Родительское собрание "Толерантное отношение к людям с ОВЗ"
методическая разработка (5, 6, 7 класс) на тему
Собрание для родителей по теме "Толерантное отношение к людям с ОВЗ",
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Толерантность | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция для родителей.
«Толерантность.
Все мы разные, но права у нас одинаковые.
Права людей с ОВЗ»
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе
не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
(Полная версия стихотворения в конце лекции, я брала частично)
«Необычность»
В прошлом веке правильно подметил
Грибоедов: «Горе от ума»!
Для «особых» солнце ярче светит,
Ну, а в «норме» - неустроенность и тьма.
Мы эмоционально выгораем,
Сами создаём букет проблем,
Злимся и не понимаем,
Как защитный создавать тотем.
Хочется элементарного, простого,
Чтобы было тихо и тепло.
День прошёл – и солнце встало снова –
И не надо больше ничего!..
Критику отбросить надо в сторону,
Если хочешь научиться понимать.
Ведь дефекты розданы нам поровну:
Так зачем же нос-то задирать?
А дефект ли это, иль достоинство,
Кто нам право дал сортировать?!
И у каждого своя особенность –
Научитесь «необычность» принимать!
- Понятие «толерантность».
Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово "толерантность". Что оно обозначает и касается ли его значение нашей жизни? Может быть, это понятие пока еще не вошло прочно в нашу жизнь, но будет очень хорошо, если толерантное отношение к другим станет такой же естественной потребностью современного человека, как общение. И поэтому мы с вами попытаемся разобраться в содержании нового для нас понятия и убедиться в том, что родители одними из первых должны развивать в себе толерантное отношение к другим и прививать это качество своим детям.
Что же такое толерантность?
Толерантность – это терпимость к чужому образу жизни и поведению. Ведь все люди, живущие на Земле достойны любви и понимания, независимо от особенностей своего внешнего вида, интеллектуальных и физических возможностей.
И сегодня мы поговорим о толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями.
2. Дети с ограниченными возможностями здоровья.
– Посмотрите друг на друга, на своих детей: мы все разные! Кто-то высокий, кто-то низкий. У кого-то волосы тёмные, у кого-то – светлые. У кого-то глаза зелёные, а у кого-то – голубые. Кто-то очень хорошо решает задачи по математике, кто-то замечательно рисует, а кто-то может сам отремонтировать стул или компьютер.
Кто-то «мастер на все руки» и может творить чудеса, а у кого-то нет рук. У кого-то тонкий музыкальный слух, а кто-то ничего не слышит. Мы все разные и у нас разные возможности. Знаменитый ученый Альберт Энштейн сказал: «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».
Соц. Реклама.
С каждым годом индустрия нашей страны развивается всё интенсивнее: с одной стороны – улучшение условий жизни, с точки зрения технического прогресса, с другой стороны - ухудшение экологии и увеличение числа стрессовых ситуаций. Данные факторы способствуют ухудшению здоровья населения и являются одной из причин рождения детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения, дети с тяжёлыми речевыми нарушениями, умственно отсталые дети, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Вопрос: Как вы думаете, что чувствуют мама и папа, когда понимают, что у них ребёнок не такой, как остальные дети?
Родители высказывают свои мнения.
Матери, у которых рождаются дети, имеющие выраженные признаки нарушения физического развития, например, детского церебрального паралича, или интеллектуального развития, синдрома Дауна, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины, позора, страх перед последующими трудностями лечения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, приводят некоторых родителей к отказу от своего малыша или к распаду семей.
Родителям "обычных" детей стоит задуматься о том, что никто не застрахован от несчастных случаев, простудных вирусных заболеваний и осложнений после них. Например, С. Л. Брайль, разработавший шрифт для слепых, потерял зрение в 3-х летнем возрасте. У скрипача И. Перлмана отнялись ноги после 4 лет. Французская актриса С. Бернар потеряла ногу после 30 лет. Американского президента Ф. Рузвельта в 38 лет разбил паралич.
И мы должны проявить толерантность к таким людям. Наукой убедительно доказано, что толерантными не рождаются, это качество воспитывается. Очевидно, то, каким станет человек, миновав детство зависит от его индивидуальных возможностей, задатков, семьи и того опыта, который ребенок получит в семье, от знаний и опыта, полученных в образовательных учреждениях, от его друзей и среды, т.е. в целом общества.
Каждый человек проходит этапы своего развития. Одним из этапов становления личности является школьное детство. Каждый ребенок имеет право на образование. Возникает новое понятие! Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья. Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.
Во-первых, это отношение родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживают её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных учеников.
Во-вторых, среди учителей, может проявляться настороженное отношение к таким детям.
