Родительские собрания
материал (10, 11 класс) по теме

Рыжова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Опасность наркомании»

Вопросы для родителей:

  1.  Почему подростки наиболее подвержены наркомании?
  2.  Как давно появились наркотики?
  3.  Как ведется борьба с наркоманией?
  4.  Можно ли реально через наркотики заболеть СПИДом?
  5.  Каковы опасности, связанные с наркотиками?
  6.  Могут ли быть дети у наркоманов, и какими они могут родиться?

Памятка для родителей

 Уважаемые папы и мамы!

Для того, чтобы избежать проблем, связанных с употреблением наркотиков, помните:

  1.  Вы должны быть своему ребенку самым близким человеком, независимо от тех трудных ситуаций, в которые он может попадать.
  2.  Если ребенок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к людям и специалистам, чтобы ее решить.
  3.  Если ваш ребенок курит, пьет спиртные напитки, вы не застрахованы от того, что он может принимать наркотики.
  4.  Если вашему ребенку дома плохо, если он живет в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в компании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков.
  5.  Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья вашего ребенка.
  6.  Если ваш ребенок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо срочно обратиться к специалистам.
  7.  Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребенка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий.
  8.  Помните! Если ребенок принимает наркотики, значит, в его воспитании вы допустили серьезные просчеты. Не усугубляйте их!

Опасности, связанные с употреблением наркотиков:

передозировка ведет к потере сознания и даже смерти;

очень часты аварии в состоянии наркотического опьянения; s привыкание, физическая и психологическая зависимость;

растерянность, эйфория, галлюцинации, которые приводят к смертельному исходу;

повышенная эмоциональная возбудимость и нерациональное поведение;

провалы памяти;

частые головокружения после принятия;

мгновенная смерть (чистый кокаин);

СПИД и другие сопутствующие заболевания;

потеря интереса, стремлений, лень (марихуана);

врожденные дефекты у будущих детей;

повторная тяга к наркотикам после длительного перерыва в их употреблении (ЛСД и «Ангельская пыль»);

физические и психические нарушения.

Полезная информация

Наркотики — это токсические вещества, вызывающие поражение многих органов, снижающие иммунитет и приводящие к ранней смерти. При использовании инъекций наркоманы заражаются СПИДом и гепатитом и заражают этими болезнями других.

Под действием наркотиков у человека происходят-резкие изменения психики, появляются галлюцинации — видения, которые не существуют на самом деле. Человек начинает жить новыми ощущениями, ничего не замечая вокруг, ему могут казаться разные вещи. В таком состоянии человек способен на любые поступки и преступления, так как у него отсутствует контроль за своим поведением.

После того, как действие наркотика проходит, наступает очень болезненное состояние, вынуждающее снова применять наркотическое средство. Человек постоянно думает о том, как достать новую порцию зелья. Он становится злым и угрюмым, перестает интересоваться друзьями и семьей. Таким образом, развивается страшная болезнь - наркомания, которая может привести к смерти.

Постоянное применение наркотических веществ ведет к изменению личности — понижается роль высших чувств и повышается роль чувств низших; ухудшается здоровье и меняется характер.

Причины использования наркотиков:

  1.  Недостаточное воспитание нравственно-этических качеств.
  2.  Отсутствие эмоциональной уравновешенности, неспособность противостоять различным внешним ситуациям.
  3.  Своеобразная мода в современном обществе на наркотики.

Меры профилактики:

воспитание нравственно-этических качеств;

воспитание безопасного и ответственного поведения, обучение методам самоуправления;

социальная защита в детском и молодом возрасте;

запрет на пропаганду наркотиков;

запрет на производство и распространение наркотиков;

пропаганда здорового образа жизни.

Ход собрания

Собрание начинается с показа видеосюжетов. На фоне видеосюжетов классный руководитель знакомит родителей с материалами анкетирования учащихся и родителей.

Затем классный руководитель или приглашенные для участия в вечере специалисты отвечают на вопросы родителей.

Вопрос первый. Почему подростки наиболее подвержены наркомании ?

В подростковом возрасте очень хочется:

освободиться от постоянного контроля взрослых, который сопровождается недоверием и подозрительностью;

соответствовать необоснованно предъявляемым обвинениям.

освободиться от взрослых обязанностей и правил игры;

вкусить запретный плод, о котором так много говорят;

соответствовать нормам и ценностям референтной группы;

казаться сильным и умеющим все, не бояться взрослых.

