Стажировочная площадка по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями.
опыты и эксперименты ( класс) по теме
Программа составлена для обучения учителей ,родителей и учащихся ,с ограниченными возможностями , расчитана на год .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stazhirovki.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
стажировки учителей - предметников по проблеме
« Дистанционное обучение детей -инвалидов»
Составитель : учитель математики Фирсова М.В.
Место проведения: МОУ СОШ №16 г. Димитровграда
Ульяновской области
Сроки проведения: сентябрь – май .
Категория слушателей: учителя - предметники.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» большое внимание уделяется обобщению передового педагогического опыта лучших педагогов и образовательных учреждений в системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Одной из моделей обобщения инновационного опыта учителей в образовательных учреждениях является создание стажёрской площадки на базе школы.
Основными целями деятельности стажерской площадки являются:
- изучение инновационных моделей организации продуктивной деятельности учителей – предметников по формированию ключевых компетенций обучающихся;
- развитие профессиональной компетентности учителей - предметников;
- разработка системы мониторинга учебных достижений обучающихся во внеклассной деятельности;
- определение дальнейшего направления развития деятельности учителей-предметников;
- проектирование на основе изученного инновационного опыта вариативных моделей педагогической деятельности, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения и педагога;
- внедрение современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс;
- анализ практической деятельности учителя через проведение «мастер-классов», обобщение передового педагогического опыта.
Реализация программы позволит повысить уровень профессиональной компетентности учителей - предметников вопросах как:
− изучение актуальных проблем развития образования в аспекте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
− реализация целей предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- методика подготовки и проведения современного урока;
− совершенствование предметных умений (расширение теоретических знаний) ; решение практических и расчетных задач разного уровня сложности; выделение общих и специфических методов, алгоритмов, приемов выполнения заданий контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена );
− применение современных образовательных и информационных технологий обучения для решения различных дидактических и методических задач при обучении .
- организация стажировки педагогов школ , внедряющих дистанционное обучение детей – инвалидов.
В МОУ СОШ №16 г.Димитровграда накоплен определенный опыт по модернизации системы образования в дистанционном обучении . И на стажерской площадке смогут получать практическую помощь педагоги школ, внедряющих дистанционное обучение детей- инвалидов.
На стажёрских площадках осуществляется освоение технологий передачи опыта, методов обучения людей, оказание им консультативной помощи по использованию передового опыта.
В ходе проведения занятий на стажерской площадке по работе с детьми –инвалидами предполагаются различные виды деятельности:
- презентация инновационной модели системы работы Фирсовой М.В. , учителя математики МОУ СОШ № 16 г. Димитровграда Ульяновской области ;
- посещение уроков с целью изучения инновационных моделей организации образовательного процесса;
- участие в практикумах, «круглых столах» по анализу и оценке индивидуальной педагогической деятельности учителей-предметников
- проведение итогового учебно-методического семинара по проблеме стажировки.
Занятия на стажёрской площадке проходят в форме практикумов, лекций и семинаров , консультаций.
Основными формами организации стажёрской площадки являются презентация педагогического опыта; посещение учебных занятий, уроков, внеклассных мероприятий; индивидуальные консультации; «круглые столы»; практические занятия; «мастер-классы»; творческие лаборатории.
Программа рассчитана на 18ч: лекции – 3 ч., семинары – 4 ч ., практические занятия – 6 ч., групповые консультации – 3 ч., личные консультации – 2 ч.
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖЕРСКОЙ ПЛОЩАДКИ
1. Творческая педагогическая мастерская. Самообразование как необходимое условие профессионального становления педагога.
Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки РФ , регулирующие современное образование. Самообразование учителя: мотивы, этапы, достижения, основные направления. Формы самообразования учителя: распространение и обобщение передового педагогического опыта; методическое портфолио.
Семинар «Презентация инновационной модели системы работы учителя-по дистанционному обучению детей-инвалидов».
