Профилактика жестокого обращения в семье
материал на тему

Суббач Яна Игоревна

Рекомендации родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_aprel.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации родителям по профилактике жесткого обращения с ребенком

 «Из всех вообще безнравственных отношений - отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное».
Гегель

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Существуют базовые родительские установки, которые позволяют реализовать любовные, уважительные и доверительные отношения с ребенком:

  • Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.
  • Ваш ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  • Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
  • Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать — в силу особенностей возраста или характера. Короче — не желали принимать его таким, каков он есть.
  • Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
  • Для правильного воспитания родителям полезно знать существующие формы наказаний и особенности воздействие их на ребенка.
  • К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие. Однако традиционное представление значительной части родителей, что физические наказания не такое, уж большое зло, а во многом даже и благо, довольно устойчиво. Это связано с сильной внешней эффективностью этого метода. Подобным способом можно оказать влияние на кого угодно, а не только на маленького и беззащитного человека. Но все-таки данный вид воспитательного воздействия не эффективен.
  • Если родители использовали физическое наказание, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребенок, его действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.
  • Кроме того, обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь доказать ему неправоту или добиваясь послушания.
  • К физическим наказаниям не следует прибегать еще и потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того человека, который его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке действительно моральное поведение — способность поступать правильно исключительно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то ставит условия.
  • Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна, и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.
  • Весьма распространенной формой наказания являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и очень короткое время. Действенность такого наказания зависит от отношений до его применения. Если между ребенком и родителями существовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, любви и доверия, то такой метод может быть использован. Если же всего этого не было, то подобное наказание абсолютно ничего не даст: временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять. Нельзя в качестве наказания оставлять маленьких детей дома одних или угрожать, что мама уйдет.
  • Запрет. Довольно часто, в силу ограниченности собственного опыта ребенка, родители вынуждены запрещать что-то — прежде всего для предотвращения того вреда, который он может нанести самому себе или окружающим. Запрет должен опережать совершение неправильного поступка или быть немедленной на него реакцией. Очень важно в таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием — «нельзя!» и отказываясь от развернутой аргументации, почему именно нельзя. Лучше показать свое неудовольствие мимикой, жестом, выражением лица. Тогда постепенно ребенок научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие — нет. Опережающий запрет должен быть лаконичным и точным.
  • Довольно распространенным наказанием в семье является наказание «естественными последствиями», состоящее в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Понятно, что применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определенного возраста, когда ребенок в принципе способен установить связь между своим проступком и наказанием. Поэтому целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного для ребенка события. Применяя наказание «естественными последствиями», нельзя лишать ребенка того, что необходимо для полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный тип наказания принимает вид распространяемого на всех в семье правила: намусорил — сам убери, испачкал — сам приведи в порядок и т.п. Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.

Применяя наказание, необходимо помнить:

  • Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий не должен забывать о том, что нельзя травмировать психику ребенка. Наказание должно тормозить социально не одобряемые нормы поведения
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  • За один раз — одно наказание. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному — за каждый.
  • Наказание — не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, сломал), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
  • Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  • Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  • Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.
  • При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).

Дорогие родители, любите своих детей, уважайте их права и помните, что «безмолвные граждане – это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии» (Р. Даль).
Фадеева Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием МаГУ.Область научных интересов: Социализация и социальное воспитание детей дошкольного возраста.

Как уберечься от насилия

Правила простых «НЕ»:
Будь осторожен при знакомствах.
Не подходи к подъезду, когда там маячит незнакомец. 
Не выбегай из подъезда стремглав, спокойно открывай дверь.
Никогда не соглашайся идти в гости к незнакомцам.
Не вступай в разговор, если кто-то попросит закурить.
Не садись в машину, ни в легковую, ни в грузовую.
Опасайся медленно едущих рядом машин, не ходи близко к дороге.
Если на улице кто-то долго и упорно идёт за тобой, обратись к патрульному милиционеру.
Не сворачивай на тёмную улицу, когда тебе кажется, что за тобой идут.
Не выставляй на всеобщее обозрение ключи от дома, сотовый телефон.
Ты задержался допоздна в гостях, в компьютерном клубе - попроси близких встретить тебя.
Если предполагаешь позднее возвращение, не одевай слишком открытую одежду, не наряжайся.
Не играй вблизи дорог или стоящих автомашин.
Не лазай в подвалы и на чердаки.
Если ты уходишь из дому в отсутствие родителей, оставь записку, куда и с кем идёшь.
Не назначай встреч в безлюдных, неосвещённых местах.
Если незнакомец предлагает заработать большие деньги, не соглашайся.
Если незнакомец пытается тебе что-то предложить то, о чём ты давно мечтал, скажи « нет ».
Тебя угощают мороженным или соком - вежливо откажись или купи сам. В « подарок » могут подмешать психотропные средства.
Если на улице стреляют, не выходи из дому, не подходи к окну.
Если тебя насильно сажают в машину, кричи: « Меня зовут...
Меня хотят украсть! »
Будь осторожен!
Помни: оскорбления, запугивания, угрозы - тоже насилие. И это не твоя вина. Это преступление, за которое ответственность должен нести обидчик.
До нападения: узнай заранее, кто может тебе помочь (родные, близкие, друзья, соседи, милиция).
Во время нападения: обороняйся и защищай себя; зови на помощь как можно громче; постарайся вызвать милицию.
После нападения: расскажи о своей беде людям, которым ты доверяешь; обратись в милицию.
Никто не заслуживает насилия: не вини себя, когда тебя избивают, оскорбляют, грабят. насилуют. Если это случилось снова. То может стать ещё опаснее. Обратись за помощью прямо сейчас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет-родителям "Профилактика жестокого обращения в семье"

ЕСЛИ РЕБЕНОК СООБЩАЕТ ВАМ О НАСИЛИИ: Отнеситесь к нему серьезно и верьте ему.Успокойте и поддержите ребенка словами. Доведите до его сознания, что он правильно сделал, сообщив Вам об этом, ч...

Профилактика жестокого обращения в семье

В данном материале представлены причины, цели и задачи  программы "Профилактика жестокого обращения в семье". Перечислены все мероприятия, осуществлемые вс целью профилактики данного явления. Пре...

Презентация к родительскому собранию "Профилактика жестокого обращения в семье"

Собрание "Профилактика жестокого обращения в семье" знакомит родителей с формами насилия над детьми, показывает как распознать по поведению ребенка, подвергался ли он насилию...

Рекомендации родителям по профилактике жестокого обращения в семье

Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. К сожалению, большинство таких случаев происходит в семье, с...