Полный комплекс рекомендаций к ЕГЭ
консультация (10, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рекомендации
психолого – педагогической службы
в ходе подготовки к ЕГЭ и ЕРЭ
Лениногорск , 2006г.
Психологическое сопровождение государственной (итоговой) аттестации выпускников при переходе к единому государственному экзамену
Е.В.Бурлакова ведущий специалист психолог Филиала РЦИМК
| |
Система психологического сопровождения государственной (итоговой) аттестации складывается эмпирическим путем в виду отсутствия нормативно-методических документов. В общеобразовательных школах города на протяжении пяти лет педагогами-психологами осуществляется психологическая поддержка учащихся в ходе подготовки к экзаменам, реализуются программы занятий с выпускниками, разрабатываются рекомендации родителям и педагогам.
Программа (план) работы психологической службы по психологическому сопровождению государственной (итоговой) аттестации выпускников включена в план мероприятий по организации подготовки и проведения аттестации выпускников ОУ, утверждается педагогическим советом образовательного учреждения, реализуется через работу с учащимися, родителями и педагогами.
С целью повышения учебной мотивации психологами проводится изучение профессиональной направленности личности выпускников (ДДО, Карта интересов, тест Холланда, Азенка). Выявленные профессиональные склонности и способности позволяют определить преимущественные предметы и сферы будущего труда учащихся. По результатам диагностики проводятся индивидуальные и групповые консультации учащихся и их родителей.
Психологам школ и классным руководителям в течение года необходимо проводить групповые консультации на тему «Как готовиться к экзаменам» с учащимися 9,10,11 классов, «Как научиться сдавать экзамены», что поможет выпускникам самоорганизоваться в период подготовки к экзаменам.
Обучение учащихся навыкам саморегуляции проводится в процессе групповых консультаций, антистрессовой подготовки, тренинговых занятий «Я выбираю профессию», тренинг коммуникативных умений, тренинги социальных навыков «Я и они», «Я и мой выбор».
Работа по подготовке к экзаменационной сессии должна проводиться с учащимися группы риска. Необходимо включить психолога в состав Совета профилактики правонарушений, с его помощью должны быть разработаны карты психологического сопровождения. Работа психолога с учащимися группы «риска» должна отражаться в листах коррекционной работы. В ходе работы с учащимися вся положительная динамика в развитии личностных качеств, профессиональных ориентаций учащихся группы риска фиксируется в листах наблюдений.
Учащимся и родителям следует обращаться к психологам на индивидуальные консультации по вопросам снятия психоэмоционального напряжения.
Консультирование родителей психологом по организации подготовки к экзаменам учащихся должны проводится в рамках родительских собраний.
Вопросы взаимоотношений в системе «учитель-ученик» в период экзаменационной сессии должны обсуждаться на малых педагогических советах, психолого-педагогических семинарах и в индивидуальном режиме, где даются рекомендации по оптимизации социально-психологического климата, разрабатываются памятки по профилактике стрессовых состояний для учащихся, родителей, педагогов в период подготовки и сдачи экзаменов: «Профилактика стрессовых состояний», «Владеть собой», «Концентрация дыхания», «Настрой на проверку», «Накануне экзамена», «Как вести себя на экзамене?», «Рекомендации родителям», для педагогов по профилактике стрессовых состояний «Стресс на экзамене», информационно-правовые бюллетени, страницы школьных газет «Рекомендации психолога», оформляются стенды в холле школы для учащихся и родителей по психологической подготовке к экзаменационной сессии.
С целью предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций педагоги-психологи должны быть включены в состав конфликтных комиссий по рассмотрению апелляций выпускников школы.
Единый государственный экзамен радикально отличается от привычной формы проверки знаний (сравнительный анализ дан в приложении). Наиболее значимые характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕГЭ:
- высокая мобильность, переключаемость;
- высокий уровень организации деятельности;
- высокая и устойчивая работоспособность;
- высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
- четкость и структурированность мышления, комбинаторность;
- сформированность внутреннего плана действий.
Следовательно, к имеющейся системе психологического сопровождения государственной (итоговой) аттестации необходимо добавить:
- Фронтальную подготовку учащихся, предоставляющую им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры ЕГЭ и направленную на выработку индивидуального стиля работы.
- Выработку индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
- привлечение родителей, ознакомление их со спецификой ЕГЭ.
Надеемся, что последовательная реализация данных направлений позволит нашим выпускникам активно включиться в эксперимент по введению единого государственного экзамена на территории РТ.
Сравнительный анализ традиционного экзамена и ЕГЭ
Отличительные особенности | Традиционный экзамен | Единый государственный экзамен |
Что оценивается? | Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить «скрыть» пробелы в знаниях | Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать, а также умение удерживать в рамках задания, понимать формулировку, организованность |
Что влияет на оценку? | Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д. | Оценка максимально объективна |
Возможность исправить собственную ошибку | На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном при проверке собственной работы | Можно заметить и исправить ошибки при проверке |
Кто оценивает? | Знакомые ученику люди | Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты |
Когда можно узнать результаты экзамена? | На устном экзамене практически сразу, на письменном в течение нескольких дней | В течение нескольких дней |
Критерии оценки | Известны заранее | Известны заранее, но в очень общем виде |
Содержание экзамена | Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.) | Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала |
Как происходит фиксация результатов? | На письменном экзамене на том же листе, на котором выполняются задания. На устном в черновике | Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов |
Стратегия деятельности во время экзамена | Унифицированная | Индивидуальная |
«Формула успеха. Подводные камни тестирования»
Педагог – психолог
Галимова Елена Николаевна
школа № 10
Рекомендации для учащихся по подготовке к экзаменам
I Формула успеха
Любые экзамены – стресс. Они требуют от человека мобилизации всех сил, и не только интеллектуальных. Рассчитывать, что пройти это нелегкое испытание удастся шутя, вряд ли стоит. Вопрос в другом: как сделать чтобы затраты труда, времени и нервов использовались с максимальной эффективностью и в конечном счете привели к достижению поставленной цели. Несколько советов учащимся помогут определить собственную формулу успеха.