2. Эксперимент и его место в преподавании дисциплин математического цикла.
Понятие «наблюдение», «эксперимент». Факторы и условия, влияющие на эффективность педагогического эксперимента. Тема эксперимента, ее актуальность. Функции и роль школьного эксперимента . Демонстрационный эксперимент и его значение в преподавании математики. Особенности организации работы с детьми-инвалидами в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Практическое занятие. «Практикум по применению компьютерного оборудования для обучения детей-инвалидов ».
Современный урок как одно из условий формирования исследовательской и информационной компетентности обучающихся. Требования (дидактические, психологические, гигиенические, технические) к современному уроку. Формы и методы проведения урока. Организация различных видов деятельности обучающихся на уроке. Виды анализа уроков: самоанализ, текущий, аспектный, системный. Обмен опытом учителей – стажеров по данному направлению работы.
Практическое занятие «Посещение открытого урока с последующим анализом». Моделирование учебного занятия по предложенной структуре».
Консультации по работе учителя в учебной среде( оформление личной страницы, использование встроенных шкал оценок, использование новостной рассылки, контроль результатов учебной деятельности учеников , отслеживание активности учеников на курсе).
Подведение итогов работы стажерской площадки учителей-предметников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Форма контроля | Примечание | |||||
лекции | Семинары | Практические занятия | Групповые консультации | Личные консультации | |||||
1 | Творческая педагогическая мастерская. Самообразование как необходимое условие профессионального становления педагога. «Презентация инновационной модели системы работы учителя-мастера». | 6 | 1 | 2 | 2 | 1 | |||
1.1. | Эксперимент и его место в преподавании дисциплин . Практическое занятие. «Практикум по работе учителя в учебной среде» | 6 | 1 | 2 | 2 | 1 | |||
1.2. | Современный урок как одно из условий формирования исследовательской и информационной компетентности обучающихся. Методика проведения урока с использованием Компьютерных технологий Практическое занятие «Посещение открытого урока с последующим анализом». Моделирование учебного занятия по предложенной структуре». | 6 | 1 | 2 | 2 | 1 | |||
ИТОГО | 18 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Степанов П.Г. : Организация обучения учащихся с применением
дистанционных образовательных технологий. Использование среды Интернет-школы и I-школы в дистанционном обучении детей-инвалидов.
http://edurt.ru
2. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 4. –с. 2-7.
3. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 3. с. 2-8.
4. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144с.
5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272с.
6. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224с.
Журналы:
1. Журнал «Современный урок». – М.: «Педагогический поиск», 2008-2010.
2. Журнал «Профильная школа». – М.: «Русский журнал», 2008-2010.
3. Журнал «Мастер-класс: Приложение к журналу «Методист». – М., 2008-2010.
Приложение
- Введение. Лекция « Дистанционное обучение детей-инвалидов»
В каждой школе существует специфическая группа учащихся:
- дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу;
- дети, которые вынуждены пропускать уроки во время обострения хронических заболеваний;
- дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения.
Эти дети требуют индивидуального подхода к себе в процессе обучения.
Конечно, процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен – действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции и проч.
Другое дело – обучение детей-инвалидов. Здесь могут возникнуть осложнения, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка-инвалида: стеснение сверстников, чувство психологического дискомфорта, трудности с физическим перемещением из кабинета в кабинет и т.п. Кроме того, не секрет, что некоторые школы не горят желанием принимать на учебу таких детей.
Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов должна выступить система дистанционного обучения.
Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход. Часто такие дети требуют некоторой специфики при обучении и т.п. И это может дать ребенку-инвалиду дистанционное обучение, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Таким образом, дистанционное обучение этой категории учащихся необходимо в силу специфики психического развития ребенка и системы образования. И ориентация образования детей-инвалидов по дистанционной форме обучения – вполне логична и оправдана.
И вопрос о скорейшем «узаконивании» дистанционной формы обучения стоит сегодня на повестке дня.
