Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе
статья ( класс) на тему

Поваляева Галина Александровна

В статье описывается необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми логопатами, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, логоритмику. И предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии; артикуляционный аппарат; дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логопедический массаж, кинезеологические упражнения, логоритмика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Г.А.Поваляева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 201» ОАО «РЖД»

В статье описывается необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми логопатами, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, логоритмику. И предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии; артикуляционный аппарат; дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логопедический массаж, кинезеологические упражнения, логоритмика.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Здоровье человека, его адаптация и социализация в окружающей экологической и социальной среде, а также диагностика и коррекция находятся на первом плане многих конференций, семинаров и мастер классов.

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения – здоровье является  состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не  только отсутствием болезней или физических дефектов. Обладание же наивысшим уровнем здоровья является одним из основных прав  всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения. В особый пункт как фактор первостепенной важности выделено здоровое развитие ребёнка.

Принято рассматривать несколько основных видов и понятий здоровья: общее здоровье, общественное здоровье, психическое здоровье и здоровый образ жизни (Устав ВОЗ, 1946, Дубровин, 2005; Творогова, 2007). Общее здоровье – это состояние оптимальной работоспособности индивида в смысле эффективного исполнения ролей и задач, соответствующих его социальному статусу, и при котором тело функционирует без помех при максимально допустимых нагрузках. Общественное здоровье (Public Health as a resource) – это здоровье населения, оцениваемое по совокупности медико-демографических параметров на групповом и популяционном уровнях. Под психическим здоровьем (mental health) подразумевается состояние психики, обеспечивающее гармоничное, успешное, устойчивое, гибкое функционирование организма в трудных ситуациях. Под здоровым образом жизни принято понимать поведение, укрепляющее или поддерживающее здоровье с объективной и субъективной точки зрения. Таким образом, здоровьесбережение  - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда,  становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В коррекционной работе используются как традиционные, так и нетрадиционные методы.  Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

 Опираясь на труды учёных значительную роль, отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и др.).  

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры.

В работе с детьми я применяю различные здоровьесберегающие технологии, которые можно классифицировать на несколько видов.         Изучая педагогический опыт коллег, я встретила различное описание системы применения подобных технологий. В процессе коррекционной работы  возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Неотъемлемой и очень важной частью коррекционной работы является дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения.  Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
        Также на логопедических занятиях по развитию диафрагмального дыхания использую  программу Комфорт ЛОГО «Здоровье», режим «Лого» этот тип занятия предназначен для работы с детьми, имеющими заикание и нарушенное дыхание.

Одной из форм оздоровительной работы, является артикуляционная гимнастика  регулярное ее выполнение  помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

           С.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение». Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.

Большие возможности в здоровьесбережении детей представляет логопедический массаж. Он представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.  Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.  Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. Наряду с массажем, который проводится логопедом, можно обучить ребенка самомассажу. Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Сначала демонстрирую самомассаж ребенку перед зеркалом, затем тренируемся опираться только на ощущения. Например: Упражнения на самомассаж мышц лица:  - «Рисуем дорожки» - движение пальцев от середины лба к вискам, - «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине, -

С успехом используется кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание, облегчают процесс чтения и письма, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. В своей работе применяем такие упражнения как "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос", "Лезгинка", "Замок"  и т.д. Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Существует огромное количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики. Все их можно условно разделить на блоки: - развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта,   -развитие кинетического компонента двигательного акта, динамическая координация движений, - развитие реципрокной координации движений рук.

Следующий метод, который используется в коррекционной работе  Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Для организации коррекционно-образовательного и оздоровительного процесса с детьми используется игровая гимнастика (логоритмика)  для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими. Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти. В своей работе я использую хорошо зарекомендовавшую себя методику логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е.А. Алябьевой. Эти упражнения носят разнообразную направленность. Они нормализуют темп и ритм речи, развивают словарь, автоматизируют звукопроизношение у детей с дизкомпонентом.

С успехом применяю метод биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.  Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Особенно эффективен данный прием в работе с детьми с дизартрией, заиканием, органическими поражениями ЦНС. Удобен этот вид работы так же тем, что к традиционным упражнениям артикуляционной гимнастики можно подобрать движение руки и обыграть его в соответствии с темой и этапом занятия. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает.        Таким образом, практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка имеющего речевые нарушени.

