Беседа с родителями "Как воспитывать старшеклассника"
классный час на тему
Рекомендации родителям в воспитании старшеклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям в воспитании старшеклассников
Рекомендации родителям в воспитании старшеклассников
Десятиклассники, одиннадцатиклассники — это ребята, по биологической возрастной норме прошедшие подростковый возраст и вступающие в возраст юношеской зрелости. Практически это не всегда так, и мы часто наблюдаем, что психологический возраст не соответствует биологическому. Ситуации, когда старшеклассник еще остается подростком психологически, встречаются достаточно часто.
Особенностями юношеского возраста являются: появление представления о себе как о взрослом, сформированность моральных суждений, самооценки и оценки своих способностей и поступков, профессиональное самоопределение и, как следствие, познавательный интерес, самоорганизация в учении. Это ребята, которые относятся к взрослому как к наставнику, они прислушиваются к его мнению, общаются на равных, не приемлют по отношению к себе опеки и авторитаризма. На мой взгляд, таких старшеклассников достаточно много.
Вот портрет другого старшеклассника: он плохо владеет своими эмоциями, в его отношении к себе наблюдаются колебания от приступов самокритичности до неадекватной самоуверенности, для него общение со сверстниками важнее обучения, он сопротивляется воспитательному воздействию взрослых. Это — портрет подросткового возраста и некоторой части старшеклассников. Следовательно, они ведут себя как подростки и, значит, не стоит ждать от них самостоятельности, а необходимо ее воспитывать.
Уважаемые родители, чтобы понять, в какой возрастной категории находится Ваш ребенок, задайте ему один вопрос: «Ты пошел в 10-й класс. Почему?»
Варианты ответов
1. Мне нравится учиться, я узнаю много нового.
2. Я согласился с доводами родителей, одноклассников, друзей и т.д.
3. Работа, которую я выбрал, требует высшего образования.
4. Не хотел расставаться с одноклассниками, друзьями.
Нужно выбрать только один ответ. Если это 1-й или 3-й вариант, то Ваш ребенок, скорей всего, психологически уже старшеклассник, и требуйте от него проявления самостоятельности, так как она должна быть у него сформирована. Не бойтесь поручать ребенку ответственные дела, не проверяйте каждый шаг, пусть отчитывается только за окончательный результат дела. Уважайте его мнение и прислушивайтесь к его советам.
Если Ваш ребенок выбрал 2-й или 4-й ответ — это скорей всего, показатель несамостоятельности выбора как особенности подросткового возраста. В данной ситуации родителю необходимо целенаправленно формировать самостоятельность в действиях ребенка, учитывая психологию подросткового возраста.
Задача родителя — помочь подростку понять себя, свои особенности, осознать свои мечты и желания, а в дальнейшем и воплотить их в жизнь. Такой взрослый станет настоящим другом, наставником, от которого подросток не отвернется, а будет постоянно советоваться в принятии решений.
Советы родителям,
чьи дети биологически уже старшеклассники, а психологически еще подростки
Совет первый.
Перестаньте все время говорить, послушайте своего ребенка. Вы точно знаете, что правильно, а что ошибочно, и уверены, будто Ваш ребенок должен думать точно так же и для его же пользы? Поверьте, пока Вы с уважением не отнесетесь к мыслям, суждениям, позиции своего ребенка, он не воспримет ваших советов. Если в Вашу совместную с ребенком жизнь войдет привычка беседовать, интересоваться делами друг друга, рассматривать разные точки зрения, высказываться по очереди, пытаться найти позитивное зерно в словах собеседника — будет больше уважения и к взрослому опыту жизни. Можно в беседе за ужином обменяться своими планами, трудностями и опасениями, попросить поддержки у ребенка и дать ему совет.
Совет второй.
Для тех родителей, чьи дети «ничего не хотят». Часто встречающаяся ситуация, когда в школу ходит с надрывом, увлекается только компьютером, про будущее не желает думать. Поговорив с такими детьми, начинаешь думать: «он ничего не сможет», «у него ничего хорошо не получается», «он ничего не успевает». Психологический прием в таких случаях: сказать себе «стоп!». А затем проанализировать те дела, которые Вашему ребенку все-таки удаются, и помочь ему разобраться со своей самооценкой. Найдите в своем ребенке не менее десяти положительных качеств или дел, которые у него получаются хорошо. Затем ежедневно, мимоходом, в беседе упоминайте об этих качествах при ребенке. Скажите ему самому или выскажитесь об этом при других людях в его присутствии. Говорите о нем с теплом и эмоциональной доброжелательностью, и вы заметите, что у него появится желание быть и дальше успешным в этих областях.
Совет третий.
Поговорим об ошибках, потому что «правильное» отношение к ошибкам пока очень сложно входит в культуру. До сих пор ошибка воспринимается как неудача. Но уже хорошо, что многие понимают — на чужих ошибках не научишься. Вот пример. Когда что-то сразу получается, человек потом редко может вспомнить, а как он это делал, память это не всегда удерживает. А вот если сначала получалось плохо, а потом он что-то исправил и сделал хорошо, этот случай долго помнится. Человек становится как бы специалистом, может даже рассказать другим, как справляться с такими трудностями. Ошибка с последующей работой над ошибкой приведет к хорошему результату. Поэтому не спешите резко критиковать ребенка за «неправильные» мысли или поступки. Убедите его, а в первую очередь самих себя, что он может исправиться, разберите с ним возможные варианты действий по исправлению ошибок, дайте шанс показать себя с лучшей стороны.
