно, познакомить родителей с характеристиками учебных программ, которые используются в настоящее время, методами обучения, с внеурочными мероприятиями – проведенными, и, которые будут проведены в дальнейшем, с факультативами, кружками.

— психологическое и педагогическое просвещение родителей. В чем оно выражено? В информации родителей об возрастных особенностях детей. Что родители могут предпринять для создания хорошего микроклимата в семье, в особенности с детьми и т.д.

— вовлечение в совместную деятельность детей и родителей для проведения всевозможных конкурсов, экскурсий, походов, т.е. внеурочных мероприятий.

— совместное решение родителей с педагогическим коллективом организационных вопросов: по питанию, дежурству, дисциплине и другим возникающим проблемам.

Структура  собрания
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
3.Обсуждение особенностей общения мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Мини-лекция по этой теме .
4.Разборы различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

5. Заполнение анкет. анкетирование
6.Раздача памяток для родителей .

7.Подведение итогов . 

Ход собрания:

1.Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители, я рада встречи с вами. Сегодня у нас не совсем обычное родительское собрание, на нём присутствуют классные руководители из других. Я прошу вас не теряться, плодотворно поработать. Так как это родительское собрание первое в этой четверти, начать его мне бы хотелось с результатов учебной деятельности наших детей в первой четверти. Ведь учение - ведущий вид деятельности школьников; его центральная задача - усвоение знаний, умений и навыков, содействие разностороннему воспитанию и развитию учащихся. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности - производительным трудом, художественным творчеством, спортом. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учебе.

Итак посмотрим с какими же результатами мы закончили первую четветь.

Результаты первой четверти  радуют  из 26 учеников 13 окончили на 4и5 , 2 -отличника. Но в нашем классе возникла проблема поведения детей .И мне бы хотелось, чтобы эпиграфом к нашей работе стадии следующие слова

«Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим»

Давайте попробуем, на этом родительском собрании, объединив наши желания видеть своих детей успешными, образованными, воспитанными людьми, объединив ваш ум, опыт, выработаем определённые правила наших дальнейших действий чтобы процесс обучения был безболезненным, чтобы наши дети и в дальнейшем могли хорошо учиться, не снижая качества обучения.

Мини –лекция.

Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития. Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей.

В седьмом классе возникают первые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений.

Наиболее частыми в этот возрастной период являются жалобы родителей на чрезмерное внимание подростков к своей внешности. Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми.

Проблема внешности – одна из самых важных и болезненных для подростка. И чаще всего он своей внешностью недоволен. Подлинные или мнимые недостатки внешности – неуклюжесть, избыточный вес, слишком короткий или слишком длинный рост, прыщи и т.п. – все это основания для очень тяжелых переживаний подростков. Особенно тяжелы они потому, что им кажется, что так будет всегда – эти недостатки будут сопровождать их теперь всю жизнь.

Внешность – чрезвычайно значимая часть Я – всегда открыта для оценки со стороны окружающих, и подросток постоянно ждет с их стороны отрицательной оценки. С этим связана особая подростковая застенчивость. Сравнение себя с другими – это основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен.

Сильные отклонения в физическом развитии от бытующего среди подростков «стандарта» относятся к факторам риска. Такие подростки, подвержены неблагоприятным влияниям, у них чаще формируется негативная самооценка, негативная Я-концепция, отмечается большая зависимость от окружения – в формах подчинения ему или бунта против него.

Главная задача взрослых в этот период – сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы. В этом возрасте важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить представление о себе, помочь ему улучшить отношения со сверстниками своего и противоположного пола.[4]

Каковы же основные особенности данного возраста?

Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания (интерес к собственной личности, выявление своих возможностей и их оценка)

        Центральным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости

Происходит сознательное усвоение ценностей и норм поведения.

В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе).

В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.

Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:

  • У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для  подростка).
  • Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
  • Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом, подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
  • Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
  • Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
  • Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
  • Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
  • Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
  • Обязательно организуйте  систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
  • В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости  обратитесь к психологу.[4]

Проведение анкетирования (приложение 1)

Основные задачаи  развития в подростковый период:

  • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
  • формирование широкого спектра  способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
  • формирование интереса к другому человеку как к личности;
  • развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;
  • развитие чувства взрослости;
  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и  способов их взаимопонимания;
  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
  • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием. [1]

Особенность,

черта характера

Положительное проявление

Отрицательное проявление

Воспитательное воздействие

1. Появление чувства взрослости

Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое

Копируются чисто  внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя)

Поощрять проявление общественно одобряемых черт взрослости.