Вопрос второй. Как давно появились наркотики ?

Растения с психоактивными веществами известны с давних времен. В племенах они использовались для ритуальных церемоний. Выбор растения зависел от того, какое количество его произрастало в данной местности.

Грибы-галлюциногены — Северная Америка;

Кустарник коки — Южная Америка;

Мак и конопля — Центральная и Южная Азия, Северная Африка, Кавказ.

Вопрос третий. Как ведется борьба с наркоманией?

Во многих странах арабского мира и среднеазиатских странах за употребление, хранение и сбыт наркотиков полагается смертная казнь. Во многих европейских странах законы более мягкие. В Германии, Голландии люди-наркоманы не боятся в этом признаваться, получают медикаменты и неотложную помощь.

Вопрос четвертый. Насколько реально наркоману заразиться СПИДом?

Есть определенная статистика: в двадцати случаях из ста наркоман становится ВИЧ-инфицированным.

Вопрос четвертый. Самые распространенные наркотические вещества ?

Галлюциногены — наркотики, вызывающие галлюцинации. Самый распространенный — ЛСД. После его принятия резко меняется настроение — от безудержного смеха до бесконечных и непрекращающихся рыданий. Этот наркотик был впервые выделен из грибка спорынья и впоследствии синтезирован.

Токсины — клей, лак, бензин, чистящие и моющие средства. Они задерживают дыхание, приводят к состоянию ощущения падения с большой высоты.

Опиаты — вещества, которые используют в медицине для снятия боли. Самый распространенный — героин. Он действует угнетающе на нервную систему.

Опиоиды — синтетические суррогаты опиумных препаратов. Вызывают толерантность и зависимость.

Вопрос пятый. Куда обращаться за помощью?

Телефон доверия «Российской нарколинии»

(095) 280-61-01;

Российский фонд борьбы с наркоманией (095) 299-53-52;

Телефон доверия НАН для подростков и их родителей (095)421-55-55;

Неотложная наркологическая помощь (095)427-66-01;

Фонд спасения детей и подростков от наркотиков (095) 458-74-58 ;

Вопрос шестой. Какими могут быть дети у наркоманов?

от рождения зависимы от наркотиков;

у них чаще всего развиты пороки внутренних органов;

большой риск психических заболеваний;

плохая учебная успеваемость;

асоциальное поведение.

Затем классный руководитель знакомит участников вечера с сочинениями учащихся по проблеме, мнением учащихся, результатами состоявшегося классного часа.

Обмен мнениями родителей.

Итог собрания.

Литература для подготовки к собранию

  1.  Родионов В. А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Ярославль, 2003.
  2.  Соловов А. В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика. Казань, 1999.



Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания: Профессии, которые выбирают наши дети.

Форма проведения собрания: конференция.

Задачи собрания:

  1.  Познакомить родителей с приоритетами интересов в получении профессий.
  2.  Формировать у родителей культуру понимания выбора профессии, сделанного старшеклассником.

Подготовительная работа к собранию

  1. Изучение профессиональных предпочтений учащихся класса .
  2.  Педагогическое изучение интересов учащихся в выборе профессий.
  3.  Приглашение представителей вузов на встречу с родителями.
  4.  Анкетирование родителей на предмет выбора профессии их ребенком.
  5.  Подготовка участия родителей в обмене мнением по следующим темам:

s Профессии нашей семьи.

S Профессиональные династии — «за» и «против».

s Роль педагогов в выборе профессии старшеклассников.

S Модные профессии и не очень.

  1.  Советы и рекомендации психолога. Как выбрать будущую профессию?

Анкета для старшеклассников №1

  1.  Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий (расположите их по степени значимости)

1  6.        

  1.  .         7.        
  2.  .         8.        
  3.  .         9._
  4.  .         10.
  1.  Назовите преимущества вашей будущей профессии.
  2.  Назовите минусы вашей будущей профессии.
  3.  Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в профессии.
  4.  Назовите ваши качества характера, которые могут вам помешать приобрести любимую профессию.
  5.  Что или кто повлиял на выбор вашей будущей профессии?

родители, знакомые;        жизненные обстоятельства;

родственники;                друзья;

книги и фильмы;                способности.

