ДОМАШНИЕ ЗАНЯТИЯ ФОРТЕПИАНО.
учебно-методический материал ( класс) на тему
Рекомендации родителям о том как научить ребенка заниматься дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley.docx | 9.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОМАШНИЕ ЗАНЯТИЯ ФОРТЕПИАНО.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
Рекомендации адресованы родителям начинающих музыкантов. Я хочу коснуться очень важного момента, пожалуй, самого важного, на начальном этапе обучения маленького пианиста. Как же правильно себя повести, когда ваш ребёнок делает первые шаги в мире музыки? Как помочь, а не навредить процессу становления музыканта? Как не дать навредить своему ребёнку другим: нечуткой нянечке, строгой бабушке или слишком требовательному педагогу?
Итак, первое: поощрять малыша — пианиста.
Все мы по природе своей от рождения музыкальны. И любой ребёнок интуитивно тянется к миру звуков: он изначально ему интересен. Будь то просто шумы, пение птиц или мамин голос. И очень важно сохранить и усилить, а не убить этот изначальный интерес ребёнка к миру музыкальных волшебных звуков! Как это сделать? Нельзя быть очень строгими, без конца требовать и ругать.
Малыш прислушивается к звукам фортепиано: как-то по-своему сыграл ноту или не так нажал на клавишу… Ни в коем случае нельзя инициативу ребёнка обрывать и тут же поправлять! Так можно убить в зачатке желание играть на фортепиано. Сначала надо его похвалить, поощрить и вместе с ним порадоваться процессу, тому, как звучит нота, а потом осторожно и ненавязчиво поправить.
Второе: не циклиться на постановке рук.
Есть преподаватели, которые на этом сильно зациклены. Постановка рук процесс бесконечный. И если вы думаете, или ваш преподаватель, что руки можно поставить за год — два, а потом счастливо играть всю жизнь, то это не так. Увы, а точнее, к счастью, постановка рук пианиста продолжается на разной технике и на разных уровнях сложности. Каждый раз приходиться приспосабливаться к новым приёмам игры, находить заново ещё более удобное положение рук. И в этом нет ничего страшного. Лучше дать малышу возможность приспособиться и найти удобные положения рук под контролем чуткого профессионала. Хороший преподаватель учтёт анатомические и физиологические особенности начинающего пианиста.
И ещё : не игнорировать пожелания ребёнка!
Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не игнорировать пожеланий начинающего музыканта. Он может сам что-то заиграть своё: сочинять или импровизировать. Пусть вам покажется это смешным или неблагозвучным, но ребёнок это слышит по-другому. Детское восприятие совсем иное, чем у взрослого, оно не заштамповано. Поэтому радуйтесь, даже если вам не нравится импровизация ребёнка. Радуйтесь, что он творит!
Если у него два-три произведения, и он хочет с какого-то конкретного начать, не сопротивляйтесь! Пусть играет сначала "Танец Мишек", а не "Вальс зайчиков", пусть проявляет инициативу. Да и порой дети лучше взрослых знают: с чего им удобней и легче начать или продолжить занятие. У меня были случаи, что ребёнок сам выбрал для разбора пьесу: пальцем ткнул в ноты, сам разобрал. И она ему очень нравилась! Ну просто счастье малыша и родителей, а также моё :). А ваша задача грамотно корректировать процесс и не давать ему выйти за рамки урока музыки.
Что сделать, чтобы ребёнок сел за фортепиано?
Если ребёнку 5-ть -7-мь лет, то попросту напомнить и проследить, чтобы он сел за фортепиано. Это задача родителей. Если задания чётко прописаны преподавателем, то прочитать их (для себя). А затем напомнить малышу, чем ему надо позаниматься: что повторить, а что выучить. И издалека понаблюдать делает ли он что-то.
Вникать в процесс необязательно, преподаватель сам поправит, если что-то не так. Основная и главная цель уже достигнута: ребёнок занимается дома сам, в домашних условиях, без преподавателя и без непосредственной помощи родителей. Такой подход приучает с детства к самостоятельным занятиям и входит в привычку уже с раннего возраста.
Сядет ли ребёнок заниматься фортепиано сам?
Давайте подумаем, в каком случае вообще ребёнок 6-ти — 10-ти лет сядет чем-либо заниматься самостоятельно? Пусть это не фортепиано, а математика или рисование, к примеру. Ответ напрашивается сам собой: если занятие для ребёнка приятно, он вспомнит о нём и без помощи родителей :).
Что же это за занятия? У каждого ребёнка свои увлечения: у кого-то порисовать, у кого-то поиграть в компьютерную игру. Кому-то нравится числа складывать, а кому-то петь, пеленать кукол или катать по полу машинки. То есть, это может быть любое занятие, чем угодно. Но!