Все, о чем было сказано выше, подходит и при рассмотрении вопросов организации дистанционного обучения инвалидов в широком смысле – обучение в высших учебных заведениях, на профессиональных курсах, при повышении квалификации и переквалификации и т.п.
Главная проблема, связанная с организацией дистанционного образования для инвалидов, является слабая проработка психологической стороны обучения в этой системе. Но это задача психологов.
дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды, дистанционная форма обучения, дистанционное обучение, дистанционное обучение детей-инвалидов, индивидуальный подход, образование детей-инвалидов, образовательная среда, обучение, обучение детей-инвалидов, организация дистанционного обучения инвалидов, процесс обучения, ребенок с ограничееными возможностями, ребенок-инвалид, система образования, системы дистанционного обучения
Методика дистанционного обучения
При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя.
При дистанционном обучении общение между учащимся и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций. В практике применения дистанционного обучения используются методики дистанционного обучения – методика синхронного дистанционного обучения и методика асинхронного дистанционного обучения.
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение.
С развитием дистанционного обучения, когда общение между учащимся и преподавателем происходит не лицом к лицу в учебной аудитории, а преимущественно за компьютерным терминалом на разных концах сетевого кабеля, о синхронных и асинхронных методиках дистанционного обучения заговорили с точки зрения применимости тех или иных методик для повышения эффективности обучения и обучаемости. При этом разные методики обучения предполагают различную нагрузку на каждого из участников учебного процесса дистанционного обучения.
Так, синхронная методика дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие преподавателя и учащегося и, таким образом, большую нагрузку и на учащегося, и на преподавателя (тьютора). Преподаватель выступает своего рода «тягачом», вовлекающего и «тянущего» за собой своих учащихся.
При асинхронной методике дистанционного обучения больше ответственности за прохождение обучения возлагается на учащегося. Здесь на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа обучения. Преподаватель (тьютор) при асинхронной методике дистанционного обучения выступает консультантом, но в меньшей степени, чем при синхронной методике дистанционного обучения.
В последнее время большинство специалистов пришли к выводу, что наибольшей эффективности при дистанционном обучении можно достичь при использовании смешанных методик дистанционного обучения. Существует термин смешанное дистанционное обучение, который подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронной методики дистанционного обучения, так и из элементов асинхронной методики дистанционного обучения, асинхронная методика, дистанционное обучение, методика асинхронного дистанционного обучения, методика дистанционного обучения, методика обучения, методика синхронного дистанционного обучения, программа обучения, синхронная методика, смешанная методика дистанционного обучения, смешанное дистанционное обучение, учебный процесс
Разработка дистанционных курсов
Главной проблемой при разработке дистанционных курсов и внедрении их в учебный процесс является методическое обеспечение дистанционного обучения. Методическое обеспечение дистанционного обучения отвечает за разработку дистанционных курсов и организацию самого процесса дистанционного обучения.
Основным камнем преткновения в развитии и популяризации дистанционного обучения является отсутствие методических разработок по подготовке учебных материалов для систем дистанционного обучения.
Ведь разработке дистанционных курсов для дистанционного обучения – это не просто перенос существующих у преподавателя печатных материалов в электронную форму для занесения в систему дистанционного обучения и обеспечения учащихся необходимыми учебными материалами.
Сам учебный курс, предназначенный для системы дистанционного обучения, должен быть построен по блочно-модульному принципу (для согласования программ дистанционного обучения с существующими учебными программами, приведенных к современным требованиям и требованиям Болонского процесса) в виде отдельных тем, образующих логически структурированную иерархию, приспособленную для организации поисковой системы. В тексте курса должны быть созданы необходимые гипертекстовые связи, отражающие ключевые слова, термины, основные понятия, алфавитно-предметный указатель и т.п. Необходимой составляющей электронного учебного курса для системы дистанционного обучения является электронный словарь – глоссарий.
