Адаптация в школе 5 класс
методическая разработка (5 класс) по теме
Родительское собрание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_k_shkole_5_klass.doc | 66 КБ |
adaptatsiya_k_shkole_5_klass.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Родителем быть нелегко, но плохо, если от этого плохо нашим детям.
Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим.
Д. Уэбстер.
Задачи собрания:
- Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
- Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Основные вопросы для обсуждения:
- Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
- Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
- Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
- Родительский практикум по проблеме.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается Работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
- Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять
- Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
- Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
- Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников
и условия адаптации учащихся к школе»
Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается повышенной утомляемостью. Вначале появляется повышенная двигательная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость. Ясно, что все это неблагоприятно сказывается на его поведении. По наблюдениям ученых, у младших подростков в утомленном состоянии (чаще во второй половине дня) наблюдаются немотивированные поступки, поединки, стремление поступать вопреки чужой воле, упрямство, проявления раздражительности.
Так, в известной книге «О подростках» А. И. Краковский пишет: «В период обучения в 5 классе упрямиться стали учащиеся в среднем в 6 раз чаще, чем наблюдалось в 4 классе; в 10 раз возросло количество случаев противопоставления себя учителям; в 7 раз увеличилось число ребят, в поведении которых проявилось стремление поступить вопреки чужой воле; в 9 раз чаще наблюдалось бравирование недостатками и в 5 раз чаще - своеволие; наконец, в 42 раза больше стало недостаточно мотивированных поступков». Мы должны учитывать, что подросток впадает в это состояние не по своей вине и не по своей воле, чаще всего он и не осознает своего состояния, а мы с вами не вправе требовать от него способности к исчерпывающей и постоянной самооценке.
Каковы же признаки утомляемости ребят?
При незначительном утомлении внимание сосредоточенное, отвлекаются редко; поза непостоянная, потягивают ноги, выпрямляют туловище; движения точные; проявляют живой интерес к новому материалу, задают вопросы.
При значительном утомлении внимание становится рассеянным, начинают часто отвлекаться; часто меняют позы, поворачивают голову в стороны, поддерживают голову руками, облокачиваются; проявляют слабый интерес к новому материалу, вопросы не задают.
При резком утомлении внимание ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует; стремятся положить голову на стол, вытянуться, облокатиться на спинку стула.
Рекомендации для родителей
- Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Во избежание «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления» можно дать следующие рекомендации:
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Пятиклассники должны :
- Уметь общаться с одноклассниками,
- иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других,
- уметь поддерживать отношения, уважая одноклассников;
- Уметь распределять и планировать свое время,
- проявлять самостоятельность в своих делах
- в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым;
- Стараться учиться,
- стремиться овладевать знаниями,
- уметь заниматься самостоятельно;
- Уметь дружить,
- общаться уважительно (вежливо ) с мальчиками и девочками,
- самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
Обладать навыками самообслуживания:
- личная гигиена,
- подготовка к уроку и сбор вещей после него,
- дежурство в классе,
- выполнение поручений;
Уметь общаться со взрослыми: врачом, продавцом и т.д.
- Иметь постоянные обязанности дома,
- выполнять их без напоминания,
- помогать родителям;
- Уметь предвидеть последствия собственных действий,
- делать безопасный правильный выбор.
Правила общения с ребенком:
Выражайте недовольство отдельными действиями, но не личностью;
Осуждайте действия, но не его чувства, какими бы нежелательными или «неположительными» они ни были;
Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями его действий или бездействий. Только тогда он будет «ВЗРОСЛЕТЬ», становится сознательным.
Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему, но не полностью, а частично: большую часть предоставьте делать самому;
Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка;
Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка: пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение;
Уважайте других детей.
Помните :
если Ваш ребенок – личность, то другой – такая же личность;
О своих чувствах говорите ребенку от первого лица, сообщайте ему о своих переживаниях, а не о нем, его поведении.
Ориентировочное распределение
видов деятельности пятиклассника в сутки:
1.Учебные и факультативные занятия - 2-2,5 часа
2.Учебные занятия дома ( с учетом перерывов) – 2-2,5 часа
3.Подвижные игры и спортивные развлечения – 2-3 часа
4.Внеклассные и внешкольные занятия, творческая деятельность,
общественно-полезный труд, помощь семье,
чтение художественной литературы – 1-2 часа
5.Утренняя гимнастика, закаливание. Прием пищи , туалет – 2-2,5 часа.
6. Сон ночной – 9-10 часов
Предварительный просмотр:
Тема собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Родителем быть нелегко, но плохо, если от этого плохо нашим детям.
Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим.
Д. Уэбстер.
Задачи собрания:
- Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
- Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Основные вопросы для обсуждения:
- Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
- Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
- Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
- Родительский практикум по проблеме.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается Работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
- Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять
- Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
- Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
- Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников
и условия адаптации учащихся к школе»
Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается повышенной утомляемостью. Вначале появляется повышенная двигательная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость. Ясно, что все это неблагоприятно сказывается на его поведении. По наблюдениям ученых, у младших подростков в утомленном состоянии (чаще во второй половине дня) наблюдаются немотивированные поступки, поединки, стремление поступать вопреки чужой воле, упрямство, проявления раздражительности.
