Школа+семья= академия открытий
статья на тему
материал о конструктивном сотрудничестве семьи и школы по формированию исследовательской культуры школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие школы и семьи в формировании и развитии
исследовательского потенциала школьника.
Один из выводов- необходимых шагов для развития сферы образования , сделанных на форсайт-сессии, организованной АСИ (агентством стратегических инициатив) в августе 2013 года , звучит так: «Необходимо активно способствовать развитию «компетентного» родительства». По мнению специалистов , «компетентные» родители могут стать серьезной силой , способной повлиять на развитие в позитивную сторону содержания и организации школьного образования . Что можно сделать в условиях сельской школы для того, чтобы родители стали добрым эхом наших педагогических начинаний в целях развития исследовательского потенциала школьников?
Анализ психолого-педагогических исследований российского образования позволил выявить ряд противоречий между:
- социальной потребностью общества в инициативных, активных гражданах, способных к саморазвитию и творческому преобразованию действительности и недостаточно изученными психологическими механизмами развития такой интегративной личностной характеристики, как исследовательская инициативность;
- желанием родителей видеть своих детей успешными в будущей жизни и отсутствием механизма их личного влияния на формирование необходимых качеств у их детей.
Чаще всего родители заботятся о положительных и высоких оценках, не всегда связывая их с реальными успехами. И в меньшей степени их заботит развитие творческого и исследовательского потенциала их детей. Поэтому огромный потенциал семьи в развитии учебно-исследовательской культуры школьника остается не использованным.
Задача школы – помочь семье реализовать свои возможности в этом направлении .Тогда, необходимо ответить на следующие вопросы
- 1. Какие ресурсы семейного воспитания для развития исследовательских качеств личности существуют и как их использовать?
- 2. Чем может помочь родитель школе в решении проблемы развития исследовательского потенциала школьников?
- 3. Как школе построить конструктивное сотрудничество в этом направлении?
В первую очередь мы можем констатировать ресурсы семьи как факт. Они включают в себя
- использование развивающих игр,
- использование семейной медиа- и видеотеки,
- совместный просмотр и обсуждение научно-популярных программ,
- обсуждение статей массовых печатных изданий и научно-популярных журналов,
- организация участия ребенка в различных Интернет –конкурсах, проектах,
- демонстрация проявлений творчества в собственной профессиональной деятельности,
- совместные исследования
Понятно, что не все родители проявляют активность в поиске необходимых источников для развития своих детей, поэтому школа на родительских собраниях предлагает буклеты, содержащие ссылки на сайты, способствующие развитию творческого и исследовательского потенциала их детей.
Таким образом , мы ответили на 1 вопрос
Ответить на 2 и 3 вопрос сложнее.
Опыт показывает, что родительский интерес к развитию в своих детях учебно-исследовательской культуры , безусловно, повышается тогда, когда ученическое исследование затрагивает интересы семьи, а еще лучше, если это исследование «вырастает» из запросов семьи. Поэтому свою работу в этом направлении я , как учитель биологии и химии, строю именно с этих позиций - заинтересовать не только ученика, но и его семью. Так, в течение последних 5 лет нами проведены и осуществлены следующие проекты и исследования:
В 2011 году проведена исследовательская работа «Технология изготовления мыла в лабораторных и домашних условиях». Цель исследования - изучить состав и свойства наиболее востребованных на потребительском рынке видов мыла, а также технологию его изготовления в лабораторных и домашних условиях.
Практическая значимость этой работы заключалась в том, что был дан анализ всех составляющих этого семейного гигиенического средства , даны рекомендации по использованию различных сортов мыла в зависимости от типа кожи и целей применения, а также отработана технология домашнего изготовления мыла. Работа вышла за стены школы и стала хобби одной из семей. В настоящее время сестры Романовы профессионально делают сувенирные композиции, и это приносит им определенный доход.
В том же году начался и стал ежегодным проект «Школьный цветник». Целью которого стало эстетическое оформление пришкольного участка и разработка индивидуального стиля школьного двора. Этот проект захватил всех: и педагогов, и детей, и их родителей: субботники, выращивание рассады, обмен посадочным и посевным материалом -все пошло не только на пользу проекта , но и в копилку собственного опыта по улучшению ландшафтного дизайна дачных и личных хозяйств. Излишки рассады мы дарим учителям-ветеранам, пожилым людям села, делимся с детским садом.
Этот проект перерос в другой под названием «Территория радости», который позволил занять 1 место в районном смотре школьных территорий, а семья Щербаковых стала победителем на территории села Булатниково .
В 2012 году реализован исследовательский проект «Флавоноиды как биологически активные вещества». Проект возник из социального опроса родительской общественности, направленного на изучение наиболее распространенных заболеваний среди старшего поколения. Конечно, на 1 место вышли сердечно-сосудистые заболевания и высокое давление. Мы предложили свой выход . С точки зрения научной составляющей нами была определена полифенольная структура флавоноидов , лабораторный анализ их качественного и количественного содержания в различных частях растений и наиболее широко используемых напитков, овощей и лекарственных трав). А раздел «Практическая направленность» содержит рекомендации по корректировке состояния здоровья для людей с повышенным давлением, ослабленным иммунитетом, так же даны общие рекомендации по правильному сбору, сушке и хранению лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды ; материал о медицинских препаратах, содержащих флавоноиды с указанием показаний к их применению. Особую благодарность нам высказывали пожилые люди.