педагоги;

Анкета для старшеклассников №2

Учащимся класса предлагается выбрать из списка профессий те, которые нужно распределить на две группы:

Профессия, которая нравится мне

Профессия, которую мне советуют родители



Предварительный просмотр:

Тема собрания: Характер моего ребенка.

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который он имеет в действительности.

В. Гюго.

Задачи собрания:

  1.  Обсудить с родителями проблемы старшеклассников, связанные с особенностями формирования их характера.
  2.  Учить родителей понимать особенности характера собственного ребенка.

Форма проведения собрания: родительско-ученический ринг.

Подготовительная работа к собранию

  1.  Подготовка заданий для групп «отцов и детей».
  2.  Подготовка теста для учащихся и родителей.
  3.  Написание ребятами сочинения-размышления на тему «Несхожесть характеров может привести к трагедии?!»
  4.  Учащиеся получают задание к родительскому собранию — «Характер и судьба».

Подготовка заданий для групп Группа «отцы и дети» №1

Задание 1

Дайте толкование понятию «характер». Что он «характеризует» в человеке?

Задание 2

Проиллюстрируйте примерами пословицу: «Посеешь привычку — пожнешь характер». Докажите, что это так, или опровергните эту точку зрения.

Задание 3

Есть черты характера, которые определяют способность человека к выбору цели. Назовите их и проиллюстрируйте примерами.

(Для справки классного руководителя: целеустремленность, прагматизм, рациональность, расчетливость.)

Группа «отцы и дети» №2

Задание 1

Объясните непосвященным, как образуется характер человека? Приведите тому примеры.

Задание 2

Оноре де Бальзак говорил: «Серьезность — основа характера». Так ли это?

Задание 3

Есть черты характера, которые демонстрируют отношение человека к делу, к труду. Назовите их и проиллюстрируйте примерами. (К сведению классного руководителя — трудолюбие, добросовестность, инициативность, безответственность и т. д.)

Группа «отцы и дети» №3

Задание 1

Часто можно слышать: «У него золотой характер» или «Как можно жить с таким несносным характером?».

Поясните, как это понимать и с чем связано наличие у человека золотого характера и несносного характера.

Задание 2

Опровергните или подтвердите мысль, высказанную Виктором Гюго: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности».

Задание 3

Есть черты характера, которые демонстрируют отношение человека к людям. Назовите эти черты характера и проиллюстрируйте их своими примерами. (К сведению классного руководителя: общительность — замкнутость, искренность — лицемерие и другие.)

Группа «отцы и дети» №4

Задание 1

Что вы можете сказать по данному утверждению: «Плохой характер можно изменить».

Задание 2

Подтвердите или опровергните эту мысль: «Характер — это умение быть собой». Трудно ли человеку быть всегда самим собой?

Задание 3

Есть группа качеств, которые характеризуют отношение человека к самому себе.

Назовите эту группу качеств. Какими качествами этой группы обладают люди, близкие вашему окружению. Какие качества этой группы могут здорово помешать человеку нормально жить? (К сведению классного руководителя — самокритичность, требовательность, гордость.)

Группа «отцы и дети» №5.

Задание 1

Объясните фразу: «Темперамент — климат характера».

Задание 2

Какие черты характера демонстрируют отношение человека к материальным ценностям? Так ли это важно в реальной жизни?

Проиллюстрируйте это положение своими примерами.

Задание 3

Можно ли иметь хороший характер и быть бездуховным человеком?

Какие черты характера кроются за бездуховностью? Приведите примеры и доказательства.

Подготовка теста для учащихся и родителей

Тест предлагается учащимся и родителям. Выполняют они его раздельно, но результаты анализируют вместе в ходе собрания после вопросов ринга.

  1.  Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?
  2.  Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?
  3.  Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?
  4.  Вам неприятно, когда незнакомый человек на улице говорит вам «ты»?
  5.  Способны ли вы ударить собаку или кошку?
  6.  Часто ли вы принимаете лекарство?
  7.  Вам надоедает ходить в один и тот же магазин за продуктами?
  8.  Тяготят ли вас общественные обязанности?
  9.  Способны ли вы ждать опаздывающего человека более пяти минут?
  10.  Способны ли вы ждать телефонный звонок, не проявляя беспокойства?
  11.  Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?
  12.  Часто ли меняется ваша фигура и отчего это зависит?
  13.  Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивание друзей?
  14.  Нравится ли вам жизнь вашей семьи?
  15.  Злопамятны ли вы?
  16.  Раздражают ли вас изменения в природе или «у природы нет плохой погоды»?
  17.  Случается ли вам с самого утра быть в плохом настроении?
  18.  Раздражает ли вас современная живопись, музыка и песни?
  19.  Надоедает ли вам присутствие в доме чужих людей?

