Методическая копилка (для родителей) Занимаемся с ребенком дома
материал по теме

Архипова Надежда Андреевна

Методическая копилка "Занимаемся с ребенком дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx488.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Детский сад №10 «Дубравушка»

подготовила:

учитель – логопед

Архипова Надежда Андреевна

 

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=272372583-31-72&n=21

      Многие родители задаются этим вопросом.  Данный материал, подобран с возрастными особенностями ребенка.  Данная разработка рекомендована лишь для первичной оценки речевого развития. Цель ее – помочь родителям понять, надо ли направлять ребенка на дальнейшую консультацию к логопеду или нет. Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры.

       «Понимание речи» включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.

     «Связная речь»  подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного количества слогов (для каждого возраста оно разное)

    «Оценка речи по звучанию» предполагает определить внятность речи ребенка.

     «Фонематический слух» оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность производить звуко – буквенный анализ слов и умение по звукам составлять слово.

     «Лексико – грамматический строй речи» оценивается способность изменить слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв , слогов)

     «Состояние голоса»  обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса.

  Детям 3 – 4 лет предлагается изменить голос, имитируя больших и маленьких зверей. Можно, например, используя персонажи сказки «Три медведя». Взрослый обращается к ребенку с просьбой повторить, например, фразу: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?» за Михаила Ивановича, Настасью Петровну и маленького Мишутку. Если ребенок может модулировать голос (т.е. понижать и повышать), то результат оценивается «1», если нет – «0».

       Последним проверяем темп речи. Если ребенок говорит слишком медленно или быстро, а также если в его речи встречаются запинки, результат оценивается в «0», если темп речи нормальный  - то в «1».

   Подводим итог сказанному, предлагаем вам воспользоваться  планом – подсказкой.

                                               3 года

Понимание речи

Выполнение одноступенчатых инструкций:

  1. Дай мне куклу(1\0)
  2. Дай маме мишку (1\0)
  3. Возьми мишку и положи ее в шкаф (1\0)

Связная речь

Беседа по картинкам: что здесь нарисовано? (ответ из одного слова)

  1. Яблоко (1\0)
  2. Кошка (1\0)
  3. Стул (1\0)

Оценки речи по звучанию

Общее впечатление от речи:

1 Внятная (1)

2. Невнятная (0)

Слуховое внимание

  Хлопки (все хлопки одинаковые)

  1. Два, два (1\0)
  2. Три, два (1\0)
  3. Два, один (1\0)
  4. Два (1/0)

Лексико – грамматический строй речи.

Звукоподражание:

  1. Как  мяукают котята?(1\0)
  2. Как лает собака? (1\0)
  3. Как тикают часы? (1\0)

Состояния голоса:

  1. Представь, что ты маленький котенок (1\0)
  2. А теперь большая собака. (1\0)
  3. Маленький щенок. (1\0)

(Следим, изменяет ли ребенок голос).

Темп речи.

Норма (1)

Замедленный (0)

Запинки (0)

4 года

Понимание речи

Выполнение двух и трех ступенчатой инструкции:

  1. Возьми куклу и положи ее на стол (1\0)
  2. Подойди к Мише . Возьми его за руку.

Подведи его ко мне. (1\0)

  1. Закрой глаза. Хлопни в ладоши.

 Топни ногой. (1\0)

Связная речь

Сюжетные картинки с открытым смыслом

  1. Составь предложение по картинкам:

Мальчик читает (1\0)

Девочка спит.

Девочка рисует.

2 . Серия из трех картинок (1\0) (любых)

Оценки речи по звучанию

Общее впечатление от речи:

  1. Внятность
  2. Невнятность

Фонематический слух

  1. Хлопки: два, два (1\0), три , два (1\0)

два один (1\0), два (1\0)

  1. Покажи: где мишка , а где миска

Лексико – грамматический строй речи.

1.Основные цвета: красный, желтый  

синий , зеленый .

2.Показываем картинки  петуха козы.

Задаем вопросы: Кто это? (например, петух)

А как он кричит ? (например, ку – кА- ре- ку!)

А что это у него? (например гребешок, хвост)

Состояние голоса (Умение модулировать).

  Сказка «Три медведя». Пусть ребенок

Скажет за Михайло Ивановича,

Настасью Петровну, маленького Мишутку.

Темп речи.

Норма

Ускоренный

Замедленный

Запинки

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=353329693-56-72&n=21

   

     У многих  детей к 5 годам не сформирована  как звуковая, так и смысловая сторона речи. Это отрицательно сказывается на овладении различными навыками и умениями.

  Наиболее распространенными у детей дошкольного возраста является фонетико – фонематические недостатки.

  При  нормальном развитие речи формирование ее звуковой стороны происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движение и позиций органов речи, требуемых для произношения) и системы признаков звуков, необходимых для их различия. Дифференциация звуков речи, как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения опознавательных признаков и отличия их от несуществующих, не имеющих фонематического значения.

  Дети с недостатками речи испытывают значительные затруднения при восприятии на слух близких звуков, определении акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Затруднения в выработке звуковой дифференциации чаще проявляется либо в замене одного звука другим, либо в смешении звуков. Замены и смешения звуков наблюдаются внутри определенных фонетических групп. Все это усложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Если детям своевременно не оказать помощь, то они не смогут полноценно овладеть грамотой, а в дальнейшем и письменной речью.  

  Далее приводятся примеры игр, которые способствуют к овладению фонетико – фонематических  процессов, предпосылок к овладению навыками чтения и письма (различение оппозиционных звуков, звукобуквенный анализ и синтез). Все игры способствуют развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации), устойчивости и концентрации внимания, целенаправленности деятельности, а так же обогащению словарного запаса, развитию связной речи и коммуникативных умений (рассуждения и доказательства в процессе выполнения заданий).

