Советы родителям одаренных детей
методическая разработка на тему

Хэно Вета Владимировна

Советы родителям одаренных детей Быть родителями на самом деле сложное задание. Иногда мы можем переходить от одного совета по воспитанию к другому: у нас все-таки могут оставаться проблемы с некоторыми аспектами воспитания. Воспитание ребенка становится еще более сложным заданием, если человек является родителем одаренного ребенка. Какие советы по воспитанию ребенка могут стать полезными в этом случае? Иногда воспитание одаренного ребенка может также требовать специальных навыков воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Советы родителям одаренных детей71.33 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям одаренных детей

Быть родителями на самом деле сложное задание. Иногда мы можем переходить от одного совета по воспитанию к другому: у нас все-таки могут оставаться проблемы с некоторыми аспектами воспитания. Воспитание ребенка становится еще более сложным заданием, если человек является родителем одаренного ребенка. Какие советы по воспитанию ребенка могут стать полезными в этом случае? Иногда воспитание одаренного ребенка может также требовать специальных навыков воспитания.

Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее эффективным путем к пониманию.
Избегайте длинных объяснений или бесед.
Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.


-
Распознать одаренность: многие родители хотят надеяться, что их дети являются в какой-то степени одаренными. Так как это - правда, что разные дети обладают различными талантами и способностями, есть просто те дети, которые находятся на самом верху. Главным советом по воспитанию является способность распознать, является ли ваш ребенок на самом деле необычайно одаренным. В дополнение к этому совету по воспитанию относится совет для выявления определенных признаков. Ваш ребенок может быть одаренным, если он способен завершить работу намного быстрее, чем его сверстники. Он может быть также способен читать и понимать вещи, которые не предназначены для его возраста. Ваш одаренный ребенок также может проявлять особые способности в художестве или других отраслях.

-
Попросить о помощи: это необязательно должен быть совет по воспитанию, следующий за распознанием одаренности. Однако он может быть полезными советом для тех родителей, которые не уверены, как поступить, или у кого есть одаренные дети, с которыми сложно справиться эмоционально. Предлагаемый совет по воспитанию заключается в том, чтобы вашего ребенка протестировали профессионалы. Вы также можете обратиться за специальной поддержкой к школьным консультантам, или попросить у них особых рекомендаций, которые могут помочь вашему ребенку.

-
Безоговорочная любовь: возможно, одним из ключевых советов по воспитанию, является необходимость убедиться в том, что ваш одаренный ребенок растет привыкшим к безусловной любви и принятию. Вы должны общаться со своим ребенком хорошо и объяснять ему, что вы любите его таким, какой он есть, а не за то, что он хорошо учится в школе или прекрасно выполняет все задания. В то же время хорошим советом по воспитанию является демонстрация благодарности и хвалы за определенные достижения, убедитесь в том, что вы говорите своему ребенку, что вы все равно будете его любить, даже если он не получит прекрасную оценку или похвальную грамоту.

-
Знание реальности: следующим к совету по безусловной любви, является совет по воспитанию, который заключается в том, что ваш ребенок должен знать, что не всегда все может быть идеально. Это очень важный совет по воспитанию, так как одаренные дети могут с легкостью разочароваться, по мере того, как они будут взрослеть, если что-то будет получаться не так, как они этого хотят.

-
Разнообразие обучающих опытов: один из хороших советов по воспитанию включает разносторонность. Одаренным детям может запросто надоедать то, что они с легкостью познали. Предлагайте им разнообразие тем и обучающих опытов. Это даст вам возможность узнать, его сильные стороны заинтересованности, и поможет поддерживать его обучение на здоровом балансе. Частью этого совета является также обучение вашего ребенка социальным темам. Может быть, полезно давать ему просматривать различные образовательные книги и диски, но также не забывайте давать ему присоединяться к игровым группам. Позвольте ему общаться с другими детьми.

- Не перегружайте его: в то время как хорошим советом по воспитанию является предложение различных образовательных опытов, очень важно не перегрузить ребенка этим. Вы могли записать своего ребенка на уроки виолончели, на плавание, на уроки продвинутой математики, читальные группы и множество других занятий. Так вы можете рассматривать своего ребенка уже как взрослого с таким количеством обязанностей. Помните, что ваш ребенок, еще просто ребенок, поэтому позвольте ему насладиться небольшой игрой и детским отдыхом.

Советы родителям ВЫПУСКНИКОВ в экзаменационную пору. 

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Поведение родителей 

В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Организация занятий 

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭи заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы сзаданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Питание и режим дня 

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса "Искусство памяти"; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. "Хорошая память на каждый день", бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.(www.ege.edu.ru)

Ребенок и его одаренность

Ребенок делает открытие собственной одаренности. То как это происходит, представляет громадный интерес. У одних одаренных детей, находящихся в постоянном общении с братьями, сестрами и сверстниками, понимание собственного отличия может прийти рано. У других сознание своих особых способностей ей впервые происходит в школе с неизбежным сравнением себя с другими детьми. Важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других людей (как детей, так и взрослых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные. Социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем простое понимание.

Одно дело — умом понимать, но совсем иное чувствовать это. Здоровому самовосприятию одаренного ребенка очень поможет чувство общности с окружающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств, ценимых в человеческом обществе. Почти во всем одаренный ребенок такой же, как и все другие дети, а уникален лишь в чем-то немногом. Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка. Такая коммуникация осуществляется не только с помощью речевого общения, но и выражается в реакциях и отношении родителей и других окружающих к ребенку. Здесь необходимо отметить, что выдающиеся речевые способности многих одаренных детей приводя к тому, что родители и учителя делают слишком большую ставку на речевую коммуникацию. Это чревато возникновением лишь подобия понимания, которое может противоречить практике ежедневного общения.

Процесс познания у ребенка затрагивает весь спектр восприятия и опыта. Слова — не главный канал для маленьких детей. Родителям необходимо не только беседовать с малышами, но и стараться вести себя так, чтобы укреплять в ребенке понимание системы ценностей, понимание того, чего от них ждут, и развивать здоровую основу самовосприятия. Как складывается в человеке представление о самом себе? Психологи (Mussen, 1970) утверждают, что этот процесс представляет собой кристаллизацию того, как на нас реагируют другие люди. В ходе своих исследований окружающего мира ребенок узнает, что он может или не может сделать в реальном мире, а окружающие разными путями показывают ему, насколько эти достижения ценны. Поведение личности в большой степени определяется конечным результатом. Результат этот может быть внутренним или внешним, первичный или вторичным, материальным или духовным, а также! Кратковременным или долговременным — в зависимости от моделей, предлагаемых сторонниками разных психологических теорий. В любом возрасте человек продолжает и развивает те модели поведения, которые, приносят желаемый эффект, и, напротив, оставляет те, которые такого эффекта не приносят.

Для маленького ребенка желаемые результаты напрямую связаны с приобретением механических навыков и изучением значения окружающих предметов и явлений. Также важно для него внимание и отношение родителей и окружающих людей. Родителям сравнительно несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже несмотря на бесконечные "почему". Труднее соблюсти баланс между выражением родительской заботы и предупреждением чрезмерного внимания ребенка (иногда неосознанно) к какой-то одной области, в которой малыш особенно преуспевает: это может создать у ребенка превратное представление о том, что родители действительно ценят. Родителей часто беспокоит стремление одаренного ребенка преуспеть, так как стиль поведения, способствующий этому, часто болезненно сказывается как на самом ребенке, так и на окружающих. Здесь надо заметить, что Бенджамин Блум (1982), который возглавлял исследования выдающихся достижений детей в плавании, теннисе, музыке, математике и скульптуре, считает это желание преуспеть одним из признаков признания в будущем. Он утверждает, что зло стремление рождается и поддерживается семьей. Опубликованные сообщения об этих исследованиях (Bloom and Sosniak, 1981) были бы весьма интересны для родителей, которые пытаются определить свою систему ценностей и сформулировать свои надежды в связи с, будущим ребенка. Особое место в этих исследованиях отводится сообщениям родителей некоторых юных дарований о том, что другие их дети обнаруживали в раннем возрасте такие же или даже большие способности, но никогда не проявляли такого стремления преуспеть, как "звездные" дети.

Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка, чтобы найти истоки этого стремления преуспеть. Какие аспекты поведения ребенка обычно находят сильнейший отклик у родителей? Что в его поведении вызывает родительскую улыбку, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы? О каких ребячьих достижениях с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные малыши? Какие события пересказываются бабушкам и дедушкам? А как легкомысленны могут быть дедушки и бабушки, из добрых побуждений балуя детей и тем принося им серьезный вред. Способность бабушек и дедушек баловать внуков общеизвестна, но, сами того не сознавая, они могут многое в воспитании поставить с ног голову. Все это, разумеется, не означает, что проявление способностей и талантов надо игнорировать, но все же не стоит восторгаться ими сверх меры, за счет друг полезных навыков и достижений.

Когда внимание к уникальной способности ребенка в чем-то одном становится гипертрофированным, самовосприятие малыша может стать совсем не таким какого желают гордые родители. Одаренные подростки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывают, что родители н когда не воспринимали их как личность, что они видел в них только способности и достижения. Похоже, очень часто блеск таланта ослепляет родителей. Такое случалось и в семьях одаренных музыкантов, спортсменов и интеллектуально талантливых людей. Блум полагает, что некоторые родители склонны выискивали в ребенке признаки какого-то таланта и эти признаки переоценивать. Родители, сами наделенные каким талантом или имеющие интересное увлечение, обычно уделяют ему слишком много внимания и ожидают ребенка таких же способностей и проявления интерн к своему увлечению. Личностные факторы и разнообразие семейных интересов и увлечений приводят к тому, что дети в одной семье часто реагируют по-разному — и положительно, и отрицательно — на родительские приоритеты.

Родители могут плодотворно думать и взаимодействовать в определении их собственных человеческих социальных ценностей. Что самое важное в жизни? Чтo хотят они дать ребенку? Все согласны, что на первом месте стоят здоровье и счастье — здоровье как физическое, так и моральное. В свете этих вселенских приоритетов какие же добродетели они воспитывают, какие слабые стороны получают развитие в их семейной жизни каждый день и каждый час? Какие награды даются за готовность помочь, за терпение, упорство, ответственность, щедрость души, оптимизм, храбрость и честность, когда все эти черты проявляются в маленьких делах маленького человека? Действительно, если подумать эти свойства никак не менее ценны, чем выдающиеся умственные способности или абсолютный слух. Для родителей, задающихся этими вопросами, положительные результаты — это, скорее всего, верное соотношение того, на что они обращают внимание, чему довольно улыбаются, что хвалят и что выделяют, рассказывая о поведении ребенка. Родительские оценки для ребенка — одновременно и награда и мерило его самовосприятия и самооценки.

Родители должны спросить себя: "Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?" Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности. Тогда ребенок не будет видеть себя как в комнате смеха, где какой-то его талант акцентируется вне всяких пропорций. Родители должны быть бдительными и честными перед собой, чтобы не допускать нездоровых искажений в семейной системе поддержки и развития одаренного ребенка. При разговоре с ребенком родители обязательно должны принимать во внимание и ситуацию, вызвавшую то или иное поведение ребенка. Нередко одаренный ребенок быстрее и лучше делает что-то, чем старшие брат или сестра. Это вызывает их раздражен! Объясните малышу, что каждый человек осваивает разные вещи по-своему, что он обладает счастливой способностью быстрее понимать, чем другие, и что любо и доброта должны помочь ему быть терпеливым к другим. Познакомьте его с другими детьми, которые стоя же быстры, как и он. Удовольствие, которое ребенок получает от своих способностей, должно быть сбалансировано пониманием того, что его сверстники и товарищи обладают другими, столь же уникальными качествами.

Более интеллектуально развитой одаренный ребенок часто склонен командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними. Один из приемов, подходящих в таких ситуациях, — это ролевая игра. Поскольку ребенок 3—5 лет обычно не может принять точку зрения другого человека, а обучается естественным путем возьмите на себя роль такого же одаренного ребенка: поставьте перед малышом задачу с недостаточными УСЛОВИЯМИ, скажите ему ответ прежде, чем он сумеет найти его сам, и пожурите за неправильную или слишком медленную реакцию. Такие ситуации одаренный ребенок редко встречает в повседневной жизни, и ему трудно понять, как его собственное поведение влияет на других детей. Фразы вроде: "А если бы ты был на его месте?" или "Хорошо бы тебе было, если бы он с тобой так поступил?" — часто не оказывают серьезного воздействия на детей дошкольного возраста. И не вызывают желаемой реакции сопереживания, так как не подкреплены собственным опытом ребенка. Обычный для детей такого возраста эгоцентризм не позволяет им принять чужой опыт близко к сердцу. В этом случае взрослые, окружающие ребенка, должны найти иной способ помочь ему воспринять все так, как следует.

Игра "по ролям" представляется лучшим заменителем обычного опыта и инструментом, с помощью которого родители и учителя могут добиться впечатляющих результатов. Восприимчивые родители, уделяющие внимание игровому обучению, интуитивно улавливают преимущества, которые дает ролевая игра в сравнении с обычной родительской беседой, — и это несмотря на то, что их 3—5-летний ребенок превосходно владеет искусством речевой коммуникации. На другом же конце спектра изучавшихся Блумом семей находятся родители, которые почитают за лучшее не уделять внимания детским талантам. Широко Распространенные антиэлитарные настроения в Америке заставляют многих родителей в средних и низших слоях весьма настороженно относиться к тому, чтобы их дети считались интеллектуально одаренными. Такие Родители игнорируют ранние проявления понимания своей исключительности у детей и избегают вслух обсуждать их замечательные способности. Главное, чтобы дети были "нормальными". Такое отношение родителей может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, если их просто не замена! Ведь для ребенка эти его способности являются нормальными, они — неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных способностей.

Цену своей неординарности ребенок познает на собственном опыте, но в этом случае он будет лишен возможности рассмотреть и обдумать ее вместе с людьми важнее которых для него нет никого в целом свете, — мамой и папой. Специалисты, занимающиеся изучением человеческого поведения, замечают, что под игнорировании нельзя понимать нейтральное отношение. Это сильно выраженное негативное чувство, которое бихевиористски настроенные психотерапевты часто используют для того, чтобы погасить в ребенке нежелательные поведенческие модели. Родители, предпочитающие не уделять никакого внимания особым талантам ребенка, в самом деле не менее красноречивы, чем любящий дедушка в ресторане: "Твои способности нас не радую и этот аспект твоей личности нас не интересует".

В такой ситуации маленький ребенок делает вывод, что важнее всего на свете — быть таким, как все. Топ он начинает скрывать свои способности, из-за которых вынужден воспринимать себя "белой вороной". Детей сбивает с толку само обладание способностями и возможность (или невозможность) их использовать. Таким образом, открытие собственной личности от чается и тормозится невозможностью свободно в разобраться и получить поддержку умных и тактичных родителей. Некоторые одаренные дети, даже до столкновения с другими детьми в классной комнате, уже научился вести себя как все и не выказывать свои таланты. Может быть, ребенку в этом случае легче сходиться сверстниками, да и родителям не приходится решать столь сложные задачи. Но ведь для ребенка такое поведение является ложным. Поскольку то, чему он таким образом научился, — это не расчетливая адаптация к оцениваемой ситуации, а постоянная фальсификация собственного "Я". Удобная обыденность — не слишком ли большая цена за потерю в потенциальном развитии личности? Равенство возможностей должно предполагать наиболее полное раскрытие всех возможностей каждого. Оно не предполагает и не должно предполагать равные результаты.

Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями — это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.

Родителям на заметку!

Соперничество между детьми, живущими в одной семье, присутствует практически всегда. Это характерно не только для семей, где растут одаренные дети. Трения между братьями и сестрами возникают по мере того, как каждый из членов семьи приходит к выводу о необходимости приспособить свои потребности к интересам и требованиям других. При резком различии характеров такое приспособление часто бывает трудным, и приходится прибегать к решению спорных вопросов по старшинству. 

