Проблемы правого воспитания школьников
статья на тему

Васикова Ирина Севастьяновна

Выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_pravogogo_vospitaniya_shkolnikov.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СТАРОСАВРУШСКАЯ ООШ»

АКСУБАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ВЫСТУПЛЕНИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

6 КЛАССА ВАСИКОВОЙ ИРИНЫ СЕВАСТЬЯНОВНЫ

                                                     2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

 Правовое  воспитание направлено на формирование правосознания и правовой культуры людей.

    Формирование  правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения волновало людей еще с древних лет. Так Сократ одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности в делах общества. Доказывал взаимосвязь права и воспитания также греческий философ и ученый Аристотель, используя слово « законопослушный».

    Начало  правового образования в России связывают с именем императора Петра I. С тех пор создавались различные системы правового воспитания, которые соответствовали духу данного периода истории.

    В 70-е годы ХХ века правовое воспитание граждан становится одним из стратегических направлений деятельности государственных органов страны. В качестве повышения правовой культуры детей выдвигалась идея создания в средней школе правового образования, которое должно было охватить весь период обучения школьников с 1-10 классы.

    Становление современной системы правового  воспитания и формирование правосознания  можно датировать началом 90-х годов  ХХ века. В это время структурируются  новые концепции правового образования, разрабатываются различные региональные программы правового воспитания 1.

    Таким образом, проблема правового воспитания появилась очень давно, и, на наш  взгляд, является весьма актуальной и  по сегодняшний день. Актуальность данного вопроса определяется модернизацией  образования и правовыми реформами в России на рубеже ХХ-ХХI веков. Они предполагают расширение правовой информированности общества, формирование новой системы управления право воспитательным процессом. Без правового воспитания невозможно становление правосознания и правовой культуры человека и общества в целом. А это в свою очередь значит невозможность становления правового демократического государством, которым Россия себя провозгласила. Об актуальности проблемы правового воспитания свидетельствует большое количество на сегодняшний день книг, статей, посвященных этой теме.

Выдающийся  русский философ И.А. Ильин писал, что знание у человека, у которого не воспитаны сердце и душа, могут  оказаться очень опасным оружием, он может их использовать не только в ущерб обществу, но и в ущерб самому себе. Именно поэтому правовое воспитание, формирование демократической правовой культуры является важнейшей из стоящих перед нами задач3.

      Правовое  воспитание несовершеннолетних имеет  особое значение. С детских лет  закладываются основы мировоззрения, взглядов, установок, привычек поведения. Но несовершеннолетние – это не только объекты воспитания, они являются также самостоятельными и весьма активными субъектами социальной деятельности. И очень важно, чтобы молодое поколение с детства научилось осознать себя гражданами государства, правовой статус которых регулируется правом, уяснили свою взаимосвязь с другими членами общества, прониклись чувством ответственности за свои поступки.

      Задачи  правового воспитания заключаются  в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели  для них личный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении 8.

      Из  этого определения можно вывести  следующие задачи правового воспитания:

  1. Формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права, информирование по текущим и актуальным вопросам права;
  2. Формирование уважения к государству и праву, принципам законности;
  3. Привитие навыков правомерного поведения;
  4. Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости к правонарушениям;
  5. Формирование потребности и умения активно защищать в установленном порядке интересы и права, как свои, так и других лиц (государства и общества в целом) .

      По  общему правилу, подвергаться «воздействию»  правового обучения и правового  воспитания человек начинает в школе  в процессе обучения праву. Основными  формами такого воспитательного обучения, воздействующего на правосознание учеников, воспитание правовых компонентов их мировоззрения являются:

  • Уроки права: с 5 по 7 классы «Граждановедение», 8-9 классы «Правоведение», «Обществоведение», 10-11 классы «Основы государства и права» либо «Политика и право» Спецкурсы (модули) по «Основам государства и права», а также другие внеклассные мероприятия (выход в суд, в милицию, исправительную колонию, приглашение работников милиции для проведения профилактических лекций). Модульные учебные курсы полностью посвящены правовым знаниям.

      История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке. Таким образом, важным субъектом в правовом воспитании граждан выступает государство. Для него крайне важно сформировать положительное отношение к праву, обучить юристов и правоведов. Каждое государство должно четко сформулировать, кого и как воспитывать. Для того, чтобы ответить на этот вопрос М. Зыков предлагает взять в руки Конституцию РФ. Он считает, что в ней четко определен тот идеал россиянина, которого родители, учителя, общественность должны воспитать. Так, он выделяет 135 основных гражданских качеств и ценностей, которые в идеале должны быть присущи каждому россиянину. Эти пункты охватывают практически все виды воспитания – умственное, физическое, трудовое и пр., в том числе и правовое 11.

Основными элементами механизма правового  воспитания являются формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. На уровне организации правового воспитания населения к ним относятся: правовой всеобуч, пропаганда права, средства СМИ, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (например, выборы и пр.)

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.

Наша школа не является элитным учебным заведением, контингент учащихся различный  по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей, но в целом большинство учащихся из благополучных семей. В настоящее время  состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних-1 уч-ся, ОпДН – 2 уч-ся, на внутришкольном учете –  6  уч-ся.

 Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Наш педагогический коллектив давно и планомерно решает эту задачу, давая учащимся возможность личностного развития, познания собственных способностей и самоопределения.

В своей работе мы использовали следующие источники:

1. Конституция Российской Федерации – основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан и др.

2. Закона РФ «Об образовании»;

3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.;

4. Конвенция ООН «О правах ребенка»;

5. Семейный кодекс РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми);

6.Уголовный кодекс РФ: ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках);

7.Избирательный Кодекс России - регулирует процесс выборов на территории нашей области;

8. Материалы из сети Интернет;

9. Учебные пособия по праву.

Наибольший интерес в этом году вызвали такие формы работы:

1. Беседы в   классах с показом презентаций: “Конвенция ООН о правах ребенка», « Виды соучастия в преступлении”, «Гражданином быть обязан», «Допрос несовершеннолетних», «Как сказать «нет» негативному влиянию», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» подготовленные учащимися 9-11х классов

2. Конкурс рисунков учащихся 1 – 6-х классов “   Права ребенка”

3.  Викторина “Права ребенка-права человека”

4. Составление “Альманаха родительских наставлений и учительских нотаций” - 5-6 классы

5. Акция “Ребенок – тоже человек!”. Мнения учащихся по различным правовым ситуациям.

6. Социологическое исследование “Измерение температуры” соблюдение прав человека в школе”

7. Проект: “Создаем иллюстрированную книгу “Мы и наши права” - 8 класс

8. “Родители! Наше будущее – в ваших руках!” изготовление листовок, призывающих взрослых принять участие в выборах. Распространение лучших листовок среди взрослых.

9. Юридическая консультация “Спросите у знатоков”. Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних и социальным педагогом.

10. Конкурс агитбригад “ Мы за ЗОЖ и правовую культуру”  

11. Турнир правоведов.

Используемые дидактические материалы:

Разработки бесед с учащимися : « Права человека и гражданина» « Права ребенка», «О причинах правонарушений» и т.д.;

Разработки бесед с родителями: « Как воспитать ребенка без физического наказания», «О причинах правонарушений», « Что делать, если Ваш ребенок попал в милицию» и т.д.;

Разработки интеллектуально- правовых и деловых игр; 

Видеофильмы, музыкальные видеоклипы и т.д.;

Раздаточный материал « Дееспособность несовершеннолетних»,  «Правоспособность»;

Комплект правовых задач;

Разработки тестов по темам  «Конституция РФ», « Трудовое право», «Уголовное право»;

Разработки презентаций по праву: « Права ребенка»,  «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Гражданином быть обязан», «Как не стать жертвой правонарушений», «Виды соучастия преступления» и т.д.;

Материалы к проектной деятельности: «Трудоустройство молодежи в России», «Права потребителей», «Социально-психологические аспекты допроса несовершеннолетних», «Карманные деньги - за и против».

Анкета на правовую грамотность

Вопросы анкеты были предложены учащимся 5 - 11 классов, респондентами были ребята из школы. Из них 5 - 8 классы - 11%, 9 - 11 классы - 89%.

Знаете ли вы законы, защищающие ваши права и свободы?

Большинство опрашиваемых (60%) ответили что знают свои права, настораживает второе число - 40%, примерно, каждый третий не знает своих прав, а следовательно не защищен в полной мере.

Из законов самую высокую популярность имеют: Декларация о правах человека. На второй позиции - Декларация о правах ребенка, не обошли вниманием и основной закон государства - Конституцию РФ (третье рейтинговое место).

Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?

Большинство ребят ответили, что получают необходимую информацию в школе, на уроках правоведения и учителей - 36% ( только по этим данным можно сказать, что учитель совсем не враг учащихся, а их защитник!).

Информацию из газет, журналов, радио и телевидения получают 26%.

Есть респонденты, которые читают, наверное с увлечением, тексты законов - откуда и имеют всю информацию. От родителей учащиеся не получают необходимых сведений, наверное это объясняется низкой правовой культурой и самих родителей. Хуже, когда ребята не знаю, где взять информацию и живут в незнании, таких 12%!

Знаете ли вы свои права и свободы?

Имеют представление о своих правах 73% опрашиваемых. 27% и не "подозревают", что имеют права и свободы, считая, что еще не совсем выросли и все за них решают взрослые. В анкетах ребята более часто называли следующие свои права и свободы: свобода слова, право на образование, право на жизнь, право на труд, свобода совести. Многие считают, что обладают политическими правами, право избирать и быть избранным, но это возможно только с 18 лет. В результате анкеты отмечены и такие "права": создание семьи, защита детей, право достойно умереть, оставив след в истории человечества.

Знаете ли вы свои обязанности? Перечислите некоторые.

Считают, что имеют обязанности 70% опрошенных респондентов. Среди несовершеннолетних высока ответственность перед государством, так как были отмечены обязанность платить налоги и служба Отечеству. Ребята говорят о необходимости соблюдать законы. Большинство же говорят об обязанности учиться в школе, слушаться родителей и учителей, защищать природу, делать уроки, не курить в школе, тихо сидеть на уроках, не хулиганить!