Обработка результатов

Поставьте себе по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

Поставьте себе по одному очку за каждый положительный ответ на вопросы: 3, 9, 10, 13, 14, 19.

Подсчитайте очки.

Если вы набрали больше 15 очков, то с вашим характером можно жить хорошо. Вы покладисты, люди, которые рядом с вами, могут радоваться. Вы доброжелательны и тактичны, рядом с вами не бывает неловкости.

Если вы набрали от 8 до 15 очков, то у вас еще не все потеряно. В вашем характере есть недостатки, но много и достоинств. Вам только нужно не поскупиться раскрыть свои достоинства. Хотя это для вас достаточно непросто. Вы боитесь потерять свой авторитет в глазах окружающих.

Если вы набрали меньше 8 баллов, вашим родным и близким, друзьям и сослуживцам не позавидуешь. Рядом с вами по жизни идут ссоры и конфликты, которым вы не можете противостоять из-за своего характера. Характер характером, но можете ведь и у разбитого корыта остаться.

Сочинение-размышление на тему «Несхожесть характеров может привести к трагедии?!»

К родительскому собранию старшеклассники пишут сочинение-раз- мышление: «Несхожесть характеров может привести к трагедии?!».

Это сочинение очень уместно зачитать после теста, который будут обсуждать дети и родители друг с другом. Если кто-то из ребят не хочет читать вслух, он может показать свое сочинение родителям, которые сидят вместе с ним за партой.

Характер и судьба

Учащиеся получают предварительное задание. Задание состоит из нескольких вариантов.

Первый вариант — ребята готовят историческую справку. Она о жизни выдающихся людей, на судьбу которых повлиял их характер.

Второй вариант — рассказ о том, как сложились судьбы некоторых предков семьи или родственников под влиянием характера.


Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя

Юноши и девушки! Уважаемые родители!

Пройдет совсем немного времени, и ваши дети покинут стены школы, которая с каждым годом становится им все более мала, и пойдут учиться, работать, строить свою жизнь и судьбу.

Как сложится их жизнь, будет ли она счастливой и интересной, зависит от многих факторов.

Однако одним из главных факторов является характер человека. Добрый он или злой, капризный или неприхотливый, безжалостный или душевный покажет время. Оттого, какие качества характера преобладают в человеке, порой зависит так мало — просто человеческая жизнь!

Сегодня мы поговорим о характере. Однако наш разговор будет несколько необычен. Мы сами определим основные характеристики человеческого характера, обсудим это в группах, а затем родители и дети приведут свои доводы по каждому пункту тех заданий, которые лежат перед вами.

Работа в группах

Учащиеся и родители делятся на группы

Каждая группа «отцов и детей» получает одинаковое задание. В ходе собрания группы «отцов и детей» должны привести свое толкование тех постулатов, которые им предлагаются. Они могут вступать в полемику, опровергать доводы друг друга или соглашаться. На выступление каждой группы отводится 3—4 минуты. Затем группа экспертов из числа педагогов, присутствующих на собрании, выносит свой вердикт и отдает предпочтение какой-либо одной группе, которая была более убедительна.

Подведение итогов работы групп.

Тестирование старшеклассников и их родителей по теме собрания

Каждый ученик и родитель выполняет тест отдельно, затем они садятся друг к другу и обсуждают, что у них получилось. Может быть, благодаря этому тесту выявятся причины конфликтных ситуаций во многих семьях, проблемы с педагогами и сверстниками.

По реке под названием Судьба

Учащиеся приводят примеры из жизни выдающихся людей и представителей своих семей. Ребята рассказывают о влиянии характера на судьбу.

Итог собрания.

Литература для подготовки к собранию

  1.  ВасилевичЛ.И. Дневник самопознания. Мозырь, 2002.
  2.  Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.
  3.  Сонин В. А. Психологический практикум. Задачи, этюды, решения. М., 1998.



Предварительный просмотр:

Тема собрания: Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

Спор — это пережевывание противоречий для усвоения содержащихся в них истин.

В. Г. Кротов

Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как она с ней себя держит.