Библиографический список

  1. Золотухина И.П. К вопросу  о педагогическом моделировании здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения  // «Совет ректоров»,  ООО «Образование3000», 2013, №6 (73-76)
  2. Золотухина И.П. От классификации к структуре населения Хакасии в этническом измерении // Этнический и духовный потенциал культуры родного края. Изд-во ГОУ ДПО ХРИПКиПРО «РОСА»,2010.-148с.  (78-85)
  3. Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 479 с.
  4.  Журавлёва С.Н. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике детского сада // Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях: материалы VIII Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 года, г.Томск/ под редакцией А.В.Ящук, Т.И.Соврасовой, С.А.Коротковой. – Томск: ЦНТИ, 2015. – 304 с.
  5.  Поваляева Г.А., Замотаева С.Ю.Использование технологии речедвигательной ритмики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения // Развитие социально устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования в Республике Хакасия: сборник материалов Межрегиональных научно-практических конференций. Часть II / под общей ред. М.Я.Добря, О.Ф.Горбуновой. – Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», 2011. – 316 с.
  6. Организационно-педагогическое применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда в специализированной группе. Учитель-логопед МБДОУ Светлана Железнова  06.01.2015  http://www.myshared.ru/slide/725720/.
  7. Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда МБДОУ «Детский сад 36» г. Краснокамск Учитель – логопед: Коломиец Н.А.  Григорий Успенский. 06.01.2015 http://www.myshared.ru/slide/492567/.
  8. Использование элементов здоровьесберегающих технологий в логопедической практике Акифьева Т.В., Бельская С.Г., Давыдова В.Ю.  http://festival.1september.ru/articles/612835/

THE USE OF MEDICAL TECHNOLOGY IN THE WORK WITH CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

G. A. Povolayeva

Katanov Khakass State University, Private preschool educational institution "kindergarten No. 201" JSC "RZD"

This article describes the need for a comprehensive health and correctional work with children logopatami, which includes muscle relaxation, breathing exercises, articulation exercises, finger exercises, exercises for development of higher mental functions (attention, memory, thinking), p.t.breaks by, logoritmiku. And implies not only speech disorders correction, but the identities of children in General. Among pupils with problems in speech development of a high percentage of those who have had problems with the development of gross and fine motor skills, memory, attention, and often thinking. The trend towards deterioration of speech preschoolers, lowering the level of communicative skills (A.g. Arushanova, o.s. Ushakova, T.a. Tkachenko, Yu.v., Shipitsina L.m. Fillipova)-all this determines the need to improve knowledge about the importance of developing remedial work and speech development in children.

Key words: health-preserving technology, machine made, respiratory gymnastics, pal′čikovaâ gymnastics, logopedic massage, kinezeologičeskie exercises, logoritmika.



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Г.А.Поваляева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 201» ОАО «РЖД»

В статье описывается необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми логопатами, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, логоритмику. И предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии; артикуляционный аппарат; дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логопедический массаж, кинезеологические упражнения, логоритмика.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Здоровье человека, его адаптация и социализация в окружающей экологической и социальной среде, а также диагностика и коррекция находятся на первом плане многих конференций, семинаров и мастер классов.

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения – здоровье является  состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не  только отсутствием болезней или физических дефектов. Обладание же наивысшим уровнем здоровья является одним из основных прав  всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения. В особый пункт как фактор первостепенной важности выделено здоровое развитие ребёнка.

Принято рассматривать несколько основных видов и понятий здоровья: общее здоровье, общественное здоровье, психическое здоровье и здоровый образ жизни (Устав ВОЗ, 1946, Дубровин, 2005; Творогова, 2007). Общее здоровье – это состояние оптимальной работоспособности индивида в смысле эффективного исполнения ролей и задач, соответствующих его социальному статусу, и при котором тело функционирует без помех при максимально допустимых нагрузках. Общественное здоровье (Public Health as a resource) – это здоровье населения, оцениваемое по совокупности медико-демографических параметров на групповом и популяционном уровнях. Под психическим здоровьем (mental health) подразумевается состояние психики, обеспечивающее гармоничное, успешное, устойчивое, гибкое функционирование организма в трудных ситуациях. Под здоровым образом жизни принято понимать поведение, укрепляющее или поддерживающее здоровье с объективной и субъективной точки зрения. Таким образом, здоровьесбережение  - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда,  становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В коррекционной работе используются как традиционные, так и нетрадиционные методы.  Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

 Опираясь на труды учёных значительную роль, отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и др.).  

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры.

В работе с детьми я применяю различные здоровьесберегающие технологии, которые можно классифицировать на несколько видов.         Изучая педагогический опыт коллег, я встретила различное описание системы применения подобных технологий. В процессе коррекционной работы  возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Неотъемлемой и очень важной частью коррекционной работы является дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения.  Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
        Также на логопедических занятиях по развитию диафрагмального дыхания использую  программу Комфорт ЛОГО «Здоровье», режим «Лого» этот тип занятия предназначен для работы с детьми, имеющими заикание и нарушенное дыхание.

Одной из форм оздоровительной работы, является артикуляционная гимнастика  регулярное ее выполнение  помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

           С.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение». Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.