Нам близка эта тема. Частью коллектива класса является один необычный ребенок, Коптиков Данила, с ограниченными возможностями здоровья – ДЦП, который нуждается в социальной защите и психологической помощи. Работая со здоровым и активным коллективом класса, мы включаем в нашу бурную жизнь и привлекаем к нашей совместной деятельности этого необычного и особенного ребенка, который находится на домашнем обучении. Мы стараемся создать такие условия, чтобы он не чувствовал себя ущербно и неловко. Всегда приглашаем на совместные мероприятия, экскурсии, классные часы. Главное, показать и убедить детей, что Даня такой же ребенок, как и все… Казалось бы ситуация не из простых, но она тоже помогает сплотить детей в классе, учит заботиться друг о друге, помогать и уступать.
А сейчас я бы хотела вам предложить обыграть ситуацию, чтобы побывать на месте людей с ОВЗ.
5. Игра «Слепой и поводырь» Один из пары участников будет играть роль незрячего, а другой – помощника.
Задание «незрячему». «Закрой, пожалуйста, глаза, глаза и не подглядывай. Ты должен будешь встать с места, подойти к доске, написать на ней своё имя, положить мел на стол учителя и вернуться на своё место».
Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы незрячий не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь. И ещё следи, чтобы твой товарищ не подглядывал.
Вопросы к «незрячему»:
- Что ты чувствовал? Что ты делал? Трудно ли было? Если трудно, то когда? Что для тебя было самым трудным?
Вопросы к помощнику:
- Хотелось ли тебе помочь? Если хотелось, то когда?
Вопросы ко всему классу:
- Что вы видели? Где ему было трудно? Когда ему больше всего требовалась помощь? Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна? С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением?
6. Имитация человека без ноги.
Нужно на одной ноге пропрыгать от дальней стены класса до доски, взять мел, решить какой-нибудь пример и возвратиться к своему месту.
Вопросы к добровольцу:
- Что ты чувствовал? Что ты делал? Трудно ли было? Когда?
Вопросы к классу:
- Когда ему было трудно? Как можно было сделать его путь легче?
- С какими трудностями сталкиваются люди без ног?
Посмотрим Презентацию «Они такие же как мы!»
Слайд 1. - Они такие же как мы …
Слайд 2. - Они такие же как мы…только с ограниченными возможностями.
Слайд 3. Каждый достоин любви и внимания!
Слайд 4. - В современной России постепенно меняется отношение к инвалидам.
Слайд 5. - Каждый имеет право на учёбу.
Слайд 6. - Каждый имеет право на жизнь и радость.
Слайд 7. - Надо дать возможность человеку в инвалидной коляске, незрячему или с глухотой попасть в школу или университет, добраться до места работы, посещать кинотеатры, кафе, стадионы.
Слайд 8. - Все люди талантливы!
Слайд 9. - Каждый человек уникален! Каждый человек – это пазл большой картины жителей планета Земля.
Слайд 10. - В Самаре, как и по всему миру, создаются условия для передвижения в инвалидной коляске по улицам города - низкие тротуары, специально оборудованные спуски на перекрестках.
Слайд 11. - Для людей с ограниченными возможностями приспосабливают все объекты города – строят пандусы
в подземных переходах и при входе в здания.
Слайд 12. - Детям и взрослым оказывается высококвалифицированная медицинская помощь
Слайд 13. - Создаются центры социальной реабилитации, развития и обучения.
Слайд 14. - В России разработаны различные социальные программы по оказанию помощи детям и взрослым
Слайд 15. - Каждый достоин счастья.
Слайд 16. - Люди с ограниченными возможностями мечтают и побеждают!
Слайд 17. – Они не сходят с дистанции и достигают цели!
Слайд 18. – Они не сдаются и покоряют высоты!
Слайд 19. - Тюменские лыжники-параолимпийцы Любовь Васильева и Николай Полухин принесли российской сборной в Ванкувере четыре серебряные медали.
Слайд 20. – Они – лучшие! Они – одни из нас!
Слайд 21. - Во многих городах Российской Федерации проводится активная работа по созданию безбарьерного пространства для людей с ограниченными возможностями.
Слайд 22. – Они – среди нас, они – с нами!
Слайд 23. – Посмотри вокруг себя … и помоги!
4. «За» или «против».
Вопрос. Позволять ли своему ребёнку общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья? Это вопрос большинство родителей задают себе хотя бы раз в жизни.
Для ребёнка с ограниченными возможностями дружеское общение с нормальными детьми бесценно. Оно предупреждает возникновение чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемое искусственно созданной изоляцией от других детей, положительно сказывается на их эмоциональном и умственном развитии.