1.Подготовка физической формы учащихся.
Конечно, экзамены – это прежде всего испытание ума и знаний. Но, чтобы выдержать экзаменационный марафон до конца, в первую очередь понадобится хорошая физическая форма. Значит, необходимо так построить свой режим, чтобы расходовать силы экономно, иначе их может не хватить до финиша.
Первое и необходимое условие – высыпаться. Считается, что для полноценного отдыха человеку требуется не меньше 8 часов сна в сутки. Впрочем, этот показатель индивидуален для каждого человека. Несомненно: важно не только «количество сна», но и его качество. Вот что советуют специалисты:
1. Наш сон делится на фазы продолжительного около 1,5 часов. Ощущение «разбитости» часто возникает при пробуждении посередине фразы. Поэтому необходимо, чтобы время отводимое на сон, было кратно 1,5 часам. Иначе говоря, лучше проспать 7,5 часов, чем 8 или даже 8,5. В крайнем случае можно ограничиться 6 часами сна (1,5 х 4), но, разумеется, в виде исключения. Долго на таком режиме не протянешь.
2. Самый «качественный» сон – до полуночи. Не случайно «жаворонкам», то есть людям, привыкшим рано ложиться и рано вставать, в принципе для сна требуется меньшее количество часов, чем «совам» - тем, кто любит засиживаться допоздна, а утром поднимается с большим трудом. Близкой к идеальной схемой можно считать такую: отбой в 22:30, подъем – 6:00. «Длинным» покажется день и как много можно успеть за него сделать.
3. Нужно избегать высоких подушек. Процессы кровообращения в мозгу протекают лучше, если голова лежит на низкой, почти плоской подушке, следовательно, организм восстанавливает силы быстрее и эффективнее. В случае, если для сна остается совсем мало времени, а выспаться все-таки надо, можно попробовать улечься вовсе без подушки.
4. Комната, где спит школьник, должна быть прохладной и хорошо проветренной. Очень полезна – не только во время экзаменов и других экстремальных ситуаций – привычка в любую погоду спать с открытым окном. Если на улице очень холодно, лучше взять лишнее одеяло. Но воздух в помещении должен быть свежим.
5. Не следует забывать про вечерний душ, который не должен быть ни слишком горячим, ни слишком холодным. Теплая вода смывает не только дневную грязь – она уносит усталость и напряжение, помогает расслабиться.
6. Ни в коем случае не наедаться на ночь, тем более не пить крепкого чая или кофе. Лучший напиток перед отходом ко сну – слабый отвар ромашки или мяты (он продается в виде пакетиков чая, которые остается только заварить кипятком). В отвар можно добавить 1 чайную ложку меда, если, конечно, нет на него аллергии. В принципе никакой особенной диеты во время экзаменационной сессии не требуется. Есть нужно то, к чему привыкли и что нравится. Но все же рекомендовано несколько простых советов:
1. Основа здорового питания «интеллектуала» - белки и витамины. Поэтому в рационе должно быть достаточно блюд из мяса и птицы, рыбы, яиц и творога. «Тяжелые» гарниры из картофеля, риса или макарон лучше заменить свежими салатами из всевозможных овощей: капусты, помидоров, огурцов, сладкого перца. Среди овощей «чемпионами» по содержанию витамина С, который часто называют «витаминами здоровья», являются как раз капуста и перец. Вместо слишком острых приправ и жирного майонеза нужно использовать растительное масло пополам с лимонным соком – это и вкусно, и полезно. И не забывать о фруктах – благо в «горячий» экзаменационный сезон, который приходится на летние месяцы, в свежих фруктах и ягодах недостатка нет.
2. Консервированные фруктовые соки многим приходятся по вкусу, но… полноценным продуктом питания их, к сожалению, считать нельзя, ведь они производятся из порошка и воды. Другое дело – свежеотжатые соки. Это настоящий кладезь витаминов и ценных минеральных веществ. Использовать для приготовления соков нужно не только фрукты (яблоки и апельсины), но и овощи – морковь, капусту, свеклу.
3. Необходимо питаться регулярно. Пропуская час обеда из-за того, что не хочется отрываться от учебников, учащиеся рискуют довести себя до состояния «волчьего голода». Потом трудно будет удержаться от переедания, результатом которого станет сонливость. Лучше есть по немногу, но вовремя.
4. В числе натуральных продуктов, стимулирующих работу мозга и укрепляющих память, специалисты-диетологи называют:
- сырую тертую морковь с растительным маслом;
- ананасовый сок;
- авокадо (по половинке плода ежедневно);
- креветки (100 г в день);
-орехи (100-200 г в день, утром и вечером).
5. От приема лекарственных препаратов (стимуляторов, антидепрессантов) лучше воздержаться – их воздействие на организм не всегда предсказуемо и часто чревато побочными эффектами. Так, в некоторых случаях вместо всплеска энергии они приводят к сонливости и упадку сил. Исключение можно сделать для витаминов типа «Ундевит» и препарата «Глицин», которые считаются безвредными.
2. Подготовка к экзамену.
Не менее важно правильно организовать саму подготовку к экзамену. За несколько дней до решающего испытания ликвидировать зияющие пробелы в знаниях, если таковые имеются, не удастся. Значит, речь идет о повторении и приведении в систему того, что в принципе уже знают. Справиться с этой задачей помогут следующие рекомендации:
1. Первым делом нужно позаботиться об устройстве своего рабочего места: убрать со стола все лишнее, приготовить учебники, пособия, тетради, бумагу для записей. Существует гипотеза, по которой особенно благоприятное воздействие на повышение интеллектуальной работоспособности оказывают два цвета – желтый и фиолетовый. Трудно сказать, соответствует ли это действительности, но можно попробовать повесить на стену над рабочим столом какую-нибудь картинку, выдержанную в указанных тонах – хуже, во всяком случае, не будет.