Только пока оно не напрягает!!
Пока не заставляет регулярно концентрировать внимание и дополнительные силы и учиться тому, чего ещё малыш делать не умеет! Ребёнку может нравиться лепить из пластилина то, что получается. Но как только ему придётся учиться делать это красиво и правильно, — это тоже начнёт напрягать.
Та же история будет и в математике и в музыке и в других предметах. И о таких занятиях он сам не вспомнит :) и не сядет за них. :(
Что сделать, чтобы ребёнок сел за фортепиано?
Если ребёнку 5-ть -7-мь лет, то попросту напомнить и проследить, чтобы он сел за фортепиано. Это задача родителей. Если задания чётко прописаны преподавателем, то прочитать их (для себя). А затем напомнить малышу, чем ему надо позаниматься: что повторить, а что выучить. И издалека понаблюдать делает ли он что-то.
Вникать в процесс необязательно, преподаватель сам поправит, если что-то не так. Основная и главная цель уже достигнута: ребёнок занимается дома сам, в домашних условиях, без преподавателя и без непосредственной помощи родителей. Такой подход приучает с детства к самостоятельным занятиям и входит в привычку уже с раннего возраста.
Музыка требует невероятной концентрации внимания, хорошей координации движений тела. Хорошо налаженной связи телодвижений с командами головного мозга. Мозг даёт сигналы – нервные импульсы, которые совершают путь к внешним рецепторам кончиков пальцев в виде команды «как играть».
Мозг отвечает за правильно выбранные и исполненные приёмы игры, и качество звука. Очень важно, чтобы команды дошли правильно до рук и внешних рецепторов подушечек пальцев. Поэтому посадка за инструментом должна быть свободной и удобной, чтобы каналы, отвечающие за нервные импульсы, нигде не блокировались.
Отсюда и пляшем, при выборе времени для занятий музыкой!
Для того чтобы выбрать правильное время для занятий музыкой, подумайте, вспомните и проанализируйте, когда Ваш ребёнок лучше концентрирует внимание и у него лучше работает голова. Потому как «без головы» за инструментом делать нечего, тем более за фортепиано. Играть на пианино – это высокоинтеллектуальный труд.
Все мои ученики по-разному выбирают время для занятий: кто-то с утра и даже до завтрака. А кому-то удобней вечером, когда всё заботы позади. Зависит и от того: «сова» вы или «жаворонок». А у ребёнка особенно должна быть свежая голова во время занятий – это самый важный момент! Например, после школы и после прогулки – небольшого отдыха.
О чём ещё необходимо помнить:
Кому-то удобнее сначала сделать уроки, чтобы они не висели «дамокловым мечом» над головой, которая нам нужна, свежей. И очень важно не лишать ребёнка любимых увлечений из-за музыки. Кружка: «Умей-ка», факультатива по рисованию или долгожданного мультсериала.
Такие лишения могут негативно сказаться на концентрации внимания и вызвать рассеянность и нежелание заниматься музыкой. Если ребёнок устал и раздражён, то бесполезно его заставлять заниматься. От таких занятий пользы почти никакой. Лучше дать ему отдохнуть и возобновить занятия после отдыха.
Что ж, удачи в выборе времени занятий музыкой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие навыков чтения с листа на занятиях фортепиано"
Методическая разработка по развитию навыков чтения с листа на уроках фортепиано....
Развитие навыка чтения с листа на занятиях фортепиано.
Методическая разработка посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры....
Формирование навыка педализации на занятиях фортепиано.
В данной работе я говорю о том,что если в работе с учащимися фортепиано использоватьразвивающие методы, направлять внимание на фактурный анализ особенностей педализации в музыкальном произведении и сл...
Домашние занятия фортепиано. Правила и советы.
Как дома усадить ребёнка заниматься фортепиано?Как правильно ребёнку выбрать время для занятий музыкой?Организация домашних занятий.Правильные домашние занятия музыкой....
Статья "Как сделать выполнение домашних занятий по фортепиано праздником, а не наказанием?"
Из личного опыта учителя по фортепиано. Выполнения домашних занятий – это вечный камень преткновения между учителем и учеником, ребёнком и родителем. Чего только мы не делаем, что бы усадить наших люб...
СТАТЬЯ На тему: Теоретические основы реализации культурологического подхода в классе специального фортепиано (на примере занятий фортепиано в начальных классах гимназии)
В данной статье рассматриваются такие понятия, как "культура", "культурологический подход", "культурология". Возникновение культурологии, ее методы, направления,разновидн...
Некоторые методы организации домашних занятий учащихся ДМШ и ДШИ по классу фортепиано
Советы для родителей и учеников по организации домашних занятий...