В чем проявляется уважение прав и свобод окружающих вас людей?

52% по всей видимости, не проявляют уважения прав и свобод, либо никогда об этом не задумывались - что скорей всего близко к действительности.

Из тех, кто ответил положительно, чаще всего отмечают, что все люди свободны и равны. Каждый должен уважать свободу другого. Этого можно достичь через понимание проблем ближнего, не вмешиваясь в чужую жизнь, не нарушать правовые и общественные нормы, воспитание хороших манер.

Как вы понимаете определение "правовая культура человека"?

С помощью опрашиваемых представляем вам оригинальное определение, хотя сказать что-то вразумительное смогли всего 43% опрашиваемых.

Правовая культура человека - это поведение человека на основе знания законов и прав других. Человек, пользуясь данными ему правами не должен нарушать ничего. Это уровень воспитанности человека, когда он думает, о чем говорит и что делает. Наличие правовой культуры вызывает желание быть законопослушным, ходить на выборы  и платить налоги.

Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников?

Чувство солидарности отсутствует у каждого второго, ничего не предпримут

50% респондентов, пройдут мимо, не заметят, будут молчать.

Остальные же поступят следующим образом:

23% позовут на помощь правоохранительные органы;

19% вступятся, объяснят, что так делать нельзя, познакомят обидчиков с правами.

Несколько ребят пожертвуют своим учебником права и подарят обидчикам.

Каковы у вас недостатки в правовой культуре?

58% считают, что не имеют недостатков в силу отсутствия таковой.

Также отмечали незнание законов, своих прав.  

Считаете ли вы себя свободным человеком, и в чем это проявляется?

21% не считают себя свободными, или не совсем. Остальные вполне свободны.

 

Календарь правовых дат

21 век – Век ребенка;

1 июня – Международный день защиты детей;

4 июня – Международный день детей-жертв агрессии;

20 ноября – Всемирный день прав ребенка;

10 декабря – День прав человека;

12 декабря – День Конституции РФ.

Из практики

Когда дети разыгрывают правовые ситуации и учащиеся должны либо составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка или подискутировать на затратную тему.

Например:

Мать: «Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!»

Сын: «Но мама! Ты же все равно в 11 еще не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?»

Ведущий: «О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?»

Следующий пример, в ходе дискуссии использовались 4 ситуации, которые помогают ребятам, опираясь на «Конвенцию о правах ребенка» отстаивать свои права.

  1. Где нарушено право, а где мораль:

а) Мария Ивановна неправильно оформила завещание в пользу сына;

б) Анна обманула подругу;

в) Саша избил товарища;

г) Иванов С. Нарушил договор аренды помещения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие под ред. Е.С.Полат. – М.: 1999г.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: 1999г.
  3. Гражданское образование6 содержание и активные методы обучения. Под ред. С.Шехмера и Н.Воскресенской. – М.:1997г.
  4. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы. Книга для учителя. В 2х томах. – М.: 2000г.
  5. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материал всероссийской научно-практической конференции 12-13 апреля 2000г. – М.:2001г.
  6. Мельников Э.Ф.Профилактика безнадзорности детей и подростков. – М.: Правозащитник, 1999г.
  7. Смагина А.И. Права ребенка. – Минск:1997г.
  8. имею право. Сборник школьных законов . –М.:1992г.
  9. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.:2002г.
  10. Организация внеурочной работы по праву. Российский фонд правовых реформ. – М.:2002г.
  11. Правовое образование: организация внеурочной работы. –М.:2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы воспитания школьников.

Актуальные проблемы воспитания школьников в современной школе....

Патриотическое воспитание школьников : проблемы, традиции, потенциал,перспективы.

        Среди нравственных качеств человека особое место занимает любовь к своему Отечеству. Патриотизм является источником духовной силы. Это святое чувство побуждает каждо...

Актуальные проблемы физического воспитания -"Уровень физической подготовленности городских и сельских школьников мужского пола липецкой области"

Авторы исследования:Т.С.Гнусов (к.п.н), В.А.Кашкаров (к.п.н., профессор), Головина Т.И.(преподаватель МБОУ СОШ №2 г.Задонска). Цель исследования: проанализировать состояние физической подготовленности...

Методические материалы "Воспитательные мероприятия по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников"

Материалы по духовно- нравственному воспитанию содержат сценарии общешкольных праздников "Рождество Христово", "Светлый праздник Пасхи", "Масленица", "Покров"....

Итоговая работа по программе "Актуальные проблемы экологического воспитания школьников" Основные факторы загрязнения гидросферы и меры по эффективной защите и сохранению водных ресурсов

Гидросфера – совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников, снежного покрова. Вода -  самое распространенное неорга...

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА...

Проблемы экологического воспитания школьников на уроках английского языка

Экологическое воспитание является составной частью современного воспитания подрастающего поколения. Его можно осуществлять на основе межпредметного подхода, т. е. усилиями всего коллектива педагогов ш...