2. Начинать подготовку нужно с «ревизии» имеющихся знаний. Среди прочих способов есть и такой. Взять экзаменационную программу с перечислением тем по конкретному предмету и, вооружившись карандашами разного цвета, внимательно прочитать её. Отмечать одним каким – нибудь цветом, например красным, те вопросы и темы, которые знаешь «на пять»; другим, скажем, синим, - те, по которым сами себе готовы поставить «четверку»; зеленым – «троечные» и зловещим черным – «двоичные» . Нужно быть к себе предельно объективным! Теперь подсчитать количество тем (вопросов) в каждой категории. «Красные» можно сразу вычеркнуть – не тратить на них драгоценное время. Останутся «синие» и «зеленые». Прикинуть сколько рабочих часов есть в распоряжении школьника (в сутках их окажется около 10; больше просиживать над учебниками бессмысленно). Приняв каждый «синий» вопрос за единицу, а каждый «зеленый» - за две, нужно рассчитать сколько времени можно уделить повторению каждого. В дальнейшем следует придерживаться этого графика.
3. Человеческая память устроена таким образом, что часто мы сами не очень точно представляем себе, что помним, а что нет. Это особенно ярко проявляется в период подготовки к устным экзаменам, когда нужно запомнить большие объемы информации. Обычно учащиеся читают учебник, делая по ходу необходимые выписки, после чего переходят к следующей теме. Беда в том, что нельзя наверняка знать, что из прочитанного усвоилось твердо, а что, увы, не задержалось в памяти. Существует другой подход. Внимательно прочитать вопрос (задание) и попытаться ответить на него, представив себе, что находишься уже на экзамене. Не спешить открывать учебник, если окажется, что чего-то не помнишь! Нужно напрячь память, воспользоваться логическими методами рассуждения, аналогиями с близкими темами. В любом случае постараться исчерпать собственный запас по данной теме до дна. И только после этого обратиться к учебнику. Тогда не достающая информация «скользнет» в приготовленную для нее «нишу» и запомнится прочно.
4. Стоит ли делать по ходу повторения записи и конспекты? Стоит, если учащиеся точно знают, что у них хватит времени, чтобы вернуться к ним, скажем, в последний перед экзаменом день. Нужно выписывать лишь самое основное. Короткие заметки должны быть выдержаны в логической последовательности, представляя собой план ответа на вопрос билета.
5. Нельзя сидеть за рабочим столом часами напролет. Необходимо обязательно устраивать себе небольшие «переменки». Скажем, час занятий, 10-15 минут перерыв. Во время этой паузы не стоит включать телевизор или возвращаться к прерванной компьютерной игре – учащиеся сами могут не заметить, как отведенные на отдых 15 минут превратятся в часы. Лучше сделать несколько гимнастических упражнений, можно под музыку, или совершить какой-нибудь мелкий домашний подвиг, например помыть посуду. Раз в день желательно сделать более продолжительный перерыв, на час-полтора: вывести собаку, прогуляться до магазина и т.п. За это время голова немного отдохнет, а острота умственного восприятия восстановится.
7. Во время занятий не отвлекаться на пустяки и не позволять другим людям отвлекать . Обрывающим телефон друзьям, желающим во что бы то ни стало поделиться с последними новостями, вежливо, но твердо говорить, что заняты. В крайнем случае отключить мобильный телефон, а к домашнему подходить только во время перерывов. Стараться создать в себе позитивный настрой, верить в себя.
II. Подводные камни тестирования
Сегодня наряду с традиционными формами испытаний – письменными и устными экзаменами все чаще применяют тестирование .Что же представляет собой тест и как к нему лучше всего подготовиться?
С точки зрения «проверяющих» тестирование как форма проведения экзамена имеет много плюсов. В отличие от более привычного письменного экзамена, по существу напоминающего большую контрольную работу, тест позволяет не ограничиваться 4-5 заданиями, а охватить весь школьный курс той или иной дисциплины, а следовательно, составить более объективную картину о знаниях «проверяемого». Сам формат теста, в значительной части заданий предполагающий выбор правильного ответа из нескольких предложенных, дает возможность избавить экзаменуемого от лишней «писанины» - ведь ему достаточно просто проставить «галочку» в нужной клетке. Наконец, тест гарантирует от досадных недоразумений: ученик может правильно решить задачу, но при переписывании из черновика в беловик допустить описку, в результате чего оценка будет снижена. При выполнении теста такая опасность значительно снижается.
С другой стороны, тест – это ни в коем случае «игра в угадайку». Чтобы правильно справиться со всеми его заданиями, необходимо действительно хорошо владеть всем учебным материалом, знать теорию и уметь применять ее на практике – в решении задач, формулировке выводов, составлении кратких эссе. Практика показывает, что наиболее успешно с тестами справляются те учащиеся ,которые не просто хорошо знают предмет, но и набили себе руку в выполнении тестовых заданий. В школе подобной тренировке пока уделяется мало внимания. Следовательно, выпускнику, если он надеется получить за тест высокий балл, необходимо приложить самостоятельные усилия.
1. Что полезно знать о тестах
При составлении тестовых заданий по разным предметам широко применяются западные методики, апробированные временем. И хотя в зависимости от конкретного предмета тесты заметно различаются между собой, существуют некоторые базовые принципы, о которых важно помнить.
По типу все задания теста делятся на закрытые и открытые. Закрытый вопрос подразумевает выбор правильного варианта ответа из нескольких предложенных (как правило, таких вариантов четыре). Открытый вопрос не имеет вариантов ответа, напоминая, таким образом, обычный вопрос из письменной контрольной работы. Большая часть тестовых заданий чаще всего относится именно к закрытому типу. Времени на их выполнение, как нетрудно догадаться, требуется меньше, чем на задания открытого типа (ничего не надо писать, нужно лишь отметить условным знаком выбранный ответ), но и оцениваются ответы на эти вопросы не так высоко, как ответы на вопросы открытого типа. Если попытаться обрисовать ситуацию в очень общих чертах, то можно сказать: правильные ответы на закрытые вопросы гарантируют тестируемому получение удовлетворительной оценки. Но если «тройка» никак не устраивает, надо постараться и справиться с вопросами открытого типа, чей удельный вес в общей сумме баллов намного выше.