Так, в известной книге «О подростках» А. И. Краковский пишет: «В период обучения в 5 классе упрямиться стали учащиеся в среднем в 6 раз чаще, чем наблюдалось в 4 классе; в 10 раз возросло количество случаев противопоставления себя учителям; в 7 раз увеличилось число ребят, в поведении которых проявилось стремление поступить вопреки чужой воле; в 9 раз чаще наблюдалось бравирование недостатками и в 5 раз чаще - своеволие; наконец, в 42 раза больше стало недостаточно мотивированных поступков». Мы должны учитывать, что подросток впадает в это состояние не по своей вине и не по своей воле, чаще всего он и не осознает своего состояния, а мы с вами не вправе требовать от него способности к исчерпывающей и постоянной самооценке.
Каковы же признаки утомляемости ребят?
При незначительном утомлении внимание сосредоточенное, отвлекаются редко; поза непостоянная, потягивают ноги, выпрямляют туловище; движения точные; проявляют живой интерес к новому материалу, задают вопросы.
При значительном утомлении внимание становится рассеянным, начинают часто отвлекаться; часто меняют позы, поворачивают голову в стороны, поддерживают голову руками, облокачиваются; проявляют слабый интерес к новому материалу, вопросы не задают.
При резком утомлении внимание ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует; стремятся положить голову на стол, вытянуться, облокатиться на спинку стула.
Рекомендации для родителей
- Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Во избежание «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления» можно дать следующие рекомендации:
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Пятиклассники должны :
- Уметь общаться с одноклассниками,
- иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других,
- уметь поддерживать отношения, уважая одноклассников;
- Уметь распределять и планировать свое время,
- проявлять самостоятельность в своих делах
- в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым;
- Стараться учиться,
- стремиться овладевать знаниями,
- уметь заниматься самостоятельно;
- Уметь дружить,
- общаться уважительно (вежливо ) с мальчиками и девочками,
- самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
Обладать навыками самообслуживания:
- личная гигиена,
- подготовка к уроку и сбор вещей после него,
- дежурство в классе,
- выполнение поручений;
Уметь общаться со взрослыми: врачом, продавцом и т.д.
- Иметь постоянные обязанности дома,
- выполнять их без напоминания,
- помогать родителям;
- Уметь предвидеть последствия собственных действий,
- делать безопасный правильный выбор.
Правила общения с ребенком:
Выражайте недовольство отдельными действиями, но не личностью;
Осуждайте действия, но не его чувства, какими бы нежелательными или «неположительными» они ни были;
Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями его действий или бездействий. Только тогда он будет «ВЗРОСЛЕТЬ», становится сознательным.
Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему, но не полностью, а частично: большую часть предоставьте делать самому;
Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка;
Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка: пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение;
Уважайте других детей.
Помните :
если Ваш ребенок – личность, то другой – такая же личность;
О своих чувствах говорите ребенку от первого лица, сообщайте ему о своих переживаниях, а не о нем, его поведении.
Ориентировочное распределение
видов деятельности пятиклассника в сутки:
1.Учебные и факультативные занятия - 2-2,5 часа
2.Учебные занятия дома ( с учетом перерывов) – 2-2,5 часа
3.Подвижные игры и спортивные развлечения – 2-3 часа
4.Внеклассные и внешкольные занятия, творческая деятельность,
общественно-полезный труд, помощь семье,
чтение художественной литературы – 1-2 часа
5.Утренняя гимнастика, закаливание. Прием пищи , туалет – 2-2,5 часа.
6. Сон ночной – 9-10 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы
Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного и непрофильного обучения....
психолого-педагогический консилиум "Проблемы адаптации в школе учащихся 1 и 5 классов"
В данном материале освещается проблема адаптации школьников к физическим и когнитивным нагрузкам. Исследуются гендерные особенности учащихся 1-х и 5-х классов в обеспечении адаптивных реакций. Р...
Программа адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида в условиях школы интерната
Предлагаемая программа групповой работы с обучающимися 1 класса поможет облегчить процесс адаптации детей к условиям школы-интерната, быстрее и успешнее войти в новую школьную жизнь.Игры и упражнения ...
Готовность ребенка к школе. Проблемы адаптации к школе первоклассников.
Рекомендации для родителей....
программа адаптации к школе "Лесная школа"
Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, ко...
Родительское собрание в 5 классе «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников"...
Статья "Адаптация обучающихся школы-интерната при переходе из начальной школы в среднюю"
В статье рассматриваются причины возникновения трудностей в период перехода с обучения в младшей школе в среднюю в условиях школы-интерната, выявляются факторы, способствующие безболезненной адап...