Большие возможности в здоровьесбережении детей представляет логопедический массаж. Он представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.  Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.  Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. Наряду с массажем, который проводится логопедом, можно обучить ребенка самомассажу. Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Сначала демонстрирую самомассаж ребенку перед зеркалом, затем тренируемся опираться только на ощущения. Например: Упражнения на самомассаж мышц лица:  - «Рисуем дорожки» - движение пальцев от середины лба к вискам, - «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине, -

С успехом используется кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание, облегчают процесс чтения и письма, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. В своей работе применяем такие упражнения как "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос", "Лезгинка", "Замок"  и т.д. Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Существует огромное количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики. Все их можно условно разделить на блоки: - развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта,   -развитие кинетического компонента двигательного акта, динамическая координация движений, - развитие реципрокной координации движений рук.

Следующий метод, который используется в коррекционной работе  Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Для организации коррекционно-образовательного и оздоровительного процесса с детьми используется игровая гимнастика (логоритмика)  для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими. Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти. В своей работе я использую хорошо зарекомендовавшую себя методику логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е.А. Алябьевой. Эти упражнения носят разнообразную направленность. Они нормализуют темп и ритм речи, развивают словарь, автоматизируют звукопроизношение у детей с дизкомпонентом.

С успехом применяю метод биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.  Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Особенно эффективен данный прием в работе с детьми с дизартрией, заиканием, органическими поражениями ЦНС. Удобен этот вид работы так же тем, что к традиционным упражнениям артикуляционной гимнастики можно подобрать движение руки и обыграть его в соответствии с темой и этапом занятия. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает.        Таким образом, практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка имеющего речевые нарушени.

Библиографический список

  1. Золотухина И.П. К вопросу  о педагогическом моделировании здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения  // «Совет ректоров»,  ООО «Образование3000», 2013, №6 (73-76)
  2. Золотухина И.П. От классификации к структуре населения Хакасии в этническом измерении // Этнический и духовный потенциал культуры родного края. Изд-во ГОУ ДПО ХРИПКиПРО «РОСА»,2010.-148с.  (78-85)
  3. Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 479 с.
  4.  Журавлёва С.Н. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике детского сада // Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях: материалы VIII Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 года, г.Томск/ под редакцией А.В.Ящук, Т.И.Соврасовой, С.А.Коротковой. – Томск: ЦНТИ, 2015. – 304 с.
  5.  Поваляева Г.А., Замотаева С.Ю.Использование технологии речедвигательной ритмики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения // Развитие социально устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования в Республике Хакасия: сборник материалов Межрегиональных научно-практических конференций. Часть II / под общей ред. М.Я.Добря, О.Ф.Горбуновой. – Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», 2011. – 316 с.
  6. Организационно-педагогическое применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда в специализированной группе. Учитель-логопед МБДОУ Светлана Железнова  06.01.2015  http://www.myshared.ru/slide/725720/.
  7. Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда МБДОУ «Детский сад 36» г. Краснокамск Учитель – логопед: Коломиец Н.А.  Григорий Успенский. 06.01.2015 http://www.myshared.ru/slide/492567/.
  8. Использование элементов здоровьесберегающих технологий в логопедической практике Акифьева Т.В., Бельская С.Г., Давыдова В.Ю.  http://festival.1september.ru/articles/612835/

THE USE OF MEDICAL TECHNOLOGY IN THE WORK WITH CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

G. A. Povolayeva

Katanov Khakass State University, Private preschool educational institution "kindergarten No. 201" JSC "RZD"

This article describes the need for a comprehensive health and correctional work with children logopatami, which includes muscle relaxation, breathing exercises, articulation exercises, finger exercises, exercises for development of higher mental functions (attention, memory, thinking), p.t.breaks by, logoritmiku. And implies not only speech disorders correction, but the identities of children in General. Among pupils with problems in speech development of a high percentage of those who have had problems with the development of gross and fine motor skills, memory, attention, and often thinking. The trend towards deterioration of speech preschoolers, lowering the level of communicative skills (A.g. Arushanova, o.s. Ushakova, T.a. Tkachenko, Yu.v., Shipitsina L.m. Fillipova)-all this determines the need to improve knowledge about the importance of developing remedial work and speech development in children.

Key words: health-preserving technology, machine made, respiratory gymnastics, pal′čikovaâ gymnastics, logopedic massage, kinezeologičeskie exercises, logoritmika.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

конспект НОД в подготовительной группе для детей с заиканием "Сам себе я помогу - я здоровье сберегу" (использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе)

Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия), будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками 5 - 7 лет. Это итоговое занятие, где дети показывают ...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жиз...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога;  процесс , направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка...

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

Биологическая Обратная Связь – как здоровьесберегающая технология в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ

Метод БОС – современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации. Суть метода: с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, ...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе. Зрительная гимнастика.

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. на логопедических занятиях  необходимо применять здоровьесберегающие компонен...