Вопросы закрытого типа – это типичные задания на узнавание. Иначе говоря, сама форма вопроса как бы помогает тестируемому правильно на него ответить – конечно, при условии, что материал ему знаком. Более сложными считаются задания на воспроизведение – здесь требуется не только отделить правильное от неправильного, но и вспомнить, как следует отвечать на заданный вопрос и вписать свой вариант ответа. Наконец, самые трудные задания направлены на так называемую продуктивную деятельность. Это значит, что будет предложено произвести знакомую операцию, но с незнакомыми объектами (или наоборот). Например, в тесте по химии могут потребовать описать известную химическую реакцию взаимодействия веществ, формулы которых незнакомы, Если учащиеся не просто зубрили учебник, но и вникали в суть изучаемых явлений, то им легко будет справиться с этим заданием, а заодно и получить несколько дополнительных баллов.
Дополнительно очки можно заработать и на выполнении заданий закрытого типа. Дело в том, что при их составлении в перечне предлагаемых вариантов ответов не обязательно содержится один правильный и три неправильных. Бывает, что неправильными являются только два варианта, а из двух оставшихся – один правильный, но не точный, а второй – абсолютно правильный. За «полуправильный» ответ получают 1 балл(условно), за полностью правильный – как минимум, 2 балла. Отсюда вывод: тестовое задание следует читать очень внимательно, стараясь найти наиболее полный и точный ответ на заданный вопрос.
2. Подготовка к тестированию
Всю подготовительную работу к прохождению теста можно условно разбить на два основных направления. Первое – это изучение учебного материала как такового. Здесь предоставляется полная свобода воли. Возможны занятия с репетитором, или посещение подготовительных курсов, или самостоятельные занятия. Как ни банально это звучит, но успешно сдать тест, как и вообще экзамен в любой форме, нельзя, если плохо знаешь предмет. Так что необходимо изучать теорию и тренироваться в решении задач и выполнении упражнений.
Вторая часть подготовки должна включать в себя отработку навыков работы именно в тестовом формате. Для этого понадобятся специальные тренировочные пособия – учебные тесты с указанием правильных ответов, которые можно купить в книжном магазине или скачать из Интернета. Чем больше тренировочных тестов выполнят, тем легче будет на экзамене.
Закончив прохождение одного тренировочного теста, обязательно отметить вопросы, на которые даны неправильные ответы. Нужно выписать на отдельный листок темы, которые вызвали затруднение. Это – слабые места. Открыв учебник, внимательно проштудировать соответствующий раздел, прорешать все предлагаемые задачи, ответить на все вопросы в конце каждого параграфа.Только после этого нужно приниматься за выполнение следующего тренировочного теста.
Учащиеся сами заметят положительную динамику. Каждый последующий тест должен приносить больше очков, чем предыдущий.
3. Технология работы с тестом
Итак, перед учащимися лежит лист с вопросами теста. На выполнение всех заданий дается ограниченное количество времени. Успех работы зависит не только от знаний, но и от того, насколько грамотно учащиеся сумеют распределить время на выполнение теста. Здесь важно с самого начала задать себе нужный темп и ритм работы. Излишняя спешка и суетливость чреваты ошибками, и наоборот, растерянность и медлительность могут привести к тому, что учащиеся не успеют пройти тест до конца.
Не нужно хвататься за ручку, как только получат тест. Вначале необходимо внимательно прочитать вопросы. Польза от этого двойная – во – первых, будет настройка на предмет, во – вторых, можно определить, в каких заданиях вопросы «пересекаются» (иногда бывает, что один вопрос в скрытой форме содержит ответ на другой).
Необходимо мысленно отметить вопросы, которые показались трудными или вызывают сомнения. Можно записать их номера на листке для черновика.
Теперь следует приступить к ответам, отвечая на те вопросы , в которых уверены, не тратя на обдумывание каждого из них больше 1 минуты. Если этого времени покажется недостаточно, чтобы найти правильный ответ, нужно пропустить вопрос и двигаться дальше.
Пройдя весь тест до конца, пропуская трудные задания, затем необходимо вернуться к пропущенным заданиям. Теперь уже не торопясь, не подгоняя себя, а спокойно и внимательно вдуматься в заданный вопрос. Возможно, другие выполненные задания подскажут правильный ответ. Если время позволяет , нужно продолжать работать над тестовыми заданиями.
Вполне вероятно, что к концу отпущенного времени останется несколько невыполненных заданий. Если не смогли с ними справиться, придется призвать на помощь интуицию. В оставшиеся 10 - 15 минут, еще раз вчитаться в смысл задания, отметить тот вариант, который кажется наиболее правильным. Не исключено, что можно попасть в точку .Не оставлять незаполненными позиции теста! Главное помнить – неправильный ответ и отсутствие ответа в равной мере принесут 0 баллов. В любом случае, учащиеся ничем не рискуют.
Что дальше ? дальше сдать тест и ждать положительных результатов.
ЕГЭ: трудности и стратегии поддержки старшеклассников
Педагог-психолог:
Кошкина Елена Дмитриевна
школа № 2
Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ: когнитивные, личностные и процессуальные.
- Когнитивные трудности- это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями.
В чем заключаются трудности? Прежде всего, значительную трудность может представлять сама работа с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных; оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.
Чем может помочь психолог? Необходимо понять, какие психологические функции обеспечивают успешность в выполнении заданий ЕГЭ. На мой взгляд, это преимущественно хорошая и оперативная память. В отличие от традиционного экзамена, тесты, не имеющие логической связи между заданиями, требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую. В своей работе с выпускниками при подготовке к ЕГЭ для преодоления когнитивных трудностей я использую игры и задания, основанные на материале школьных предметов, причем не столько акцентируются фактические знания, сколько развиваются навыки оперирования понятиями и переключения. Пример такого упражнения- модификация известной игры « Ассоциации» , где в качестве ассоциируемых понятий используются термины из школьных курсов биологии, физики и др. Инструкция имеет следующий вид: « У ведущего в руках мяч. Он может бросить его любому игроку и назвать любое понятие из…( называется предмет). Задача игрока- поймать мяч и назвать ассоциацию с этим понятием, после чего игрок становится ведущим». Игру можно усложнить, используя штрафные очки за ассоциации, не связанные с предметом, или вводя бонусы за тематические ассоциации.
- Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.
В чем заключаются эти трудности? Прежде всего, это отсутствие полной и четкой информации о процедуре единого государственного экзамена. При традиционной форме сдачи экзамена он может рассчитывать на поддержку со стороны родителей, старших товарищей, учителей. Все они так или иначе сталкивались с экзаменом на различных этапах своей жизни и могут поделиться опытом. ЕГЭ- это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них это было не так! Известно, что дефицит информации повышает тревогу. Это способствует тому, что у ученика появляется иррациональное убеждение по поводу ЕГЭ, никак не обоснованное и от этого еще более пугающее.
Вне зависимости от того, как учителя относятся к ребенку, их поведение предсказуемо, что во многом способствует снижению тревоги, которую испытывает ребенок. Фактически на традиционном экзамене ученик, с одной стороны, находится в ситуации большей психологической защищенности. С другой стороны, конечно, эта защищенность может оборачиваться необъективностью педагога.
При сдаче ЕГЭ выпускники лишены такой поддержки. Там все чужое- взрослые, дети, помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной с концентрированности на задании.
Раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода репетицией вступительных, что в значительной мере способствовало снижению тревоги при поступлении в институт. ЕГЭ- это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, и это повышает его субъективную значимость, а следовательно, и уровень тревоги учащихся.
Подытоживая сказанное, хотелось бы отметить, что основное следствие личностных трудностей- это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене. Что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога- это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность.
Чем может помочь психолог? Прежде всего. Очень важно предоставить достаточно информации о том, что такое единый государственный экзамен, уделив особое внимание его позитивным сторонам.
Очень полезным будет также выяснение тех убеждений, которые существуют у детей по поводу ЕГЭ. Это может быть « мозговой штурм» или дискуссия, где дети смогут поделиться своими страхами и опасениями. Психолог в этом случае выступает в роли эксперта, помогающего оценить обоснованность и правдоподобность тех фантазий, которыми выпускники делятся друг с другом.
Необходимо также привлечь к этой работе родителей и педагогов, так как они, вольно или невольно, могут поддерживать тревоги выпускников.
- Процессуальные трудности связанны с самой процедурой единого государственного экзамена. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
В чем заключаются эти трудности? Можно выделить несколько групп.
- Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Процедура единого государственного экзамена предполагает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для учащихся. Обычно дети фиксируют свои ответы на том же листе, где записаны вопросы, по необходимости пользуясь черновиком. Процедура ЕГЭ разводит вопрос и ответ, что создает для детей дополнительные сложности. У них может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка.
- Трудности, связанные с ролью взрослого. Обычно на экзамене педагог, особенно работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и оценки. В ситуации ЕГЭ присутствующие педагоги- это только наблюдатели, что также может повышать тревогу у выпускников.
- Трудности, связанные с критериями оценки. Контраст с привычными проверочными процедурами действительно велик( обычно личный контакт с экзаменатором, здесь- отсутствие такового).
- Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. Обычно ученики не имеют права оценивать содержание предлагаемого им задания и тем более оспаривать полученные ими оценки, тогда как процедура ЕГЭ предполагает обе эти возможности.
Чем может помочь психолог? С моей точки зрения. Хороший поддерживающий эффект оказывает не просто рассказ о процедуре ЕГЭ, но ее проигрывание, причем в юмористической форме. Комическое представление пугающей ситуации способствует снижению у детей напряжения и тревоги. Такое проигрывание может также включать совместное с детьми сочинение комических вопросов и подготовку юмористических заданий друг для друга.
Кроме того, психолог может помочь в выработке индивидуальной стратегии деятельности для каждого старшеклассника.
Как подготовиться к экзаменам?
Педагог-психолог
Ирина Викторовна Медведева
школа № 5
Учащиеся старших классов наиболее активно учатся перед экзаменами, зачетами, контрольными, поэтому поговорим об этих периодах. Для того, чтобы подготовка к экзамену не была в тягость, необходимо знать, в какое время суток вы лучше всего работаете. Вы, конечно, слышали, что среди людей есть «совы» и «жаворонки».
«Совы» наиболее активны с 7 часов вечера до 24 часов.
«Жаворонки» - рано утром- с 6 до 9 часов и в середине дня.
Понаблюдав за собой, можно узнать, кто вы «сова» или «жаворонок». Постарайтесь заметить, в какое время суток вы наиболее деятельны. Выберите для самостоятельной работы или подготовки к экзаменам правильное время!
Иногда время просто не выберешь, его катастрофически не хватает.
Как найти нужное время:
- Может быть, вы привыкли всем и всегда помогать, не умеете отказать, делаете за других их работу? Научитесь отказывать. Хороший парень всем удобен, но его не уважают.
- Откажитесь от мелких, малозначительных дел.
- Распланируйте свою работу, поначалу это трудно, но, когда войдет в привычку, станет легко.
- Скажите своим родным, что в определенные часы вас нельзя отвлекать.
- Не приступайте ни к чему новому, не закончив старое.
Известно, что сдача экзаменов, учение – это прежде всего эксплуатация
памяти.
- Оказывается, память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем острота памяти начинает снижаться, а с 17 часов снова начинает расти, и к 19 достигает высокого уровня (если вы к этому времени не сильно устали);
- Лучше всего запоминается то, что интересно, вызывает какие-либо чувства. Пусть эти чувства будут не очень приятные, главное, чтобы не было безразличия. Когда Вы запоминаете учебный материал, старайтесь наполнить, окрасить его чувствами. Если Вы запоминаете устройство какого-либо прибора, задайте себе вопрос: «Для чего он нужен? Приносит ли какую-либо практическую пользу лично мне?» и т.д.
- Хорошо запоминается то, что понятно. Понять информацию – значит, в какой-то мере уже запомнить ее.