2. Начало "ценностного конфликта"

Отстаивание собственного понимания взглядов на мир.

Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают.

Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям.

3. Новый период в нравственном развитии

Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь).

Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь.

Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументированно.

4.Потребительское отношение  к взрослым.

Желание проверить равенство прав со взрослыми.

Расширение своих прав и сужение своих обязанностей.

Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность).

5. "Право на родителей"

Хотят получить подтверждение того, что их по-прежнему любят.

Становятся капризными, требовательными, хотят новых проявлений родительской любви.

Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими.

6. Недостаточный опыт общения

Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение.

Совместный анализ поступков ребенка, выражение понимания.

7. Развитие самооценки

Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения.

Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету.

Помочь найти  сферу, в которой ребенок будет успешным. Использование "эффекта Розенталя".

8. Потребность говорить о себе.

Отсутствие рефлексии и  достаточного словарного запаса, описывающего чувства.  

Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах.

9. Учение обретает личностный смысл.

Формируется интерес к какой-либо деятельности.

Отсутствие учебной мотивации.

Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой.

10. Познавательная  активность

Пик любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы.

Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд - учеба

Формировать воспитывающую образовательную среду. Окружающие подростка люди должны быть увлеченными, но не насаждать свои интересы детям.

11. Формирование понятийного мышления

Формируется научный язык, умение логически мыслить

Непонимание значения самых распространенных  слов.

Давать определение понятий, добиваться полного понимания.

Возможные нарушения в развития личности в подростковом возрасте.

"Аффект неадекватности" – искажение самооценки, при котором человек видит только свои успехи, неудачи не замечаются и не анализируются.

"Дефицит успеха" -  ребенок считает успех случайным, не верит в свои силы.

"Задержка развития интеллекта", но возможен "эффект внезапного пробуждения интеллекта" – резко и быстро сформировавшаяся мотивация учения.[2]

Об этом возрасте Л.Выготский писал: "Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени  развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые сложившимися в подростковом возрасте стремлениями, влечениями, интересами."

  

Выдать памятку родителям (Приложение 2)

Заключение.

Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста. Если у вас есть конкретные вопросы, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы.

Данная разработка может быть использована для родительских собраний  педагогом, а так же психологами для общения с родителями.

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо,2003.
  2. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти – Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002
  3. Новикова Г.В. Принципы и правила взаимодействия педагога с семьей ученика / Г.В. Новикова //Справочник педагога-психолога – М.: МЦФЭР Ресурсы образования, 2011. - №1
  4. Интернет-ресурсы: http://psyhiat.ruhttp://grazuma.ruwww.askwoman.ruhttp://www.volkovss.ruhttp://pcdv.ru, http://www.webpolyglot.ru

Приложение 1.

 Анкета «Хорошие ли вы родители?»
На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.
 

9. Вы слишком сильно переживаете, неприятности или неудачи вашего ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
15. У вас конфликты с собственным ребенком

                       

                                 Подсчет результатов.

 За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
     
0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка. 

Результаты анкетирования: На собрание присутствовало 14 человек , из них 6 набрало от 100 до 130 баллов, 8 от  50-99 баллов.

Приложение 2.

Памятка для родителям.

1.Старайтесь, говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2.Опосайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4.Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

5.Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

6.Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

7.В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

8.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

10.Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».

Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...

Методическая разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5 классов к новым условиям учебы"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников к новым условием учебы" представляет собой материал, в котором раскрываются особенности адаптции детей в школе в среднем звене с точки зрения пс...

методическая разработка родительского собрания

Родительское собрание "В 21 век -  без наркотиков". Рекомендуется для классных руководителей старших классов...

Методическая разработка родительского собрания "Как помочь ребенку в учебе"

Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.Задачи: - проинформировать родителе...

Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка"

Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка". А так же рассматривается влияние авторитета родителей на ребенка и основные ош...

Методическая разработка родительского собрания

Материал к родительскому собранию...

Методическая разработка родительского собрания "Роль семьи и школы в выборе учащимися дальнейшего образования".

Цель данной методической разработки состоит в создании условий для осознанияродителями и школьниками важности проблемы профессионального выбора. Познакомить ...