В 2013 году также успешно был осуществлен исследовательский проект «Апробация сортов картофеля зарубежной селекции в условиях приусадебного хозяйства». Для семьи этот проект перерос в улучшение материального благосостояния, так как уже на следующий год появилась возможность продавать излишки продукции , семья получила хорошие дивиденды , а апробированные сорта постепенно входят в севообороты сельских подворий .
В результате проекта 2014 года - «Биологическая защита как основа экологического земледелия и стабилизации агроэкосистем» - семьи учащихся и жители села получили рекомендации по изготовлению ловчих поясов и ловушек для вредителей сада и огорода из недорого и экологически безопасного материала, а также информацию об экологической безопасности используемых средств борьбы с вредителями и способах защиты за счет оптимального использования растений с отпугивающими запахами.
В том же году была проведена исследовательская работа «Глицерин как компонент косметической и бытовой химии». Эта работа родилась из обычного урока химии с темой «Многоатомные спирты» ,а закончилась глубоким исследованием всего запаса семейной косметики и моющих средств , а также мастер-классом для родителей по использованию этого химического вещества для создания домашних косметических средств по уходу за кожей рук, тела и волосами.
В этом 2014-2015 учебном году мы «занимались медом». Вряд ли нужно доказывать, что в ложке меда-бочка пользы. Тем не менее, в настоящее время, мёд в условиях России остается довольно дефицитным и дорогим продуктом. Вторая сторона этого вопроса заключается в том, что человек должен брать у природы разумно, правильно используя поведенческие аспекты пчел, чтобы не нарушать равновесие в природе. Наш проект мы назвали «Использование некоторых поведенческих аспектов пчел для увеличения медосбора», в результате которого семья Цибиревых добилась увеличения пчелосемей и медосбора на своей пасеке только за счет использования инстинкта роения и рефлекторной природы дрессировки пчел.
Нельзя не рассказать еще об одном проекте «Эколого-краеведческий маршрут семейного отдыха «Вода: святая, живая и чистая»», разработанный по территории Ковардицкого сельского поселения нашего района. Красота природы Муромских просторов ничуть не хуже зарубежной и не оставит равнодушными всех членов семьи . Общая идея, объединяющая несколько отправных точек нашего маршрута,- вода, как часть самой природы , несет в себе многогранный смысл. Вода Святая- на территории села Лазарево у святых мест , Живая -у лесного Ковардицкого родника , и Чистая – в туристическо-развлекательном комплексе Дмитриевка и на Катышевской плотине.
Понятно, что не все ученики владеют высокой мотивацией для выполнения проектов с элементами научного исследования, поэтому другую категорию учащихся, с меньшей мотивацией можно вовлечь в детско-родительские проекты с краеведческими элементами исследования. Такими проектами стали: «Валенки: прошлое и настоящее национальной зимней обуви», посвященный производству валяной обуви на территории села, « И горький хлеб может стать сладок», посвященный истории хлебопечения в рамках Фестиваля «Славянка» в честь жития Иулиании Лазаревской, «История страны в судьбах и лицах», посвященный 70-летию Великой Победы. Эти проекты позволили продемонстрировать семьям наших учеников единение поколений и восприятие истории страны и ее культуры через историю семьи как общенациональной ценности .
Результативность совместной детско-родительской деятельности выражается в победах различного уровня : школьный, муниципальный, региональный, региональный с международным участием; общим повышением познавательной активности школьников и их учебного интеллекта, а также повышением уровня удовлетворенности родителей организацией образовательного процесса в школе. Авторы проектов выступают в высших учебных заведениях города Мурома, составляя достойную конкуренцию студентам, и прокладывают первые шаги к обучению в этих ВУЗах. Школа утверждает свою конкурентоспособность на разных уровнях, а родители и дети получают ситуацию успеха и уверенность в своем будущем образовании.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у сельской школы есть возможности построить конструктивное сотрудничество с родителями в формировании и развитии исследовательского потенциала школьников , а затем и их учебно-исследовательской культуры при определенных условиях.
1. Тематика исследовательских работ и проектов должны отвечать определенным требованиям:
- исследования должны быть актуальны, прежде всего для самой семьи ,
- проводиться с учетом познавательных интересов школьников,
- должна быть возможность использования нетрадиционного подхода к решению исследовательских задач,
- результаты исследования должны иметь практическое значение
2. «Компетентное» родительство следует формировать не от случая к случаю, а планомерно и целенаправленно, с учетом преемственности от дошкольного учреждения через начальное к основному и среднему образованию. Именно в этом я вижу перспективы развития моей темы и работы как учителя и классного руководителя .