Иногда один из детей в семье более одарен интеллектуально или обладает большими художественными способностями, чем остальные. В этом случае родители должны быть особенно чуткими и тактичными в управлении процессом такого семейного открытия. Ревность не играет серьезной роли там, где все относятся к таланту одного ребенка как к достоянию всей семьи, а также гордятся успехами других ее членов, в чем бы они ни проявлялись.

Родители, с которыми приходилось мне работать, рассказывали, насколько трогательными и благотворными бывают семейные собрания, когда каждый пишет о том, что ему нравится в других, и затем все обмениваются этими записками — прямо общество взаимного обожания. Почему-то мы чаще замечаем недостатки других людей, нежели отмечаем их достоинства. Может быть, это наследие пуританства или кальвинизма, но американцы более склонны концентрироваться на негативном, чем на позитивном, и чаще критиковать, чем хвалить.

Некоторые семьи действительно собираются вместе для того, чтобы решить какие-то семейные проблемы. Вероятно, дети к таким обсуждениям относились бы лучше, если бы они порой не сопровождались конфликтами. Многие родители считают, что детям не надо говорить о том, как папа и мама любят и ценят каждого из них. Однако сами взрослые хотят слышать это, им почему-то необходимо об этом напоминать. Так почему же мы так скупы на похвалы и выражения своих чувств к детям?

Дети не должны стесняться в проявлении своих чувств к брату или сестре. Это сблизит их. Родители же должны взять на себя роль своего рода «буфера», поскольку наряду с положительными чувствами при этом неизбежно будут присутствовать и негативные проявления, а родители смогут создать поле эмоциональной безопасности для детей, испытывающих новые способы общения. Делайте упор на взаимном уважении, сопереживании и понимании, что важно для социоэмоционального развития каждого ребенка.

Родители должны здраво оценивать и собственные способности. Беседуя с родителями одаренных детей, я часто спрашиваю, были ли они сами вундеркиндами. Обычно слышу в ответ: «Нет». Хотя затем многие начинают рассказывать о своих детских опытах, которые указывают на неординарные способности. Наш уравнительный социальный климат мешает им, особенно женщинам, осознать их собственные таланты. В той же мере, как родители помогают детям открывать себя и радоваться этому открытию, они должны трезво оценивать самих себя и свои таланты, свой неповторимый вклад в семейное взаимодействие.

Как дать понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант? Надо научиться ценить такие хорошие свойства, как: щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора и т. д. Родители должны способствовать развитию в ребенке таких качеств и раскрытию индивидуальности.

Близкой аналогией, которая поможет детям научиться понимать и ценить различия в людях, является сад - садовые растения очень разнообразны: цветут в разное время, одни стелются по земле, а другие стремятся ввысь, но все вместе они составляют гармонию целого. Тюльпаны вовсе не розы, шиповник — не герань, а ромашки не похожи на орхидеи. Каждый цветок хорош по-своему. Или другой пример — определенный сорт духов. Для кого-то это любимые духи, а кому-то они могут и не нравиться. Это говорит о том, что личные пристрастия и интересы, как и сами личности, весьма разнообразны.

Мне довелось познакомиться с семьей, где концепция семейной синергии оказалась продуктивной и даже доходной формой сотрудничества братьев и сестер. Трое детей в семье Лэйтин — Кен, Стив и Линди — написали «Первый в мире бестселлер по футболу» — книгу, предлагающую «рецепты» в организации массовой игры. Кен и Стив составили текст, а Линди сделала иллюстрации. Книжка предлагает ответы на такие серьезные вопросы, как:
Что делать с воображением?
Как играть с тем, кто вдвое больше тебя?
Что делать, когда другие играют грубо?

Каждый из детей участвовал в создании книги в соответствии со своими способностями, и конечный результат представляется более значительным, чем индивидуальная работа любого из них.

Взаимоотношения в семье!

Соперничество между детьми, живущими в одной семье, присутствует практически всегда. Это характерно не только для семей, где растут одаренные дети. Трения между братьями и сестрами возникают по мере того, как каждый из членов семьи приходит к выводу о необходимости приспособить свои потребности к интересам и требованиям других. При резком различии характеров такое приспособление часто бывает трудным, и приходится прибегать к решению спорных вопросов по старшинству. 

Иногда один из детей в семье более одарен интеллектуально или обладает большими художественными способностями, чем остальные. В этом случае родители должны быть особенно чуткими и тактичными в управлении процессом такого семейного открытия. Ревность не играет серьезной роли там, где все относятся к таланту одного ребенка как к достоянию всей семьи, а также гордятся успехами других ее членов, в чем бы они ни проявлялись.

Родители, с которыми приходилось мне работать, рассказывали, насколько трогательными и благотворными бывают семейные собрания, когда каждый пишет о том, что ему нравится в других, и затем все обмениваются этими записками — прямо общество взаимного обожания. Почему-то мы чаще замечаем недостатки других людей, нежели отмечаем их достоинства. Может быть, это наследие пуританства или кальвинизма, но американцы более склонны концентрироваться на негативном, чем на позитивном, и чаще критиковать, чем хвалить.

Некоторые семьи действительно собираются вместе для того, чтобы решить какие-то семейные проблемы. Вероятно, дети к таким обсуждениям относились бы лучше, если бы они порой не сопровождались конфликтами. Многие родители считают, что детям не надо говорить о том, как папа и мама любят и ценят каждого из них. Однако сами взрослые хотят слышать это, им почему-то необходимо об этом напоминать. Так почему же мы так скупы на похвалы и выражения своих чувств к детям?

Дети не должны стесняться в проявлении своих чувств к брату или сестре. Это сблизит их. Родители же должны взять на себя роль своего рода «буфера», поскольку наряду с положительными чувствами при этом неизбежно будут присутствовать и негативные проявления, а родители смогут создать поле эмоциональной безопасности для детей, испытывающих новые способы общения. Делайте упор на взаимном уважении, сопереживании и понимании, что важно для социоэмоционального развития каждого ребенка.

Родители должны здраво оценивать и собственные способности. Беседуя с родителями одаренных детей, я часто спрашиваю, были ли они сами вундеркиндами. Обычно слышу в ответ: «Нет». Хотя затем многие начинают рассказывать о своих детских опытах, которые указывают на неординарные способности. Наш уравнительный социальный климат мешает им, особенно женщинам, осознать их собственные таланты. В той же мере, как родители помогают детям открывать себя и радоваться этому открытию, они должны трезво оценивать самих себя и свои таланты, свой неповторимый вклад в семейное взаимодействие.

Как дать понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант? Надо научиться ценить такие хорошие свойства, как: щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора и т. д. Родители должны способствовать развитию в ребенке таких качеств и раскрытию индивидуальности.

Близкой аналогией, которая поможет детям научиться понимать и ценить различия в людях, является сад - садовые растения очень разнообразны: цветут в разное время, одни стелются по земле, а другие стремятся ввысь, но все вместе они составляют гармонию целого. Тюльпаны вовсе не розы, шиповник — не герань, а ромашки не похожи на орхидеи. Каждый цветок хорош по-своему. Или другой пример — определенный сорт духов. Для кого-то это любимые духи, а кому-то они могут и не нравиться. Это говорит о том, что личные пристрастия и интересы, как и сами личности, весьма разнообразны.

Мне довелось познакомиться с семьей, где концепция семейной синергии оказалась продуктивной и даже доходной формой сотрудничества братьев и сестер. Трое детей в семье Лэйтин — Кен, Стив и Линди — написали «Первый в мире бестселлер по футболу» — книгу, предлагающую «рецепты» в организации массовой игры. Кен и Стив составили текст, а Линди сделала иллюстрации. Книжка предлагает ответы на такие серьезные вопросы, как:
Что делать с воображением?
Как играть с тем, кто вдвое больше тебя?
Что делать, когда другие играют грубо?

Каждый из детей участвовал в создании книги в соответствии со своими способностями, и конечный результат представляется более значительным, чем индивидуальная работа любого из них.

Большие способности - большая уязвимость!