Условия эффективности воспитания в семье
Условия эффективности воспитания в семье
Отношение к ребенку
√ Любовь к ребенку: похвала, ласка и нежность рождают в ребенке ощущение защищенности, уверенности, свободы.
√ Отношение к ребенку как к существу равному.
√ Уважение к ребенку – признание его личности.
√ Общая жизнь родителей и детей. Сочувствие, переживание сообща всех детских бед и радостей, дружба с ребенком.
√ Детство не преддверие жизни, а сама жизнь, полная глубоких и ярких переживаний.
√ Оптимистическая вера в возможности ребенка, в его лучшие свойства, в случайность и временность неверного поведения.
√ Поддержание мажора, радостной, оживленной атмосферы в доме, семье.
√ Согласие с ребенком, а не подчинение его воле родителей.
√ Справедливость и мера в поощрении и наказании детей.
Развитие
√ Создание вокруг ребенка поля возможностей, не только соответствующих его сегодняшнему уровню развития, но и опережающих.
√ Помощь ребенку в удовлетворении его потребностей в познании, утверждении, самовыражении, самоопределении, самостроительстве.
√ Готовность отвечать на все вопросы, даже «взрослые».
√ Предоставление ребенку свободы выбора – чем заняться, во что поиграть, что поделать.
√ Отказ от стандартизации своего ребенка. Признание за ребенком права на то, чтобы быть вундеркиндом, а на то чтоб не быть им.
√ Поощрение творчества в любой работе: самые заурядные дела можно делать празднично, и ребенок должен это видеть.
Родители
√ Любовь, взаимопонимание, сотрудничество в отношениях между родителями.
√ Зрелое отношение родителей к своей социокультурной миссии – воспитанию детей.
√ Гуманно-личностный подход к ребенку: любить, понимать, сострадать, помогать.
√ Любовь, доброта, участие, сотрудничество с детьми, рациональная организация их жизни.
√ Мудрость отца – в создании в семье культа матери, а мать должна заботиться об авторитете отца.
√ Знание родителями особенностей своего ребенка, понимание его физических, психических, душевных свойств, применение диагностики.
√ Пример собственного поведения родителей – самый мощный способ воздействия на ребенка. Ребенок подражает родителям не только внешне, но и внутренне.
Императивы гуманного семейного воспитания
√ Не применять к ребенку насилия, даже из добрых, заботливых побуждений.
√ Не срывать зло на ребенке!
√ Не бить ребенка!
√ Не лгать ребенку!
√ Не запугивать ребенка!
√ Не зачаровывать ребенка в жизни!
√ Не назидать! Занудные нотации, «растачивание мозгов» - самое беспомощное оружие воспитателя.
√ Не считать ребенка виноватым (ребенок хорош, плох его поступок).
√ Не ограничивать понапрасну.
√ Не бояться активности ребенка, не удерживать его в том, что ему интересно, что ему в радость.
√ Не захваливать, не превозносить, не сюсюкать с ребенком, не потакать ему, не играть с ним в детство, а жить настоящей жизнью.
√ Не говорить ребенку (ни в шутку ни всерьез): «Я тебя не люблю, я тебя брошу, обменяю и т.д.».
√ Не привлекать ребенка для разрешения семейных конфликтов.
√ Не потешаться над ребенком и не выставлять его на посмешище.
√ Не вешать на ребенка отрицательные ярлыки, ни в коем случае не говорить: «Ты лентяй, ты злой, ты врунишка».
√ Не нарушать данных ребенку обещаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа для старшеклассников
Презентация предозначена для просмотра на классных часах с целью профилактики в борьбе против наркотиков.Материал содержит текст. убедительные аргументы и фото ....
Беседа для старшеклассников о сквернословии "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь."
Беседа на тему сквернословия для подростков с нарушением в поведении....
Интерактивная беседа со старшеклассниками "Подростковый алкоголизм".
Мероприятие построено в форме диалога с учащимися 9-11 классов, предполагает откровенный разговор о причинах и последствиях подросткового алкоголизма. Педагогическая ситуация смоделирована так, чтобы ...
Беседа со старшеклассниками.Женское курение.
Беседа со старшеклассниками.Женское курение....
Беседа для старшеклассников "Возможен ли брак по любви?"
Беседа священика Илии Шугаева посвящена очень важной теме для старшеклссников "Возможен ли брак по любви?" В своей беседе священик Илия Шугаев рассказывает о многих составляющих счастливого брака и чт...
Беседа для старшеклассников "Как преодолеть страх перед экзаменами?"
В беседе большое внимание уделяется психологическим установкам по отношению к экзаменам и способам преодоления трудностей при подготовке к экзаменам и во время их проведения....
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...