Глоссарий дистанционного курса имеет прямые ссылки на определения в конце курса, ссылки на имеющиеся электронные словари в Интернете, ссылки на размещенные на сайтах электронных пособий и др.
Перечень используемой литературы должен иметь внешние гипертекстовые связи к электронной библиотеке непосредственно системы дистанционного обучения, библиографическим указателям подключаемых и внешних библиотек, различных информационных центров и т.п.
Учебный материал для дистанционного курса должен предоставлять возможность учащимся использовать различные варианты работы с ним: от традиционного чтения страниц электронного курса в интерактивном режиме до выбора отдельных фрагментов дистанционного курса и копирования их на компьютер учащегося.
Для создания условий эффективного поиска необходимых тем и элементов текста необходимо использовать разделы «Содержание», «Алфавитно-предметный указатель», «Глоссарий» и др. Из «Содержания» должен обеспечиваться доступ к любому тематическому элементу.
Основной принцип разработки дистанционных курсов для системы дистанционного обучения – максимально полная проработка материала, создание достаточного количества внутренних и внешних связей, а также представление учебного материала в виде, наиболее эффективном для использования учащимся в дистанционном обучении. Это позволяет организовать эффективный и быстрый доступ учащегося к необходимой ему информации.
Выбор такой формы представления учебного материала для дистанционного обучения обусловлен возможностью выбора учащимся нужной темы и самостоятельном изучении ее в индивидуальном темпе. При этом учащемуся даются рекомендации по изучению дистанционного курса, доступ к заданиям для контроля и перечень литературы к дистанционному курсу.
04.05.2010 в Внедрение дистанционного обучения | тэги: глоссарий, дистанционное обучение, дистанционный курс, Интернет, методическое обеспечение, программа дистанционного обучения, разработка дистанционных курсов, система дистанционного обучения, учебный курс, учебный материал, учебный процесс, электронная библиотека, электронное пособие, электронный курс, электронный словарь
4 Применение дистанционного обучения в школе.
Часть 1
Дистанционное обучение – это совокупность образовательных технологий, направленных на организацию обучения путем взаимодействия учащегося и преподавателя независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе современных педагогических и информационных технологий.
Цель дистанционного обучения – предоставление учащимся возможности освоения учебных программ непосредственно по месту жительства или временного их пребывания, получения знаний по дополнительным образовательным программам. Как правило, дистанционное обучение – индивидуальная форма обучения.
Основными дистанционными образовательными технологиями являются:
- кейс-технология,
- интернет-технология,
- телекоммуникационная технология.
Эти технологии применяются как отдельно, так и в сочетании основных видов технологий.
Учебный процесс по дистанционной форме обучения школа может осуществлять как самостоятельно, так и в составе объединения школ.
Школа может реализовать дистанционное обучение или по нескольким предметам, или в полном объеме дистанционного обучения. Как правило, если 70…80 % дисциплин в школе будут реализованы в объеме дистанционного обучения, то можно говорить о том, что школа может реализовать обучение учащихся на основе дистанционной формы обучения.
При дистанционном обучении школа нуждается в электронной системе обучения (программном обеспечении) – системе дистанционного обучения, посредством которой обеспечит каждому учащемуся возможность доступа к средствам дистанционного обучения в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.
Для обеспечения дистанционной формы обучения используются такие средства дистанционного обучения, как:
- информационные ресурсы,
- специализированные учебники, в т.ч. электронные,
- мультимедийное сопровождение,
- электронные учебно-методические комплексы (компьютерные программы, лабораторные работы, тестирующие программы, учебные видеофильмы, аудиозаписи, другие материалы, адаптированные для передачи по информационным каналам связи).
Основой информационных баз данных для систем дистанционного обучения в школе являются методики и технологии, отвечающие современному уровню требований по организации и ведению учебного процесса и соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов.