Бернард Шоу

Задачи собрания:

  1.  Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
  2.  Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

Форма проведения собрания: обучающий семинар.

Вопросы для обсуждения:

  1.  Что такое конфликт?
  2.  Умение разрешать проблемы и конфликты.
  3.  Конфликты «трудного» возраста.
  4.  Тактика поведения в конфликте.

Подготовительная работа к собранию

  1.  Анкетирование учащихся и родителей.
  2.  Подготовка ситуаций для анализа.
  3.  Подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления.
  4.  Проведение классного часа на тему «Поговорим о конфликтах».
  5.  Написание учащимися сочинения «Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?!»
  6.  Подготовка памятки для родителей.

Данное родительское собрание является очень важным в работе классного руководителя с родителями старшеклассников. Это связано в первую очередь с тем, что многие старшеклассники, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, именно в 10-м классе более всего подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречиями, страхами перед будущим выбором своего пути.

Родители, в свою очередь, часто в такой ситуации не помощники и не друзья своим детям. Они в мечтаниях и установках на собственного ребенка создают идеализированный образ подростка и его дальнейшего пути. Но, столкнувшись в жизни с реальными возможностями ребенка, с его отношением к своему будущему, родительские радужные перспективы рассыпаются как карточный домик, и наступает «эра конфликтов».

Родители и дети воюют по поводу и без повода, каждый доказывает свою правоту и каждый по-своему прав.

Именно на этот период времени попадает самое большое обращение родителей к учителям, психологам и другим людям за помощью в разрешении конфликтной ситуации.

В связи с этим, классный руководитель может подготовить и провести родительское собрание, а затем предложить родителям поучаствовать в тренинге эффективного взаимодействия, который проводят психологи или просто компетентные и подготовленные люди.

Анкетирование учащихся и родителей

Продолжите предложения:

  1.  Конфликт — это        
  2.  Причиной конфликта может быть        
  3.  Конфликт может привести к тому, что        
  4.  Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть        
  5.  Для того, чтобы избежать конфликт, нужно        

Анкетирование родителей

  1.  Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?
  2.  Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
  3.  Как вы их разрешаете?
  4.  Могут ли быть в школе конфликтные ситуации?
  5.  Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?
  6.  Как вы научились выходить из конфликтов в семье?
  7.  Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?

Анкетирование учащихся Ответь, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:

  1.  Ты — конфликтный человек?
  2.  Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
  3.  Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
  4.  Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?
  5.  С кем ты чаще всего конфликтуешь?
  6.  Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
  7.  Кто первым пытается разрешить конфликт — ты или другая сторона?
  8.  Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
  9.  Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того, как конфликт уладился, все остается в ваших взаимоотношениях по-прежнему?
  10.  Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?
  11.  Ты хотел бы принять участие в тренинге эффективного взаимодействия с людьми?

Подготовка ситуаций для анализа

Очень важно, чтобы ситуации решали учащиеся на классном часу, а их родители — на родительском собрании. Ведь это позволит увидеть не только правильные варианты, которые чаще всего будут давать родители, но и услышать от ребят о реальном поведении в ситуациях как взрослых, так и детей.

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить, но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся».

Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»

Ваше решение в подобной ситуации?

Ситуация 3

У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. «Собирайся на дачу, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь родителям!»

Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — «Мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!»

Как решить подобную ситуацию?

Ситуация 4

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».

Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 5

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.

Как поступить в подобном конфликте?

Подготовка теоретического материала для выступления

Классный руководитель готовит материал к выступлению в виде тезисов, которые можно написать на доске в классе.

Конфликт — это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.

Уильям Линкольн

Конфликты — это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.

Самое страшное в конфликте — это чувства, которые испытывают люди друг к другу.

Страх, злоба, обида, ненависть — главные чувства конфликтов.

От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви — километры шагов.

Сенека

Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.

Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:

проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);

проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Главная способность в конфликте — способность к конфронтации- объяснению.

Это — умение:

  1.  Отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;
  2.  Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
  3.  Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

Причины конфликтов родителей с подростками Подростки в конфликте:

  1.  Кризис переходного возраста;
  2.  Стремление к самостоятельности и самоопределению;
  3.  Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения;
  4.  Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
  5.  Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него лкрдьми.

Родители в конфликте:

  1.  Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
  2.  Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
  3.  Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
  4.  Борьба за собственную власть и авторитетность;
  5.  Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
  6.  Неподтверждение родительских ожиданий.