- Плохо запоминается совершенно новый материал. Все новое должно быть включено, сцеплено с уже известным материалом или с практикой.
- Все определения сначала хорошо поймите. Многие педагоги любят точные определения. Однако психологи считают, что их нужно переформулировать, переделывать своими словами. Это развивает ум, и такие определения очень хорошо запоминаются.
- Хорошо влияет на запоминание составление схем прочитанного, выписки, а также проговаривание информации про себя и вслух.
Обращайте особое внимание на середину того «куска учебного материала», который вы изучаете. Начало и конец запоминаются лучше – «эффект края». Очень большой материал необходимо делить на небольшие отрывки, группы, объединенные по какому-либо признаку.
РЕКОМЕНДАЦИИ
УЧИТЕЛЯМ, РОДИТЕЛЯМ, ВЫПУСКНИКАМ
по психологической подготовке к единому государственному экзамену выпускников и их родителей
ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).
Советы учителям:
Учителям, помня о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5-го по 11-й классы практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.
Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ЕГЭ.
Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Советы родителям:
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.
- Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
- Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
- Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок;
обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
- Не критикуйте ребенка после экзамена.
- Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.
Советы выпускникам
Подготовка к экзамену:
- Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
- Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
- Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
- Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен.
- Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
- Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий.
- Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2-х минут).
- Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
- Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.
Накануне экзамена:
- Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.
В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования.
Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться, ведь Вы будете сидеть на экзамене 3 часа.
Перед началом тестирования
В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны!!! От того, как Вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность Ваших ответов!
Во время тестирования:
- Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.
- Внимательно прочитаете вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.
- Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
- Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.
- Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.
- Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи.
- Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
- Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции!
ЕГЭ
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:
а) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы;
б)при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки
ЕГЭ вводится по многим причинам и имеет сразу несколько целей. Во-первых, это поможет обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗ и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки. Во-вторых, ЕГЭ проводится в условиях, максимально обеспечивающих достоверность результатов.
Проверка результатов осуществляется на компьютерах: ответы на задания типа "А" (выбор из вариантов) и типа "В" (краткие свободные ответы). Ответы на задания типа "С" (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Еще одна цель - попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Наконец, немаловажное соображение - разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов, вместо выпускных экзаменов они будут сдавать Государственные экзамены, их результаты одновременно будут учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы.
Статистика ЕГЭ прошлых лет показала, что по большинству предметов примерно половина школьников справляется примерно с половиной заданий. Это нормально для тестового метода. Тестовый метод не предполагает, чтобы решались все задания. Даже отличники решают только 70-80% заданий. Поскольку заданий много, то риск несправедливой оценки из-за "несчастливого билета" резко сокращается. Поэтому ЕГЭ каждому дает возможность "прыгнуть" на ту высоту, на которую он сейчас способен.
Не надо бояться ЕГЭ, надо обязательно потренироваться на примерах, и вы сами увидите, что ЕГЭ дает больше уверенности в своих силах, чем жесткий экзамен в "чужом ВУЗе с элементами лотереи при вытягивании билетов, в которых можно обнаружить всего лишь пару очень странно сформулированных вопросов.
Состояние самой аудитории:
• Аудитория должна быть чистой, ухоженной, желательно с комнатной зеленью или зимним садом. Наличие зеленого цвета помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме этого зеленый в целом благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.
• Школьные парты (столы) должны соответствовать возрасту учащихся, удобно расположены и хорошо освещены.
• Температура воздуха в классе должна быть умеренной, но если в классе будет недостаточно тепло, детей следует предупредить об этом и предложить им одеться теплее, т.к. экзамен длиться около 3-х часов.
• Хорошо, если в классе будет висеть эстамп или картина в желто-фиолетовых тонах, такое цветовое «пятно» благотворно повлияет на творческую активность детей.
Как создать позитивный психоэмоциональный настрой участников ЕГЭ
• От организатора будет во многом зависеть психологическая атмосфера экзамена.
• Начало любого контакта, особенно с незнакомыми людьми, - это прежде всего улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.
• Одежда организатора не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать учащихся.
• Словесные установки учителя-организатора должны повышать уверенность ученика в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, том больше вероятность сделать ошибку.
• Необходимо подбадривать учащихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.
• Наблюдайте за самочувствием ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
• Овладевайте сами приемами краткой и эффективной мышечной релаксации, и рекомендуйте детям приемы успокаивающего дыхания.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
• пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся. Это поможет настроиться на работу;
• внимательно прочитать вопрос до конца и понять смысл (характерная ошибка вовремя тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
• если не знаешь ответа на вопрос или не уверен в правильности, пропусти его и отметь, чтобы к нему вернуться;
• если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
|
Уважаемые выпускники!
Прежде чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать единый государственный экзамен не в своей школе:
• Вас встретят доброжелательные педагоги,
• Каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами,
• На все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.
Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратитесь к школьному психологу – он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия.
Следует выделить три основных этапа :
• подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,
• поведение накануне экзамена,
• поведение собственно во время экзамена.
Одной из основных целей единого государственного экзамена является получение более эффективного инструмента оценки качества образования. Введение экзамена в тестовой форме предполагает наличие готовности ее участников. Поэтому сегодня особым образом актуализируется оказание психологической, педагогической и информационной поддержки всем участникам эксперимента. |
Сегодня, когда идет организационно-технологическая подготовка к ЕГЭ, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Именно поэтому перед нами встает задача – определить возможные направления психологической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования.
Во время тестирования
- В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
- Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
- Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:
- в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "Х" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
- в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
- в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
- Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести.
- В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
- При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.
Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
- Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
- Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
- Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
- Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
- Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
- Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
- Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
- Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
- Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
|
1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать, если ты чего-то не доучил, лучше не
пытайся, «перед смертью не надышишься». Отдыхай, постарайся забыть о предстоящем экзамене.
2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Выполни дыхательные упражнения. Иди в класс. Чем больше ты не будешь оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение.
7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
- сядь удобно,
- глубокий вдох через нос (4 - 6 секунд),
- задержка дыхания (2 - 3 секунды).
8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.