Дистанционное обучение нуждается в информационной поддержке учебного процесса, которая включает в себя издания на различных типах носителей: основной учебной и учебно-методической литературы; периодических изданий; научной литературы и прочее.
При дистанционном обучении школа оказывает учащимся учебно-методическую помощь путем консультаций педагогами с использованием компьютерных сетей и телекоммуникационных технологий.
Доступ учащихся к системе дистанционного обучения школы обеспечивается посредством средств телекоммуникации.
26.04.2010 в Внедрение дистанционного обучения | тэги: дистанционная форма обучения, дистанционное обучение, Интернет-технология, информационные ресурсы, информационные технологии, кейс-технология, компьютерные сети, применение дистанционного обучения, программное обеспечение, система дистанционного обучения, средства дистанционного обучения, телекоммуникационная технология, учебные программы, учебный процесс, школа, электронные системы обучения
Оставьте комментарий
5 Применение дистанционного обучения в школе.
Часть 2
Как правило, учащимся, занимающимся по дистанционной форме обучения, школа (преподаватели) предоставляет консультации, осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащихся.
Школа (преподаватели) осуществляет текущий контроль и промежуточную аттестацию учащихся через систему дистанционного обучения с использованием модуля идентификации личности. Итоговая аттестация может осуществляться и традиционными методами.
Преподаватели, осуществляющие дистанционное обучение, могут быть сотрудниками как одной школы, так и других школ, проживать в разных населенных пунктах. Учебный процесс объединен организационно и методически средствами телекоммуникаций.
Для реализации в полном объеме дистанционного обучения школе необходимы:
- наличие электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине либо специальных кейсов (индивидуальных комплектов учебно-методических материалов с использованием мультимедийных средств);
- наличие специальной корпоративной информационной системы документооборота (в т.ч. электронного), полностью обеспечивающей администрирование учебного процесса;
- наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в новой среде;
- наличие специальных (в т.ч. электронных) форм проверки знаний учащихся.
При организации дистанционного обучения необходимо вести учет результатов учебного процесса и внутренний документооборот в электронном виде с применением систем идентификации (аутентификации) и/или электронной цифровой подписи.
Для реализации дистанционного обучения школа должна обладать телекоммуникационными каналами достаточной пропускной способности, быть оснащенной компьютерным и мультимедийным оборудованием.
Если учебный план предусматривает лабораторные и практические занятия, то школа предоставляет учащимся возможность либо участия в этих занятиях реально, либо виртуально (с использованием программного обеспечения или системы телеконференций или видеороликов). Школа для ведения дистанционного образования должна располагать специально оборудованными помещениями.
Для осуществления дистанционного обучения школа должна организовать профессиональную переподготовку или повышение квалификации своих преподавателей и учебно-вспомогательного персонала.
Предельная численность учащихся, для которых ведется дистанционное обучение, рассчитывается школой самостоятельно на основе существующих нормативных документов и индивидуального плана преподавателей, а также с учетом применяемой дистанционной образовательной технологии.
27.04.2010 в Внедрение дистанционного обучения | тэги: дистанционная форма обучения, дистанционное образование, дистанционное обучение, документооборот, применение дистанционного обучения, программное обеспечение, система дистанционного обучения, система документооборот, теле, учебный процесс, школа, электронная цифровая подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье описан опыт реализации дистанционной модели образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Описаны используемые методы и приёмы работы, возникающие затруднения и используемые с...
Статья "Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями"
В статье указаны методы с детьми с ОВЗ. Как добиться результатов при сдаче ЕГЭ по математике. В 2012 году они его успешно сдали и поступили в институты....
Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ « Средняя общеобразовательная школа №3» города Пикалёво.
О проблемах образования детей с ограниченными возможностями здоровья много говорят и пишут. Но что именно необходимо сделать, чтобы «расширить» границы «ограниченных возможностей» таких детей, поддерж...
Стажировочная площадка по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями.
Обучение по дистанционному образованию детей ,учителей и их родителей ....
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....
«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....