Родительское собрание "Наказания и поощрения в семье"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Материал для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 5 классе

«Поощрение и наказание в воспитании ребенка»

Цели:

  1. дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;
  2. обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Участники: классный руководитель, родители учащихся 5-го класса, школьный психолог.

Присутствовали: 

Подготовка.

I. Анкетирование родителей:

                         Баллы

1.        Хорошо ли вы знаете своего ребенка?

Да        3

Не очень        2

Плохо        1

  1. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?

         Круглые сутки        3

         5—6 часов в сутки        2

         1 —2 часа в сутки        1

  1. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи?

          Всегда        3

          Иногда        2

          Никогда        ]

4. Как вы поощряете своего ребенка?

          Радуетесь вместе с ним его успехам        3

          Просто хвалите        2

          Покупаете дорогие вещи, игрушки        1

     5.Как вы наказываете своего ребенка?

          Делаете вид, что вы огорчены, и не разговариваете с ним        3

          Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер                    2

          Применяете физическую силу, не разрешаете гулять                  1

Оформление, оборудование и инвентарь.

1.        На классной доске записана тема родительского собрания и цитаты:

«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний» (Я. Корчак);

«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А. Аркин).

2.        На партах для каждого родителя приготовлены листы бумаги и ручки.

Ход собрания.

I.        Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями — это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

II.        Индивидуальная работа родителей.

Сейчас я попрошу вас поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой — которыми ругаете. Прошу вас выполнить эту работу за три минуты. (Родители выполняют предложенное задание.)

Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

III. Анализ результатов анкетирования.

Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации в 1999 году было проведено изучение состояния воспитания в семье детей школьного возраста. Были опрошены родители (преимущественно женщины) из почти 2000 семей в 19 областных центрах страны. Данные исследования позволили социологам сделать выводы, один из которых свидетельствует о том, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми к ним родителями, являются «чтение морали» и окрик.

Как же наказывают своих детей родители нашего класса? Ответы на вопросы анкеты показали, что ... (приводятся данные анкеты по вопросу «Как вы наказываете своего ребенка?»).

IV. Выступление психолога

Конечно, воспитывать ребенка — нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети — не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным дня его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание — это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления — обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки — могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий — наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести. Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:

  • зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо;
  • у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать ...;
  • это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

 

V.  Стихотворение.

А сейчас я хочу предложить вам послушать  стихотворение О. Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке»:

Как-то осенью по лесу                                                                       Прокатилася молва:                                                                            

На полянке ровно в восемь                                                            Собирает всех Сова.                                                                   Побросав дела и деток,                                                                       Не закончив сбор грибов,                                                                  Кто пошел, кто полетел                                                                      На тревожный этот зов.

  • Ты не ведаешь, кума,                                                                         Чем встревожена Сова?                                                                       Может, твой Лисенок снова                                                                   В школе мучает Косого?
  • Ой, не говори, Енот,                                                                  Он и дома сущий черт.
  • Волк, дружище, твой сынок                                                                                 Не срывал Сове урок?
  • Я не знаю, может быть,                                                                         Он ведь так умеет выть!
  • А скажи-ка мне, Медведь,                                                                                        Твой сынок ведь любит петь?                                                                    Может, он Совы терпенье                                                                   Испытал «прекрасным пеньем»?
  • Не могу сказать, соседка,                                                                             Я Мишутку вижу редко.                                                                      — Нацепив очки на нос,                                                                     Задала Сова вопрос:
  • Поднимите, звери, лапы,                                                                     Кто не бил детишек, папы?                                                                 — Зашумела тут толпа:
  • Что за глупости, Сова!                                                                        Я Лисенка лишь вчера                                                                               Долго за уши драла.
  • Про медведей говорят:  .                                                                             «Он на ухо глуховат.

Я за шалости сыночка                                                                            «Приласкаю лишь пруточком.».                                                                         — Папа-заяц на пеньке,                                                                  Хрумкая морковку,                                                                                  Важно, с пафосом изрек:

—        Я же против порки!

Я косых своих детей

Лапою не трону.

По дороге каждый день

Им внушаю строго:

«Не ходите «на ушах»,        

Не грызите двери.

И хвосты своих друзей

Вы не суйте в щели» —

Протрещала тут Сорока:

—        Я в беде не одинока.                                                                           Моим детям каждый день                                                                       Все уроки слушать лень.                                                                            Коль трещат они помногу,                                                                  Я ремень беру в подмогу.                                                                          — Зашумела вновь толпа,

Кто был «против», кто был «за».                                                                Долго не могла Сова                                                                                Донести до них слова:

—        Я прошу вас, звери — мамы,                                                            А в особенности папы:                                                                  Прекратить в своей семье                                                                 Воспитанье «на ремне».                                                                               Ваши дети так привыкли

К выволочкам за проступки,                                                                      Что от нас, учителей,                                                                                              Ждут таких же вот вещей.

  • Как не бить? — сказал Енот.
  • Да, да, да, — тут вторил Крот.
  • Ну, а мне, — всплакнула Белка,                                                                            — Делать что с своей пострелкой?

Как накрасится румяной,                                                                  Подведет себе глаза                                                                                   И порхает по поляне,

Где танцует до утра. —                  

Тут родительские страсти

Накалились докрасна.

Не в Совиной было власти

Перекрыть их голоса.

... Нерешенная проблема

О битье и небитье

Стать должна несовременной,

Если мир царит в семье.

V.        Анализ результатов анкетирования.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.

Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопросы анкеты и познакомиться с тем, как часто родители нашего класса хвалят своих детей и поощряют их. (Анализ ответов родителей на вопросы анкеты.)

Как же хвалить, чтобы сохранить способность радоваться самому делу? Ответ очевиден: награждать самим этим делом, усиливая, подчеркивая радость ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, нелюбознательностью, пассивностью. Ты сумел, ты стал еще сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию. Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С. Спиваковской «Как быть родителями» из серии «Педагогика — родителям».

VI.Выступление классного руководителя

а) об успеваемости;

б) о посещаемости;

в) о поведении;

г) о питании;

д) о введении комендантского часа для детей

Классный руководитель познакомила родителей с введением комендантского часа для детей. Дети после 10 часов вечера не имеют права находиться на улице одни, они должны быть в сопровождении родителей или взрослых, у которых должно быть удостоверение личности.

VII.        Заключительный этап родительского собрания.Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "О поощрении и наказании"

В материале содержится презентация к родильскому собранию, выполненная в программе PowerPoint. Основная цель собрания: помочь родителям преодолеть непонимание собственных детей и предотвратить конфлик...

Конкурс.Родительское собрание "Меры поощрения и наказания"

laquo;Если мы до сих пор применяемпоощрения и наказания, то этопоказывает несовершенство нашегоискусства воспитания. Лучше, если                    ...

Сценарий родительского собрания Поощрение в семье

Сценарий родительского собрания Поощрение в семье...

Родительское собрание "Система поощрений и наказаний в воспитании детей"

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.Поощрение и наказание ...

Родительское собрание «О поощрении и наказании»

Родительское собрание: "О поощрении и наказании"...

Родительское собрание "Меры поощрения и наказания в современных семьях"

Конспект родительского собрания "Меры поощрения и наказания в современных семьях", памятка для родителей...

Классное родительское собрание «Безопасность ребенка вне дома. Наказание и поощрение в семье: за и против»

Классное родительское собрание«Безопасность ребенка вне дома. Наказание и поощрение в семье: за и против»...