Конкурс.Родительское собрание "Меры поощрения и наказания"
методическая разработка
«Если мы до сих пор применяем
поощрения и наказания, то это
показывает несовершенство нашего
искусства воспитания. Лучше, если
воспитатель добьётся того, чтобы
поощрения и наказания станут
ненужными». К.Д.Ушинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурс.Родительское собрание "Меры поощрения и наказания" | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Меры поощрения и наказания».
«Если мы до сих пор применяем
поощрения и наказания, то это
показывает несовершенство нашего
искусства воспитания. Лучше, если
воспитатель добьётся того, чтобы
поощрения и наказания станут
ненужными». К.Д.Ушинский.
«Всё современное воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен. Последовательно, шаг за шагом, оно стремиться усыпить всё, что является волей и свободой ребёнка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли о том нет, что будет внутренне безволен и жизненно немощен». (Януш Корчак)
Поощрение и наказание представляют возможность выражать своё отношение к поступкам и проявлениям ребёнка. Люди чаще всего руководствуются мотивом «потому что», хотя логичнее было бы использовать мотив «зачем» Вполне закономерно, что люди стремятся к конкретному результату, прикладывают определённые усилия, следуя намеченным путём. Какими мы хотим видеть своих детей? Инициативными или пассивными, настойчивыми и упорными или подчиняющимися? Что воспитываем мы в них день изо дня? Взращиваем ли мы уверенность в собственных силах и будущих успехах или в очередной раз внушаем неспособность справиться с заданием? Используя наказание и поощрение воспитатель фиксирует внимание чада на успех, либо на неудачах, таким образом, ребёнок получает важную информацию о себе, которая ложиться в основу «образа Я» и самооценки. Поощрение положительных проявлений и поступков ребёнка способствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а, следовательно, повышению его самооценки. Постоянное упоминание о недостатках и неудачах повышают неуверенность в собственных силах и внутреннюю тревожность. Какими - же мы хотим вырастить своих детей? Только определив конечный результат, мы можем правильно использовать воспитательные воздействия, а именно: поощрения или наказания.
Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А.С.Макаренко. Главный смысл наказания А.С.Макаренко видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». С таким пониманием тесно связана его идея о необходимости индивидуализации наказания и недопустимости каких бы то ни было регламентированных «шкалой»мер воздействия. Вместе с тем Антон Семёнович отстаивал необходимость выработки в коллективе определённых традиций, связанных с поощрением и наказанием. Борясь против «шкалы», по которой можно было бы поощрять и наказывать без анализа причин поступков детей и учёта их индивидуальных особенностей, А.С.Макаренко вместе с тем считал, что воспитатель должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания.
Наказания и поощрения должны строиться на точном и всестороннем учёте индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой – то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной ситуации потребности в коррекции поведения детей.
Формы и виды поощрений:
Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий детей. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создаёт приятный настрой, повышает ответственность. Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Виды поощрения могут быть различными: похвала, награда, ответственное поручение, прощение за проступок.
Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения требует дозировки и осторожности. Неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию.
- За что не следует хвалить:
Из жалости (дети это чувствуют);
Второй раз за одно и то же достижение;
За то, что достигнуто не своим трудом;
Из-за желания понравиться.
Наказание, имеет тройное значение.
Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива и т.д.
Во – первых, оно должно исправить вред, причинённый дурным поведение.. И ребёнок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь
Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.
Но третье главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определённое отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимися. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый и принимает.
Если за любую ошибку ребёнка ждёт наказание и ничего больше, ребёнок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Очень важно помогать ребенку разобраться в причинах случившегося, независимо от того, насколько серьёзным был проступок. Помогая ребёнку выяснить мотивы поведения, воспитатель способствуете формированию у него внутренней рефлексии – способности анализировать свои поступки, их мотивы и последствия. При совершении мелких проступков намного важнее помощь, чем наказание. Для этого воспитатели используют индивидуальные беседы, после чего, ребёнок, осознав свой проступок, просит прощения у другого ребёнка. Тем самым он помогает ребёнку выяснить причину и создаёт условия для успешного опыта, тем самым заменяет неуспешность на успех.
Ребёнок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим любимым детям.
Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
► страх;
► возмущение, протест;
► обиду, чувство оскорблённости, жажду мести и компенсации;
► стремление к обману, изворотливость;
► потерю способности к здравому рассуждению;
► ребёнок перестаёт видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
► агрессивное поведение;
► снижение самооценки;
► ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).
Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребёнка.
Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребёнком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать своё поведение. Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили.
Памятка для родителей.
Сравнивайте своего ребёнка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребёнку ощущение роста своих возможностей.
Постарайтесь найти такую сферу деятельности, в которой ваш ребёнок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.
Вы и ребёнок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны.
Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ним наедине.
Постарайтесь не фиксировать внимание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.
Все школьные вопросы решайте с сыном или дочкой спокойно и доброжелательно, не заставляйте и не настаивайте.
Помогайте ребёнку правильно организовать своё рабочее место, приучайте его следить за своими вещами.
Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В сою очередь наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.
Наказывать и ругать ребёнка нельзя:
- когда ребёнок болен, плохо себя чувствует или ещё не оправился после болезни;
- когда ребёнок ест;
- после сна или перед сном;
- во время игры;
- во время учёбы или работы;
- сразу после физической или душевной травмы(падение, травма, драка, плохая отметка, любая неудача);
- когда ребёнок проявляет неспособность, неловкость, бестолковость, т.е. во всех случаях, когда у него что-то не получается;
- когда нам непонятны внутренние мотивы поступка ребёнка;
- когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражены.
«Как поощрять ребёнка в семье?»
Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимает и пожмёт руку.
Словесно выражайте одобрение пусть даже самому маленькому успеху сына или дочки, их поведению.
Используйте чаще выражения: «ты прав», «я согласна с твоим мнением»- это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его их применять.
Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: в День рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, после удачного выступления, сюрпризы – поощрения ит.д.
Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявление к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей семьи.
Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами,которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка: грамоты собственного изготовления, газеты и дружественные шаржи.
Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребёнку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распоряжается, и обсудить это с ним.
Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте расходование без анализа самим ребёнком с вами.
Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.
Учите ребёнка понимать и ценить поощрения родителей.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Родительское собрание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поощрение и наказание в семье
Данная презентация поможет как классным руководителям подготовиться к родительскому собранию, так и родителям в воспитании подростков....
Родительское собрание "О поощрении и наказании"
В материале содержится презентация к родильскому собранию, выполненная в программе PowerPoint. Основная цель собрания: помочь родителям преодолеть непонимание собственных детей и предотвратить конфлик...
Беседа о поощрении и наказании в семье
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать п...
Родительское собрание "Поощрение и наказание "
1.Структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка. 2.Создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания; 3.Ознакомить родителей ...
Меры поощрения и наказания в семье
Родительское собрание...
Родительское собрание "Поощрение и наказание"
Родительское собрание«Поощрение и наказание детей в семье илиВоспитание ненасилием»Цели: 1. получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихс...
Родительское собрание на тему: «Поощрения и наказание в воспитании детей»
В данном материале представлены ход собрания на тему "Поощрения и наказание в воспитании детей", анкета для родителей, памятка для родителей....