Вопрос. Что может дать вашему ребёнку общение с ребёнком, имеющим ограниченные возможности?
Родители высказывают свои мнения.
Ошибочно думать, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не может быть другом в обычных детских играх. Общаясь с ребёнком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя по отношению к нему заботу и внимание, нормально развивающиеся дети становятся добрее и мягче. Не беда, если, обращаясь к ребёнку с потерей слуха, они будут пользоваться пантомимой или воспринятыми от него мимическими знаками. Важно, что дети будут объединены общей, интересной для обеих сторон деятельностью, и нормально развивающиеся дети научатся оказывать поддержку и помощь «необычному» ребёнку, в случае необходимости будут готовы защитить его.
Родителям требуется большая внимательность, чуткость и ясное понимание всех деталей, которые влияют на психическое, эмоциональное и нравственное развитие их детей. Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность.
Как же воспитать в ребенке толерантность. Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим и любит жизнь, не будет осуждать других, искать внешние отличия.
Мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Давайте запомним правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям.
Чтобы не ссориться, нужно:
- Стараться понять друг друга в любой ситуации.
- Никогда не повышать голос друг на друга.
- Уметь дать совет, выслушать совет другого.
- Уметь поддержать в трудную минуту.
- Доверять друг другу.
- Уметь слышать и слушать.
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
Существует понятие кубик толерантности - наглядное представление ликов толерантности. Обыкновенный кубик, на гранях которого написаны следующие слова:
ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ВЫСЛУШАЙ, ПРОСТИ, ПОЙМИ, УЛЫБНИСЬ!
Поверти его в руках, брось, посмотри, что выпало, задумайся. На гранях кубика простые и доступные каждому человеку действия и хорошо, если такие действия стали для человека привычными, стали нормой его жизни.
Притча
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
-И все?
-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже
Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребёнок понял, что он любим? Чувствует ли ребёнок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребёнку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть», чтобы ваш ребёнок мог сказать:
В моей семье все
- терпимые и терпеливые
- здоровые и добрые
- уважающие и понимающие, поддерживающие друг друга
окружающие друг друга заботой
- внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга,
- успешные, независимые, счастливые
– Я искренне надеюсь, что после сегодняшнего дня, вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь люди так не делятся!!!
А вот полная версия стихотворения!
Все мы – «психи», все мы – «человеки»!
Неизвестно, кто из нас умней…
Лица, тронутые интеллектом,
Очень часто злее и страшней.
В прошлом веке правильно подметил
Грибоедов: «Горе от ума»!
Для «особых» солнце ярче светит,
Ну, а в «норме» - неустроенность и тьма.
Мы эмоционально выгораем,
Сами создаём букет проблем,
Злимся и не понимаем,
Как защитный создавать тотем.
И не задирайте нос, друзья-коллеги,
Ведь IQ – не панацея от всех бед:
Часто совершаем мы побеги
От друзей заумных и бесед.
Хочется элементарного, простого,
Чтобы было тихо и тепло.
День прошёл – и солнце встало снова –
И не надо больше ничего!..
Критику отбросить надо в сторону,
Если хочешь научиться понимать.
Ведь дефекты розданы нам поровну:
Так зачем же нос-то задирать?
А дефект ли это, иль достоинство,
Кто нам право дал сортировать?!
И у каждого своя особенность –
Научитесь «необычность» принимать!
Если поколение другое,
И не так, как мы росло,
То не значит, что оно плохое.
Оно другое только – вот и всё!
Посмотрите, как ранимы наши дети!
Как хрупки эмоции у них!
Приласкайте их и обогрейте,
И конфликт «отцов – детей», глядишь, затих.
Все мы - «психи», все мы – «человеки»…
Тот умнее в жизни и мудрей,
Кто сумел и в XXI веке
К людям относиться искренней, добрей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О заботливом отношении к людям
Рядом с нами живут, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и...
Сценарий общешкольного мероприятия"Возьмемся за руки друзья!" Воспитание у детей с ЗПР толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями.
Эмоциональная незрелость детей с задержкой психического развития ведет к поверхностным личностным контактам, снижению способности к сопереживанию и сочувствию, мимолетным, ситуативным и неустойчивым ...
Отношения взрослых людей
Классный час для старшеклассников...
Презентация для родительского собрания "Роль родительско-детских отношений в развитии личности ребенка"
Роль родительско – детских отношений в развитии личности ребенка...
Родительское собрание "Роль родительско-детских отношений в развитии личности ребенка"
Выступление на родительском собрании для родителей 5-8 классов....
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
"Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям или Как разрешать конфликты". Рекомендации педагогам.
Методы управления конфликтами в классных коллективах. Рекомендации педагогам....