«Скорая помощь» в стрессовой ситуации |
1. Дыхание: через глубокий вдох, задержку дыхания на пике вдоха и медленный выдох (после выдоха мысленное произнесение короткого слова). Ни в коем случае нельзя удлинять вдох, это влечет за собой гипервентиляцию мозга и измененное состояние. Противострессовое дыхание – главный компонент психосоматического равновесия. 2. Минутная релаксация (мышечное расслабление): сосредоточиться на выражении лица и положении тела. Распустить мышцы, присоединить к этому глубокое дыхание с продолжительным вдохом. 3. Необходимо оглядеться вокруг и очень медленно и внимательно осмотреть все, что находится вокруг. Мысленно перебрать все детали обстановки, провести своеобразную инвентаризацию. Это отвлекает от стрессового напряжения. 4. Перед экзаменом аутотренинг: «Я все знаю, Я учился хорошо, Я могу сдать экзамен, Я сдам экзамен, Я уверен в своих знаниях. Спокойно» 5. Если позволяют обстоятельства, необходимо покинуть помещение, где возник острый стресс и нужно как можно более и активнее включаться в какую-либо деятельность. Особенно мощный антистрессовый эффект имеет физический труд. 6. Хорошим релаксационным эффектом обладает трансовая музыка. Она способствует локальной концентрации. Локальная концентрация рефлекторно вызывает мышечное или иное расслабление.
|
Экзаменационная (тестовая) тревожность
Экзамены представляют собой нелегко, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью. Ученые установили, что при появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх дезорганизует человека, он либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность хаотичной.
Наблюдается в состоянии экзаменационной тревожности и стресса:
• нарушение ориентации, понижение точности движений;
• снижение контрольных функций;
• обострение оборонительных реакций;
• понижение волевых функций.
Именно поэтому крайне необходима психолого-педагогическая как во время подготовки, так и во время проведения ЕГЭ.
В целях определения уровня тревожности и определения предлагаем следующий опросник:
• Мне удается вовремя уложится с домашними заданиями.
• Накануне контрольной работы я испытываю беспокойство.
• Иногда мне кажется, что на контрольных из всего класса только мне одному приходится трудно.
• Когда я не справляюсь с заданием, мне не хочется говорить об этом учителю.
• Мне становится неприятно, когда я представляю себе, что мне придется отвечать на вопросы перед всем классом.
• Я трачу много времени на подготовку к контрольным работам, но это не очень-то помогает.
• Если бы мне было трудно на экзамене, я бы побоялся обратиться за поддержкой к родителям и сверстникам.
• По-моему, оценки за контрольные у меня ниже, чем могли быть из-за того, что я забываю то, что знаю.
Данный опросник поможет вам определить уровень тревожности у детей и определить пути конкретной психолого-педагогической помощи.
Как помочь детям подготовиться к экзаменам
• Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
• Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
• Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена.
• Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок.
• Помогите детям распределить темп подготовки по дням.
• Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
• Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Самое главное : это снизить напряжение и тревожность ребенка.
В подготовительный период рекомендуем:
• Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей.
• Оформить психологический уголок
• Проводить специальные занятия для снятия тревожности и напряжения, провести анкетирование, оказывать практическую помощь.
• Не нагнетать обстановку.
• Повысить степень «прозрачность» подготовки и проведения ЕГЭ.
|
Как действовать во время тестирования:
• В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
• Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква «а» и «д». Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
• Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком «Отмена ошибочных меток». Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений – не больше шести.
• В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно информируют.
• При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.
Способы снятия нервно-психического напряжения
Цель: познакомить с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения.
Время: 10 минут.
Способы снятия нервно-психологического напряжения:
1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д.
2. Спортивные занятия.
3. Контрастный душ.
4. Стирка белья.
5. Мытье посуды.
6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.
7. Скомкать газету и выбросить ее.
8. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.
10. Слепить из газеты свое настроение.
11. Закрасить газетный разворот.
12. Громко спеть любимую песню.
13. Покричать то громко, то тихо.
14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
15. Смотреть на горящую свечу.
16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
17. Погулять в лесу, покричать.
18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе и т.д.
Многие ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!
Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука».
Обратите внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.
Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?
Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!
Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.
В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.
В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.
|
Подростковый вариант прогрессивной мышечной релаксации (по Джейкобсону)
Еще в 1908 г. В исследовании, проведенном в Гарвардском университете, было обнаружено, что стресс и тревога связаны с мышечным напряжением. Прогрессивная мышечная релаксация представляет собой инструмент, который можно использовать для снятия мышечного напряжения и, следовательно, стресса и тревоги. Это - система последовательного и упорядоченного напряжения и расслабления основных мышечных групп, направленная на достижение полного расслабления. Это достигается благодаря двум процессам:
• Напрягая, а затем расслабляя мышцы, идет импульс для достижения более глубокого уровня расслабления.
• Напрягая, а затем расслабляя мышцу, можно сравнить состояние расслабления и напряжения.
Итак:
• Релаксация позволяет сравнить ощущения, связанные с напряжением и расслаблением.
• Стресс и тревога связаны с мышечным напряжением.
• Уменьшая мышечное напряжение, снижается уровень тревоги и стресса.
Обучение мышечной релаксации необходимо проводить в позе, благоприятствующей расслаблению. Одно из наиболее удобных положений - сидя в мягком кресле с подголовником и подлокотниками, на которые дети кладут расслабленные руки. Наиболее доступной для занятий в любой ситуации является так называемая «поза кучера». Чтобы принять ее, нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расставлены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены — поза, характерная для извозчика, дремлющего в ожидании седока.
Для детей не лишним будет рассказ об основных группах мышц (мышцах ног, бедер, живота, рук, плеч, шеи, лица).
Ниже приводится текст, используемый в процессе работы с детьми. В процессе работы проводится обращение в первом лице, что усиливает суггестивный эффект.
Вводная инструкция
- Сейчас ты готов к тому, чтобы расслабиться для достижения состояния полного отдыха. Сядь удобно и закрой глаза.
