Родительское собрание Мой дом-моя семья.docx
статья на тему
Родительское собрание Мой дом-моя семья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_moy_dom-moya_semya.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Мой дом – моя семья»
Аверкина Наталья Валерьевна
Социальный педагог
МКОУ ЦО «Возрождение»
р. п. Куйтун, Иркутская область
- Дать родителям возможность поделиться своим опытом воспитания детей-подростков;
- Расширить психологические знания родителей;
- Помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.
Форма поведения:
План:
- Организационный момент
- Вступительное слово педагога
- Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них (с помощью учащихся)
- Составление памяток для родителей (в процессе обсуждения)
- Подведение итогов (чаепитие)
Оборудование:
* плакат с фотографиями семей учащихся.
* слова А.С. Макаренко «семья – это то место, куда приходят отдыхать победные силы человека»
Ход собрания
Вступительное слово педагога: «Учим детей общению, учимся у детей общению»
Семья – малая устойчивая человеческая группа, считают психологи. В каждой семье складываются свой эмоционально-психологический климат, благоприятный или неблагоприятный с точки зрения духовного развития отдельных членов семьи.
Ситуация в семье часто осложняется, когда ребенок вступает в переходный возраст. Мы с вами говорили об особенности этого периода. Сегодня мы постараемся понять, насколько в подростковый период важно для ребенка общение, особенно семейное.
Круг общения подростка значительно шире, чем у учащегося начальных классов. Они склонны критически оценивать слова и поступки взрослых, в том числе своих родителей. Вот почему взрослым в этот период жизни ребенка требуется более критично относиться к себе и своим поступкам.
С одной стороны, подросток в этот период стремиться к самостоятельности. Протестует против мелочной опеки и контроля; с другой стороны – он испытывает тревогу и опасения, сталкиваясь с новыми для него проблемами и ожидая от родителей помощи и поддержки, е всегда желая в том им признаться.
Вот как об этом противоречии подростковой психологии общения сказал
В.А. Сухомлинский:
«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг…
Я самостоятельный человек
Я не хочу, чтобы меня вели за руку
Передо мной высокая гора.
Это цель моей жизни.
Я вижу её, дума о ней, хочу достичь её, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно.
Я уже поднимаюсь, делая первые шаги
И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне,
Тем больше я вижу людей, тем больше познаю их,
Тем больше людей видят меня
От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно.
Мне необходима поддержка старшего друга.
Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека.
Но мне стыдно и боязно сказать об этом.
Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».
Уважение к личности подростка делает вас действительно нужным своему ребенку. К сожалению некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей.
Но быть нужным – это значит и разделить его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «настроенным на его волну», чутко улавливать малейшие, но такие важные перепады его эмоций. Сделай так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку. Тогда вам станет понятно одно из главных правил общения: «Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцем»
Но часто, чтобы научиться понимать и отвечать своим детям, надо, как говорят психологи, научиться проявлять пристальное внимание. Почему это так трудно? Да потому, что это требует времени! А его постоянно не хватает. Очень трудно бывает, отодвинуть бытовые проблемы, попытаться увидеть черты в своем ребенке, заметить, что его волнует и тревожит.
Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает не на наши слова и поступки, которые очень сильно эмоционально выражены. Но как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В этот момент мы теряем контроль над собой, и начинают проявляться те самые «спрятанные» черты, которые и передаются нашему ребенку.
В такие моменты нам не всегда удается справляться мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка. Чаще всего это случается, когда ребенок становиться подростком. Ведь именно для подростков характерны эмоциональная неустойчивость, психологические срывы, грубость, нежелание ничего слушать.
Попробуйте присмотреться в этот момент к своему ребенку, взгляните на него как бы посторонним взглядом. Не увидите ли вы в его поведении черты самого себя?
Отсюда вытекает еще одно важнейшее правило общения для родителей: «Я сам люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его».
В семье нужно создавать атмосферу уважения друг к другу, к правам и обязанностей к каждого. Иногда мы требуем от него выполнение какой-нибудь работы, наших поручений, не считаясь с тем, что у него могут быть свои планы на этот день, обязательства по отношению к товарищам.
Когда взрослый человек нарушает данное ребенку слово, то у него зачастую быстро находиться оправдание этому. Ребенку же, случается, взрослые не дают даже объяснить причину его поведения.
А ведь у каждого человека своя жизнь, свой путь в ней.
Поэтому надо понять, что разумно применять и такое правило: «Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка».
Разбор различных житейских ситуаций.
Ситуация 1. Мальчик поздно возвращается домой, родители, заждавшись налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив нечего родителям.
Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине.
- Реальная ситуация?
- В чем сложность данной ситуации?
Попробуем сами ее разрешить (учащимися разыгрывается сценка)
В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, и его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то более важное для него.
Отсюда следует правило: «Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выход из тупиковой ситуации».
Как заранее предусмотреть такие проблемы, как задержка после уроков, поздний приход домой, отвлечение от нужных домашних дел?
Все это вполне реально можно обсудить со своим ребенком, но не в силе указания, а в стиле совета, обсуждения, чтобы ребенок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И еще: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость – вот что надо нашим детям постоянно!
Ситуация 2. Многим из нас хорошо знакомы чувства, которые мы с радостью несем домой в семью. Кого-то из нас повысили в должности, кого-то наградили или еще что-то в этом роде. Как хочется в этот момент с кем-нибудь поделиться, быть выслушанным.
Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности. Но, разумеется, не во всех семьях складывается ситуация доверительного общения. Нам, взрослым, часто кажется, что только наши новости достойны того, чтобы о них узнали все члены семьи.
А часто ли мы слушаем новости других?
Сценка. Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.
Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату.
Разбор ситуации с помощью родителей.
Еще одно правило для взрослых: «Я знаю многое об окружающем нас мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этот мире».
Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.
Ситуация 3. Девочка обращается к матери с вопросами, которые ее интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них. Но постоянно поглядывает в интересную книжку, которую читала до прихода дочери.
Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет девочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки проблемы со сверстниками.
Обсуждение ситуации.
- Надо ли вникать в такие ситуации?
- Всегда ли они кажутся нам важными?
- Пытаемся ли мы перевести «детские проблемы» на свой взрослый уровень?
А ведь еще одна задача родителей – создать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность.
Еще одно правило «Я не могу сделать так. Чтобы страх, боль и разочарование ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удары судьбы».
Сведение всех сформулированных правил в памятку.
Принципы отношения родителей с детьми:
- Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.
- Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я не должен стремиться к тому, уду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
- Я – единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
- Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь найти выход из тупиковых ситуаций.
- Я зная много об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
- Я могу сделать, чтобы страх, боль разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удары судьбы.
- Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.
(Листы с отпечатанными принципами раздать родителям)
Заключительное слово педагога. Почаще смотрите на своих детей, когда они спят. Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Если не в своей семье, так в другой, не в этой школе, так в следующей, не от вас, так от других людей, рано или поздно ваш ребенок все равно узнает, что такое любовь, великодушие, понимание.
Но мы хотим, чтобы наши дети узнали это от нас с вами, правда? Это, значит, сегодня, сейчас. А для начала даже небольшой разговор подойдет и чаепитие. Сегодня дети угощают своих родителей. (Звучит песня «Погода в доме»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...
В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...
Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"
Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...
Разработка родительского собрания для Городского конкурса на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики
Родительское собрание в 6 и 7 классе «Как воспитать толерантного человека?» ...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...
«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...
Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»
Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...
Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"
Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....