Родителям одаренных детей необходимо играть охранительную роль по мере того, как их дети начинают проявлять выдающиеся способности. 

Как мы уже говорили, в большинстве школ и в обществе в целом существует некоторая настороженность по отношению к одаренным детям, связанная, видимо, с недопониманием их уникальности. Родители часто также чувствуют себя не очень уютно оттого, что в американском обществе акцент всегда делается на усредненности, на воспевании простого человека.

В школах, как правило, считают, что одаренные дети не нуждаются в поддержке, поскольку достаточно талантливы, чтобы самим управлять собой. Такое мнение, безусловно, не подтверждается опытом родителей, которым приходится ежедневно решать проблемы, связанные с воспитанием их одаренных сыновей и дочерей. На самом деле потребность таких детей в эмоциональном комфорте, независимости, достижениях, признании и в осознании собственной цены очень велика и слишком часто не Удовлетворяется. А все это им нужно не менее, чем даже неполноценным детям. Из-за широко распространенного недоверия к тем, кто не такой, как все, одаренные дети зачастую отвергаются другими детьми, учителями, иногда даже и родителями.

Однажды мама позвонила мне и просила дать совет, как помочь развитию ее весьма одаренной 4-летней дочери. Выслушав ее подробный рассказ, я спросила - есть ли в семье еще дети. «О да, — последовал ответ, — еще девочка, ей 2 годика. Но она, славабогу, вроде нормальная!» Сказано это было с видимым облегчением. Такие чувства явно или неявно сообщаются ребенку. Я не стала спрашивать, слышала ли девочка наш разговор, но если она находилась где-то поблизости, то, вероятно, была немало смущена таким родительским отношением к своим талантам.

Чувство долга или ощущение собственной неадекватности, о которых часто говорят родители одаренных детей, лишает этих детей многих родительских радостей. Однако, несмотря на все требования, которые предъявляет к родителям такая ситуация, она приносит большое удовлетворение от общения с детьми, такими похожими и в то же время не похожими на нас, причудливо сочетающими в себе сильные и слабые стороны своих родителей. Не нужно превращать здоровую заботу о развитии ребенка в болезненную озабоченность, которая лишь мешает добрым отношениям между родителями и детьми.

Особые способности!

Неординарные способности продуцируют в детях как сильные стороны, так и особую уязвимость. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью - эти дети все воспринимают и на все реагируют. И нормальный эгоцентризм приводит и к тому, что относят все происходящее на свой счет. Стрелы и ежедневного общения, которые могут и не задеть обычного ребенка, способны больно ранить одаренного Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют, ощущают себя отторгнутыми даже если их собеседник не имел в виду ничего плохого.

Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их персональный адрес. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых и обычно приписывают его чему-то, что они сами совершили. Родители и сверстники таких детей порой удивляются тому, какой непропорционально резкой может быть их реакция на внешне малозначимое событие.

В разговорах о своих одаренных чадах родители нередко восклицают: «Ах, если бы он не был таким чувствительным!» или «Как бы я хотел, чтобы она не была так ранима!» Родители, конечно, осознают меру уязвимости ребенка и по возможности стараются оградить его от ненужных стрессов. Но это нужно делать осторожно, чтобы не притупить восприятие ребенком окружающего мира, не лишить его радости самостоятельного познания.

Родители должны с большой долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие комментарии и замечания относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуют иногда безумно, но без намерения причинить боль.

Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. Привычным к окружающему родителям трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества. Без такого желания мечты в наших детях мы, вероятно, не могли бы проводить сколько-нибудь важные реформы в обществе, и мечты эти надо беречь. Найдите какой-то путь, чтобы ребенок и вся семья могли принимать хотя бы малейшее участие в этом,— письма, членство в группе общественных активистов, пожертвования на какое-то общественное дело, которое ребенок считает справедливым. Воспитывайте также в ребенке терпение к менее восприимчивым детям, которые не разделяют его озабоченности. Такое семейное воспитание помогает растить будущих лидеров общества, и заботиться об этом нужно всем.

Лета Холлингзуорт предупреждает нас, что один урок, который высокоинтеллектуальные люди никак не могут усвоить, заключается в том, что окружающие существенно отличаются от них в мыслях, поступках и желаниях. В 1942 году она написала: «Много реформаторов погибло от рук толпы, которую они хотели просветить. Высокоодаренный ребенок должен научиться воспринимать глупцов терпеливо — не злорадствуя, не гневаясь, не отчаиваясь и не плача, а с пониманием, если ничего нельзя поправить».

Неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии, которые убивают потенциальных лидеров. Одной из ценнейших черт характера является приятие окружающих. Многим интеллектуально одаренным детям этому необходимо учиться. Родителям в этом плане также следует думать и о своих моделях поведения.

Но дети часто бывают жестокими. Никто из нас не имеет эффективной защиты от намеренной жестокости. Родители не могут уберечь детей от всякой беды, но могут ослабить ее воздействие и помочь ребенку избавиться от эгоцентрической возрастной тенденций искать причины всего в себе самом.

Еще одно выдающееся свойство, часто отмечаемое у одаренных детей, — это громадное упорство в области их интересов. Один из самых ранних показателей одаренности — это время, в течение которого 2—3-летний ребенок концентрируется на одном занятий ребенок бывает поглощен своим делом несколько часов кряду и возвращается к нему в течение нескольких ней чего трудно ожидать от обычного ребенка такого возраста. С годами такие дети проявляют громадное упорство и сосредоточенность в достижении цели — в играх или других занятиях.

Столь высокая увлеченность делом может приводить и к не очень желательному стремлению доводить все до полного совершенства. Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающее тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводят к еще одной сфере уязвимости, связываемой с высокой преданностью делу.

Стремление довести дело до полного совершенства (перфекционизм) — одна из проблем, наиболее часто отмечаемых родителями и педагогами талантливых детей. Многие из нас не раз видели, как очень неплохие детские работы летят в корзину из-за небольших недочетов. Старательно выполненные рисунки или поделки засовываются нашими детьми в самый дальний ящик, потому что, по их мнению, не отвечают тому уровню, которого ребенку хотелось бы достичь. Повышенные требования одаренного школьника часто приводят к тому, что собственную работу в той или иной сфере деятельности он судит по взрослым меркам, причиняя себе ненужную боль и переживания.

Родители могут и усилить отрицательные чувства в ребенке, например, такими в общем доброжелательными замечаниями, как: «Это хорошо, но ты ведь можешь и лучше» или «А больше тебя набрал кто-нибудь баллов?» Если ожидания взрослых слишком велики, а Ребенку трудно все время соответствовать им, он будет воспринимать себя как неудачника в глазах родителей и соответственно в своих собственных.

Было замечено, что излишние родительские амбиции сопровождаются довольно высоким уровнем враждебности у детей. Но откуда берется такая требовательная необходимость преуспеть? Здесь взрослым нужно внимательно проанализировать домашнюю систему стимуляции ре. бенка. Многие родители и любвеобильные бабушки и дедушки, сами того не подозревая, развивают пер. фекционистские тенденции в ребенке.

И специалисты-воспитатели, и здравый смысл говорят нам, что каждый из нас стремится к достижению желаемого результата. Модели поведения, которые рождают позитивную реакцию окружающих и в свою очередь дают нам почувствовать себя умными и хорошими,— это те модели, которые мы будем повторять и совершенствовать в надежде заработать большее вознаграждение.

Когда мы задаемся вопросом: «Что самое желанное для грудного ребенка, дошкольника или школьника?» — мы понимаем, что это внимание любимых родителей, и особенно благосклонное внимание, являющееся сильным фактором формирования поведения. Помня об этом, родители должны серьезно относиться к тому, как и на что они обращают это внимание в общении с каждым ребенком.

Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать приятное родителям, которое тесно связано и с другим желанием — быть на родителей похожим. Как ребенок узнает о том, что приятно родителям? Он замечает и запоминает все события, которые вызывают довольную улыбку, одобрительный кивок головы, особый свет в глазах или горделивую нотку в голосе мамы или папы. Процесс этот начинается очень рано и весьма силен.