Методы выхода из конфликта.

Для выхода из конфликтной ситуации можно:

  1.  Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;
  2.  Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
  3.  Поставить себя на место другого человека;
  4.  Осознать право на существование иной точки зрения;
  5.  Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.

Классный час «Поговорим о конфликтах»

В ходе классного часа можно обсудить значимость данной проблемы для старшеклассников, разобраться в природе конфликтов, определить положительные и отрицательные стороны конфликта, разобрать ситуации, которые затем будут обсуждаться на родительском собрании, зачитать сочинения учащихся о конфликтах и определить обозначенные в сочинениях причины конфликтов «отцов и детей», которые затем будут обсуждаться на родительском собрании

Памятка для родителей Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

  1.  Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  2.  Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
  3.  В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  4.  Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
  5.  Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  6.  Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  7.  Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
  8.  Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  9.  Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
  10.  Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Полезная информация

Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» — это

стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей ?

  1.  Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
  2.  Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
  3.  Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
  4.  Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
  5.  Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
  6.  Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

  1.  За то, чтобы перестать быть ребенком.
  2.  За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
  3.  За утверждение среди сверстников.
  4.  Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

  •  помочь подростку найти компромисс души и тела;
  •  все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков;
  •  подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу;
  •  необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

Ход собрания

Родительское собрание начинается с отрывка из произведения Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома».

... весь этот народ, — за некоторыми немногими исключениями неистощимо-веселых людей, пользовавшихся за это всеобщим презрением, — был народ угрюмый, завистливый, страшно тщеславный, хвастливый, обидчивый и в высшей степени формалист. Способность ничему не удивляться была величайшей добродетелью. Все были помешаны на том, как наружно держать себя. Но нередко самый заносчивый вид с быстротою молнии сменялся на самый малодушный. Было несколько истинно сильных людей; те были просты и не кривлялись... Вообще тщеславие, наружность были на первом плане. Большинство было развращено и страшно исподлилось. Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромешная... Ругались они утонченно, художественно. Ругательство возведено было у них в науку; старались взять не столько обидным словом, сколько обидным смыслом, духом, идеей — а это утонченнее, ядовитее.

«Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу!» — говорили они про себя сами; а потому сплетни, интриги, бабьи наговоры, зависть, свара, злость были всегда на первом плане в этой кромешной жизни.

Не мог я раньше представить, как можно ругаться из удовольствия, находить в этом забаву, милое упражнение, приятность. Впрочем, не надо забывать и тщеславия.

Анализ анкетирования учащихся и родителей.

Анализ и решение конфликтных ситуаций.

Теоретические сведения для родителей о конфликте После теоретических сведений о конфликте классный руководитель может предложить родителям информацию о примитивных реакциях людей во взаимодействии. Информация предлагается налистке, родители читают и моделируют ситуации. Ситуации обсуждаются вслух.

Реакция амбиции

Получив информацию, придающую вес другому лицу, человек тут же старается принизить значение этой информации, стараясь подчеркнуть собственную значимость в глазах других людей.

Реакция самодовольства

Желание похвастаться своими возможностями или привилегиями, достижениями, при этом наблюдая за реакцией других людей. Получение радости от зависти других людей.

Реакция зависти

Человек достиг успеха, другой от его успеха и достижений «заболевает». Он считает, что успех другого возможен только после успеха его самого.

Реакция злорадства

Человек радуется тому, что кому-то плохо. Часто при этом не скрывает своих чувств.

Реакция захвата

Желание во что бы то ни стало присвоить себе заслуги другого человека, несмотря на свои реальные заслуги.

Реакция агрессии

Человек использует угрозы и грубость в достижении цели. Это характерно для людей амбициозных и нечуствительных к страданиям других. Реакция присвоения

Г иперопека или прилипание к человеку для реализации своих целей.

Реакция безразличия

Бестрепетное отношение к физическому и душевному страданию другого человека.

Итог собрания, запись на участие в тренинге родительской эффективности.

Литература для подготовки к собранию

  1.  ГригорьеваТ. Г., УсольцеваТ. П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.
  2.  Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999.
  3.  Сонин В. А. Психологический практикум. М., 1998.
  4.  Ф адеева Е. И. Таины имиджа. N4., 2002.



Предварительный просмотр:

В седьмом классе очень часто начинаются проблемы трудного возраста. Подростки меньше уделяют внимания собственно учебной деятельности, стараются любыми возможными средствами заявить о себе: проявлением агрессивности и грубости, уходом в свой мир, в мир своих друзей и интересов.

