Работа для конкурса "Слагаемые успеха". Роль и место родителей в создании классного коллектива
проект на тему

Клявина Екатерина Александровна

Ребёнок – не только член школьного (классного) коллектива, он ещё и член семейного коллектива. И поэтому роль классного руководителя и родителей состоит в том, чтобы соединить эти два коллектива в сознании ребёнка и превратить школьный класс во вторую семью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

В современных условиях классный коллектив школьников должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе. Психологически развитой как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.

Основой для создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами, осуществляется, прежде всего, посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

Но ребёнок – не только член школьного (классного) коллектива, он ещё и член семейного коллектива. И поэтому роль классного руководителя и родителей состоит в том, чтобы соединить эти два коллектива в сознании ребёнка и превратить школьный класс во вторую семью.

В моем классе обучается 29 детей, а значит 29 семей, каждая со своим укладом, настроем, особенностями, привычками. Станем ли мы единым целым? Сможем ли выбрать ту дорогу, которая поможет детям стать успешными? Смогут ли они так выстроить свои отношения, чтобы «один за всех и все за одного», но при этом учитывая индивидуальность каждого ребенка? Для решения этих вопросов мы с родителями объединились. Только работая в тандеме, мы получаем хороший результат, от которого зависит будущее детей. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки взрослого человека (учителя) не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка.

Отличительной особенностью образовательного стандарта второго поколения является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность». В условиях введения ФГОС исключительно важной является роль родителей. Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. Здесь ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.

Я считаю, что совместные мероприятия очень важны для формирования сплоченного коллектива, особенно организованные вместе с родителями. Для реализации вышесказанного на родительском собрании было предложено разделить родителей на группы по разным областям, причем производить смену состава групп не реже одного раза в четверть. На мой взгляд, такая модель взаимодействия позволяет каждой семье в полной мере проявить свой потенциал и внести свой вклад в развитие детей. В тоже время и самые неактивные ребята не смогут «отсидеться в сторонке».

К примеру, в моем классе принято поздравлять именинников. Для ребенка, в каком бы возрасте он не был, очень важно знать, что о нем помнит его окружение, и любая мелочь, полученная в подарок от одноклассников, для него очень ценна. Мне всегда приятно, когда ребята с первых дней начала школьных будней начинают вспоминать об одноклассниках, день рождения которых был летом. В результате у нас появилось даже отдельное мероприятие под названием «Поздравление летников». У нас в коллективе есть группа родителей, отвечающих за подарки детям. Они всегда с особой тщательностью подходят к выбору подарков для каждого ребенка, тесно работают со мной и каждой семьей. И мы видим результат: если в пятом классе все подарки были примерно одинаковые, то уже в шестом – индивидуальные.

Одним из ярких примеров нашего с родителями плодотворного и успешного сотрудничества является подготовка детей к выступлению на поликультурном фестивале. В рамках проведения данного мероприятия в гимназии наш класс совместно с родителями решил инсценировать сказку «Муха-Цокотуха» на английском языке. Для успешного воплощения данной идеи было проведено собрание активной группы родителей, на котором было решено организовать встречу детей с носителем языка и вместе с ним разобрать все интересующие ребят вопросы по тексту сказки. Кроме того, нам было необходимо выяснить, насколько доступна и понятна сказка для иностранца, незнакомого с оригиналом произведения.

На протяжении месяца шла активная подготовка: родители репетировали вместе с детьми и подбирали костюмы. Для презентации сказки и выступления моего класса на фестивале была разработана интересная заставка в виде титров, приобретен необходимый инвентарь и сделаны декорации. У нас все получилось, потому что задействованы были абсолютно все – и дети, и взрослые.

Когда-то известный драматург А. Н. Островский говорил, что «воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начинать воспитание с самого себя». Вот и мы стараемся быть примером. Жизнь нашего класса – это не только совместные пикники, мероприятия и веселая игра в боулинг, но, прежде всего, совместная деятельность.

Так, например, уже стало доброй традицией приходить на генеральную уборку класса родителями вместе с детьми. Причём дети не сидят в стороне: мальчишки приносят воду, девочки помогают протирать парты и стены. А разве можно придумать другой способ воспитания трудолюбия и заботливого отношения к вещам, мебели в кабинете, нежели организация совместного труда. А главное – это возможность проявить свои лучшие человеческие качества – любовь, заботу, умение помогать.

Важное умение взрослого – это научиться жить интересами своих детей, не быть равнодушными наблюдателями. С каким воодушевлением мы готовимся к выступлениям наших детей на праздниках: вместе шьем костюмы, рисуем декорации. И обязательно в зале присутствие родителей – самых дорогих и значимых людей в жизни каждого ребенка.

Мы живем в непростое время: приходится много работать, а потому не всегда нам удается уделять своим детям столько внимания, сколько хотелось бы, нас захватывает круговорот дел, жизнь ставит перед нами порой неразрешимые вопросы. Но мы встречаемся на собраниях и обсуждаем разные ситуации, получаем ответы на свои вопросы, учимся правильно выстраивать отношения с нашими любимыми детьми.

И в завершении хотелось бы сказать, что мы не можем защитить наших детей от жизненных невзгод, но мы стараемся дать им тот нравственный стержень, который поможет им выстоять и победить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

СОЗДАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА –ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО КЛАССА.

« Воспитательная работа немыслима без педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях...

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

Роль классного руководителя в создании классных традиций как основы сплочения коллектива на основе гражданской идентичности.

Классные традиции могут изменяться, это зависит от требования времени, но основные школьные  – как правило, сохраняются. Это и понятно, потому что они отражают  и воспитывают гражданина росс...

Роль семьи и гимназии в создании и сплочении классного коллектива.

Гланая задача гимназии - формирование системы партнерских отношениий с семьей....

Создание классного коллектива

Создание классного коллектива...

Роль классного руководителя в создании благоприятной атмосферы в классном коллективе.

Выступление на педсовете (2017) Классный руководитель в современной школе, должен постоянно самообразовываться, искать пути привлечения учащихся в школьные, классные дела. Важна личность педагога. Тол...