Когда ребенок одарен уникальным потенциалов и демонстрирует выдающиеся способности, понятно, что окружающие его взрослые уделяют им большое внимание. Законная гордость родителей, не сбалансированная благожелательным вниманием к другим позитивным качествам и моделям поведения, питает корни тех самых перфекционистских тенденций, которые впоследствии могут создать одаренному ребенку немало проблем. Ребенок усваивает, что преуспеть, стать лучшим—это способ заслужить максимум положительного родительского внимания. А заниматься просто из удовольствия стимула нет. Главное — преуспеть.

Вернемся вновь к разговору, который мы вели выше, о родительской системе личностных ценностей. Мы уже говорили о том, что такие положительные черты характера, как терпение, надежность, готовность помочь, щедрость и многие другие, существенно влияют на формирование личности, наряду с выдающимися способностями. Неоценимую помощь в наблюдении за развитием ребенка родителям окажет ведение дневника, в котором будут фиксироваться те моменты, в которые уделялось внимание ребенку. Родителям необходимо помнить, что, стимулируя ту или иную модель поведения, они должны сообщать ребенку свою истинную систему приоритетов, уделять пропорциональное внимание таланту и виду деятельности, в которой ребенок преуспевает, не забывая отмечать другие важные качества растущей личности. Наше собственное поведение говорит ребенку, что в нем для нас важно. Те модели поведения, в которые дети вкладывают максимум энергии, с тем чтобы нас порадовать или «наказать»,—самое красноречивое свидетельство того, как они восприняли нашу систему приоритетов.

Если дети понимают, что совершенство в личных достижениях более всего ценится родителями, они изо всех сил будут стараться стать лучшими во всем. Если же им это не удастся, они будут чувствовать себя не только обескураженными, но еще и виноватыми. Не преуспеть — значит подвести родителей, а подвести родителей — значит провиниться. Один из наиболее отрицательных примеров подобного рода — это ужасающее поведение некоторых родителей юных спортсменов, желающих любой ценой сделать из детей чемпионов. Мы резко критикуем поведение таких родителей, но и сами можем неосознанно овершать подобные, пусть и менее грубые ошибки, Уделяя слишком большое внимание ребячьему желанию преуспеть.

Сказанное не нужно понимать так, будто таланты и триумфы следует игнорировать. Но необходимо соблюдать здоровый баланс, уделяя внимание всем сторонам развития, с тем чтобы ребенок верно воспринял родительскую систему приоритетов и не воспитал в себе ошибочного стремления быть лучшим, во всем только для того, чтобы ублажить родителей. Обязательно нужно поощрять за старание, даже если результат далек от желаемого, награждать за участие, а не только за победу. Иначе с раннего возраста дети будут отлынивать от трудностей, стараясь заниматься только тем, в чем преуспевают.

Способность воспринимать тонкие качественные различия — врожденное свойство. А стремление достигать совершенства — приобретенное, с весьма неясными для ребенка последствиями.

Всепоглощающее любопытство одаренных детей — еще одна сильная их сторона, рано отмечаемая родителями. Роберт Уайт в 1959 году описал это свойство как врожденную черту человеческих детенышей — страсть исследовать окружающую среду, измерять ее и находить в ней смысл. Великий исследователь процессов роста и развития ребенка Жан Пиаже, который начинал свою научную карьеру как биолог, провел параллель между функционированием сознания человека и работой его органов. Нервная система человека так же нуждается в стимулировании, как легкие нуждаются в воздухе, чтобы снабжать кровь кислородом, а система пищеварения — в пище, чтобы снабжать организм аминокислотами и углеводами.

Для мозга так же естественно познавать, как для других органов дышать, есть и пить. Самое неудобное состояние человеческого организма — не голод, не жажда, не усталость, не половое воздержание и даже не физическая боль. Мы можем на время забыть о пище, сне и отдыхе, когда заняты чем-то чрезвычайно увлекательным. Самое непереносимое состояние для человека — это скука! Как дети, так и взрослые всегда стремятся избежать скуки и готовы занять себя чем угодно вплоть до чтения этикеток на баллончике чистящего средства или поиска «счастливых» номеров проезжающих мимо машин во время допгой поездки.

Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любопытством, и одаренные дети с присущей им широтой потенциала познания облают огромным «аппетитом» в поиске новых знаний и ощущений, которые питали бы их развивающийся разум.

Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи. Им необходимо учиться находить соответствие между энтузиазмом и прагматизмом. Такой баланс, обретаемый, похоже, лишь с опытом, называется здравомыслием. Здравомыслие не входит в громадное число талантов, которыми дети могут обладать от рождения. Это добродетель благоприобретенная — и не совсем та, которая может нравиться живому, любознательному ребенку. Здесь очень важно найти золотую середину.

Опыт учит родителей двум вещам, чрезвычайно важным для воспитания в одаренном ребенке здоровой продуктивности: формированию приоритетов и постановке цели. Для достижения первого полезно вместе с ребенком проследить реальный распорядок каждого дня недели, который включает домашние и личные заботы — равно как и сон. Для этого следует завести журнал и дать ребенку возможность в течение недели подумать самостоятельно над тем, как же он проводит свои часы и минуты. Не удивляйтесь, если ребенок начнет так же подсчитывать и ваше время. Было бы неплохо, если бы для начала вы сами проанализировали, на что Уходит ваше личное время, чтобы выяснить собственные приоритеты и продуктивность.

Не мешало бы и вам обзавестись своим журналом. Такой подход дает Родителям прекрасную возможность показать пример Ребенку: делай, как я (помимо того, что я говорю). Просмотрев журнал за неделю, родители могут, наример, обнаружить, что ребенок перегружен уроками анятиями. А для спонтанных занятий, для того, чтобы ребенок мог просто помечтать про себя, заглянуть в себя, места почти не остается. А это необходимо для его самопознания и будущей независимости.

Заглянув в свой журнал, родители могут усмотреть и возможную непоследовательность в собственных приоритетах и в использовании времени — скажем, времени, которое они проводят с каждым из детей. В заботах о том, что мы должны делать для ребенка, не забываем ли мы о необходимости делать что-то вместе с ним? Родителям также следует выкраивать время на то, чтобы подумать о собственной жизни.

Желанный результат должен заключаться в таком распределении времени и сил, когда бы начатое дело с наибольшей вероятностью благополучно завершалось.

С этим тесно связано и умение правильно наметить цель. Распространенная проблема для высокоодаренных детей заключается в том, что они видят желанную цель слишком широко. Здесь стоит руководствоваться здравомыслием опыта и поставить перед ребенком более узкую цель, очертив границы возможного в бесконечном диапазоне интересного. Такой навык также помогает ограничить отвлекающую тенденцию к наблюдению и чтению (это лишь занятия) за счет письма (а это уже работа).

Юные исследователи, берущиеся за какой-то проект в школе или дома, как правило, нуждаются в очень гибкой подготовительной фазе, во время которой они могли бы наметить основные идеи, вопросы, пути решения. На этой стадии взрослый может больше всего помочь ребенку.

Затем, при выборе одного главного направления и отказе от частностей, воспитатель может задать наводящие вопросы и поделиться предположениями, которые помогут ребенку поставить свой проект в соответствующие рамки, чтобы удовлетворительно и в разумное время его закончить.

Помощь взрослого не должна ограничивать воз можных дальнейших поисков и экспериментов. Старайтесь лишь распределять усилия ребенка во времени с тем, чтобы уменьшить возможность неуспеха и раздражения.

Сужение ребенком рамок исследования не должно отметать того хорошего, что было им сделано. Юные перфекционисты склонны к этому, поскольку их не удовлетворяет общий результат, а разглядеть каждый из компонентов им порой не под силу.

Еще одна сильная сторона одаренного ребенка заключается в том, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха, а в некоторых — выдающихся результатов. Казалось бы, что это должно приводить к развитию сильного позитивного самовосприятия, но в жизни мы сталкиваемся с тревожными парадоксами. Рука об руку с опытом преуспеяния идет неумение пережить неудачу. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя — как неудачников.

