Родительское собрание
статья (5 класс) на тему
Выступление классного руководителя на родительском собрании в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
родительское собрание | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
5 класс
Подготовила:
Чернышева О.Н.
Кл.руководитель 5 а класса
МКОУ «СОШ №1 п. Тёплое»
Проблемы семейного воспитания пятиклассника и взаимодействия семьи и школы на данном этапе.
Семья – это особого рода коллектив, который играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. Главные чувства и эмоции проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
При переходе из начальной школы в среднюю, ребенок сталкивается с рядом трудностей. Вообще данный переход совпадает со своеобразным концом детства – так называемым стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети часто меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. В результате этого у детей снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у них ухудшаются сон и аппетит. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Для детей важно место, которое они занимают в коллективе; они остро реагируют на все, что говорят учителя (порицание и похвала). На данном этапе ребенок ощущает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье, стремится обзавестись друзьями, хотят, чтобы взрослые воспринимали их как равных.
Отсюда и ряд проблем в воспитании пятиклассников, с которыми сталкиваются родители и учителя. Поэтому социальное, семейное и школьное воспитание должно осуществляется в неразрывном единстве.
Родители, прежде всего, сталкиваются с нежеланием делиться впечатлениями о проведенном дне в школе, нежеланием делать уроки, с негативными характеристиками в адрес школы, учителей, одноклассников, в некоторых случаях даже просят родителей перевести их в другую школу (где ситуация, конечно, останется прежней, а скорее всего ухудшится), трудностями утреннего пробуждения, вялостью, жалобами на усталость, головную боль и плохое самочувствие, постоянно что-то забывают, неусидчивы, испытывают страх перед уроками. Также на данном этапе дети стремятся максимально привлечь к себе внимание, прежде всего родителей, их внимание может переключаться на взрослые темы.
Что же ждут родители пятиклассников от школы? Это развитие способностей, приобретение знаний, умений и навыков, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности, полезное времяпрепровождение, приобретение опыта общения с другими людьми, умение организовать свое время и дела, быть полезными другим людям. Почти каждый второй родитель высказывает пожелание о том, чтобы его ребенок обрел в школе друзей.
Успешный родитель должен иметь хотя бы минимальное понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка родители, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
На данном этапе педагоги советуют родителям
- воодушевлять ребенка рассказом о своем школьном опыте, запоминать важные для ребенка события и отдельные имена;
- постоянно держать контакт с классным руководителем об успеваемости, поведении ребенка, его отношениях в коллективе как минимум раз в месяц, даже если нет причин для беспокойства;
- помогать ребенку с выполнением домашнего задания, проверять, интересоваться, все ли понятно, но не делать ничего за него (ненавязчивый контроль);
- помочь ребенку почувствовать интерес к отдельным дисциплинам, найти связь между тем, что ему интересно и новыми предметами;
- избегать изменений в домашней атмосфере;
- быть особенно внимательными по отношению к ребенку, следить за его физическим и психологическим здоровьем;
- принимать ребенка таким, какой он есть, несмотря на все его неудачи, с которыми он может столкнуться;
- обращать внимание на его конкретные действия, а не на его личность;
- развивать самоконтроль, самооценку и самодостаточность, ответственность (у ребенка должны быть домашние обязанности);
- важно обсуждать с ребенком причины его недовольства отдельными учителями (для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания), поддерживая при этом авторитет учителя.
Школа и семья должны работать вместе, чтобы помочь ребенку легче пережить период адаптации в средней школе. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет. Отношения “учитель — родители” могут существовать и формироваться определенным образом: с помощью прямых контактов с родителями и без прямых контактов их участников, т.е. опосредованно. Связующим звеном в этом случае становится ребенок. Отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий. Это и разрозненные и несогласованные действия в отношении ребенка, что наносит ущерб обучению и воспитанию школьника; и представления учителя и родителей друг о друге со слов ученика, что зачастую приобретают искаженный характер; а порой даже возникновение взаимного или одностороннего недовольства, неприязни, что может приводить к конфликту.
Поэтому школа (посредством классного руководителя), чтобы избежать конфликта, строит свои отношения с родителями и учащимися на основе взаимодоверия, взаимоуважения, взаимопонимания и взаимосотрудничества.
Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.
На родительских собраниях важно не только информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, а вместе с ними выяснить причины, обсуждать пути преодоления, наметить конкретные меры, но и регулярно проводить беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учащихся данного возраста; отдельных направлениях воспитания — нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания — преодоления отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновения затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед обществом и страной. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и школы.
Традиционной формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы, даже если нет явных причин для этого.
В такой форме школа помогает родителям (и приучает их!) систематически заниматься воспитанием собственных детей.
Золотые правила воспитания для родителей
- Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
- Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
- Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
- Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
- Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
- Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
- Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
Памятка для родителей ученика средней школы
Возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению “худшего”;
- ярко выраженная эмоциональность;
- требовательность к соответствию слова делу;
- повышенный интерес к спорту.
Некоторые проблемы пятиклассников
- В письменных работах пропускает буквы.
- Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
- С трудом решает математические задачи.
- Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.
- Не усидчив во время занятий, индивидуальной работы.
- Не умеет работать самостоятельно.
- С трудом понимает объяснения учителя.
- Постоянно что-то и где-то забывает.
- Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
- Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
- Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Чем можно помочь ?
- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
- Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
- Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
- Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
- Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
- Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
- Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Рекомендации родителям пятиклассников
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребенка происходят изменения.
Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребенку более эффективно решать проблемы в школе.
В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.
- Здоровье . Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности.
Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.
СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ
Слова поддержки
- Зная тебя, я уверен, что ты все сделал, хорошо.
- Ты делаешь это очень хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
- Зная тебя и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Эта идея никогда не сможет быть реализована.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Поддерживать можно посредством:
- отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
- высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).
- прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
- совместных действий (сидеть или стоять рядом и т.д.).
- выражение лица (улыбка, кивок, смех, подмигивание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...
В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...
Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"
Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...
Разработка родительского собрания для Городского конкурса на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики
Родительское собрание в 6 и 7 классе «Как воспитать толерантного человека?» ...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...
«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...
Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»
Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...
Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"
Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....