Сначала направь, пожалуйста, свое внимание на дыхание. Почувствуй, как струя свежего воздуха входит через ноздри и поступает дальше в легкие, как твои грудь и живот расширяются на вдохе и опадают на выдохе. Сосредоточься на дыхании (здесь дайте паузу около 30 секунд).
Я всегда буду подробно описывать упражнение на расслабление до того, как ты приступишь к его выполнению. Поэтому не начинай упражнение, пока я не скажу: «Готов? Начали».
1. Начнем с груди. По моему сигналу, но не раньше, сделай глубокий вдох. Постарайся как бы вдохнуть весь воздух, находящийся вокруг тебя. Готов? Начали. Сделай глубокий вдох ... глубже, глубже, задержка ... и расслабься. Просто выдохни весь воздух из легких и возобнови обычное дыхание. Через -10 сек. Повторяем снова это упражнение.
2. Теперь поставь обе стопы всей поверхностью на пол. Чтобы выполнить упражнение, оставь носки на полу и в тоже время приподними обе пятки как можно выше. Готов? Начали. Подними обе пятки очень, очень высоко. Подержи так ... Расслабь. Просто дай им мягко опуститься на пол. При расслаблении ты, может быть, почувствуешь тепло и приятное покалывание. (Повторяем упражнение). Икроножные мышцы становятся теплыми, мягкими, расслабленными.
Теперь подними оба носка очень высоко, оставляя пятки на полу. Готов? Начали. Подними носки очень высоко ... еще выше. Подержи так и расслабь.
Следующая группа мышц, на которой мы будем сосредоточиваться, - это мышцы бедра. По моему сигналу вытяни ноги прямо перед собой. Не забывай держать икры свободными, не напрягай их. Готов? Начали. Выпрями обе ноги перед собой. Очень прямо. Еще прямее. Подержи их так и расслабь. Просто дай ногам медленно мягко опуститься на пол. Повторим еще раз.
Представь себе, что ты находишься на пляже и зарываешься пятками в теплый сухой песок. Готов? Начали. Зарой свои пятки в песочек. С большим усилием. Сильнее. Еще сильнее и расслабься. Прочувствуй расслабление в верхних частях ног. Сосредоточься на этом ощущении (пауза около 20 сек.).
3. Сейчас переходим к рукам. Сожми обе руки одновременно в кулаки. Сожми кисти рук в кулаки как можно крепче.
Готов? Начали. Представь, что ты сжимаешь в кулаке все свои болезни, трудности, невзгоды. Еще крепче сожми кулаки и раздави свои болезни! Теперь расслабь руки. Почувствуй приятное тепло, покалывание, пульсацию в кистях рук. Повторим еще раз.
Чтобы проработать противоположные мышцы, просто растопырь пальцы как можно шире... еще шире. Подержи и расслабь. Теперь давай повторим это упражнение. Готов? Начали. Сосредоточься на чувстве приятного тепла и покалывания в кистях рук. Такое ощущение возникает, когда приходишь домой с мороза, после игры в снежки, и кладешь руки на теплую батарею или печку (пауза 20 сек.).
4. Теперь поработаем с плечами. Мы храним массу напряжения и стресса в плечах. Недаром говорят, что наши беды и тревоги «давят на плечи». Представь, что ты пытаешься коснуться верхушками плеч мочек ушей. Давай сделаем это упражнение. Готов? Начали. Потяни плечи вверх. Очень высоко. Еще выше, выше. Подержи так и расслабь. Сосредоточься на чувстве тепла и приятной тяжести в плечах. Одновременно расслабились мышцы шеи, затылка...(повторяем 2 раза, затем пауза 20 сек.).
5. Переходим к лицу. Сначала улыбнись так широко, как только можно. Улыбка «до ушей». Готов? Начали. Очень широкая улыбка. Еще шире. Подержи так - и расслабься. (Повторяем 2 раза).
Теперь сожми губы вместе, как бы пытаясь поцеловать кого-то. Готов? Начали. Собери губы вместе. Сожми их крепко... Еще крепче. Подержи так - и расслабь. (Повторяем 1 раз)
А теперь перейдем к глазам. Как мы договаривались, ты все время нашего сеанса держишь глаза закрытыми, но теперь зажмурь их еще крепче. Готов? Начали. Зажмурь глаза очень крепко. Еще крепче... и расслабь. (Повторяем 2 раза).
Последнее упражнение заключается просто в поднимании бровей. Помни о том , что глаза остаются закрытыми, а ты поднимаешь брови как можно выше, как будто сильно- чему-то удивился. Готов? Начали. Подними брови высоко... Еще выше. Подержи так — и расслабь. (Повторяем 1 раз). Теперь прочувствуй полное расслабление твоего лица (пауза 15 сек.).
6. Теперь снова направь свое внимание на дыхание, почувствуй, как с каждым вдохом приятная свежесть, прохлада ... вливаются через дыхательные пути в легкие ... принося с собой бодрость, энергию, здоровье...Грудная клетка расширяется, расправляется...А с каждым выдохом (эта фраза говорится частями, синхронно с выдохами пациента)... живот опускается... теплая воздушная струя выходит ... через дыхательные пути... ты можешь представить ее как облачко пара.., которое отделяется от тебя..., унося все болезни, тревоги.., и тает, растворяется.. .Остается только чувство уверенности, приятного покоя...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».
Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...
Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования
Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...
Комплекс методических рекомендаций по теме: Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Методическая разработка посвящена комплексу учебно-воспитательных мероприятий, которые были реализованы в течение одного учебного года и состояли из трех этапов. На первом этапе осуществлялось формиро...
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОЖИРЕНИИ I СТЕПЕНИ
В работе кратко описано что такое ожирение и его вред. Как определить массу тела. Приведена таблица "Границы нормальных величин массы тела (в кг) при разном росте (в см) у школьников 7-17 лет". Способ...
Методическое пособие по устранению дефектов произношения (полный комплекс постановки звуков)
Конкретные задачи коррекции звукопроизношения разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой: -овладение речевой деятельностью в разных её видах; -развитие звукового анализа слов...
Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени
Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах, Решение иррациональных, показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений часто сводится к решени...