Цель родительского собрания - привлечь родителей к пониманию данной проблемы, помочь преодолеть трудности взросления детей с наименьшими потерями.

Тема собрания: Агрессия, ее причины и последствия.

Промедление может обернуться чем угодно,

ибо время приносит с собой как зло,

так и добро, как добро, так и зло.

Никколо Макиавелли

Форма проведения собрания: разговор по душам.

Задачи собрания:

1.    Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

2.    Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее преодоления.

Вопросы для обсуждения:

1.    Причины проявления агрессии.

2.    Родительская власть, ее виды и способы влияния на личность подростка.

3.    Возможные способы преодоления агрессивности.

Подготовительная работа к собранию

1.    Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

2.    Классный час «10 моих «Я».

3.     Сочинение учащихся «Со мною что-то происходит...»

4.    Анализ исследований психологической службы школы по проблеме детской агрессивности (по классу).

5.    Памятка для родителей.

Анкета для родителей № 1

1.    Изменилось ли поведение вашего ребенка в последнее время?

2.    Бывает ли ваш ребенок агрессивным и грубым?

3.    Против кого он проявляет агрессию?

4.    Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребенка?

5.    Находите ли вы понимание у всех членов семьи?

6.    Считаете ли вы необходимостью поднимать эту тему на родительском собрании?

Анкета для родителей № 2

Родителям предлагаются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены, и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка.

По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются:

Доброта;                            Безразличие;

Сочувствие;                       Упрямство;

Покладистость;                  Агрессивность;

Терпение;                          Нетерпимость;

Сопереживание;                 Эгоизм.

Считаю, что следующие качества характера моего ребенка выражены наиболее ярко (родители перечисляют те качества характера своего ребенка, которые наиболее ярко выражены).

Анкета для учащихся

1.    Чаще всего я радуюсь, когда___________________________

2.    Чаще всего я смеюсь, когда____________________________

3.    Чаще всего у меня хорошее настроение, когда_____________

4.    Чаще всего я плачу, когда_____________________________

5.    Чаще всего я злюсь, когда____

6.    Чаще всего я обижаюсь, когда_

7.    Мне хорошо, когда меня_____

8.    Мне плохо, когда меня_______

Тест для учащихся

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, можно отнести к вам. Их Должно быть не менее пяти.

Я — добрый;                            Я — безразличный;

Я — злой;                                Я — хороший друг;

Я — терпеливый;                     Я — умный;

Я — нетерпеливый;                  Я — помощник;

Я — упрямый;                         Я — обидчивый.

На классном часу ребята обсуждают проблему собственного поведения в различных жизненных ситуациях, объясняя свое к ним отношение.

Ребята работают в группах и парах, анализируя 10 черт своего характера, которые, по их мнению, преобладают.

Полезная информация

Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают их. Это агрессивные ребята, но причина такого поведения кроется не только в них самих. Ведь агрессия — это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия взрослых. С такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологам.

1.    Обучать агрессивных детей выражать свой гнев другими, более приемлемыми способами.

2.    Обучать таких ребят умению владеть собой и развивать в них способность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих агрессию.

3.    Формировать в агрессивных детях способность к доверию, сочувствию, учить их сопереживать.

Ход собрания Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не толь-: ко подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти И другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Обсуждение анкет учащихся

Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии отрочества является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей.

Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает тиранию.

Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.

Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности.

К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и Распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с Физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в томчисле и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований.

В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.

Памятка №1 для родителей по предупреждению детской агрессивности

1.    Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

2.    Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

3.    Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

4.    Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5.    Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

6.    Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

7.    Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8.    Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9.    Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

10.  Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Памятка 2

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь каранда-; шом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

•  ребенка бьют;

•  над ребенком издеваются;

•  над ребенком зло шутят;

•  ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

•  родители заведомо лгут;

•  родители пьют и устраивают дебоши;

•  родители воспитывают ребенка двойной моралью;

•  родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

•  родители не умеют любить одинаково своих детей;

•  родители ребенку не доверяют;

•  родители настраивают ребенка друг против друга;

•  родители не общаются со своим ребенком;

•  вход в дом закрыт для друзей ребенка;

•  родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;

•  родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;

•  ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:

внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

Итог собрания

Обмен мнением родителей об услышанном в ходе собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....