Родители могут оградить детей от такого ощущения собственного несовершенства, с раннего возраста и с разумной частотой приучая их к занятиям, в которых дети показывают не самые блестящие результаты. Большинство абитуриентов американских колледжей говорят о том, что ощущают свою неполноценность из-за того, что не оправдали родительских ожиданий или просто боятся их не оправдать.

Во многих семьях родители стараются заинтересовать своих одаренных детей физической культурой, участием в драмкружках, танцевальных и художественных студиях и т. д., понимая, что дети выдающихся способностей должны иногда чувствовать себя посредственностями, чтобы укрепить свои связи с большинством. Таким образом они научатся и терпимости к окружающим и обретут лучшее понимание самих себя.

Человеку нужно знать, что порой терпеть неудачу — это нормально и даже неизбежно. Неудачу надо принимать как возможность для переоценки и адаптации, но не как повод для отчаяния и самоунижения. В поиске новой информации или новых друзей ребенку может быть одинаково полезен как положительный, так и отрицательный результат. Надо быть готовыми к тому, что не всякое предприятие принесет лавры.

Участие в групповых спортивных играх и вообще в физических занятиях вместе с другими детьми часто становится проблемой для одаренных малышей, особенно тех, которые не отличаются физическими данными. Когда их спрашивают, почему они редко играют с другими детьми, такие дети обычно отвечают, что их не берут в компанию, оттого что они неловкие. Когда же об этом спрашивают их сверстников, те отвечают, что они не умеют уступать и проигрывать и только портят всем удовольствие.

Собственный опыт преуспеяния не воспитывает в одаренных детях приемлемой реакции на неудачу и на проигрыш. Такого ребенка с раннего возраста необходимо вовлекать в возможно более широкий круг занятий, чтобы он узнал, насколько широки таланты и в нем самом, и в других детях.

Нынешняя практика перенесения системы оценки физически способных детей на детей, одаренных интеллектуально, вызывает сомнение. Пытаясь поставить их вровень в общественном мнении, не совершаем ли мы ошибки, перенося соревновательный дух из спорта в область интеллектуальную? Является ли соревнование своего рода олимпиадой умственных способностей и знаний - тем, к чему мы должны стремиться и что воспитывать? Те, с кем мне приходилось говорить об этом, утверждают, что дух соревнования— реальное условие и необходимый компонент американского образа жизни. Но является ли это серьезным доводом?

Ведь преступность — тоже реальная часть американского образа жизни, но не такая, которую мы хотели бы видеть в качестве необходимого компонента. Другие культуры, другие общества делают больший акцент на сотрудничестве. Оно могло бы принести немало хорошего и американскому обществу, если воспитывать его в детях. А начинать такое воспитание нужно дома, в семье, где родители перестали бы постоянно сравнивать братьев с сестрами, с кузенами и кузинами, с соседями: ребенок начинает соревноваться с ними для того, чтобы доставить удовольствие родителям.

Многие педагоги, с которыми мне довелось беседовать, считают, что соревновательный дух является врожденным качеством — как и любопытство. Однако мне представляется, что этим духом соревновательности ребенок «заражается» с самого раннего возраста в семье, а также благодаря телепередачам вроде «Дерби в пеленках» (ребенок, который быстрее других проползет от мамы до папы, получает шоколадную медаль).

Излишняя соревновательность может воспитываться легко и даже неосознанно, если родители одаренного ребенка уделяют слишком много внимания победе ради победы. Нужно переносить акцент в соревновательности на сравнение с прошлыми собственными достижениями ребенка, на самосовершенствование и достижение нового уровня, а не концентрировать внимание ребенка на том, чтобы обогнать и переиграть других. Внутренняя мотивация достичь лучшего личного результата может быть гораздо привлекательнее для тонко чувствующего одаренного ребенка, нежели подогреваемая извне страсть к победительству.

Еще один редкий дар в талантливых детях — это способность воспринимать связи и отношения между предметами и явлениями. Они видят неожиданные, непривычные связи между концепциями и событиями. Эти связи нередко составляют основу творчества и изобретательности. Проблема уязвимости здесь возникает тогда, когда уникальное видение уводит ребенка на нехоженые тропы. Житейская мудрость и опыт предполагают, что новый путь может быть глупым, бессмысленным или опасным.

Новые и порой более эффективные пути часто отвергаются, и выбор делается в пользу старого и проверенного. Родители, желающие сохранить в ребенке новаторство и творчество, должны быть гибкими в методах воспитания и готовыми к тому, что путь, выбранный самим ребенком, может оказаться лучшим. Такое случается.

Ни один разговор о сильных качествах одаренных детей не может обойти стороной одно из них, которое помогает детям пройти через все упомянутые неприятности и опасности. Это их великолепное чувство юмо ра. Они так много видят, их воображение так живо, они так активны — и потому обнаруживают вокруг так много несуразного и смешного. Многие родители говорят об этом как об одной из замечательных сторон общения с одаренным ребенком. Способность увидеть смешное в неловкой или болезненной ситуации — главный механизм защиты личности одаренного ребенка. Родителям стоит поддерживать это. Но следует помнить, что смех иногда скрывает большую обиду, а ребенок смеется, только чтобы не заплакать.

Тем не менее это замечательное свойство видеть смешное в самых различных ситуациях часто является ключом к социальному приятию такого ребенка сверстниками. Многим знаком тип способного ученика, который предпочитает слыть в классе клоуном, нежели зубрилой. Опытный педагог знает, что ради нормальных отношений с одноклассниками одаренные дети нередко начинают скрывать свои интеллектуальные способности, как только покидают начальные классы. Но не остроумие! Кстати, такие талантливые ученики, не выказывающие своих истинных возможностей, могут впустую растрачивать свой защитный камуфляж; лишь мудрый учитель поймет их шутки, игру слов и карикатуру как намек на неиспользуемый потенциал.

Учителю следует быть внимательным и тактичным, чтобы выявить интересы и привязанности ребенка, который на собственном опыте уяснил, что слыть умником не всегда выгодно. Некоторые одаренные дети на вопрос, чем они ру ководствуются при выборе друзей, отвечали, что основой их дружбы было общее понимание юмора: «Нам смешно всегда вместе — даже если больше никому». В одном из региональных слетов целая группа одаренных детей рассказывала, что в учителях они больше всего ценят чувство юмора. Общие шутки укрепляют и друж бу, и семью.

Рекомендации родителям одаренных детей

1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
6. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Занятия, игры!

Занятия, игры

1. Составь рассказ от имени другого персонажа: «Представь, что ты стал игрушкой, предметом мебели, деревом, животным. Расскажи об одном дне воображаемой жизни».

2. «Сколько значений и предмета?» Кирпич, газета… найти как можно больше вариантов реального использования предмета.

3. Поиск причин событий

4. Сочини сказку. Сочините сказку, которая начинается с фразы: "Мама купила в магазине рыбу …”, и заканчивается фразой: "…Поэтому вечером пришлось зажигать свет”.

5. Придумай животное с заданными свойствами (машину, дом…)

6. На что похоже? На карточках изображены различные фигуры. Придумайте как можно больше предметов, явлений на которые они похожи.

7. Эксперименты с водой, воздухом, красками, металлами и магнитом, с лучом света, с отражением…

8. Графические игры: «Колябушки» на листе бумаги педагог или дети рисуют линии любой конфигурации, необходимо используя линию, завершить ее так, чтобы получилось изображение предмета, человека, сказочный или фантастический образ. «Пять точек» - На листе бумаги педагог или ребенок ставит пять точек, и выполняет задание нарисовать человека или зверя, используя все эти точки: одна точка должна быть на носу, две на любых частях рук или лап. Так как точки находятся в разной удаленности, у детей исчезает статичность, однотипность образа.

9. "Переделай один предмет в другой” (развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями). Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю.

ДВЕРЬ-ВЕЛОСИПЕД, КЛУМБА-БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ, БУТЫЛКА-ДОМ, ДЕРЕВО-БОТИНОК.

10. Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и богатого воображения. Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл…)

- Блестящими, синими и твердыми

- Большой, блестящий, металлический, новый

- Живые существа добрые, шумные, подвижные и сильные

11. Учебное исследование. Этапы: первый – выбор темы. Второй – постановка вопросов. Третий – проведение исследования. Четвертый – подведение итогов. Дети могут делать несложные заметки – рисунки (схематичные), знакомы буквы или специальные знаки. Сбор информации может быть сложным для детей, поэтому мы можем заранее приготовить карточки с символами, отражающими способы получения информации: ПОДУМАТЬ, СПРОСИТЬ У ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, УЗНАТЬ ИЗ КНИГ, ПРОВЕСТИ НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕН, УЗНАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ. В конце дети делают сообщение.

Родителям о детях Индиго

«А что, если и мой ребенок тоже Индиго? Что же тогда делать? Как узнать это наверняка и как его воспитывать?» – подобными вопросами задается, наверно, каждый родитель, хотя бы мимолетно слышавший о новом поколении детей – детях Индиго. Как бы ни была популярна эта тема сегодня, тем не менее, многие родители плохо себе представляют, что же такое ребенок Индиго – диагноз или дар Божий?  

Частенько приходится слышать от родителей, которые мало знакомы с темой Индиго, такие фразы как «не дай Бог, чтобы мой ребенок таким оказался», или «если мой ребенок Индиго, значит, конец спокойной жизни и счастливому детству». И все это – от множества сложившихся стереотипов о детях Индиго, от огромного количества информации, в которой трудно найти практические советы и определить подход именно к своему одаренному ребенку. Много говорят о своенравных, порой даже агрессивных и непослушных детях Индиго. Но очень мало говорят о добрых и ласковых, нежных и трепетных детях Индиго, которые во всем помогают своим родителям и являются для них примером добродетели и гармонии. А ведь такие дети Индиго тоже есть, и не факт, что в меньшинстве.

В этой статье нам хотелось бы развенчать некоторые ложные представления о детях Индиго, а также дать родителям одаренных детей несколько практических советов по их воспитанию.

Все ли решает цвет ауры или как определить – Индиго или нет? 


Многие слышали о таком понятии, как аура человека, которая многократно упоминается в связи с темой детей Индиго. Но означает ли цвет ауры синего цвета (индиго) непременное качество ребенка Индиго?

Дело в том, что первым из возможных методов обследования необычных детей было определение цвета ауры. Просто потому, что первому исследователю пришла в голову мысль именно о ней, а не потому, что аура и ее цвет являются важнейшим критерием выявления ребенка Индиго. Собственно, сам термин «ребенок Индиго» пошел именно из этих исследований, т.к. в большинстве случаев у необычных детей аура была именно цвета индиго. Но, учитывая то, что аура человека – понятие непостоянное и меняющееся от многих факторов (настроение, состояние здоровья и т.п.), использование диагностики ауры для определения – Индиго ваш ребенок или нет, было бы неправильным.
Поэтому совет 1: о том, чтобы срочно искать ближайший пункт ауродиагностики и тащить туда своего ребенка можно забыть.

Гораздо более важным критерием в определении Индиго-ребенка является сфера его интересов, т.к. абсолютно все дети Индиго в раннем возрасте предпочитают общение со взрослыми, интересуются «взрослыми» вопросами (и только ими, как правило!), проявляют взрослую рассудительность (присущую далеко не каждому взрослому) и имеют уже сформированные взгляды на жизнь. Зачастую, с детства знают или чувствуют свое предназначение в жизни и с возрастом его не забывают, а наоборот, все больше в своем стремлении к нему укрепляются. Хотя это, конечно, во многом зависит от той среды, в которой такой ребенок воспитывается и растет.

Поэтому главным критерием, определяющим ребенка Индиго, является его предназначение, т.к. оно, по количеству различных феноменов и даров, сразу дает представление о том, какой ребенок пришел в вашу семью. У детей Индиго бывает, как правило, от 5 до 20 различных феноменов и даров (феномен предвидения и пророчества, рукоположения, духовного зрения и т.п.), их знание позволит родителям лучше понять и развить феномены своего ребенка, а также избежать возможных конфликтов в процессе воспитания. Определение предназначения ребенка дает представление не только о врожденных талантах, но также и о многих других свойствах души ребенка – способности к компромиссу, верности данному слову, разумности и т.д., что очень важно при выборе методов воспитания.
Совет 2: определите предназначение своего ребенка, чтобы лучше понять его суть и подобрать для него индивидуальный подход в воспитании.

Ребенок Индиго – дар или наказание родителям? 

Конфликты и упрямство со стороны ребенка Индиго рождаются, как правило, именно из-за того, что родители, не зная предназначения своего ребенка, начинают привлекать его к тем занятиям, которые ему не интересны, развивать те способности, которые ребенку не свойственны. И если обычный ребенок молча это проглотит и подчинится взрослым, то Индиго проявит открытый или скрытый протест, сделает все для того, чтобы чуждым ему делом не заниматься – будет прогуливать, сказываться больным и т.п. Отсюда и все проблемы с поведением ребенка Индиго, а также с, зачастую, плохой успеваемостью в школе.

Отдельно стоит сказать и о том, что поведение ребенка Индиго определяется не тем, что «Индиго все упрямые и непослушные», а конкретным врожденным (!) характером ребенка и его отношениями с родителями – насколько они сами лояльны к ребенку, насколько чувствуют его и не препятствуют, а содействуют ему. Есть очень заботливые, нежные, ранимые дети Индиго. Просто чаще рассказывают именно о непослушных детях Индиго (потому что их родители громче бьют тревогу и будоражат общественность), поэтому и складывается стереотип – раз Индиго, значит, неуправляемый. А это совсем не так!!!

У детей Индиго существует две формы протеста против того, с чем они не согласны: они либо открыто бунтуют, возмущаются, некоторые даже голодовку способны объявить и заболеть из чувства протеста; либо уходят в себя, становятся замкнутыми, делают вид, что слушаются, но все равно делают все по-своему. Дети Индиго, как и другие дети, тоже все разные по характеру и поведению, поэтому всех ровнять под одну гребенку не стоит. Если ваш ребенок тихий и послушный, это не значит, что он – не Индиго. Так же, как и наоборот – неуправляемость не всегда признак Индиго.
Совет 3: не примеряйте все написанное о поведении детей Индиго к своему ребенку – он может оказаться исключением из описанных закономерностей поведения, но это не будет означать того, что он – не Индиго.

Вундеркинд или Индиго? 

В изучении детей Индиго как-то незаметно смешались два, в общем-то, совершенно разных понятия – ребенок вундеркинд и ребенок Индиго. Это и вносит сумятицу в отделение способных от одаренных детей. Ребенок Индиго – одаренный, а не способный, т.е. обладает врожденными дарами и талантами, а не просто хорошо обучается.

Есть дети вундеркинды, у которых хорошо развиты навыки быстрого обучения и овладевания любым материалом. Такие дети могут освоить огромное количество профессий даже в раннем возрасте, могут проявлять хорошие способности в огромном количестве предметов и наук, но быть при этом хорошими профессионалами, а не гениями в своем деле. Вундеркинды, как правило, хорошо учатся в школе и ВУЗе, у них высокая успеваемость, а дети Индиго с успеваемостью не очень дружат, им просто не интересен процесс стандартного обучения как таковой. Одно дело – научиться чему-либо благодаря способностям и усидчивости, а другое – уметь делать это врожденно, без обучения.

Дети Индиго, в отличие от детей вундеркиндов, обладают врожденными талантами к чему-либо, которые раскрываются или могут быть раскрыты без обучения, принятого в материальном мире. Если вундеркинд может выучить несколько иностранных языков, то Индиго может и без обучения внезапно на них заговорить. Дети Индиго – гении в том, к чему предназначены, они способны делать открытия интуитивно, а не на основе имеющихся знаний, обеспечивая, тем самым, эволюцию человечества, привнося в общество новые взгляды и идеи.