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).cat61.gif

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом, ком, Том, лом).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.

7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.cat22.gif

9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба, уши, кошка).

10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.cat24.gif

11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.

13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р         У        Ч        К        А

рот        Уля        час        кот        Аня

роза        угол        чаша        каша        аист

рукав        улица        чехол        корка        астра

14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.cat40.gif

15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.

П . . . . . . . . . . (простокваша).

17. Вписать букву в кружок. Рак-раО, каОа и т.д51873259.gif

  Помоги Вале и Фоме разобрать свои вещи. У Вали предметы, в названии которых есть звук В , а У Фомы предметы, в названии которых есть звук Ф.

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=541861487-66-72&n=21

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)?

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

   Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

  Как правило, ребенок,  имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.

  Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки?

Знает ли он названия пальцев?

Познакомитесь с играми упражнениями, которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук.

Разнообразные пальчиковые игры. Например,  взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой.

Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами.

Можно поиграть с разноцветными прищепками. Для этого вырежте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ежика, треугольник для елочки и т.д.) Попросите ребенка придумать что – нибудь.

Увлекательно проходит игра со спичками:

- можно выкладывать узоры по образцу;

- по памяти;

- придумать самостоятельно из определенного количества спичек.

Выкладывание узоров, букв из пуговиц, крупы. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальцами (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным)

С пятилетнего возраста ребенок может работать с нитками и иголками под контролем взрослых

Игры в лото, мозаику, пазлы.

                   http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=486830219-54-72&n=21

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

   Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляционная гимнастика –это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

      Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

     Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые
дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

    Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка.  На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2—3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения 5-6 раз

Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Упражнения помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего малыша.

Рекомендации к проведению упражнений:

      Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать
ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

    Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем,
чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

     Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны
ми, без подёргиваний.

    В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и
малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к
логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и

    специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Желаем успехов!

                    C:\Users\Татьяна\Pictures\язык\язык фото\Ankyloglossia_1.jpg

       

 Важную роль в формировании произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

        Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, как уже было сказано, полезна артикуляционная гимнастика.

          Различные упражнения способствуют:

  • выработке целенаправленной воздушной струи;
  • расслаблению мышц языка;
  • умению удерживать язык в спокойном, расслабленном положении;
  • укреплению мышц языка;
  • подъему мышц языка вверх;
  • вырабатыванию подъема спинки языка вверх и т.д.

       Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.

       Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом.

       Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.       Выполняются эти упражнения под счет, с хлопками, под музыку.

      Работая дома с детьми, родителям следует помнить:

      1. Принуждать ребенка нельзя. Занятия будут результативны, если они проводятся в форме игры.

     2. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

     3. Все упражнения надо выполнять естественно, без принуждения.

  1. Некоторые упражнения выполняются по счету, который ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась наиболее важная устойчивость положений губ, языка.
  2. При проведении упражнений не всегда у ребенка может все получиться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому упражнению, указав, что раньше тоже не получалось, а теперь он уже научился.
  3. По всем возникающим вопросам обязательно консультироваться с логопедом, воспитателем.

      Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: "давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка." Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки, опираясь на картинку-образ.

   

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

(комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.)

Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

Первая дверь - это губы. Давай откроем ее (упражнение "Лягушки"). 

Вторая дверь- зубы. Откроем и ее (упражнение "Окошко") 

Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка - твоя губа (упражнение "Лопаточка") 

Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, улыбнулся (упражнение "Улыбка"), взял трубу и заиграл "Ту-ту, я проснулся!!!" (упражнение "Дудочка").

Пошел Язычок на кухню, а там мама тесто месит "Пя-пя" (упражнение "Помесим тесто")

и блины печет (упражнение "Блинчик"). Взял Язычок чашку с чаем (упражнение "Чашечка"),

варенье, бублики (упражнение "Бублик") 

 и стал завтракать. Но кушал он не аккуратно и испачкал верхнюю губу в варенье (упражнение "Вкусное варенье" . После еды решил Язычок показать маме настоящий фокус (упражнение "Фокус").

Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покататься (упражнение "Качели"). 

 

Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение "Лошадка") 

Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь- зубы, а затем и первую- губы (сомкнуть губы).

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=416738862-50-72&n=21

           Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

           Регулярные выполнения дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков

Рекомендации

по проведению дыхательной гимнастики:

  • Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
  • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
  • Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
  • Упражнения для развития речевого дыхания

  • футбол
  • Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

              ветряная мельница

  • Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

  • снегопад
  • Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
  •     листопад
  • Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

       бабочка

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

кораблик

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

         одуванчик

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

шторм в стакане

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как заниматься с ребенком дома.

Консультация учителя-логопеда для родителей....

Методические рекомендации для родителей. Зарядка для школьников дома. 02.03. 2018г

Зарядка для школьников дома Всем известно, что малоподвижный образ жизни ведет к возникновению различных отклонений. Особенно неблагоприятно это сказывается на детях: задержка в росте, умственное...

2.0. Методическая копилка (для родителей)

ПрезентацииАгрессия по возрастам (посмотреть)Секреты общения (посмотреть)Правила общения (посмотреть)Общение с детьми-инвалидами (посмотреть)Конфликты и пути их разрешения (посмотреть)Виды слушания (п...

Рекомендации родителям "Чем занять ребенка дома?"

Рекомендации родителям "Чем занять ребенка дома? " (от 3 до 5 лет)...

Занимаемся с ребенком дома

Практикум для родителей....

Памятка родителям "Как заниматься с ребенком дома"

Повторять задания логопеда нужно каждый день (если хотите, чтобы был результат).  Длительность занятия без перерыва должна  быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).О...