С понятиями способности и таланты также существует некая путаница. В силу того, что у детей Индиго различных врожденных талантов много и одаренность в целом их высока, они могут проявлять не только таланты, но и разносторонние способности. Они могут проявлять способности к музыке, тогда как талантливы будут в экономике, способности к творчеству при талантах к математике и т.д. Поэтому определить предназначение ребенка Индиго опытным путем, т.е. через наблюдение – очень сложно, т.к. не все способности, проявляемые таким ребенком, будут однозначно определять его предназначение. Нужно четко знать – какими именно талантами ребенок обладает и каково его основное предназначение и основной талант, требующий развития больше всех остальных. А иначе может получиться ситуация, при которой, обнаружив у своего чада способности к музыке, родители водят его в музыкальную школу, нанимают репетиторов для дополнительных занятий, отдают в муз. училище и ребенку, вроде бы, нравится музыка, но он вдруг в какой-то момент резко бросает все занятия, потеряв к ним интерес. Такое может произойти именно потому, что развивали второстепенный талант или способность, поэтому и интерес со временем иссяк.
Совет 4: не препятствуйте ребенку в желании бросить какое-либо занятие, даже если вы на него потратили огромное количество времени, сил и денег. Ребенок и его душевная гармония – важнее.

Ребенок Индиго и общение 

В силу врожденной самодостаточности и стремления к общению со взрослыми (хотя взрослые, к сожалению, далеко не всегда ответное стремление имеют), у детей Индиго имеются проблемы в общении со сверстниками – им со сверстниками не интересно или интересно очень короткий период времени. Нужно понимать то, что слабым местом детей Индиго, в силу их самодостаточности, является то, что они отгораживаются от общества, начинают культивировать позицию «я не такой, как все», причем не в самом лучшем понимании этой позиции. А если еще и родители всячески трясутся над своим чадом и предпочитают нанять няню, а не водить ребенка в садик, тогда медленная, но верная тенденция к отгораживанию от общества для ребенка обеспечена. Не отгораживайте ребенка Индиго от общества, даже если он с этим обществом не общается. Водите ребенка Индиго в садик, нахождение среди сверстников очень важно для становления его личностных качеств. А иначе вырастите эгоиста или упрямца, с которым никто не сработается и не сживется. Не принуждайте в садике ребенка к общению, для него будет важным сам факт нахождения среди детей, даже если он отдельно играет в уголочке. Договоритесь с воспитателем о том, чтобы ребенку предоставляли свободу выбора в некоторых занятиях и отношения с садиком у ребенка сложатся. Кстати, зачастую именно неуважение или непонимание со стороны воспитателя порождает в ребенке ненависть к садику. Безусловно, не все садики и воспитатели готовы принять и понять ребенка Индиго, в таком случае стоит просто поискать «свой» садик и воспитателя, которого примет сам ребенок. Не поленитесь это сделать, ищите, пока не найдете то, что нужно ребенку, но не ограждайте его от общения – это ОЧЕНЬ важно для ребенка Индиго.

К слову, если ваш ребенок Индиго уже вышел из детсадовского возраста, то лучше всего не отдавать его в специализированную школу, а отдать в самую обычную (хотя от учителей, опять же, очень многое зависит). Не стоит впихивать в ребенка Индиго как можно большее количество знаний, если он сам того не хочет. А обычная школа, к тому же, укрепит навыки общения и даст разностороннее образование, а не однобокое, как бывает в специализированных школах. Это важно для того, чтобы ребенок Индиго смог реализоваться наиболее полно.

Мы не говорим сейчас о школах, которые практикуют принцип свободомыслия и интересного образования, в которых максимально развит индивидуальный подход к ребенку – такие школы есть, к сожалению, далеко не везде. Хотя именно школы такого типа идеально подходят детям Индиго.
Совет 5: отдавайте ребенка Индиго в садик, не ограждайте его от общества. И школу предпочтите обычную, а не специализированную (с уклоном в одну-две области знаний, если только они не соответствуют предназначению ребенка).

Дети Индиго и вера в Бога 

Очень много разногласий существует на тему – верят ли Индиго в Бога и как относятся к религии. Для того, чтобы лучше понять – вести ли вашего Индиго в церковь, мечеть, синагогу и т.д., или нет, нужно разделить понятия «религия» и «вера в Бога». К религии, выражающейся больше в ритуалах, их строгом соблюдении и неукоснительном исполнении, Индиго относятся так же, как и к любому ограничению и обязаловке – с протестом. А вот к вере в Бога и Богу такие дети относятся, как правило, более чем положительно (если, конечно, кто-то еще не успел засадить разум ребенка Индиго негативным опытом знакомства с понятием веры). Дело в том, что существующие социальные нормы и законы дети Индиго, по большей части, не приемлют, т.к. не желают следовать этому только потому, что «так надо», а объяснить – почему надо мы даже сами себе, порой, не можем, не говоря уже об объяснении детям. Но если принятым нормам такие дети следовать отказываются, тогда на основе чего им строить свою жизнь? На основе какого мировоззрения и принципов жизни? Ведь если не дать ребенку Индиго фундамента, на основе которого он сможет адаптироваться в обществе без вступления в противоречия с этим обществом, тогда шанс, что ребенок станет асоциальной личностью – очень велик.

Эту базу дает вера Богу, т.к. Бог для детей Индиго, зачастую, Единственный Авторитет, но только в том случае, если родители смогут адекватно рассказать ребенку о Нем – не в заученных фразах и цитатах, не в ритуалах и обрядах, а в своем понимании, доступно, своими словами. Если ребенок проявит дальнейший интерес – предоставьте ему свободу в изучении Божественной тематики, отвечая на его вопросы. Позвольте ему самому сформировать свои представления о Боге и отношениях с Ним. Не пытайтесь переделывать эти представления!

Может случится и так, что даже без особых бесед о Боге, у ребенка уже есть сформированные представления о Нем. В этом случае, просто спросите его – что есть для него Бог и как он с Ним общается. И обязательно поддерживайте ребенка в этом общении с Богом!!!
Совет 6: прививайте ребенку Индиго веру в Бога и Богу, а не религию как таковую.

Взрослые Индиго или дети Индиго? 

Отдельно хотелось бы сказать также и о том, что не совсем верно говорить только о детях Индиго, т.к. Индиго взрослые тоже существуют, так же, как и Индиго-подростки, и Индиго-младенцы. Понятие «Индиго» не имеет возрастных рамок, да и к современности его привязывать было бы неправильно. Люди Индиго были и раньше – Микеланджело, Ломоносов, Да Винчи, Аристотель и т.д. Для своего времени они тоже были Индиго, просто тогда такого понятия не существовало. Единственным отличием нашего времени от прошлого, является то, что сейчас таких детей-подростков-взрослых Индиго стало больше, они стали заметнее и внимание им уделяется более пристальное. А посему, в следующий раз, когда вы станете читать материал о детях Индиго, подумайте – не относится ли эта тема к вам лично? Ведь Индиго можно быть и в 50, и в 80 лет. Главное, знать свое предназначение и желать его исполнения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям одаренных детей

Быть родителями на самом деле сложное задание. Иногда мы можем переходить от одного совета по воспитанию к другому: у нас все-таки могут оставаться проблемы с некоторыми аспектами воспитания....

Советы родителям одаренных детей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5297875","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"395","style":"width: 100px; height: 90px; ","width":"480"}}]]Советы родителям о...

Родителям одаренных детей

  Каким нужно быть родителю одаренного ребенка, чтобы его совместная работа со школой была успешной?...

Родительское собрание для родителей одаренных детей

В данной разработке родительского собрания, проводимого в форме круглого стола рассматривались вопрсы: психологические особенности одаренного ребенка, роль семьи в раскрытии детской одаренности, как о...

Памятка родителям одаренных детей

В памятке даны некоторые рекомендации родителям по воспитанию детей с целью развития в них творческих способностей....

Как правильно организовать работу с родителями одаренных детей

Как подготовить родителей к взаимодействию с одарённым ребёнком, создать систему психолого-педагогического просвещения родителей одарённых детей, положительное взаимоотношение одарённых детей и родите...

Родителям о детской одаренности. Рекомендации родителям одаренных детей.

Консультация для родителей: "Если в семье одаренный ребенок"....